Арифметические операции в двоичной системе счисления
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Струкова Наталья Николаевна

конспект урока Информатики 9 класс. Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами выполнения арифметических действий над двоичными числами;

Углубить их представления о двоичной системе счисления (по учебнику Угринович Н.Д.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_9klassss.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информатика,  9 класс, учитель Струкова Наталья Николаевна.

Тема урока

Арифметические операции в двоичной системе счисления

(урок 26 из 68, ΙΙ четверть, урок главы ΙΙI «Кодирование и обработка числовой информации»)

Урок рассчитан на 40 минут

Использованы учебные пособия:

  1. Угринович Д.Н.  Информатика. Учебник для 9 класса, 6-е издание исправленное.  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
  2. Угринович Д.Н. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с.: ил.

Оборудование:

        ( мультимедийный комплекс, компьютерная программа Калькулятор,  другие дидактические материалы и компьютеры.)

Цели урока

  • Познакомить учащихся с приёмами выполнения арифметических действий над двоичными числами;
  • Углубить их представления о двоичной системе счисления

Основные понятия урока

  • Система счисления
  • Непозиционная система счисления
  • Позиционная система счисления
  • Двоичная система счисления
  • Основание системы
  • Алфавит системы
  • Разряд
  • Свернутая форма записи числа
  • Развернутая  форма записи числа

План урока (примерный)

Часть 1

Организационный момент

Повторение ранее изученного, необходимого на данном уроке материала

Проверка домашнего задания

Часть 2

Рассмотрение новых элементов, усложнение ситуации.

Использование изученного.

Рецензия на ответы учащихся.

Задание на дом, инструктаж.

Часть 3

Практическое применение изученного на уроке и ранее. Компьютерный практикум. Удостовериться с помощью возможностей программы Калькулятор, что арифметические действия над двоичными числами выполнены верно.

Ход урока

Содержание урока

Методическое обоснование

Часть 1

Оргмомент (Приветствие, сообщение даты настрой на работу)

После приветствия

приглашаются 2 ученика для проверки домашнего задания.

Первый с уровнем подготовки «средний» или «ниже среднего» для решения задания – «Восстанови пропуски». Необходимо заполнить пропуски в таблице.

«Средний ученик» восстанавливает пропуски без подсказок, для ученика с уровнем подготовки «ниже среднего»  можно предложить набор высказываний ниже таблицы для выбора и вставки в ячейки таблицы, (например, перемещением в текстовом электронном документе или слайд 5). Используется ученический компьютер. Ответы первого ученика проверит (или поможет подготовить) второй ученик с уровнем подготовки «выше среднего», оценит. Результат выводится на большой экран по сети (Radmin или NetOp)

 

Название

Основание

(базис)

Алфавит

Где используется

2

восьмеричная

0,1,2,3,4,5,6,7,9,А,В,С,D,E,F

десятичная

0, 1; двоичная; 8, 16, 10, шестнадцатеричная, шестнадцатеричная, 0,1,2,3,4,5,6,7; ЭВМ;  0,1,2,3,4,5,6,7,9; ЭВМ; в современном мире

Результат выводится на большой экран для демонстрации классу. (Задание на развитие языковой беглости учащихся)

ответы

Название

Основание

(базис)

Алфавит

Где используется

двоичная

2

0, 1

ЭВМ

восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7

ЭВМ

шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,9,А,В,С,D,E,F

ЭВМ

десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,9

в современном мире

В это время 3ий ученик выполняет работу на интерактивной доске (если нет на обыкновенной доске, на лисе бумаги большом) .

Заполните пропуски в тексте  (зеленым пропуски).

  1. Десятичная система счисления – позиционная система счисления в которой числа записываются по определённым правилам, с использованием алфита из десяти цифр
  2. Алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
  3. Основание – 10
  4. Разряды – 100, 101, 102, 103, …
  5. Развернутая форма числа 321,56 = 3 . 102 + 2. 101+ 1. 100 + 5. 10 -1+ 6. 10-2

Актуализация и проверка усвоения изученного на прошлом уроке материала

В ходе этого этапа сильному ученику необходимо подготовить слабого к публичному ответу (ситуация успеха для обоих)

Необходимо четкое проговаривание (1и 2 ученики по очереди) для устойчивого запоминания (ситуация успеха для обоих).

Формирование грамотной речи. Необходимо четкое проговаривание для устойчивого запоминания, ситуация успеха.

Активизация учебной деятельности конкретного ученика. (ситуация успеха для конкретного ученика).

Во время работы 1го, 2го, 3го учеников проводится фронтальный опрос остальных учащихся.

Подготовка к изложению нового материала.

  1. Дайте определение Системы счисления? /Система счисления – то знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.
  2. Существует ли классификация систем счисления? / Да
  3. По какому признаку? / Зависимость количественного значения цифры от позиции в записи числа
  4. Какие бывают системы счисления? / позиционные и непозиционные
  5. Из предложенных систем счисления (Римская и Десятичная – названия на слайдах 2,3) выберите позиционную, ответ обоснуйте. / Десятичная система счисления, количественное значение цифры зависит от позиции, которую она занимает в записи числа.

Заслушиваем ответ 3 ученика.

Необходимо повторить базовые понятия темы всем и активизировать учебную деятельность конкретного ученика, а также выявить степень владения понятиями в конкретной ситуации.

На данном этапе урока учащиеся должны четко понимать и формулировать определение числа, системы счисления, признак классификации систем счисления.

Часть 2

Подготовка к изложению нового материала.

Ставиться вопрос:

Как Вы думаете, верно ли равенсво10 + 10 = 100?

  • В десятичной системе счисления несправедливо.  

Может быть, оно справедливо в двоичной системе счисления? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы проверить справедливость этого равенства в двоичной системе счисления.

  • Перевести двоичные числа в десятичные.

102 = 1.21 + 0.20 = 210;

1002 = 410;

2+2=4 справедливо, значит, данное нам равенство справедливо

Сегодня мы будем учиться выполнять действия в двоичной системе счисления.

Итак, тема урока «Арифметические операции в двоичной системе счисления» (записываем в тетрадь) (слайд1).

Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять арифметические действия с двоичными числами. Будем складывать, вычитать, умножать, делить целые двоичные числа.

Для выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления будем использовать таблицы Сложения, вычитания, умножения двоичных чисел.(слайд6)

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10

0 – 0  = 0

0 – 1 = 1

1 – 0 = 1

1 – 1 = 10

0 . 0 = 0

0 . 1 = 0

1 . 0 = 0

1 . 1 = 1

Закрепление.

Выполним арифметические действия  с двоичными  числами 1101 и 101

Сложение      Вычитание     Умножение      

                     

Задания в учебнике №3.6

Все учащиеся самостоятельно в тетрадях, один сильный на компьютере или бумаге через веб-камеру или интерактивной доске. Для проверки вывести на экран решение сильного ученика.

Сложение   Вычитание    Умножение         Деление

                      

Часть3

Практическая часть: каждый ученик индивидуально за компьютером выполняет в программе Калькулятор (Вид - Инженерный) действия с двоичными числами (числа, используемые ранее на уроке складывает, вычитает, умножает, делит.)

Индивидуальная помощь нуждающимся учащимся (по Radmin или NetOp).

Подведём итог

Выставим оценки

Домашнее задание

 § 3.1.2 (учебник),

 Придумать и решить примеры на выполнение арифметических действий с двоичными числами

Постановка проблемы.

Усложнение ситуации заключается в том, что учащиеся должны

Сообщение новой темы

Активизация учебной деятельности учащихся.

Демонстрируется межпредметная связь (математика).

Отрабатывается умение решать задачу по предложенному алгоритму

Отрабатывается умение решать практическую  задачу по предложенному алгоритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арифметические операции в двоичной системе счисления

Технологическая карта урока ЭтапТДЗ этапаМетодыФормыВиды деятельности1.Организационный моментВключение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.Устное сообщение учителяобщеклассныеработа в тетр...

Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"

Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной системе счисления"Тип урока: комбинированный.Цели урока:1.      Дидактическая: познакомить c пра...

Арифметические операции в двоичной системе счисления.

Арифметические операции в двоичной системе счисления. 9 класс...

Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...