Программа по внеурочной деятельности. Информатика. 2-4 класс»
рабочая программа по информатике и икт на тему
Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika._2_-4_klass.doc | 475 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели изучения курса информатики в начальной школе
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии. Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ. Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах. Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Общая характеристика учебного предмета
«Информатика» в начальной школе . С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков). Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность. Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.
В состав УМК входят:
- Учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс
- Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс
- Тетрадь контрольных работ, 2 класс
- Учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс
- Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 3 класс
- Тетрадь контрольных работ, 3 класс
- Учебник «Информатика», 4 класс
- Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 4 класс
- Тетрадь контрольных работ, 4 класс
- Методическое пособие для учителя, 4 класс
- Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
- Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
· формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
· формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
· овладение приемами и способами информационной деятельности;
· формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
· доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
· обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
· интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
· оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
· создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК «Информатика» для 2–4 классов полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально - деятельностным компонентам предмета.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
Кроме формирования и развития УУД, на уроках «Информатика» школьники учатся:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление. Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Контрольные работы
2 класс
№ п/п | Тема контрольной работы |
Виды информации. Человек и компьютер | |
Кодирование информации | |
Информация и данные | |
Документ и способы его создания |
3 класс
№ п/п | Тема контрольной работы |
1. | Информация, человек и компьютер |
2. | Действия с информацией |
3. | Мир объектов |
4. | Компьютер, системы и сети |
4 класс
№ п/п | Тема контрольной работы |
1 | По итогам повторения |
2 | Суждение, умозаключение, понятие |
3 | Мир моделей |
4 | Управление |
Учебно-тематический план
2 класс (первый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Виды информации. Человек и компьютер | 8 |
2 | Кодирование информации | 8 |
3 | Информация и данные | 8 |
4 | Документ и способы его создания | 10 |
Итого: | 34 |
3 класс (второй год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Информация, человек и компьютер | 7 |
2 | Действия с информацией | 9 |
3 | Мир объектов | 10 |
4 | Компьютер, системы и сети | 8 |
Итого: | 34 |
4 класс (третий год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Повторение | 8 |
2 | Суждение, умозаключение, понятие | 9 |
3 | Мир моделей | 8 |
4 | Управление | 9 |
Итого: | 34 |
Используемые виды деятельности на уроке:
- Чтение текста
- Выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради
- Наблюдение за объектом изучения (компьютером)
- Компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
- Работа со словарем
- Контрольный опрос, контрольная письменная работа
- Итоговое тестирование
- Эвристическая беседа
- Разбор домашнего задания
- Физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты
СОДЕРЖАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Раздел | Всего часов | |
2 класс (34 часа) | ||
Виды информации. Человек и компьютер. | 8 | |
Техника безопасности при работе на компьютере | ||
§1. Человек и информация | ||
§2. Какая бывает информация | ||
§3. Источники информации | ||
§4. Приемники информации | ||
§5. Компьютер и его части | ||
Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер » | ||
Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер » | ||
Кодирование информации. | 8 | |
§6. Носители информации | ||
§7. Кодирование информации | ||
§7. Кодирование информации | ||
§8. Письменные источники информации | ||
§9. Языки людей и языки программирования | ||
Повторение по теме «Кодирование информации» | ||
Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | ||
Анализ контрольной работы | ||
Информация и данные | 8 | |
§10. Текстовые данные | ||
§11. Данные | ||
§12. Числовая информация | ||
§13. Десятичное кодирование | ||
§14. Двоичное кодирование | ||
§15. Числовые данные | ||
Повторение по теме «Информация и данные» | ||
Контрольная работа по теме «Информация и данные» | ||
Документ и способы его создания | 10 | |
§16. Документ и его создание | ||
§17. Электронный документ и файл | ||
§18. Поиск документа | ||
§19. Создание текстового документа | ||
§19. Создание текстового документа | ||
§20. Создание графического документа | ||
§20. Создание графического документа | ||
Повторение по теме «Документ и способы его создания» | ||
Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» | ||
Анализ контрольной работы | ||
3 класс (34 часа) | ||
Информация, человек и компьютер | 7 | |
Техника безопасности при работе на компьютере | ||
§1. Человек и информация | ||
§2. Источники и приемники информации | ||
§3. Носители информации | ||
§4. Компьютер | ||
Повторение по теме «Информация, человек и компьютер» | ||
Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер» | ||
Действия с информацией | 9 | |
§5. Получение информации | ||
§6. Представление информации | ||
§7. Кодирование информации | ||
§8. Кодирование и шифрование данных | ||
§9. Хранение информации | ||
§10. Обработка информации | ||
Повторение по теме «Действия с информацией» | ||
Контрольная работа по теме «Действия с информацией» | ||
Работа над ошибками | ||
Мир объектов | 10 | |
§11. Объект и его имя | ||
§11. Свойства объектов | ||
§12. Функции объекта | ||
§12. Функции объекта | ||
§13. Отношения между объектами | ||
§14. Характеристика объекта | ||
§15. Документ и данные об объекте | ||
Повторение по теме «Мир объектов» | ||
Контрольная работа по теме «Мир объектов» | ||
Работа над ошибками | ||
4. | Компьютер, системы и сети | 8 |
§16. Компьютер – это система | ||
§17. Системные программы и операционная система | ||
§18. Файловая система | ||
§19. Компьютерные сети | ||
§20. Информационные системы | ||
Повторение по теме «Компьютер, системы и сети» | ||
Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети» | ||
Работа над ошибками | ||
4 класс (34 часа) | ||
Повторение | 8 | |
Техника безопасности при работе на компьютере | ||
§1. Человек в мире информации | ||
§2. Действия с данными | ||
§3. Объект и его свойства | ||
§4. Отношения между объектами | ||
§5. Компьютер как система | ||
Повторение, компьютерный практикум | ||
Контрольная работа по теме «Повторение» | ||
2. | Суждение, умозаключение, понятие | 9 |
§6. Мир понятий | ||
§7. Деление понятий | ||
§8. Обобщение понятий | ||
§9. Отношения между понятиями | ||
§10. Понятия «истина» и «ложь» | ||
§11. Суждение | ||
§12. Умозаключение | ||
Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие» | ||
Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» | ||
3. | Модель и моделирование | 7 |
Модель объекта | ||
Модель отношений между понятиями | ||
Алгоритм | ||
Исполнитель алгоритма | ||
Компьютерная программа | ||
Повторение, работа со словарем | ||
Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование | ||
4. | Информационное управление | 9 |
Управление собой и другими людьми | ||
Управление неживыми объектами | ||
Схема управления | ||
Управление компьютером | ||
Повторение, тестирование, игры и эстафеты | ||
Работа со словарем, контрольная, тестирование | ||
Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет) | ||
Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты | ||
Итоговая контрольная и тестирование | ||
Резерв (игры, эстафеты) | 3 |
Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
Цель – это ожидаемый результат. Авторы УМК попытались сформулировать некую текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:
· Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
· Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
· Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
· Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
· Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
· Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
· Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
· С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
· Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
· Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
· Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
· Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
· Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
· Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.
Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:
знать/понимать
· основные источники информации;
· назначение основных устройств компьютера;
· правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
· кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
· составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
· составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
· распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
· сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
· различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
· различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
· выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
· определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
· создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
· использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
· работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
· сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
· обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
· самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
· осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
· решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
· осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
· изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Формы и средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Литература
Учебник:
1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 175 с.
2. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для третьего класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 191 с.
4. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для третьего класса: ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Контрольные работы для третьего класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Учебник для четвертого класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 239 с.
7. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н., Нурова Н.А. Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса: ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
8. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Контрольные работы для четвертогоо класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Методические пособия для учителя:
3. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с.
4. Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.
Дополнительная литература:
1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 143 с.
Календарно–тематическое планирование
«Информатика и ИКТ» 2 класс, 34 часа (1 час\нед.)
№ уроков | Тема урока | Класс | Дата | Корректировка | Основные понятия | Освоение предметных знаний (базовые) | Виды деятельности | Компьютерный практикум | Д/з |
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер – 8 часов | |||||||||
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | Приводить примеры, иллюстрирующие различные виды информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Знание требований к организации компьютерного рабочего места | Работа с ЭОР «Мир информатики» .1 год обучения. Работа с мышью. | Правила поведения в кабинете информатики | |||||
2 | Человек и информация | Информация звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильна | Приобретение первоначальных представлений об информации, её восприятии, об органах чувств | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 1,2 | § 1, РТ № 1 с. 4 № 4,5 | |||
3 | Какая бывает информация | Виды информации | Приводить примеры разных видов информации; работать с компьютерной мышью. Понимание, что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 3 | § 2, РТ № 1 с. 6-10 № 1,3,4,8,9 | |||
4 | Источники информации | Источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации | Иметь представление об источниках зрительной и звуковой информации Иметь представление, что источником информации могут быть человек, живые организмы, устройства и приборы Приводить примеры источников информации Понимание связи между сигналом и его смыслом | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 5 | § 3, РТ № 1 с. 13-16 № 2,7,8, словарь | |||
5 | Приёмники информации | Источник информации, приёмник информации | Приводить примеры приемников информации Понимание, что источник может быть один, а приемников – много | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 7 | § 4, РТ № 1 с.18-19 № 3,4 | |||
6 | Компьютер и его части | Компьютер, инструмент | Иметь представление о компьютере, как универсальном инструменте для работы с информацией Понимание, что компьютер может хранить, обрабатывать и передавать информацию | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 3-5 | § 5, РТ № 1 с. 23 № 4,5 | |||
7 | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации | Обоснованно приводить примеры Решать информационные задачи | 5, 10, 2, 4 | Повторить § 1 – 5 РТ № 1 с. 26 № 4,7 | ||||
8 | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации | 5, 10, 6 или 7, 4 | ||||||
Глава 2. Кодирование информации – 8 часов | |||||||||
9 | Носители информации | -1.11 | Носитель информации, носитель письменной информации | Приводить примеры различных носителей информации Характеризовать основные носители информации Понимание, что носитель используется для длительного хранения информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 8 | § 6 РТ № 1 с. 29 № 4,5 | ||
10-11 | Кодирование информации | 08.111 15.11 | Кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф | Иметь представление: о простейших способах кодирования Приводить простейшие примеры кодирования информации Понимание. что смысл кодирования как преобразования информации по определенным правилам | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 9 - 10 | § 7 РТ № 1 с. 33-35 № 1,5 § 7 РТ № 1 с. 34-36 № 6(а),7,8 | ||
12 | Письменные источники информации | 22.11 | Алфавит, буква, звук, алфавитное письмо, источник | Иметь представление о письменных источниках информации Умение приводить примеры письменных источников информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 12 | § 8 РТ № 1 с. 39 № 4,5,6,8 | ||
13 | Языки людей и языки программирования | Естественный язык, искусственный язык, язык программирования | Иметь представление о назначении естественных и искусственных языков Умение называть разные языки и относить их к соответствующей группе | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 13 | § 9 РТ № 1 с. 43 № 3,4,5 | |||
14 | Повторение по теме «Кодирование информации» | Кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф. Естественный язык, искусственный язык, язык программирования | Обоснованно приводить примеры Решение информационных задач | 5, 10, 2, 4 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 8-13 | Повторить § 6 – 9 | |||
15 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | Кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф. Естественный язык, искусственный язык, язык программирования | 5, 10, 6 или 7, 4 | ||||||
16 | Анализ контрольной работы | ||||||||
Глава 3. Информация и данные – 8 часов | |||||||||
17 | Текстовые данные | Форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, алфавит | Раскрывать смысл понятия «текстовая информация» Умение приводить примеры по теме | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 14, Тренажер клавиатуры | § 10 РТ № 2 с. 4-5 № 4, 7 | |||
18 | Графические данные | Рисунок, графическое представление информации | Использовать знаково – символические средства представления информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с программой «Мир информатики» 1 год обучения. Раскрашивание компьютерных рисунков | § 11 РТ № 2 с.8 - 9 № 4, 6 | |||
19 | Числовая информация | Время, дата, числовая информация, форма записи даты, форма записи времени | Называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке Иметь представление об истории развития средств счёта, приводить примеры Умение преобразовывать числовую информацию в текстовую и обратно | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 15 | § 12 РТ № 2 с.13 -14 № 4,8,9 | |||
20 | Десятичное кодирование | Числовая информация, числовое кодирование десятью знаками, кодовая таблица | Иметь представление как используется кодовая таблица для кодирования и декодирования Умение решать простейшие задачи на кодирование и декодирование Понимать смысл и возможность использования двух знаков для кодирования | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 16 | § 13 РТ № 2 с.19 № ,7 | |||
21 | Двоичное кодирование | Двоичный код, двоичное кодирование | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 18 | § 14 РТ № 2 с. 24-27 № 3,9 | ||||
22 | Числовые данные | Число, представление информации в виде числовых данных | Умение различать числовую информацию и числовые данные | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 19 | § 15 РТ № 2 с.32-33 № 5,8 | |||
23 | Повторение по теме «Информация и данные» | Устройства для счета, абак, счеты, арифмометр, калькулятор | Знание определений Умение приводить примеры | 5, 10, 2, 4 | Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum П. 10,15 | Повторить § 10 - 15 РТ № 2 с.37-38 №4,7,8 | |||
24 | Контрольная работа по теме «Информация и данные» | Умение обоснованно приводить примеры Умение решать информационные задачи | 5, 10, 6 или 7, 4 | ||||||
Глава 4. Документ и способы его создания – 10 часов | |||||||||
25 | Документ и его создание | Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение | Владение понятием текстовый документ | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР «Редактор», «Впиши слова», «Вставь слово в предложение» | § 16 РТ № 2 с.42-43 № 3,4,5 | |||
26 | Электронный документ и файл | Текст, документ, электронный документ, файл | Владение понятием смысл текста, документ, файл | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР «Вставь буквы», «Напиши слова» | § 17 РТ № 2 с.45-47 № 2,4,8 | |||
27 | Поиск документа | Поиск, интернет, библиотека | Умение находить нужный документ | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Загадка» | § 18 РТ № 2 с. 49 – 51 № 1,4,5 | |||
28-29 | Создание текстового документа | Блокнот, запись, текстовый редактор | Умение загружать текстовый редактор и печатать текст | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Практическая работа «Создай текстовый документ на компьютере» | § 19 РТ № 2 с. 54- 55 №3,4 § 19 РТ № 2 С. 55- 56 №5,6 | |||
30-31 | Создание графического документа | Рисунок, графический редактор | Знание о способах создания графического документа Умение работать с графическим и текстовым редактором | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с простейшим графическим редактором | § 20 РТ № 2 с.58- 59 № 1,2, 3 § 20 РТ № 2 с. 59-60 №4,5 | |||
32 | Повторение по теме «Документ и способы его создания» | Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение Текст, документ, электронный документ, файл. Рисунок, графический редактор | 5, 10, 2, 4 | Работа с файлом «Таблица» | Повторение§ 16-20 РТ № 2 с.63 №4 | ||||
33 | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» | Текст, документ, электронный документ, файл. Рисунок, графический редактор | Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу | 5, 10, 6 или 7, 4 | |||||
34 | Анализ контрольной работы | Работа с графическим редактором |
1 - чтение текста 6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа
2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради 7 – итоговое тестирование
3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером) 8 – эвристическая беседа
4 – компьютерный практикум 9 – разбор домашнего задания
5 – работа со словарем 10 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
Календарно–тематическое планирование
«Информатика и ИКТ» 3 класс, 34 часа (1 час\нед.)
№ уроков | Тема урока | Класс | Дата | Корректировка | Основные понятия | Освоение предметных знаний (базовые) | Виды деятельности | Компьютерный практикум | Д/з |
Глава 1. Информация, человек и компьютер – 7 часов | |||||||||
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | Соблюдение требований безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Знание требований к организации компьютерного рабочего места | Правила поведения в кабинете информатики | ||||||
2 | Человек и информация | Сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер | Знание органов чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Знание видов информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая) | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 1 | § 1 РТ № 1 с. 3 - 5 № 2,4,7 | |||
3 | Источники и приёмники информации | Источник информации, приемник информации, естественный и искусственный источник | Умение отличать источник от приемника информации Умение приводить примеры источников и приемников информации Знание способов представления информации для реальных источников | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Источники и приемники информации» | § 2 РТ № 1 с. 7-10 № 2,5,6 | |||
4 | Носители информации | Носитель информации, долговечный и недолговечный носитель | Умение приводить примеры различных носителей информации Умение различать носители информации Понимание необходимости носителей информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Носители информации» | § 3 РТ № 1 с. 12-14 № 3,4,5,7 | |||
5 | Компьютер | Компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок | Знание устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации Понимание, что компьютер работает с данными с помощью программ | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Устройства компьютера» | § 4 РТ № 1 с. 16- 18 № 3,4,5(в) | |||
6 | Повторение по теме «Информация, человек и компьютер» | Информация, виды информации, источники, приемники, носители информации, компьютер | П. 1-4 повторение в среде Stratum | Повторить § 1 - 4 РТ № 1 с. 22 № 5 | |||||
7 | Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер» | ||||||||
Глава 2. Действия с информацией – 9 часов | |||||||||
8 | Получение информации | Получение информации, передача информации, хранение информации, наблюдение, вычисления | Приобретение первоначальных представлений о получении, передаче и хранении информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 6 - 7 | § 5 РТ № 1 с. 24 - 26 № 2,3 | |||
9 | Представление информации | Представление информации, способы и формы представления | Приобретение первоначальных знаний о способах и формах представления информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с текстовым редактором | § 6 РТ № 1 с. 28- 32 № 3,4,5,7 | |||
10 | Кодирование информации | Код, преобразование, способы кодирования, данные, кодирование информации | Приобретение первоначальных знаний о способах преобразования и кодирования данных, кодирования информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Кодирование информации» | § 7 РТ № 1 с. 34-36 № 3, 4,5(б, в, г) | |||
11 | Кодирование и шифрование данных | Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование | Умение самостоятельно кодировать и декодировать информацию с использование кодировочных таблиц | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Кодирование и шифрование» | § 8 РТ № 1 с. 38-42 № 2( в, г, д), 5, 6 | |||
12 | Хранение информации | Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека, электронная память | Умение объяснять, для чего человек хранит информацию Умение приводить примеры носителей информации Знание, что хранение информации – это одно из возможных действий с информацией, что компьютер может хранить информацию Знание о способах хранения информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Хранение информации в памяти ПК» | § 9 РТ № 1 с. 44-47 № 2,3(б),4 | |||
13 | Обработка информации | Обработка информации, виды информации, программа | Понимание, что обработка информации – это одно из возможных действий с информацией Умение объяснять смысл обработки информации Приобретение первоначальных знаний об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой) Понимание, что компьютер – это инструмент для обработки информации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 12 | § 10 РТ № 1 с. 52-57 № 5, 6,7,9 | |||
14 | Повторение по теме «Действия с информацией» | Код, кодирование, декодирование, шифрование, обработка информации | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 11-12 | Повторить § 5 – 10 РТ № 1 с. 59 – 65 № 3,5,7,8 | |||||
15 | Контрольная работа по теме «Действия с информацией» | Вариант 1: с. 13- 15 ( № 1,2,4,5), с.19- 24 ( № 1,3,4,5,6) Вариант 2: с. 16- 18 ( № 1,2,4,5), с. 25-30 (№1,3,4,5,6) Примечание: так как в ТКР работы №2 и №3 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте | |||||||
16 | Работа над ошибками | ||||||||
Глава 3. Мир объектов – 10 часов | |||||||||
17 | Объект и его имя | объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие, виды имен объектов | Приобретение первоначальных знаний о понятии «объект» Знание основных категорий объектов и их классификаций Знание основных видов имён объектов (общее, конкретное, собственное) | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 13 | § 11 РТ № 2 с. 3-8 № 2,5,8(б),9 Учебник с. 7 - 11 | |||
18 | Свойства объекта | объект, свойства, совокупность свойств, характеристика | Приобретение первоначальных знаний об основных категориях свойств объекта и умение раскрывать их на примерах | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Объект и его свойства» | § 11 РТ № 2 с. 5-9 № 6,7,11 Учебник с. 11 - 16 | |||
19-20 | Функции объекта | Назначение, элементный состав, действия объекта | Умение «читать» схему и понимание её как отражения элементного состава объекта Знание о «действии объекта» как элементе характеристики поведения объекта Приобретение первоначальных знаний о составлении пошагового плана действий для достижения поставленной цели | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Урок 18: Работа с файлом «Функции объекта» и с учебником (с. 29) Урок 19: Работа с файлом «Функции объекта 2» | § 12 Учебник ( с. 21- 25 до слов: « слово «функция» говорит нам…») РТ № 2 с. 13 – 16 № 1,3 § 12 № 5 | |||
21 | Отношения между объектами | Отношения объектов, виды отношений | Приводить примеры отношений между объектами | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Отношения между объектами» | § 13 РТ № 2 с. 18 – 24 № 2,3,4,7,9 | |||
22 | Характеристика объекта | объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика | Приобретение первоначальных знаний об элементах, составляющих характеристику объекта Умение давать характеристику простым объектам | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Характеристика объекта» | § 14 РТ № 2 с.26- 32 № 1,4,5,6(в, г),8 | |||
23 | Документ и данные об объекте | Документ, электронный документ, описание объекта в документе | Знание основных видов документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка) Понимание смысла информации, отображённой в документе дающей право или подтверждающий факт чего - либо | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Электронный документ» | § 15 РТ № 2 с. 36-38 № 3,5,7 | |||
24 | Повторение по теме «Мир объектов» | объект, действия объекта, функции, элементный состав объекта | ЭОР Матвеева 3 класс среда Stratum п. 13-20 | Повторить § 11 - 15 РТ № 2 с. 40- 47 № 1,3,5,6 | |||||
25 | Контрольная работа по теме «Мир объектов» | ||||||||
26 | Работа над ошибками | Вариант 1: с. 31-34 ( №1,2,4,6*), с. 39-43(№ 1,2,5,6) Вариант 2: с. 35-38 (№1,2,4,6*), с. 44-48 ( №1,2,5,6) Примечание: так как в ТКР работы №4 и №5 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте. Задание, отмеченное * - повышенной сложности. Дается на усмотрение учителя | |||||||
Глава 4. Компьютер, системы и сети – 8 часов | |||||||||
27 | Компьютер – это система | Компьютер, части компьютера, программы и данные | Приобретение первоначальных представлений о компьютере как о системе | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Компьютер» | § 16 РТ № 2 с. 49-53 № 2, 5,6 | |||
28 | Системные программы и операционная система | Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система | Приобретение первоначальных представлений о системных, инструментальных, прикладных программах | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Системные программы» | § 17 РТ № 2 с. 55-58 № 2, 4, 6 | |||
29 | Файловая система | Файл, система хранения файлов | Приобретение первоначальных представлений о понятии файл, о системе хранения файлов на носителях | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Файловая система» | § 18 РТ № 2 с. 60-63 № 2,4,7 | |||
30 | Компьютерные сети | Компьютерная сеть, локальная сеть, сервер, браузер | Приобретение первоначальных представлений о понятиях локальная сеть, сервер, браузер и их назначении | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Компьютерные сети» | § 19 РТ № 2 с. 65-68 №2,4,6 | |||
31 | Информационные системы | Библиотека, энциклопедия, Интернет | Приобретение первоначальных представлений об информационных системах Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | Работа с файлом «Информационные системы» | § 20 РТ № 2 с. 70-74 № 2,3,8, 9 | |||
32 | Повторение по теме «Компьютер, системы и сети» | Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть | Повторить § 16 - 20 РТ № 2 с. 76-79 № 2,4,5 | ||||||
33 | Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети» | КР №6 в ТКР Вариант 1: с. 49-52 Вариант 2: с. 53-56 | |||||||
34 | Работа над ошибками | Работа в текстовом редакторе |
1 - чтение текста 6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа
2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради 7 – итоговое тестирование
3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером) 8 – эвристическая беседа
4 – компьютерный практикум 9 – разбор домашнего задания
5 – работа со словарем 10 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
Календарно–тематическое планирование
«Информатика и ИКТ» 4 класс, 34 часа (1 час\нед.)
№ уроков | Тема урока | Класс | Дата | Корректировка | Основные понятия | Освоение предметных знаний (базовые) | Виды деятельности | Компьютерный практикум | Д/з |
Глава 1. Повторение – 8 часов | |||||||||
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | Соблюдение требований безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Знание требований к организации компьютерного рабочего места | Правила поведения в кабинете информатики | ||||||
2 | Человек в мире информации | Виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая) | Умение самостоятельно определять виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая) | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
3 | Действия с данными | Получение, представление, кодирование, хранение, обработка информации | Умение самостоятельно определять действия, выполняемые с данными | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
4 | Объект и его свойства | Объект, свойства, совокупность свойств, характеристика | Умение называть объекты реальной действительности, его свойства | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
5 | Отношения между объектами | Отношения объектов, виды отношений | Умение исследовать, распознавать и изображать отношения между объектами | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
6 | Компьютер как система | Компьютер, части компьютера, программы и данные | Приобретение первоначальных представлений о компьютере как о системе | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
7 | Повторение, компьютерный практикум | ||||||||
8 | Контрольная работа по теме «Повторение» | ||||||||
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие – 9 часов | |||||||||
9 | Мир понятий | Понятие, содержание понятия | Умение определять предмет по заданным свойствам Умение представлять информацию о предмете различными способами Приобретение первоначальных представлений о понятии термин | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
10 | Деление понятий | Деление понятий | Приобретение первоначальных представлений о структуре деления понятий Умение выполнять деление понятий | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
11 | Обобщение понятий | Обобщение понятий | Приобретение первоначальных представлений о структуре обобщения понятий Умение выполнять обобщение понятий | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
12 | Отношения между понятиями | Симметричные, несимметричные отношения между понятиями. Отношения «род»-«вид», «вид»-«род». Круги Эйлера-Венна | Умение устанавливать отношения между понятиями, представлять отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
13 | Понятия «истина» и «ложь» | Понятия «истина» и «ложь» | Приобретение первоначальных представлений о понятиях «истина», «ложь» Умение различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации. | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
14 | Суждение | Суждение, истинные и ложные суждения, простые и сложные суждения | Приобретение первоначальных знаний об основных признаках суждений Умение формулировать суждения | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
15 | Умозаключение | Умозаключение | Умение выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
16 | Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие» | ||||||||
17 | Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» | ||||||||
Глава 3. Мир моделей – 8 часов | |||||||||
18 | Модель объекта | Модель, материальные и информационные модели | Приобретение первоначальных представлений о понятие модель и моделирование Приобретение первоначальных представлений о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
19 | Текстовая и графическая модели | Текстовая модель, графическая модель | Приобретение первоначальных представлений о связи между текстовой и графической моделью с моделями реального мира | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
20 | Алгоритм как модель действий | Алгоритм | Приобретение первоначальных представлений об алгоритме как о модели действий | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
21 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов | Текстовые и графические алгоритмы, блок-схема, линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением | Приобретение первоначальных представлений о видах алгоритмов Умение составлять различные виды алгоритмов | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
22 | Исполнитель алгоритма | Исполнитель. Система команд исполнителя | Приобретение первоначальных представлений об исполнителе алгоритма. Приобретение первоначальных представлений о различии между исполнителями «Человек» и «Компьютер» | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
23 | Компьютер как исполнитель | Компьютер, система команд компьютера | Приобретение первоначальных представлений о компьютере как исполнителе программ | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
24 | Повторение по теме «Мир моделей» | ||||||||
25 | Контрольная работа по теме «Мир моделей» | ||||||||
Глава 4. Управление – 9 часов | |||||||||
26 | Кто кем и зачем управляет | Управление, задачи управления | Приобретение первоначальных представлений об управлении, схеме управления | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
27 | Управляющий объект и объект управления | Схема управления | Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||
28 | Цель управления | Цель управления, выбор | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | |||||
29 | Управляющее воздействие | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||||
30 | Средство управления | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||||
31 | Результат управления | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||||
32 | Современные средства коммуникации | 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 | ЭОР Матвеева 4 класс среда Stratum | ||||||
33 | Повторение по теме «Управление» | ||||||||
34 | Контрольная работа по теме «Управление» |
1 - чтение текста 6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа
2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради 7 – итоговое тестирование
3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером) 8 – эвристическая беседа
4 – компьютерный практикум 9 – разбор домашнего задания
5 – работа со словарем 10 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 1-4КЛАССА
ДЕТЯМ С РАННЕГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСНО ПОТРОГАТЬ, ПОДЕРЖАТЬ В РУКАХ ВСЕ, ЧТО ОНИ ВИДЯТ, НО ИМ НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНО СДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ПОЭТОМУ В СВОЕЙ ПРОГРАММЕ, Я ПОСТАРАЛАСЬ РАЗНООБРАЗИТЬ М...
Программа по внеурочной деятельности по информатике "Мир информатики"
Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях....
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса
Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...
Программа курса внеурочной деятельности "Информатика".
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 и 7-9 классов средней общеобразовательной школ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике _Готовимся к ЕГЭ по информатике_2023-2024
Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего образования...
Программа курса внеурочной деятельности «Информатика» для 9 классов основного общего образования на 2022 – 2023 учебный год
Программа курса внеурочной деятельности «Информатика» для 9 классов...