Программа по внеурочной деятельности. Информатика. 2-4 класс»
рабочая программа по информатике и икт на тему

Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika._2_-4_klass.doc475 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели изучения курса информатики в начальной школе

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии. Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ. Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В  соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах. Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).

Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Общая характеристика учебного предмета

«Информатика» в начальной школе . С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего  образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков). Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность. Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.

В состав УМК входят:

  • Учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс
  • Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс
  • Тетрадь контрольных работ, 2 класс
  • Учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс
  • Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 3 класс
  • Тетрадь контрольных работ, 3 класс
  • Учебник «Информатика», 4 класс
  • Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 4 класс
  • Тетрадь контрольных работ, 4 класс
  • Методическое пособие для учителя, 4 класс
  • Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
  • Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»

Электронное сопровождение УМК:

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

· формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

· формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

· овладение приемами и способами информационной деятельности;

· формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

· доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

· обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

· интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

· оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

· создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК «Информатика» для 2–4 классов полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально - деятельностным компонентам предмета.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения информатики

С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты 

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»:

1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию

1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции  

1.3) социальные компетенции

1.4) личностные качества  

2-я группа требований:   метапредметные результаты 

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:

освоение универсальных учебных действий:

2.1) познавательных

2.2) регулятивных

2.3) коммуникативных

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований:   предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.

     Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.

Кроме формирования и развития УУД, на уроках «Информатика» школьники учатся:

  1. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
  2. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
  3. Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
  4. Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
  5. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
  6. При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
  7. При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
  8. Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
  9. Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление. Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Контрольные работы

2 класс

№ п/п

Тема контрольной работы

Виды информации. Человек и компьютер

Кодирование информации

Информация и данные

Документ и способы его создания

3 класс

№ п/п

Тема контрольной работы

1.

Информация, человек и компьютер

2.

Действия с информацией

3.

Мир объектов

4.

Компьютер, системы и сети

4 класс

№ п/п

Тема контрольной работы

1

По итогам повторения

2

Суждение, умозаключение, понятие

3

Мир моделей

4

Управление

Учебно-тематический план

2 класс (первый год обучения)

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Виды информации. Человек и компьютер

8

2

Кодирование информации

8

3

Информация и данные

8

4

Документ и способы его создания

10

Итого:

34

3 класс (второй год обучения)

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Информация, человек и компьютер

7

2

Действия с информацией

9

3

Мир объектов

10

4

Компьютер, системы и сети

8

Итого:

34

 4 класс (третий год обучения)

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Повторение

8

2

Суждение, умозаключение, понятие

9

3

Мир моделей

8

4

Управление

9

Итого:

34

Используемые виды деятельности на уроке:

  1. Чтение текста
  2. Выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради
  3. Наблюдение за объектом изучения (компьютером)
  4. Компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
  5. Работа со словарем
  6. Контрольный опрос, контрольная письменная работа
  7. Итоговое тестирование
  8. Эвристическая беседа
  9. Разбор домашнего задания
  10. Физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ  

Раздел

Всего часов

2 класс (34 часа)

Виды информации. Человек и компьютер.

8

Техника безопасности при работе на компьютере

§1. Человек и информация

§2. Какая бывает информация

§3. Источники информации

§4. Приемники информации

§5. Компьютер и его части

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер »

Контрольная работа по теме  «Виды информации. Человек и компьютер »

Кодирование информации.

8

§6. Носители информации

§7. Кодирование информации

§7. Кодирование информации

§8. Письменные источники информации

§9. Языки людей и языки программирования

Повторение по теме «Кодирование информации»

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»

Анализ контрольной работы

Информация и данные

8

§10. Текстовые данные

§11. Данные

§12. Числовая информация

§13. Десятичное кодирование

§14. Двоичное кодирование

§15. Числовые данные

Повторение по теме «Информация и данные»

Контрольная работа по теме «Информация и данные»

Документ и способы его создания

10

§16. Документ и его создание

§17. Электронный документ и файл

§18. Поиск документа

§19. Создание текстового документа

§19. Создание текстового документа

§20. Создание графического документа

§20. Создание графического документа

Повторение по теме «Документ и способы его создания»

Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания»

Анализ контрольной работы

3 класс (34 часа)

Информация, человек и компьютер

7

Техника безопасности при работе на компьютере

§1. Человек и информация

§2. Источники и приемники информации

§3. Носители информации

§4. Компьютер

Повторение по теме «Информация, человек и компьютер»

Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер»

Действия с информацией

9

§5. Получение информации

§6. Представление информации

§7. Кодирование информации

§8. Кодирование и шифрование данных

§9. Хранение информации

§10. Обработка информации

Повторение по теме «Действия с информацией»

Контрольная работа по теме «Действия с информацией»

Работа над ошибками

Мир объектов

10

§11. Объект и его имя

§11. Свойства объектов

§12. Функции объекта

§12. Функции объекта

§13. Отношения между объектами

§14. Характеристика объекта

§15. Документ и данные об объекте

Повторение по теме «Мир объектов»

Контрольная работа по теме «Мир объектов»

Работа над ошибками

4.

Компьютер, системы и сети

8

§16. Компьютер – это система

§17. Системные программы и операционная система

§18. Файловая система

§19. Компьютерные сети

§20. Информационные системы

Повторение по теме «Компьютер, системы и сети»

Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети»

Работа над ошибками

4 класс (34  часа)

Повторение

8

Техника безопасности при работе на компьютере

§1. Человек в мире информации

§2. Действия с данными

§3. Объект и его свойства

§4. Отношения между объектами

§5. Компьютер как система

Повторение, компьютерный практикум

Контрольная работа по теме «Повторение»

2.

Суждение, умозаключение, понятие

9

§6. Мир понятий

§7. Деление понятий

§8. Обобщение понятий

§9. Отношения между понятиями

§10. Понятия «истина» и «ложь»

§11. Суждение

§12. Умозаключение

Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие»

Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие»

3.

Модель и моделирование

7

Модель объекта

Модель отношений между понятиями

Алгоритм

Исполнитель алгоритма

Компьютерная программа

Повторение, работа со словарем

Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование

4.

Информационное управление

9

Управление собой и другими людьми

Управление неживыми объектами

Схема управления

Управление компьютером

Повторение, тестирование, игры и эстафеты

Работа со словарем, контрольная, тестирование

Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет)

Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты

Итоговая контрольная и тестирование

Резерв (игры, эстафеты)

3

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

Цель – это ожидаемый результат. Авторы УМК попытались сформулировать некую текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:

· Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.

· Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.

· Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.

· Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».

· Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.

· Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.

· Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.

· С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.

· Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.

· Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.

· Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.

· Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.

· Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.

· Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.

Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:

знать/понимать

· основные источники информации;

· назначение основных устройств компьютера;

· правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

уметь

· кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;

· составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;

· составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);

· распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;

· сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;

· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;

· различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

· различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);

· выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

· определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;

· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

· создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;

· использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

· работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

· сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;

· обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;

· самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;

· осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;

· решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;

· осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

· изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

Формы и средства контроля

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой  «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Литература

Учебник:

1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 175 с.

2. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для третьего класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 191 с.

4. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для третьего класса: ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Контрольные работы для третьего класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

6. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Учебник для четвертого класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 239 с.

7. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н., Нурова Н.А. Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса: ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

8. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Контрольные работы для четвертогоо класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методические пособия для учителя:

3. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с.

4. Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.

Дополнительная литература:

1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 143 с.


Календарно–тематическое планирование

«Информатика и ИКТ» 2 класс, 34 часа (1 час\нед.)

№ уроков

Тема

урока

Класс

Дата

Корректировка

Основные понятия

Освоение предметных знаний (базовые)

Виды деятельности

Компьютерный практикум

Д/з

Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер – 8 часов

1

Техника безопасности при работе на компьютере

Приводить примеры, иллюстрирующие различные виды информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Знание требований к организации компьютерного рабочего места

Работа  с ЭОР «Мир информатики» .1 год обучения. Работа с мышью.

Правила поведения в кабинете информатики

2

Человек и информация

Информация звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильна

Приобретение первоначальных представлений об информации, её восприятии, об органах чувств

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

 с ЭОР

 « 2 класс» в среде Stratum

П. 1,2

§ 1,

РТ № 1

с. 4

№ 4,5

3

Какая бывает информация

Виды информации

Приводить примеры разных видов информации; работать с компьютерной мышью.

Понимание, что  человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа  

с ЭОР

 « 2 класс» в среде Stratum

П. 3

§ 2,

РТ № 1

с. 6-10  

№ 1,3,4,8,9

4

Источники информации

Источники информации, передача  информации, источник зрительной и звуковой информации

Иметь представление об источниках зрительной и звуковой информации

Иметь представление, что источником информации могут быть человек, живые организмы, устройства и приборы

Приводить примеры источников информации

Понимание связи  между сигналом и его смыслом

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа  

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 5

§ 3,

РТ № 1

с.  13-16  

№ 2,7,8,

словарь

5

Приёмники информации

Источник информации, приёмник информации

Приводить примеры приемников информации

Понимание, что источник может быть один, а приемников – много

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа  

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 7

§ 4,

 РТ № 1

с.18-19

№ 3,4

6

Компьютер и его части

Компьютер, инструмент

Иметь представление о компьютере, как универсальном инструменте для работы с информацией

Понимание, что компьютер может хранить, обрабатывать и передавать информацию

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 3-5

§ 5,

 РТ № 1

с.  23  

№ 4,5

7

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

Источники информации, передача  информации, источник зрительной и звуковой информации

Обоснованно приводить примеры

Решать информационные задачи

5, 10, 2, 4

Повторить

§ 1 – 5

РТ № 1

с. 26

№ 4,7

8

Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

Источники информации, передача  информации, источник зрительной и звуковой информации

5, 10, 6 или 7, 4

Глава 2. Кодирование информации – 8 часов

9

Носители информации

-1.11

Носитель информации, носитель письменной информации

Приводить примеры различных носителей информации

Характеризовать основные носители информации

Понимание, что носитель используется для длительного хранения информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 8

§ 6

РТ № 1

с.  29  

№ 4,5

10-11

Кодирование информации

08.111

15.11

Кодирование информации, письменное,  звуковое и  рисуночное кодирование, иероглиф

Иметь представление: о простейших способах кодирования

Приводить простейшие примеры кодирования информации

Понимание. что смысл кодирования как преобразования информации по определенным правилам

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 9 - 10

§ 7

РТ № 1

с.  33-35   № 1,5

§ 7

РТ № 1

с.  34-36  № 6(а),7,8

12

Письменные источники информации

22.11

Алфавит, буква, звук, алфавитное письмо, источник

Иметь представление о письменных источниках информации

Умение приводить примеры письменных источников информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс» в среде Stratum

П. 12

§ 8

РТ № 1

с.  39

№ 4,5,6,8

13

Языки людей и языки программирования

Естественный язык, искусственный язык, язык программирования

Иметь представление о назначении естественных и искусственных языков

Умение называть разные языки и относить их к соответствующей группе

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс» в среде Stratum

П. 13

§ 9

РТ № 1

с.  43

№ 3,4,5

14

Повторение

по теме «Кодирование информации»

Кодирование информации, письменное,  звуковое и  рисуночное кодирование, иероглиф. Естественный язык, искусственный язык, язык программирования

Обоснованно приводить примеры

Решение информационных задач

5, 10, 2, 4

Работа

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 8-13

Повторить

§ 6 – 9

15

Контрольная работа  по теме «Кодирование информации»

Кодирование информации, письменное,  звуковое и  рисуночное кодирование, иероглиф. Естественный язык, искусственный язык, язык программирования

5, 10, 6 или 7, 4

16

Анализ контрольной работы

Глава 3. Информация и данные – 8 часов

17

Текстовые данные

Форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, алфавит

Раскрывать смысл понятия «текстовая информация»

Умение приводить примеры по теме

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс» в среде Stratum.

П. 14, Тренажер клавиатуры

§ 10

РТ № 2

с.  4-5

№ 4, 7

18

Графические данные

Рисунок, графическое представление информации

Использовать знаково – символические средства представления информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с программой «Мир информатики» 1 год обучения. Раскрашивание компьютерных рисунков

§ 11

РТ № 2

с.8 - 9

№ 4, 6

19

Числовая информация

Время, дата, числовая информация, форма записи даты, форма записи времени

Называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке

Иметь представление об истории развития средств счёта, приводить примеры

Умение преобразовывать числовую информацию в текстовую и обратно

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 15

§ 12

РТ № 2

с.13 -14

№ 4,8,9

20

Десятичное кодирование

Числовая информация, числовое кодирование десятью знаками, кодовая таблица

Иметь представление как используется кодовая таблица для кодирования и декодирования

Умение решать простейшие задачи на кодирование и декодирование

Понимать смысл и возможность использования двух знаков для кодирования

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа  с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 16

§ 13

РТ № 2

с.19

№ ,7

21

Двоичное кодирование

Двоичный код, двоичное кодирование

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum.

П. 18

§ 14

РТ № 2

с. 24-27

№ 3,9

22

Числовые данные

Число, представление информации в виде числовых данных

Умение различать числовую информацию и числовые данные

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 19

§ 15

РТ № 2

с.32-33

№ 5,8

23

Повторение

по теме «Информация и данные»

Устройства для счета, абак, счеты, арифмометр, калькулятор

Знание определений

Умение приводить примеры

5, 10, 2, 4

Работа  

с ЭОР

« 2 класс»

в среде Stratum

П. 10,15

Повторить

§ 10 - 15

РТ № 2

с.37-38 №4,7,8

24

Контрольная работа  по теме «Информация и данные»

Умение обоснованно приводить примеры

Умение решать информационные задачи

5, 10, 6 или 7, 4

Глава 4. Документ и способы его создания – 10 часов

25

Документ и его создание

Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение

Владение понятием текстовый документ

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР «Редактор», «Впиши слова», «Вставь слово в предложение»

§ 16

РТ № 2

с.42-43

№ 3,4,5

26

Электронный документ и файл

Текст, документ, электронный документ, файл

Владение понятием смысл текста, документ, файл

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР

«Вставь буквы», «Напиши слова»

§ 17

РТ № 2

с.45-47

№ 2,4,8

27

Поиск документа

Поиск, интернет, библиотека

Умение находить нужный документ

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Загадка»

§ 18

РТ № 2

с. 49 – 51

№ 1,4,5

28-29

Создание текстового документа

Блокнот, запись, текстовый редактор

Умение загружать текстовый редактор и печатать текст

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Практическая работа «Создай текстовый документ на компьютере»

§ 19

РТ № 2

с. 54- 55 №3,4

§ 19

РТ № 2

С. 55- 56 №5,6

30-31

Создание графического документа

Рисунок, графический редактор

Знание о способах создания графического документа

Умение работать с графическим и текстовым редактором

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с простейшим графическим редактором

§ 20

РТ № 2

с.58- 59

№ 1,2, 3

§ 20

РТ № 2

с. 59-60 №4,5

32

Повторение по теме «Документ и способы его создания»

Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение Текст, документ, электронный документ, файл. Рисунок, графический редактор

5, 10, 2, 4

Работа с файлом «Таблица»

Повторение§ 16-20

РТ № 2

с.63 №4

33

Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания»

Текст, документ, электронный документ, файл. Рисунок, графический редактор

Проверка уровня  усвоения понятий и определений по разделу

5, 10, 6 или 7, 4

34

Анализ контрольной работы

Работа с графическим редактором

1 - чтение текста                                                                              6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа

2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради         7 – итоговое тестирование

3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером)               8 – эвристическая беседа

4 – компьютерный практикум                                                       9 – разбор домашнего задания

5 – работа со словарем                                                                10 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»  

Календарно–тематическое планирование

«Информатика и ИКТ» 3 класс, 34 часа (1 час\нед.)

№ уроков

Тема

урока

Класс

Дата

Корректировка

Основные понятия

Освоение предметных знаний (базовые)

Виды деятельности

Компьютерный практикум

Д/з

Глава 1. Информация, человек и компьютер – 7 часов

1

Техника безопасности при работе на компьютере

Соблюдение требований безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Знание требований к организации компьютерного рабочего места

Правила поведения в кабинете информатики

2

Человек и информация

Сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер

Знание органов чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Знание видов информации  по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая,  обонятельная, осязательная, вкусовая)

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

3 класс среда Stratum

п. 1

§ 1

  РТ № 1

 с.  3 - 5  

№ 2,4,7

3

Источники и приёмники информации

Источник информации, приемник информации, естественный и искусственный источник

Умение отличать источник от приемника информации

Умение приводить примеры источников и приемников информации

Знание способов представления информации для реальных источников

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Источники и приемники информации»

§ 2

  РТ № 1

с.  7-10  

№ 2,5,6

4

Носители информации

Носитель информации, долговечный и недолговечный носитель

Умение приводить примеры различных носителей информации

Умение различать носители информации

Понимание необходимости носителей информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Носители информации»

§ 3

  РТ № 1

с.  12-14  

№ 3,4,5,7

5

Компьютер

Компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок

Знание устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения  информации

Понимание, что компьютер работает с данными с помощью программ

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Устройства компьютера»

§ 4

РТ № 1

с.  16- 18  № 3,4,5(в)

6

Повторение по теме «Информация, человек и компьютер»

Информация, виды информации, источники, приемники, носители информации, компьютер

П. 1-4  повторение  в среде Stratum

Повторить § 1 - 4

РТ № 1

с. 22 № 5

7

Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер»

Глава 2. Действия с информацией – 9 часов

8

Получение информации

Получение информации, передача информации, хранение информации, наблюдение, вычисления

Приобретение первоначальных представлений о получении, передаче и хранении информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

3 класс среда Stratum

п. 6 - 7

§ 5

РТ № 1

с.  24 - 26

№ 2,3

9

Представление информации

Представление информации, способы и формы представления

Приобретение первоначальных знаний о способах и формах представления информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с текстовым редактором

§ 6

РТ № 1

с.  28- 32  № 3,4,5,7

10

Кодирование информации

Код, преобразование, способы кодирования, данные, кодирование информации

Приобретение первоначальных знаний о способах преобразования и кодирования данных, кодирования информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Кодирование информации»

§ 7

РТ № 1

с. 34-36 № 3, 4,5(б, в, г)

11

Кодирование и шифрование данных

Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование

Умение самостоятельно кодировать и декодировать информацию с использование кодировочных таблиц

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Кодирование и шифрование»

§ 8

РТ № 1

с. 38-42

№ 2( в, г, д), 5, 6

12

Хранение информации

Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека, электронная память

Умение объяснять, для чего человек хранит информацию

Умение приводить примеры носителей информации

Знание, что хранение информации – это одно из возможных действий с информацией, что компьютер может хранить информацию

Знание о способах хранения информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Хранение информации в памяти ПК»

§ 9

РТ № 1

с. 44-47

№ 2,3(б),4

13

Обработка информации

Обработка информации, виды информации, программа

Понимание, что обработка информации – это одно из возможных действий с информацией

Умение объяснять смысл обработки информации

Приобретение первоначальных знаний об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой)

Понимание, что компьютер – это инструмент для обработки информации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

3 класс среда Stratum

п. 12

§ 10

РТ № 1

с. 52-57

№ 5, 6,7,9

14

Повторение по теме «Действия с информацией»

Код, кодирование, декодирование, шифрование, обработка информации

ЭОР Матвеева

3 класс среда Stratum

п. 11-12

Повторить § 5 – 10

РТ № 1

с. 59 – 65

№ 3,5,7,8

15

Контрольная работа по теме «Действия с информацией»

Вариант 1:

с. 13- 15

( № 1,2,4,5), с.19- 24

( № 1,3,4,5,6)

Вариант 2:

 с. 16- 18

( № 1,2,4,5),

с. 25-30

(№1,3,4,5,6)

Примечание:  так как в ТКР работы №2 и №3  отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте

16

Работа над ошибками

Глава 3. Мир объектов – 10 часов

17

Объект и его имя

объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие, виды имен объектов

Приобретение первоначальных знаний о понятии «объект»

Знание основных категорий объектов и их классификаций

Знание основных видов имён объектов (общее, конкретное, собственное)

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

3 класс среда Stratum

п. 13

§ 11

РТ № 2

с.  3-8  

№ 2,5,8(б),9

Учебник

с. 7 - 11

18

Свойства объекта

объект, свойства, совокупность свойств, характеристика

Приобретение первоначальных знаний об основных категориях свойств объекта и умение раскрывать их на примерах

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Объект и его свойства»

§ 11

РТ № 2

с.  5-9  № 6,7,11

Учебник

с. 11 - 16

19-20

Функции объекта

Назначение, элементный состав, действия объекта

Умение «читать» схему и понимание её как отражения элементного состава объекта

Знание о «действии объекта» как элементе характеристики поведения объекта

Приобретение первоначальных знаний о составлении пошагового плана действий для достижения поставленной цели

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Урок 18:  Работа с файлом «Функции объекта» и с учебником

(с. 29)

Урок 19:  Работа с файлом «Функции объекта 2»

§ 12

Учебник

( с. 21- 25 до слов: « слово «функция» говорит нам…»)

РТ № 2

с. 13 – 16

№ 1,3

§ 12

 № 5

21

Отношения между объектами

Отношения объектов, виды отношений

Приводить примеры отношений между объектами

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Отношения между объектами»

§ 13

РТ № 2

с. 18 – 24

№ 2,3,4,7,9

22

Характеристика объекта

объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика

Приобретение первоначальных знаний об элементах, составляющих характеристику объекта

Умение давать характеристику простым объектам

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Характеристика объекта»

§ 14

РТ № 2

с.26- 32

№  1,4,5,6(в, г),8

23

Документ и данные об объекте

Документ, электронный документ, описание объекта в документе

Знание основных видов документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка)

Понимание смысла информации, отображённой в документе дающей право или подтверждающий факт чего - либо

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Электронный документ»

§ 15

РТ № 2

с. 36-38

№ 3,5,7

24

Повторение по теме «Мир объектов»

объект, действия объекта, функции, элементный состав объекта

ЭОР Матвеева

3 класс среда Stratum

п. 13-20

Повторить

§ 11 - 15

РТ № 2

с. 40- 47

№ 1,3,5,6

25

Контрольная работа по теме «Мир объектов»

26

Работа над ошибками

Вариант 1:

с. 31-34

( №1,2,4,6*),

с. 39-43(№ 1,2,5,6)

Вариант 2:

 с. 35-38

(№1,2,4,6*),

с. 44-48

( №1,2,5,6)

Примечание:  так как в ТКР работы №4 и №5  отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте.

Задание, отмеченное * - повышенной сложности. Дается на усмотрение учителя

Глава 4. Компьютер, системы и сети – 8 часов

27

Компьютер – это система

Компьютер, части компьютера, программы и данные

Приобретение первоначальных представлений о компьютере как о системе

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Компьютер»

§ 16

РТ № 2

с. 49-53  

№ 2, 5,6

28

Системные программы и операционная система

Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система

Приобретение первоначальных представлений о системных, инструментальных, прикладных программах

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Системные программы»

§ 17

РТ № 2

с. 55-58  

№ 2, 4, 6

29

Файловая система

Файл, система хранения файлов

Приобретение первоначальных представлений о понятии файл, о системе хранения файлов на носителях

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Файловая система»

§ 18

РТ № 2

с. 60-63  

№ 2,4,7

30

Компьютерные сети

Компьютерная сеть, локальная сеть, сервер, браузер

Приобретение первоначальных представлений о понятиях локальная сеть, сервер, браузер и их назначении

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Компьютерные сети»

§ 19

РТ № 2

с. 65-68 №2,4,6

31

Информационные системы

Библиотека, энциклопедия, Интернет

Приобретение первоначальных представлений об информационных системах

Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

Работа с файлом «Информационные системы»

§ 20

РТ № 2

с. 70-74

№ 2,3,8, 9

32

Повторение по теме «Компьютер, системы и сети»

Компьютер, операционная система, системные программы, файл,  файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть

Повторить § 16 - 20

РТ № 2

с. 76-79  

№ 2,4,5

33

Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети»

КР №6 в ТКР

Вариант 1:

с. 49-52

Вариант 2:

с. 53-56

34

Работа над ошибками

Работа в текстовом редакторе

1 - чтение текста                                                                              6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа

2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради         7 – итоговое тестирование

3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером)               8 – эвристическая беседа

4 – компьютерный практикум                                                       9 – разбор домашнего задания

5 – работа со словарем                                                                10 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»  

Календарно–тематическое планирование

«Информатика и ИКТ» 4 класс, 34 часа (1 час\нед.)

№ уроков

Тема

урока

Класс

Дата

Корректировка

Основные понятия

Освоение предметных знаний (базовые)

Виды деятельности

Компьютерный практикум

Д/з

Глава 1. Повторение – 8 часов

1

Техника безопасности при работе на компьютере

Соблюдение требований безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Знание требований к организации компьютерного рабочего места

Правила поведения в кабинете информатики

2

Человек в мире информации

Виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая,  обонятельная, осязательная, вкусовая)

Умение самостоятельно определять виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая,  обонятельная, осязательная, вкусовая)

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

3

Действия с данными

Получение, представление, кодирование, хранение, обработка информации

Умение самостоятельно определять действия, выполняемые с данными

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

4

Объект и его свойства

Объект, свойства, совокупность свойств, характеристика

Умение  называть объекты реальной действительности, его свойства

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

5

Отношения между объектами

Отношения объектов, виды отношений

Умение исследовать, распознавать и изображать отношения между объектами

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

6

Компьютер как система

Компьютер, части компьютера, программы и данные

Приобретение первоначальных представлений о компьютере как о системе

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

7

Повторение, компьютерный практикум

8

Контрольная работа по теме «Повторение»

Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие – 9 часов

9

Мир понятий

Понятие, содержание понятия

Умение определять предмет по заданным свойствам

Умение представлять информацию о предмете различными способами

Приобретение первоначальных представлений о понятии термин

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

10

Деление понятий

Деление  понятий

Приобретение первоначальных представлений о структуре деления понятий

 Умение выполнять деление  понятий

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

11

Обобщение понятий

Обобщение понятий

Приобретение первоначальных представлений о структуре обобщения понятий

 Умение выполнять обобщение  понятий

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

12

Отношения между понятиями

Симметричные, несимметричные отношения между понятиями. Отношения «род»-«вид», «вид»-«род». Круги Эйлера-Венна

Умение устанавливать отношения между понятиями, представлять отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

13

Понятия «истина» и «ложь»

Понятия «истина» и «ложь»

Приобретение первоначальных представлений  о понятиях «истина», «ложь»

Умение различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

14

Суждение

Суждение, истинные и ложные суждения, простые и сложные суждения

Приобретение первоначальных знаний об основных признаках суждений

Умение формулировать суждения

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

15

Умозаключение

Умозаключение

Умение выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех  истинных посылок

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

16

Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие»

17

Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие»

Глава 3. Мир моделей – 8 часов

18

Модель объекта

Модель, материальные и информационные модели

Приобретение первоначальных представлений о понятие модель и моделирование

Приобретение первоначальных представлений о  назначении и свойствах  моделей, о цели моделирования

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

19

Текстовая и графическая модели

Текстовая модель, графическая модель

Приобретение первоначальных представлений о  связи между текстовой и графической моделью с моделями реального мира

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

20

Алгоритм как модель действий

Алгоритм

Приобретение первоначальных представлений об алгоритме как о модели действий

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

21

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

Текстовые и графические алгоритмы, блок-схема, линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением

Приобретение первоначальных представлений о видах алгоритмов

Умение составлять различные виды алгоритмов

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

22

Исполнитель алгоритма

Исполнитель. Система команд исполнителя

Приобретение первоначальных представлений об исполнителе алгоритма.

Приобретение первоначальных представлений о различии между исполнителями «Человек» и «Компьютер»

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

23

Компьютер как исполнитель

Компьютер, система команд компьютера

Приобретение первоначальных представлений о  компьютере как исполнителе программ

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

24

Повторение по теме «Мир моделей»

25

Контрольная работа по теме «Мир моделей»

Глава 4. Управление – 9 часов

26

Кто кем и зачем управляет

Управление, задачи управления

Приобретение первоначальных представлений об управлении, схеме управления

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

27

Управляющий объект и объект управления

Схема управления

Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

28

Цель управления

Цель управления, выбор

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

29

Управляющее воздействие

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

30

Средство управления

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

31

Результат управления

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

32

Современные средства коммуникации

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

ЭОР Матвеева

4 класс среда Stratum

33

Повторение по теме «Управление»

34

Контрольная работа по теме «Управление»

1 - чтение текста                                                                              6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа

2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради         7 – итоговое тестирование

3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером)               8 – эвристическая беседа

4 – компьютерный практикум                                                       9 – разбор домашнего задания

5 – работа со словарем                                                                10 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 1-4КЛАССА

ДЕТЯМ С РАННЕГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСНО ПОТРОГАТЬ, ПОДЕРЖАТЬ В РУКАХ ВСЕ, ЧТО ОНИ ВИДЯТ, НО ИМ НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНО СДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ПОЭТОМУ В СВОЕЙ ПРОГРАММЕ, Я ПОСТАРАЛАСЬ РАЗНООБРАЗИТЬ М...

Программа по внеурочной деятельности по информатике "Мир информатики"

Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях....

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

Программа курса внеурочной деятельности "Информатика".

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 и 7-9  классов средней общеобразовательной школ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике _Готовимся к ЕГЭ по информатике_2023-2024

Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего образования...