«Логика в задачах»
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

Гришкова Татьяна Павловна

Элективный курс «Логика в задачах» для 9 класса рассчитан на 17 часов. Рассмотриваются основы математической логики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

На заседании  МО

Протокол №   1   _____  

 « 26  »      августа        2016 г.

Руководитель МО:                     __

                                                подпись

                                  Полуэктова Т.Е.

                              Расшифровка

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 50

                        И.А.Доброволянская

Приказ № ________

от «  29   » _     августа      2016 г.

Рабочая программа

Предмет: «Логика в задачах». 

Класс   9

Профиль: электив

Всего часов на изучение программы 17

Количество часов в неделю 1

Разработчик рабочей программы:

Гришкова Т. П.,          

учитель информатики

        

2016– 2017 уч. год

Пояснительная записка

Настоящая программа элективного курса «Логика в задачах» соответствует Программе базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В. и предназначена расширить знания учащихся основной школы по алгебре логики. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). За основу взята программа Розиной А.В. «Логика в задачах».

Цели: Расширение и углубление практических навыков решения логических задач.

Задачи программы:

  • Получение базовых знаний по алгебре логики;
  • Овладение умениями анализировать условия задач, записывать выражения языком формальной логики, преобразовывать информационные логические модели, используя законы логики;
  • Приобретение опыта решения задач методами алгебры логики;
  • Получение понятия о логических операциях над множествами.
  •  Практическое применение компьютерных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • профессиональная ориентация, подготовка к сдаче экзамена.

Содержание элективного курса «Логика в задачах» соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Элективный курс обеспечивает практическое применение изученного материала по следующим содержательным линиям базового курса:

  • Представление информации.
  • Информационные модели и системы.
  • Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
  • Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
  • Алгоритмизация и программирование.

Изучение логики развивает         способность уточнять объект обсуждения, формирует ясность и четкость мышления, доказательность в суждениях, а также умение абстрагироваться от конкретного содержания и формализовать мышление, записать действия на языке автомата (компьютера).

Человек, овладевший знанием и навыками логического мышления, способен строить цепочку рассуждений при обсуждении любых объектов и процессов, а следовательно обладает умением выделять главное, грамотно дискутировать, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок, т.е. изучение логики позволяет решить одну из основных задач дидактики: отработка общих логических умений и навыков во всех учебных курсах. Таким образом, изучение этого раздела способствует более качественному овладению знаниями по другим учебным предметам, что подтверждает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности.

Знание логики и её законов позволит эффективно решать задачи экзаменационного типа, как по информатике, так и по другим предметам школьного курса.

Содержание программы

Общее число часов — 17.  

  1. Введение –  2 ч

 Инструктаж по технике безопасности.

Исторические сведения. Общие сведения о науке «Математическая логика». Высказывания. Истинность и ложность высказывания. Умозаключения.

Термины. Содержание и объём понятий. Диаграмма Венна.

  1. Основные логические операции. – 2 ч.

Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и их таблицы истинности. Импликация, эквиваленция и их таблицы истинности.        Перевод высказываний на язык алгебры логики.

Практические работы:

№ 1: Логические операции в электронных таблицах. Часть 1.

№ 2: Логические операции в электронных таблицах. Часть 2.

  1. Тождественность логических формул. –    3 ч.

Тождественно-истинные формулы. Тождественно-ложные формулы. Доказательство тождественности двух формул через построение таблиц истинности.

Практические работы:

№ 3: Построение формул в ЭТ.

4.        Законы математической логики. – 6 ч.

Основные законы математической логики: переместительный, сочетательный, распределительный, де Моргана. Равносильные преобразования формул.

Практические работы:

№ 4: Компьютерное тестирование на сайте /http://bit.ly/2kwrU5M

№ 5: Компьютерное тестирование на сайте  /http://bit.ly/2kgMjuL

5.         Множества. – 3 ч.

Множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, симметрическая разность).

Практические работы:

№ 6: Построение диаграмм Венна. /http://bit.ly/2kDF0AK

№ 7: Отчет по индивидуальному заданию средствами ИКТ.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса ученик должен:

• знать/понимать:

– смысл понятий: понятие, термин, законы логики, логические операции ;

– что такое множества и действия над ними;

• уметь:

– использовать логические значения, операции и выражения с ними;

 – выделять в сложном (составном) высказывании простые высказывания,

– записывать сложные высказывания в форме логических выражений – с помощью букв и знаков логических операций;

– преобразования с использованием основных свойств логических операций.

–анализировать условие несложной задачи и строить траекторию решения.

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования компьютера;

–оптимального выполнения заданий типа ГИА (ОГЭ).

Тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

1

Введение

2

0

2

Основные логические операции

3

2

3

Тождественность логических формул.

3

1

4

Законы математической логики

6

2

5

Множества

3

2

Всего:

17

7


Календарно-тематическое планирование элективного курса «Логика в задачах»

для 9 класса на 17 часов

занятия

Дата

Тема.

Программный учебный материал.

Практическая работа

Дидактические материалы

Тип урока

  1. Введение

1

Инструктаж по технике безопасности.

Исторические сведения. Общие сведения о науке «Математическая логика». Высказывания. Истинность и ложность высказывания. Умозаключения.

1

2

Термины. Содержание и объём понятий. Диаграмма Венна.

3

  1. Основные логические операции

3

Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и их таблицы истинности.

№ 1: Логические операции в электронных таблицах. Часть 1.

Таблицы истинности

24

4

Импликация, эквиваленция и их таблицы истинности.

№ 2: Логические операции в электронных таблицах. Часть 2.

Таблицы истинности

14

5

Перевод высказываний на язык алгебры логики. Составление простых и сложных условий для ЭТ.

1

  1. Тождественность логических формул.

6

Тождественно-истинные формулы. Тождественно-ложные формулы.

1

7

Доказательство тождественности двух формул через построение таблиц истинности.

1

8

Решение задач на доказательство тождественности двух формул.

№ 3: Построение формул в ЭТ

Карточки-задания.

24

  1. Законы математической логики

9

Основные законы математической логики: переместительный, сочетательный, распределительный, де Моргана.

Таблицы основных законов.

1

10

Решение задач на основные законы математической логики.

http://bit.ly/2kepAEm

Таблицы основных законов. Карточки-задания.

2

11

Равносильные преобразования формул – примеры решения задач.

Таблицы основных законов.

3

12

Решение текстовых логических задач методами рассуждений, табличным и средствами алгебры логики.

14

13

Решение задач на логические преобразования данных.

№ 4: Компьютерное тестирование на сайте http://bit.ly/2kwrU5M

Таблица схемы записи рассуждений.

24

14

Решение задач на логические преобразования данных в БД.

№ 5: Компьютерное тестирование на сайте / http://bit.ly/2kgMjuL

24

  1. Множества

15

Множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, симметрическая разность)

№ 6: Построение диаграмм Венна.

http://bit.ly/2kDF0AK

14

16

Решение задач на преобразования множеств.

№ 7: Отчет по индивидуальному заданию средствами ИКТ.

34

17

Резерв.

http://bit.ly/2kepAEm

Всего: 17 часов

Пр.р. - 7

Типы уроков, применяемые в работе:

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  1. Урок закрепления знаний.
  1. Урок обобщения и систематизации знаний.
  1. Выполнение индивидуальной практической работы.

Технологии, применяемые в работе:

  1. Здоровье сберегающие технологии.
  1. Технология развития критического мышления.
  1. Проектная деятельность.
  1. Проблемно-эвристические технологии.

Программа

Автор

Название

Издательство

Год

Розина А.В.

Логика в задачах.

В издании «Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов»: Учебно-методические пособия к спецкурсам предпрофильной подготовки по информатике. Стр. 6.

Томск, ТОИПКРО

2003

Пособия для учителя

Автор

Название

Издательство

Год

Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А.

Логика в информатике.

М: Лаборатория Базовых Знаний.

2001

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.

 Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие.  3-е изд., испр. и доп. Стр. 22.

М: Лаборатория Базовых Знаний.

2006

Под ред.  Семакина И.Г., Хеннера Е.К. –

Информатика. Задачник-практикум в 2 т.

М.: Бином. Лаборатория Знаний.

2002

Самылкина Н.Н., Русаков С.В., Шестаков А.П., Баданина С.В.

Готовимся к ЕГЭ по информатике.

М.: Бином. Лаборатория Знаний.

2008

Радченко Н.П.

Школьная информатика: впереди экзамены.

М.: Бином. Лаборатория Знаний.

2008

Тоноян Л. Г.

Сборник задач и упражнений по

Логике.

СПб.: Издание СПб университета.

1999

Мультимедийные пособия

Название

Издательство

Год

Фоксфорд. Учебник

http://foxford.ru/wiki/informatika/teoriya-mnozhestv

Г.И. Челпанов. Учебник логики.

https://4brain.ru/logika/knigi.php

Образовательный портал для подготовки к экзаменам

https://inf-oge.sdamgia.ru/

Обучение предмету ведётся в компьютерном классе, оснащённом локальной сетью с выходом в Интернет, и установленными операционными системами ОС  Windows и OC Linux (10 РМУ + РМП). ЛС КВТ включена в локальную сеть школы.

Школьная доска  магнитная маркерная настенная, белого цвета.

В кабинете ВТ оборудованы одно рабочее место преподавателя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Компьютеры подключены к внутришкольной сети и имеют выход в Интернет, защищённый фильтрами.

Аппаратное обеспечение РМП

  1. компьютер;
  2. принтер/сканер;
  3. микрофон;
  4. звуковые колонки;
  5. документ-камера;
  6. проектор;
  7. интерактивная доска Workspace;
  8. устройства, обеспечивающие подключение к сети – доступ через провайдеров «Стек» и «ТЭШ»
  9. коммутатор
  10. школьный сервер.

Аппаратное обеспечение РМУ

  1. компьютер;
  2. устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
  3. устройства ввода/вывода звуковой информации (комплект наушники + микрофон).

Программное обеспечение:

Лицензионное:

  • Операционная система Windows.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы).
  • Офисные программы (в составе операционной системы)
  • Microsoft Office Word — текстовый процессор;
  • Microsoft Office Excel — табличный процессор;
  • Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций;
  • Microsoft Office Access — приложение для управления базами данных;
  • Microsoft Office  Publisher - приложение для подготовки презентаций;
  • Система оптического распознавания текста.

Лист коррекции выполнения тематического планирования

Дата

Номера уроков по тематическому планированию

Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение – проверочная работа и т.д.)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Завуч

Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

Урока, который содержит коррекцию

Утверждение

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебра логики. Решение задач.

Таблицы и логические задачи для урока по теме "Алгебра логики"...

Задачи по теме «Логика»

Задачи по теме «Логика»...

Рабочая программа к элективу "Логика в задачах" 9 класс информатика

Рабочая программа к элективу "Логика в задачах"...

Множества и логика в задачах ЕГЭ

Презентация по теме "Множества и логика в задачах ЕГЭ". Приводится один из вариантов решения задачи №18  Демонстрационного варианта ЕГЭ 2018 года по информатике. При разработке и создан...

Логика, задачи на Логику, Загадка Эйнштейна

Основные определения Логики,детские задачи на Логику2 Загадки Эйнштейна...