Открытый урок "Файлы и файловые системы. Решение задач" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Файлы и файловые системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fayl_i_faylovaya_sistema_8b_otkrytyy_urok.doc | 326 КБ |
fayly_i_faylovye_struktury_8_b.notebook | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»
Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать задачи по теме «Файл и файловая система».
Задачи:
- Обучающие: показать способ решения задач 3-х типов по теме и научить учащихся решать эти задачи; закрепить и обобщить теоретические знания по теме «Файл и файловая система».
- Развивающие: развить коммуникативные навыки учащихся, научить составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе; развивать умение контроля и самоконтроля, умение выделять главное
- Воспитывающие: воспитать самостоятельность, любознательность, ответственность за свой труд, внимательность, воспитать информационную культуру.
Материалы к уроку: презентация, комплект заданий для каждого учащегося, карточки с самостоятельной работой, карточки для рефлексии.
- Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
Тип урока: урок решения задач с элементами деловой игры.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие.
- Вступление. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас тема урока «Файлы и файловые структуры. Решение задач.»
Давайте, мы с вами определим, что же нам необходимо знать для решения задач.
- Актуализация знаний учащихся.
Что необходимо знать для решения задач по теме?
- Определение файла. Имя файла. Типы файлов.
- Определение корневого каталога, каталога, вложенного каталога.
- Понятие «файловая система», «иерархическая файловая система».
- Адрес файла.
- Адрес каталога.
А также :
- Для чего служит маска имени файлов?
- Из каких частей состоит полное имя файла?
- 6. Какие ограничения на имена файлов существуют в операционной системе Windows? (Символы, которые не может содержать имя файл: / \ : * ? « < > |)
- Давайте попробуем вместе заполнить таблицу типов файлов.
Расширение | Тип файла | Значок |
*.doc, *.txt | Текстовые файлы | |
*.bmp, *.jpg, *.gif | Графические файлы |
|
*.avi, *.mpeg | Видеофайлы | |
*.wav, *.mp3, *.mid | Звуковые файлы | |
*.bac, *.pas | Файлы на языке программирования | |
*.zip, *.rar | Архивные | |
*.exe или *.com | Исполняемые файлы (запускает программу) | |
*.sys, *.drv | Системные файлы | |
htm, html | Web-страницы |
Задание 1:
Выберите допустимые имена файлов. Объясните, почему другие имена нельзя задать файлу, исправьте ошибки. Назовите, используя составленную таблицу, тип каждого файла.
- IVAN*.DOC
- LIN?EXE
- ПРИРОДА.ВМР
- А.В.ТХТ
- Рыбалка.
- 8 «А» класс.jpg
- Смешарики.avi
- mp3
Задание 3: (на интерактивной доске)
Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов графических файлов, программ.
лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt.
Текстовые файлы Графические файлы Программы
Ответы:
leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt - текстовые;
aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp - графические;
boy.exe, box.exe - программы.
Задание 4: Примеры полных имен файлов: (слайд 17)
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc
C:\Рисунки\Закат.jpg
C:\Рисунки\ Зима.jpg
Назовите в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.
Задание 5: Отдели имена файлов от имен папок
Lettet.txt, Book, List.doc, 2012 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.
Файлы Папки
Ответ:
файлы - Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc;
папки - Book, 2012 год, Windows.
Задание 6:
Записать полные имена всех файлов.
C:\ Моя музыка\Гимн школы.mp3
C:\ Мои документы\Петров\Рисунки\Школа.bmp
C:\ Мои документы\Петров\Ключи.txt
C:\ Мои документы\Иванов\TurboPascal.exe
Задание 7: (слайд 20)
Постройте дерево каталогов (на интерактивной доске и в тетради)
C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp
C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp
C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp
C:\Мои документы\Доклад.doc
Ответ:
- Решение задач.
Знание теории поможет нам научиться решать задачи по теме.
У вас на партах у каждого находится комплект заданий. Многие предложенные задачи имеют место быть в ОГЭ по информатике. Часть заданий из комплекта сегодня встретится нам на уроке, остальные задания вы выполните дома.
Задания, которые мы будем решать на уроке, можно разделить на 3 типа:
- Работа с каталогами
- Задачи, связанные с перемещением файлов в каталоге.
- Работа с маской имени файла.
Внимание на доску! Задача №1.
Читаем условие. К какому типу вы отнесете эту задачу?
Задача №1.
Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз и ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
С:\учёба\информатика\ГИА.
Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1) С:\учёба\Расписание
2) С:\Расписание
3) С:\учёба\информатика\Расписание
4) С:\учёба\2013\Расписание
Пояснение.
Выполним действия пользователя в обратном порядке, начиная из С:\учёба\информатика\ГИА. Поднимемся на три уровня вверх, окажемся в С:\. Теперь, спустившись на один уровень вниз, мы должны оказаться в каталоге Расписание. Таким образом, исходный каталог имеет полный путь С:\Расписание.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задача №2.
Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
С:\учёба\химия\ГИА.
Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1) С:\учёба\химия\Расписание
2) С:\учёба\2013\Расписание
3) С:\учёба\Расписание
4) С:\Расписание
Пояснение.
Выполним действия пользователя в обратном порядке, начиная из С:\учёба\химия\ГИА. Поднимемся на два уровня вверх, окажемся в С:\учёба. Теперь, спустившись на один уровень вниз, мы должны оказаться в каталоге Расписание. Таким образом, исходный каталог имеет полный путь С:\учёба\Расписание.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задача №2.2.
В поисках нужного файла Вова последовательно переходил из каталога в каталог, при этом он несколько раз поднимался на один уровень вверх и несколько раз опускался на один уровень вниз. Полный путь каталога, с которым Вова начинал работу,
С:\Игры\Настольные\Домино.
Каким может быть полный путь каталога, в котором оказался Вова, если известно, что на уровень вниз он спускался больше раз, чем поднимался вверх?
1) С:\Игры
2) С:\Игры\Настольные
3) С:\Игры\Настольные\Лото
4) С:\Игры\Настольные\Домино\Детское
Пояснение.
Поскольку Вова начал переходить из каталога С:\Игры\Настольные\Домино и спускался на уровень вниз больше раз, чем поднимался, конечный каталог имеет четный уровень вложенности. Этому условию удовлетворяет только путь каталога С:\Игры\Настольные\Домино\Детское.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задача №3.
Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*
- hello.c
- hello.cpp
- hhelolo.cpp +
- hhelolo.c
Проверяем соответствие маске по частям, записывая результаты в таблицу.
?hel | *lo.c | ?* | |
hello.c | ☓ | ☓ | ☓ |
hello.cpp | ☓ | ☓ | ☓ |
hhelolo.cpp | + | + | + |
hhelolo.c | + | + | ☓ |
Изобразите таблицу в тетрадях.
Начнем с первой части маски. Что означает вопросительный знак перед сочетанием «hel»? (в начале имени стоит один любой символ) Посмотрите варианты ответов. Сразу видим, что первые два имени нам не подходят. Отметим их крестиком в таблице и больше не рассматриваем.
Проверяем второй блок маски для двух оставшихся вариантов. После «hel» должна быть цепочка «lo.c» или вплотную или через произвольную вставку, на которую указывает звездочка в маске. Все ли оставшиеся имена прошли проверку? Да.
Что означает последняя часть маски? ( после «lo.c» должен стоять по крайней мере один символ). Для последнего имени маска не подходит. Поэтому правильный вариант ответа:3.
Правильный вариант ответа: 3
Задача №4.
В каталоге находится 6 файлов:
asc.wma
casting.wmv
last.wma
pasta.wmvx
pasta.wri
vast.wma
Определите, по какой из перечисленных масок из этих 6 файлов будет отобрана указанная группа файлов:
casting.wmv
last.wma
pasta.wmvx
vast.wma
1) ?as*.wm?
2) *as?.wm*
3) ?as*.wm*
4) ?as*.w*
Пояснение.
В имени каждого файла из группы присутствует «wm» после точки, следовательно, вариант 4 обеспечит самое плохое совпадение, например, по этой маске будет отобран файл «pasta.wri». По этой же причине нам не подходит маска 1, поскольку не все файлы из группы будут отобраны. В каждом имени файла перед"as" стоит ровно один символ, следовательно, ответ 3.
Задача №5.
В каталоге находится 6 файлов:
arena.doc
bret.doc
iren.dat
iren.doc
iren.docx
ren.doc
Определите, по какой из масок из каталога будет отобрана указанная группа файлов:
bret.doc
iren.doc
iren.docx
ren.doc
1) *re?.d*
2) *re?.do*
3) *re*.doc*
4) ?re?.doc*
Пояснение.
В имени каждого файла из группы после "ren" стоит один символ, следовательно, вариант 3 не подходит. Вариант 4 не подходит, поскольку до "ren" в четвертом имени файла из группы ничего нет.
Вариант 2 обеспечит лучшее совпадение, по сравнению с вариантом 1, следовательно, ответ 2.
Задача №6.
В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc. Укажите полное имя этого файла до перемещения.
1) D:\2013\Зима\Январь\Вьюга.doc
2) D:\2013\Вьюга.doc
3) D:\2013\Январь\Вьюга.doc
4) D:\2013\Зима\Вьюга.doc
Пояснение.
Полное имя файла до перемещения будет D:\2013\Зима\Вьюга.doc.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задача №7.
В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dос переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало
D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.
Укажите полное имя этого файла до перемещения.
1) D:\2013\Май\Ландыш.doc
2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc
3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc
4) D:\2013\Ландыш.doc
Пояснение.
Полное имя файла до перемещения было D:\2013\Весна\Ландыш.doc.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задача №8.
Ваня Сидоров, работая над проектом по геометрии, создал следующие файлы:
D:\Геометрия\Проект\Графики.bmp
D:\Учёба\Работа\Основа.doc
D:\Учёба\Работа\Замечания.doc
D:\Геометрия\Проект\Диаграммы.bmp
D:\Геометрия\Проект\ Функции.doc
Укажите полное имя папки, которая останется пустой при удалении всех файлов с расширением .doc. Считайте, что других файлов и папок на диске D нет.
1) Проект
2) D:\Учёба
3) D:\Учёба\Работа
4) D:\Геометрия\Проект
Пояснение.
Заметим, что в папке «Работа» нет никаких других файлов, кроме Основа. doc и Замечания.doc. Следовательно, при удалении всех файлов с расширением .doc, эта папка останется пустой.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задача №9.
Марина Иванова, работая над проектом по литературе, создала следующие файлы:
D:\Литература\Проект\Есенин.bmp
D:\Учёба\Работа\Писатели.doc
D:\Учёба\Работа\Поэты.doc
D:\Литература\Проект\Пушкин. bmp
D:\Литература\Проект\Стихотворения.doc
Укажите полное имя папки, которая останется пустой при удалении всех файлов с расширением .doc. Считайте, что других файлов и папок на диске D нет.
1) Литература
2) D:\Учёба\Работа
3) D:\Учёба
4) D:\Литература\Проект
Пояснение.
Заметим, что в папке «Работа» нет никаких других файлов, кроме Писатели.doc и Поэты.doc. Следовательно, при удалении всех файлов с расширением .doc, эта папка останется пустой.
Правильный ответ указан под номером 2.
Какие ловушки и проблемы вас поджидают при решении представленных задач? (ребята размышляют)
Ловушки и проблемы:
- можно забыть, что звездочка «*» может соответствовать и пустой последовательности;
- можно забыть, что знак «?» НЕ может соответствовать пустой последовательности, а заменяет ровно 1 символ;
- можно забыть, что названия каталогов в полном имени перечисляются в порядке входа в них, начиная от корневого;
- можно перепутать каталог, из которого вышел пользователь, и каталог, где он в конечном счете оказался;
- в условии могут быть лишние данные, которые только запутывают дело.
Какие остались вопросы по решению задач?
Если вопросов нет, вернемся к началу урока.
5. Самостоятельная работа. Закрепление полученных знаний. (приложение 1)
Наш урок называется «Файл и файловая система».
Чтобы продолжить наш урок мы пройдем по каталогу, разделимся на группы. (заранее сидят по группам: всего 3 группы)
Каждая группа должна иметь руководителя, который будет направлять группу по верному пути, оказывать помощь.
У каждой группы на партах находится каталог. Выполнив все действия на карточке, вы сможете воспользоваться ключом к файлу который находить в нашем каталоге. Ключ к шифру для каждой группы находится у меня. И только когда все группы достигнут поставленной цели, мы получим окончательный шифр.
Время на работу 5-7 минут.
Ребята решают задачи на карточках самостоятельно. Всего 4 задачи + 1 задача дополнительно, если остается время.
Когда группа справляется с заданием, поднимает руку, я отдаю им ключ к шифру. Они мне сдают карточки с ответами.
Правильные ответы: 2,2,2,2; дополнительное зад.: 4
А сейчас по очереди прошу руководителей экспедиции записать на доске полученный шифр.
Внимательно посмотрите на экран, что вам напоминает этот каламбур? (Полное имя файла).
Шифр: D:\ИНФОРМАТИКА\ УРОК\ КАТАЛОГ\Молодцы.ppt
Давайте правильно его запишем.
Где мы можем открыть файл с таким адресом? (на компьютере)
Предлагаю руководителю группа, которая быстрее всех справилась с заданием экспедиции, открыть этот файл на компьютере.
Появляется файл с расширением .ppt.
6. Заключение. Подведение итогов урока.
Урок подходит к концу, считаю, что цели урока мы достигли. А с вами можно отправляться в любую экспедицию за следующей тайной.
Сейчас предлагаю взять в руки карточки, на которых отражены этапы урока и коротко оценить каждый этап.
Учащиеся сдают карточки.
Урок закончен. До свидания.
Приложение 1
Закрепление материала «Каталог»
Группа №1.
Состав группы:____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Задание:
- В некотором каталоге хранился файл Сирень.doc. В этом каталоге создали подкаталог Июнь и файл Сирень.doc переместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало
D:\2013\Лето\Июнь\Сирень.doc
Укажите полное имя этого файла до перемещения.
1) D:\2013\Сирень.doc
2) D:\2013\Лето\Сирень.doc
3) D:\2013\Лето\Июнь\Сирень.doc
4) D:\2013\Июнь\Сирень.doc
- Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз и ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
С:\учёба\химия\ГИА.
Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1) С:\учёба\химия\Расписание
2) С:\Расписание
3) С:\учёба\2013\Расписание
4) С:\учёба\Расписание
- В каталоге находится 6 файлов:
asic.xls
isin.xls
ksilo.xlsx
osiris.xml
osiris.xls
silence.xlsx
Определите, по какой из масок из каталога будет отобрана указанная группа
файлов:
asic.xls
isin.xls
ksilo.xlsx
osiris.xls
1) ?si*.xls
2) ?si*.xls*
3) *si*.xls*
4) ?si*.x*
- Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*
1) dad1 2) dad22 3) 3daddy 4) add444
Задача №1. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №2. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №3: Правильный ответ:______________________________________________
Дополнительное задание:
Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, ученик создал 3 каталога. Затем в каждом из них он создал еще по 4 каталога. Сколько всего каталогов оказалось на диске, включая корневой?
1) 12 2) 13 3) 15 4) 16
Закрепление материала «Каталог»
Группа №2.
Состав группы:____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Задание:
- В каталоге Май хранился файл Сценарий.dос. Позже этот каталог перенесли в каталог Готово, расположенный в корне диска C. Укажите полное имя этого файла после перемещения.
1) С:\Готово\Сценарий.dос
2) С:\Готово\Май\Сценарий.dос
3) С:\Май\Сценарий.dос
4) С:\Сценарий.dос
- В поисках нужного файла Игорь последовательно переходил из каталога в каталог, при этом он несколько раз поднимался на один уровень вверх и несколько раз опускался на один уровень вниз. Полный путь каталога, с которым Игорь начинал работу:
С:\Собаки\Охота.
Каким может быть полный путь каталога, в котором оказался Игорь, если известно, что на уровень вниз он спускался больше раз, чем поднимался вверх?
1) С:\Собаки
2) С:\Охота\Собаки\Гончие
3) С:\Охота
4) С:\Собаки\Охота
- В каталоге находится 6 файлов:
korsten.docx
mikor5.docx
mokkorte.dat
mokkorte.doc
skorcher.doc
x-korvet.doc
Определите, по какой из масок из каталога будет отобрана указанная группа файлов:
mikor5.docx
mokkorte.doc
skorcher.doc
x-korvet.doc
1) *kor?*.d*
2) *?kor?*.do*
3) ?kor*.doc
4) *kor?.doc*
- Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*
1) dad1 2) dad22 3) 3daddy 4) add444
Задача №1. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №2. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №3: Правильный ответ:______________________________________________
Дополнительное задание:
Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, ученик создал 3 каталога. Затем в каждом из них он создал еще по 4 каталога. Сколько всего каталогов оказалось на диске, включая корневой?
1) 12 2) 13 3) 15 4) 16
Закрепление материала «Каталог»
Группа №3.
Состав группы:____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Задание:
- В некотором каталоге хранился файл Ландыш.dос. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.dоспереместили в созданный подкаталог. Полное имя файла стало
D:\2013\Весна\Май\Ландыш.dос.
Укажите полное имя этого файла до перемещения.
1) D:\2013\Май\Ландыш.doc
2) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc
3) D:\2013\Весна\Ландыш.doc
4) D:\2013\Ландыш.doc
- Пользователь работал с каталогом Школа. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх, а потом спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
С:\Катя\Информатика.
Каким может быть полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу?
1) С:\Школа\Катя\Информатика
2) С:\Катя\Информатика\Школа
3) С:\Программирование\Школа
4) С:\Школа
- В каталоге находится 6 файлов:
bisquit.xlsx
cabinda.xls
cubic.xlsx
irbis.xls
tobias.xls
tobias.xml
Определите, по какой из масок из каталога будет отобрана указанная группа файлов:
cabinda.xls
cubic.xlsx
irbis.xls
tobias.xls
1) ??bi*.xls
2) ??bi*.xls*
3) **bi*.xls*
4) ??bi*.x*
- Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*
1) dad1 2) dad22 3) 3daddy 4) add444
Задача №1. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №2. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №3: Правильный ответ:______________________________________________
Дополнительное задание:
Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, ученик создал 3 каталога. Затем в каждом из них он создал еще по 4 каталога. Сколько всего каталогов оказалось на диске, включая корневой?
1) 12 2) 13 3) 15 4) 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"
Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»Класс: 10Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать задачи, входящие в ЕГЭ по информатике, по теме «Файл и файловая систе...
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИНФОРМАТИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА»
Курсовая работа...
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система» Класс: 8 Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать задачи, входящие в ГИА и ЕГЭ по информатике, по теме «Файл и файловая система»....
План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...
Разработка открытого урока "Файлы и файловая система"
Данный урок проводиться в 8 классе. Разработаны задания для выполнения в интерактивной доске...
Открытый урок с использованием интерактивной доски "Файлы и файловые системы"
Тема: Компьютер. Файлы и файловые системы.Цель: Отработка навыков работы с файлами ( выбор имени файла, сохранение файлов, переименова...