Арифметические операции в двоичной системе счисления
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Технологическая карта урока
Этап | ТДЗ этапа | Методы | Формы | Виды деятельности |
1.Организационный момент | Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Устное сообщение учителя | общеклассные | работа в тетради |
2.Проверка выполнения д/з | Выявить уровень знаний по д/з. Определение типичных недостатков. |
Мотивация, побуждение к поиску, Создание проблемной ситуации |
Сочетание общеклассных и индивидуальных |
дидактическая игра“Магия числа"
|
3.Подготовка к активной у.п.д. | Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы. | |||
4.Установка познавательной задачи | Организация учащихся по принятию познавательной задачи | Устное сообщение учителя | общеклассные |
|
5.Усвоение новых знаний | Сформировать конкретные представления об арифметических действиях в системе счисления; побуждать стремление детей самих искать решение задачи. | Эвристический (частично-поисковый) | сочетание общеклассных и индивидуальных | решение задач |
6.Первичная проверка понимания | Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учить выбирать рациональные способы решения. | Анализ и логическое доказательное мышление | сочетание общеклассных и индивидуальных |
|
7.Закрепление знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в мини-коллективе. | Самостоятельная работа | парная | практическая рбота |
8.Самопроверка знаний | Выявить уровень первичного усвоения нового материала. | Самостоятельная работа | индивидуальные | решение задачи по карточкам, с.р. на повтор |
9. Итог | Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. | Устное сообщение учителя, учащегося |
|
|
10.Домашнее задание | Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию |
| консультация |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifmeticheskie_operacii_v_dvoichnoy_sisteme_schisleniya.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Цель: Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи:
Образовательная: | Закрепить и обобщить знания учащихся по теме с использованием нестандартных заданий. Отработать навыки перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную, выполнять арифметические операции над числами в двоичной системе счисления. |
Развивающая: | Развивать алгоритмическое и логическое мышление, память, внимание. Формирование познавательного интереса и творческой активности |
Воспитательная: | Повышать интерес учащихся к изучению информатики путем использования нестандартных задач. Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий. |
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, практический.
Формы: индивидуальная, дифференцированная, фронтальная, групповая.
Технология: личностно-ориентированная, урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Материально-техническая база и раздаточный материал:
- ТСО – компьютер;
- комплекс: мультимедиа;
- презентация “Магия числа”; (Приложение 1);
- презентация к уроку «Арифметические операции в двоичной системе счисления», листы с заданиями (кроссворд);
- раздаточный материал: рабочая тетрадь ученика (Приложение 2);
- буклет по теме “Магия числа” (Приложение 3).
- методические разработки и дополнительный материал к урокам используя, Интернет ресурсы;
План:
- Организационный момент.
- Проверка знаний и их актуализация (проведение графического диктанта и стихотворение)
- Объяснение темы урока
- Закрепление материала
- Индивидуальная работа с тренажером на ПК «Арифметические операции в СС» (дифференцированно)
- Подведение итогов урока
- Д/з
Ход урока
Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Магия числа Приложение1.ppt)
На доске (Магия числа Приложение 1, слайд 1)
На партах детей разложены рабочие тетради.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Учитель: На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Вопрос: Как перевести десятичное число в двоичное? Ответ: 1 способ: Представить десятичное число в виде суммы чисел “второго” ряда (1, 2, 4, 8, 16, 32, …, 1024, …); 2 способ: Деление десятичного числа, а затем и его частных на 2. Далее выписать полученные остатки от деления (0 или 1) в обратном порядке. Вопрос: Как перевести двоичное число в десятичное? Ответ: Коэффициенты двоичного числа (начиная с меньшего разряда и заканчивая высшим разрядом числа) умножить на числа “второго” ряда, затем найти сумму. Учитель: Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную. Наш урок начну со слов Иоганна Гете (Магия числа Приложение 1, слайд 2). Сегодняшний урок мы посвятим не только работе с системами счисления, но и изучению числа, постараемся ответить на вопрос “В чем же магия числа?” А впереди нас ждет “Веселая разминка” (Магия числа Приложение 1, слайд 3, 4, 5) 3. Обобщение знаний Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие. “Эврика” (Магия числа Приложение 1; слайд 6, 7) Как быть? Не могу поделить яблоки, все время получается неправильный результат. Ребята, а может вы, поможете? “В поисках истины” (Магия числа Приложение 1, слайд 8, 9,10) Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам поможет ответить викторина “Сколько?”. (Магия числа Приложение 1, слайд 11) Графический Диктант Сегодня на уроке мы проведем и графический диктант. - Сейчас я буду зачитывать высказывания, а вы будите писать «1», если высказывание истинно, если ложно – «0». Все эти символы записывайте в одну строчку. (Учитель зачитывает высказывания, приведенные ниже и на слайдах 14-18) Высказывания: (слайд 14) 1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. (1) (слайд 15) 2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. (0) (слайд 16) 3. Основание системы счисления – это количество цифр, используемых для записи числа. (1) (слайд 17) 4. В двоичной системе счисления 1+1=2 (0) (слайд 18) 5. В римской системе счисления символ D используется для обозначения числа 100. (0) (Правильный ответ: 10100) – У вас получилось число в двоичной системе счисления. Переведите его в десятичную. – Какое число получилось? (Правильный ответ: 20) | Садятся Слушают. Самостоятельно работают Переводят числа в десятичную систему счисления. (Ребята одновременно работают в рабочей тетради) ( Магия числа Приложение 2) Сформулируйте критерий четности в двоичной системе счисления Дать ответы на поставленные вопросы Индивидуальная работа | |||||||||||||||||
4. Этап закрепления, проверки полученных знаний. (Происходит проверка с обсуждением неправильных ответов): 1. Что такое система счисления? (Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами)-1 (слайд 18) 2. В какой системе счисления представлена информация, хранящаяся в компьютере? (Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в двоичной системе счисления)-0 (слайд 19)
| ||||||||||||||||||
– Послушайте шуточное стихотворение и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа в тетради. (слайд 13) Стихотворение: Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали… Вопрос: Какие числа вы записали? (слайд 14), сначала на слайде появляется стихотворение, а потом числа) В какой системе счисления записаны числа? Переведите их в десятичную систему счисления.(слайд 15) | Выписывают числа 1100, 101, 100, 10, 1, 100, 10, 10 Система счисления двоичная. (работают самостоятельно, на своих местах) 12, 5, 4, 2, 1, 4, 2, 2 | |||||||||||||||||
Физ.минутка : давайте сделаем валеологическую паузу (1 мин). | Индивидуально, самостоятельно | |||||||||||||||||
«Арифметические операции в двоичной системе счисления».
| ||||||||||||||||||
Знакомство с арифметическими операциями в СС(Слайд 26-31) | Выполнение арифметических операций с числами | |||||||||||||||||
4. Этап систематизации, обобщения изученного. “Магия числа” На этом этапе попросить ребят найти суммы по вертикали, по горизонтали, по основным диагоналям. Получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления.
В результате полученные суммы - одинаковы (равны 34). Спросить детей, знают ли они как называются такие квадраты. (Магия числа Приложение 1, слайд 32-35) Учитель: дается историческая справка о магии числа. (интеграция с историей) | Самостоятельно по карточкам | |||||||||||||||||
5.Индивидуальная работа с тренажером на ПК «Арифметические операции в СС» (дефференцированно) с использование ЦОР | ||||||||||||||||||
6.Подводится итог занятия. – Сегодня на уроке мы повторили: перевод чисел из одной системы счисления в другую, изучили арифметические операции над числами в двоичной системе счисления. - В чем же состоит магия числа? В заключении: - Поэзия в числах(Приложение 1, Слайд 36) – интеграция с литературой (составление Буримэ) - Объявляются отметки за урок.
|
Задания на оставшееся время: (слайд )
Задание: Заполните кроссворд
По горизонтали:
3. 11000 + 111
5. 11+10
7. 100000–1
9. 10101+1010
11. 100100-101
13. 100010–11
14. 110–1
15. 10001+1110
По вертикали:
1. 11000+11
2. 11001+10
4. 11100–1
6. 11101–10
8. 1100–101
10. 101+10
12. 11111–100
13. 10100+111
1 | 2 | |||||||||
3 | ||||||||||
4 | 5 | 6 | ||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | |||||||
11 | 12 | 13 | ||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
Ответы на кроссворд
1 1 | 2 1 | |||||||||
3 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
0 | 0 | |||||||||
4 1 | 5 1 | 0 | 1 | 6 1 | ||||||
7 1 | 1 | 1 | 81 | 1 | 91 | 101 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 1 | 1 | 0 | |||||||
111 | 1 | 1 | 1 | 121 | 131 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
1 | 141 | 0 | 1 | 1 | ||||||
0 | 0 | |||||||||
151 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
1 | 1 |
При подготовке урока и методических рекомендаций использовались учебники Н.Д. Угриновича и следующие ресурсы Интернета:
- Владимирова Н.А. Урок-игра «Путешествие с двоичными числами» // Информатика и образование. – 2005. - №11.
- Информатика. 7-9 классы. Базовый курс. Учебник./под ред. профессора Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2006.
- Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.-256с.
- http://vrbsh.narod.ru/ - Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)
- http://detskiysad.ru/ped/ped142.html - "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского."Просвещение", Москва, 1983 г.
- http://uchebauchenyh.narod.ru/books/urok/analiz.htm - книга С.В. Кульневича «Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК» со следующим содержанием:
- Преподавание ведется по учебнику:
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"
Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной системе счисления"Тип урока: комбинированный.Цели урока:1. Дидактическая: познакомить c пра...
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Арифметические операции в двоичной системе счисления. 9 класс...
Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"
В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Арифметические операции в двоичной системе счисления
конспект урока Информатики 9 класс. Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами выполнения арифметических действий над двоичными числами;Углубить их представления о двоичной системе счисления (по учеб...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...