Технологическая карта урока.
материал по информатике и икт по теме

Басыров Ильнур Минниахметович

Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс. ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_5_klass.docx22.17 КБ
Файл tk_6_klass.docx14.61 КБ
Файл tk_7_klass.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс. ФГОС.

Раздел программы:

Тема урока: Хранение информации

Учитель: Басыров Ильнур Минниахметович

Цель урока: формирование знаний о процессе хранения информации; создание и сохранения файлов в личной папке.  

Задачи урока:

Предметные:

  • общие представления о хранении информации как информационном процессе;
  • представления о многообразии носителей информации;

Метапредметные: 

  • понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой;
  •  основы ИКТ- компетентности;
  •  умения работы с файлами;
  •  умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

Личностные:

  • понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
  • стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, ноутбуки для учащихся,

  1.  презентация «Хранение информации»;
  2. флеш-анимация «Хранение информации. Память»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82906

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Здравствуйте, ребята! Мы начнем сегодняшний урок с проверки, ранее изученного нами материал.

        И предлагаю это сделать с помощью игры «Да – нет». Условия игры такие: на экране будут последовательно появляться вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет».  

  1. Что такое о хранение информации? 
  2. Приходилось ли вам хранить информацию?  (слайд 1)

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель мы наметим?

    Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации.

 Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.

Дети отвечают на вопросы (слайд1-20)

- О хранении информации.

Тема урока: «Хранение информации» (слайд 21)

- узнать, как можно больше о способах хранения информации.

слайд (22)

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм

  1. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

  • Объяснение понятия «память человека и человечества»,

  • Ввод понятия «хранение информации» (слайд 24-27);

2)  флеш-анимация «Хранение информации. Память»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82906

  • Объяснение понятия «носитель информации» (слайд 29).

- Объяснение понятия «файлы и папки»

-Итак, сделаем  общий вывод: хранение информации– это… (слайд 32).

слайд (23)

- приводят примеры различия памяти человека и памяти всего человечества

(слайд 24-27);

- приводят примеры того как люди в древности хранили информацию

(слайд 28)

- дети знакомятся с материалом анимации

(слайд 29)

- дети приводят примеры того что люди могут использовать в качестве носителя информации.

(слайд 30-31)

- делают вывод по теме урока (слайд 32)

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической речи

  1. Первичное закрепление материала

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает выполнить задание

(слайд 9)

выполняют задание

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

формирование умений  систематизации объектов;

  1. Динамическая пауза

Эмоциональная разрядка

Включает электронную физкультминутку для глаз

выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

  1. Компьютерный практикум

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает выполнить задание 3 практической работы 9 (слайд 10, 11)

Выполняют парами задание 3 практической работы 9 «Создаем простую таблицу «Планеты Солнечной системы».

Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме.

Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.

Личностные:

формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе;

формирование умений  преобразовывать текстовую форму в табличную;

закрепление умений поиска и систематизации информации.

  1. Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу? (слайд 12)

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает домашнее задание §12 с. 83-86;

Работа с дневниками

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

Литература

  1. Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
  2. Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013. - 184 с.:ил.
  3. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013. – 88 с.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Босова. Информатика. 6 класс. ФГОС.

Урок 14.  Практическая работа № 12

Цели урока:

  1.  закрепление представления о табличных моделях;  
  2. формировать умение создавать объекты в текстовом  редакторе.

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Орг. момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Запись домашнего задания.

§11 повторить, РТ № 132, 133

Работа с дневниками

3

Проверка домашней подготовки

Рабочая тетрадь № 128-130

Работают в рабочей тетради

4

Физминута

Выполняют упражнения

Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни

5

Выполни задание на компьютере:

Работа с текстовым редактором.

Учебник С. 186, практическая работа №12  

Личностные УУД:

- формирование  практических умений

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

6

Рефлексия:

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

Личностные УУД:

- развитие самооценки



Предварительный просмотр:

технологическая карта изучения темы

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Тип урока

Урокоткрытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно – диалогическая

Тема

Информация и ее свойства

Цель

Создание условий для знакомства с понятием –информация и ее свойства (информация, сигналы: непрерывный, дискретный), уметь задавать вопрос –какие свойстваимеет информация

Основные термины, понятия

Информация, виды информации, свойства информации

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о понятиях "информация", "свойства информации";

- уметь составлять вопросы, на разные свойства информатики.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к самообразованию;

 - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

 - уважительное отношение к иному мнению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 - формулировать и удерживать учебную задачу;

  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- формулировать познавательную цель;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - использовать таблицы;

 - устанавливать причинно – следственные связи;

  - проводить сравнение.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - ставить вопросы.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Л.Л. Босова учебник – тетрадь «Информатика и ИКТ»

Технические средства обучения:

Компьютер.

Медиапроектор.

Цифровой образовательный ресурс «Игры и задачи 7 класс» Школа 2100.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Организационный этап

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке информатики, будемраскрывать тайны информатики.

- Проверьте, все ли вы приготовили к уроку: учебник, рабочая тетрадь ручка, карандаш, линейка, дневник.

Обучающиеся проверяют наличие на парте учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости каждого предмета.

Актуализация  опорных знаний и умений

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные:

- понимать, что такое информация и ее свойства;

- иметь представление о видах информации;

- иметь представление о форме сигнала;

- привести в соответствие информацию по способу восприятия и форме представления

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- выполнять анализ;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Дома вы выполнили задание №1 в рабочей тетради (Визуально просматриваю).

- Дайте определение «Информатика»

- Что мы понимаем под информацией?

- Как называется сигналы различной природы?

-Как вы думаете какие еще бывают сигналы? Какой формы может быть еще сигнал (непрерывный, дискретный)?  

Читаю таблицу на доске.

- Оцените свою работу.

Просматриваю работы.

- Какими ещё виды информации вы знаете?

Обучающиеся показывают задание выполненное в РТ.

Дают определение «Информатика

- Информация это сведения об окружающем нас мире.

- Сигналы бывают разные: радиосигнал (слушаем радио), видео сигнал (смотрим телевизор), азбука морзе (посылает радист), музыкальный сигнал (нотные знаки - играет пианист)

Ребята сравнивают его со своим, дополняют, исправляют, если это необходимо.

Ставят отметку.

Сдают работы.

- Приводят примеры.

Постановка учебной проблемы

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные:

- выполнять приведение в соответствие вид информации, чувство, орган у человека(заполнить таблицу);

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

На экране таблицаhttp://dmolgain.blogspot.ru/p/blog-page_31.html:

Вид информации

Чувство

Орган у человека

Зрительная

зрение

глаза

Слуховая

?

?

Вкусовая

?

?

Осязательная

?

?

Обонятельная

?

?

- Как правильно заполнить таблицу?

- Какой формы может быть сигнал (непрерывный, дискретный)?  

- Предложите свои варианты вида информации (по способу восприятия и по форме представления)

- Заполните таблицу из рабочей тетради задание №4

Назовите как классифицируется информация?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Предлагают свои варианты заполнения

Предлагают варианты примеров.

Предлагают варианты примеров

.

- отвечают «По способу восприятия», «По форме представления»

- заполняют.

Обучающиеся высказывают свои предположения

Формулирование проблемы, планирование

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

- С чем же сегодня на уроке вам предстоит познакомиться?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас дать название этому виду информации?

- Надо ли уметь классифицироватьинформацию?

- По какому плану будете работать?

  1. Знать определение информации.
  2. Знать формы сигнала (непрерывный, дискретный)
  3. Понимать особенности восприятия и формы представления информации.

- Для чего все это вам нужно знать?

- Новые виды информации.

- Предлагают варианты примеров

- Предлагают варианты примеров

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

- Составлять в соответствие вид информации по форме восприятия и по форме представления.

Открытие нового знания

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные:

- иметь общее представление об информации и ее свойствах;

- иметь представление, чем отличается информация по способу восприятия и по форме представления;

- уметь строить таблицу – соответствия.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

-оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Рассмотрим таблицу «Виды информации».

- Какие виды информации вам известны?

- Какие органы восприятия у человека вы знаете? Ставим в соответствие вид информации с чувством и органом восприятия. Что бы заполнить нам необходим связать «вид информации» - «чувство» -«орган восприятия у человека».

- Попробуем записать это в таблицу.

- Расскажите, в какой форме сигнал представлен (непрерывный, дискретный)

.

- Есть два противоположных по смыслу слова «непрерывный» и «дискретный». Давайте запишем слово «информатика», и прочитаем его.

- Задайте вопрос, на который можно ответить когда слово«информатика» является дискретным сигналом, а когда непрерывным?

Заполните таблицу из рабочей тетради задание №4

Обучающиеся предлагают разные виды информации

Обучающиеся записывают слова в таблицу

Обучающиесяпредлагают несколько варианты ответов.

Обучающиеся заполняют таблицу

Применение нового знания

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные:

- уметь задавать вопрос - условие.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа на компьютере «Игры и задачи 7 класс», тема «Информация и ее свойства» - закрепление умения выбрать вопрос. на который можно ответить правильно.http://dmolgain.blogspot.ru/p/blog-page_2.html

-Подберите несколько вопросов, на которые можно ответить «сигнал дискретный» или «сигнал непрерывный» своему соседу.

За каждый правильно придуманный вопрос ставим +. (На столах лежит лист для фиксации успеха)

Самостоятельно работают с программой.

Составляют и задают вопрос. Для проверки правильно поставлен вопрос или нет, отвечают на него.

Рефлексия учебной деятельности

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Проверьте себя.

Попробуйте заполнить таблицу (на столах лежит лист для фиксации успеха).

Работа в парах

- Оцените свою работу. Напишите фамилию на той шкале, которая соответствует уровню приобретённых вами знаний.

- Для повторения темы вы зайдите на блогпо адресу:http://dmolgain.blogspot.ru/

Так же блог поможет ребятам, которые пропустили тему.

Записать ссылку в Э.Ж. в раздел «Домашнее задание».

Обращают внимание на запись на доске.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях.

Обучающиеся записывают фамилию на выбранной шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...