Рабочая программа к элективу "Логика в задачах" 9 класс информатика
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа к элективу "Логика в задачах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_elektiv_logika_v_zadachahuchgod.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО На заседании МО Протокол № 1 _____ « 26 » августа 2016 г. Руководитель МО: __ подпись Полуэктова Т.Е. Расшифровка | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 50 И.А.Доброволянская Приказ № ________ от « 29 » _ августа 2016 г. |
Рабочая программа
Предмет: «Логика в задачах».
Класс 9
Профиль: электив
Всего часов на изучение программы 17
Количество часов в неделю 1
Разработчик рабочей программы:
Киселёв Е.Б.
учитель информатики
2016– 2017 уч. год
Пояснительная записка
Настоящая программа элективного курса «Логика в задачах» соответствует Программе базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В. и предназначена расширить знания учащихся основной школы по алгебре логики. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). За основу взята программа Розиной А.В. «Логика в задачах».
Цели: Расширение и углубление практических навыков решения логических задач.
Задачи программы:
- Получение базовых знаний по алгебре логики;
- Овладение умениями анализировать условия задач, записывать выражения языком формальной логики, преобразовывать информационные логические модели, используя законы логики;
- Приобретение опыта решения задач методами алгебры логики;
- Получение понятия о логических операциях над множествами.
- Практическое применение компьютерных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- профессиональная ориентация, подготовка к сдаче экзамена.
Содержание элективного курса «Логика в задачах» соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Элективный курс обеспечивает практическое применение изученного материала по следующим содержательным линиям базового курса:
- Представление информации.
- Информационные модели и системы.
- Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
- Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
- Алгоритмизация и программирование.
Изучение логики развивает способность уточнять объект обсуждения, формирует ясность и четкость мышления, доказательность в суждениях, а также умение абстрагироваться от конкретного содержания и формализовать мышление, записать действия на языке автомата (компьютера).
Человек, овладевший знанием и навыками логического мышления, способен строить цепочку рассуждений при обсуждении любых объектов и процессов, а следовательно обладает умением выделять главное, грамотно дискутировать, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок, т.е. изучение логики позволяет решить одну из основных задач дидактики: отработка общих логических умений и навыков во всех учебных курсах. Таким образом, изучение этого раздела способствует более качественному овладению знаниями по другим учебным предметам, что подтверждает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности.
Знание логики и её законов позволит эффективно решать задачи экзаменационного типа, как по информатике, так и по другим предметам школьного курса.
Содержание программы
Общее число часов — 17.
- Введение – 2 ч
Инструктаж по технике безопасности.
Исторические сведения. Общие сведения о науке «Математическая логика». Высказывания. Истинность и ложность высказывания. Умозаключения.
Термины. Содержание и объём понятий. Диаграмма Венна.
- Основные логические операции. – 2 ч.
Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и их таблицы истинности. Импликация, эквиваленция и их таблицы истинности. Перевод высказываний на язык алгебры логики.
Практические работы:
№ 1: Логические операции в электронных таблицах. Часть 1.
№ 2: Логические операции в электронных таблицах. Часть 2.
- Тождественность логических формул. – 3 ч.
Тождественно-истинные формулы. Тождественно-ложные формулы. Доказательство тождественности двух формул через построение таблиц истинности.
Практические работы:
№ 3: Построение формул в ЭТ.
4. Законы математической логики. – 6 ч.
Основные законы математической логики: переместительный, сочетательный, распределительный, де Моргана. Равносильные преобразования формул.
Практические работы:
№ 4: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=2
№ 5: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=12
5. Множества. – 3 ч.
Множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, симметрическая разность).
Практические работы:
№ 6: Построение диаграмм Венна в ТР.
№ 7: Отчет по индивидуальному заданию средствами ИКТ.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса ученик должен:
• знать/понимать:
– смысл понятий: понятие, термин, законы логики, логические операции ;
– что такое множества и действия над ними;
• уметь:
– использовать логические значения, операции и выражения с ними;
– выделять в сложном (составном) высказывании простые высказывания,
– записывать сложные высказывания в форме логических выражений – с помощью букв и знаков логических операций;
– преобразования с использованием основных свойств логических операций.
–анализировать условие несложной задачи и строить траекторию решения.
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования компьютера;
–оптимального выполнения заданий типа ГИА.
Тематическое планирование
Тема | Теория | Практика | |
1 | Введение | 2 | 0 |
2 | Основные логические операции | 3 | 2 |
3 | Тождественность логических формул. | 3 | 1 |
4 | Законы математической логики | 6 | 2 |
5 | Множества | 3 | 2 |
Всего: | 17 | 7 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Логика в задачах»
для 9 класса на 17 часов
№ занятия | Дата | Тема. Программный учебный материал. | Практическая работа | Дидактические материалы | Тип урока |
| |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Исторические сведения. Общие сведения о науке «Математическая логика». Высказывания. Истинность и ложность высказывания. Умозаключения. | 1 | |||
2 | Термины. Содержание и объём понятий. Диаграмма Венна. | 3 | |||
| |||||
3 | Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и их таблицы истинности. | № 1: Логические операции в электронных таблицах. Часть 1. | Таблицы истинности | 24 | |
4 | Импликация, эквиваленция и их таблицы истинности. | № 2: Логические операции в электронных таблицах. Часть 2. | Таблицы истинности | 14 | |
5 | Перевод высказываний на язык алгебры логики. Составление простых и сложных условий для ЭТ. | inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=19 | 1 | ||
| |||||
6 | Тождественно-истинные формулы. Тождественно-ложные формулы. | 1 | |||
7 | Доказательство тождественности двух формул через построение таблиц истинности. | 1 | |||
8 | Решение задач на доказательство тождественности двух формул. | № 3: Построение формул в ЭТ | Карточки-задания. | 24 | |
| |||||
9 | Основные законы математической логики: переместительный, сочетательный, распределительный, де Моргана. | Таблицы основных законов. | 1 | ||
10 | Решение задач на основные законы математической логики. | Таблицы основных законов. Карточки-задания. | 2 | ||
11 | Равносильные преобразования формул – примеры решения задач. | Таблицы основных законов. | 3 | ||
12 | Решение текстовых логических задач методами рассуждений, табличным и средствами алгебры логики. | 14 | |||
13 | Решение задач на логические преобразования типа задания 2. | № 4: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=2 | Таблица схемы записи рассуждений. | 24 | |
14 | Решение задач на логические преобразования данных в БД типа задания 12. | № 5: Компьютерное тестирование на сайте /inf-oge.sdamgia.ru /test?theme=12 | 24 | ||
| |||||
15 | Множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, симметрическая разность) | № 6: Построение диаграмм Венна в ТР. | inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=18 | 14 | |
16 | Решение задач на преобразования множеств данных типа задания 18. | № 7: Отчет по индивидуальному заданию средствами ИКТ. | 34 | ||
17 | Резерв. | ||||
Всего: 17 часов | Пр.р. - 7 |
Типы уроков, применяемые в работе:
|
|
|
|
Технологии, применяемые в работе:
|
|
|
|
Программа
Автор | Название | Издательство | Год | |
Розина А.В. | Логика в задачах. В издании «Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов»: Учебно-методические пособия к спецкурсам предпрофильной подготовки по информатике. Стр. 6. | Томск, ТОИПКРО | 2003 | |
Пособия для учителя | ||||
Автор | Название | Издательство | Год | |
Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. | Логика в информатике. | М: Лаборатория Базовых Знаний. | 2001 | |
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. | Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. Стр. 22. | М: Лаборатория Базовых Знаний. | 2006 | |
Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – | Информатика. Задачник-практикум в 2 т. | М.: Бином. Лаборатория Знаний. | 2002 | |
Самылкина Н.Н., Русаков С.В., Шестаков А.П., Баданина С.В. | Готовимся к ЕГЭ по информатике. | М.: Бином. Лаборатория Знаний. | 2008 | |
Радченко Н.П. | Школьная информатика: впереди экзамены. | М.: Бином. Лаборатория Знаний. | 2008 | |
Тоноян Л. Г. | Сборник задач и упражнений по Логике. | СПб.: Издание СПб университета. | 1999 | |
Мультимедийные пособия | ||||
Название | Издательство | Год | ||
Фоксфорд.Учебник | ||||
Г.И. Челпанов. Учебник логики. | https://4brain.ru/logika/knigi.php | |||
Образовательный портал для подготовки к экзаменам |
Обучение предмету ведётся в компьютерном классе, оснащённом локальной сетью с выходом в Интернет, и установленными операционными системами ОС Windows и OC Linux (10 РМУ + РМП). ЛС КВТ включена в локальную сеть школы.
Школьная доска магнитная маркерная настенная, белого цвета.
В кабинете ВТ оборудованы одно рабочее место преподавателя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Компьютеры подключены к внутришкольной сети и имеют выход в Интернет, защищённый фильтрами.
Аппаратное обеспечение РМП
- компьютер;
- принтер/сканер;
- микрофон;
- звуковые колонки;
- документ-камера;
- проектор;
- интерактивная доска Workspace;
- устройства, обеспечивающие подключение к сети – доступ через провайдеров «Стек» и «ТЭШ»
- коммутатор
- школьный сервер.
Аппаратное обеспечение РМУ
- компьютер;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
- устройства ввода/вывода звуковой информации (комплект наушники + микрофон).
Программное обеспечение:
Лицензионное:
- Операционная система Windows.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы).
- Офисные программы (в составе операционной системы)
- Microsoft Office Word — текстовый процессор;
- Microsoft Office Excel — табличный процессор;
- Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций;
- Microsoft Office Access — приложение для управления базами данных;
- Microsoft Office Publisher - приложение для подготовки презентаций;
- Система оптического распознавания текста.
Лист коррекции выполнения тематического планирования
Дата | Номера уроков по тематическому планированию | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение – проверочная работа и т.д.) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Завуч | ||
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | Урока, который содержит коррекцию | Утверждение | Подпись | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Рабочая программа по технологии с модулем по информатике для 3 класса по программе "Школа 2100".
Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают самораз...
Рабочая программа основного общего образования по предмету информатика ФГОС 5 класс
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, ...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (общеинтеллектуальная направленность) для 3 класса.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Информатика вокруг нас"
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 2 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...
Рецензия на рабочую программу для учащихся 5-6 классов "Информатика"
Дистанционный курс по данной программе разработан и размещен в разделе "Система дистанционного образования Кубани" https://lms.edu-kuban.ru/courses5 класс: https://lms.edu-kuban.ru...