Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система» Класс: 8 Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать задачи, входящие в ГИА и ЕГЭ по информатике, по теме «Файл и файловая система».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
132198_faylovaya_sistema.rar | 415.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»
Класс: 8
Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать задачи, входящие в ГИА и ЕГЭ по информатике, по теме «Файл и файловая система».
Задачи:
- Обучающие: показать способ решения задач 3-х типов по теме и научить учащихся решать эти задачи; закрепить и обобщить теоретические знания по теме «Файл и файловая система».
- Развивающие: развить коммуникативные навыки учащихся.
- Воспитывающие: воспитать самостоятельность, ответственность за свой труд, внимательность, воспитать информационную культуру.
Материалы к уроку: презентация, комплект заданий для каждого учащегося, карточки с самостоятельной работой, карточки для рефлексии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Тип урока: урок решения задач с элементами деловой игры.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие.
- Вступление. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок – решения задач.
Давайте, мы с вами определим, что же нам необходимо знать для решения этих задач.
- Актуализация знаний учащихся.
Что необходимо знать для решения задач по теме? Слайд 2.
- Определение файла. Имя файла. Типы файлов.
- Определение корневого каталога, каталога, вложенного каталога.
- Понятие «файловая система»,»иерархическая файловая система».
- Адрес файла.
- Адрес каталога.
- Для чего служит маска имени файлов?
Проверим, насколько прочны ваши знания по теме.
Слайд 3-15 (слайды с вопросами и заданиями).
- Решение задач.
Слайд 16.
Знание теории поможет нам научиться решать задачи по теме.
У вас на партах у каждого находится комплект заданий. Многие предложенные задачи имеют место быть в ЕГЭ по информатике. Часть заданий из комплекта сегодня встретится нам на уроке, остальные задания вы выполните дома.
Задания, которые мы будем решать на уроке, можно разделить на 3 типа:
- Работа с маской имени файла
- Работа с каталогами
- Задачи, связанные с перемещением файлов в каталоге.
- Решение задач.
Слайд 17.
Внимание на слайд! Задача №1.
Читаем условие. К какому типу вы отнесете эту задачу?
Задача №1.
В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
1) Е:\Физика\Задачник\Задача5
2) Е:\Физика\Задача5
3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5
4) Е:\Класс9\Физика\Задача5
Вспомним еще раз, с чего начинается полное имя каталога? ( с имени диска, т.е. корневого каталога) В предложенных именах варианты 1 и не содержат каталог. Следовательно, не подходят. Перед перемещением файла был создан подкаталог, какой? Посмотрите на условие задачи. А нам нужно узнать полное имя каталога, в котором хранился файл до создания подкаталога. Поэтому вариант 4 не подходит, так как в имени пути содержится папка. Поэтому правильное имя каталога описано во втором варианте. Запишите ответ.
Слайд 20.
На слайде:
Вариант ответа: 3
Слайд 21.
Задача 2 типа. Определите тип.
Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*
- hello.c
- hello.cpp
- hhelolo.cpp +
- hhelolo.c
Слайд 22.
Проверяем соответствие маске по частям, записывая результаты в таблицу.
?hel | *lo.c | ?* | |
hello.c | | | |
hello.cpp | | | |
hhelolo.cpp | + | + | + |
hhelolo.c | + | + | |
Изобразите таблицу в тетрадях.
Начнем с первой части маски. Что означает вопросительный знак перед сочетанием «hel»? (в начале имени стоит один любой символ) Посмотрите варианты ответов. Сразу видим, что первые два имени нам не подходят. Отметим их крестиком в таблице и больше не рассматриваем.
Проверяем второй блок маски для двух оставшихся вариантов. После «hel» должна быть цепочка «lo.c» или вплотную или через произвольную вставку, на которую указывает звездочка в маске. Все ли оставшиеся имена прошли проверку? Да.
Что означает последняя часть маски? ( после «lo.c» должен стоять по крайней мере один символ). Для последнего имени маска не подходит. Поэтому правильный вариант ответа:3.
Правильный вариант ответа: 3
Слайд 23.
Задача 3 типа. Какой тип задачи осталось решить? (на работу с каталогами)
Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) A:\DOC
2) A:\LETTER\INBOX
3) А:\SCHOOL\USER\DOC
4) А:\DOC\USER\SCHOOL
В данной задаче действуем методом исключения невозможного, последовательно проверяя каждый из предложенных ответов на соответствие условию задачи.
Подходит ли нам вариант №1. (нет, так как по условию задачи пользователь посетил еще 2 каталога, до того, как попасть в корневой каталог А:\, а здесь он сразу бы попал в него.
Подходит ли второй вариант? (Нет, так как в нем мы видим каталоги, в которых пользователь закончил свой путь).
Третий вариант подходит нам? (Да, так как последовательность каталогов от каталога DOC до каталога А:\ соответствует условию задачи.
Но необходимо проверить и четвертый вариант. Он нам не подходит. Почему? Потому что по условию задачи пользователь из каталога SCHOOL сразу попадает в каталог А:\. А здесь нам пришлось бы проделать обратный путь.
Правильный вариант ответа: 3 Запишите ответ.
Слайд 23.
Какие ловушки и проблемы вас поджидают при решении представленных задач? (ребята размышляют)
проблемы:
- можно забыть, что звездочка «*» может соответствовать и пустой последовательности;
- можно забыть, что знак «?» НЕ может соответствовать пустой последовательности, а заменяет ровно 1 символ;
- можно забыть, что названия каталогов в полном имени перечисляются в порядке входа в них, начиная от корневого;
- можно перепутать каталог, из которого вышел пользователь, и каталог, где он в конечном счете оказался;
- в условии могут быть лишние данные, которые только запутывают дело.
Какие остались вопросы по решению задач?
Если вопросов нет, вернемся к началу урока.
5. Самостоятельная работа. Закрепление полученных знаний. (приложение 1)
Наш урок называется «Файл и файловая система».
Слайд 24.
Чтобы продолжить наш урок мы пройдем по каталогу, разделимся на группы. (заранее сидят по группам: всего 3 группы)
Каждая группа в должна иметь руководителя, который будет направлять группу по верному пути, оказывать помощь.
У каждой группы на партах находится каталог. Выполнив все действия на карточке, вы сможете воспользоваться ключом к файлу который находить в нашем каталоге. Ключ к шифру для каждой группы находится у меня. И только когда все группы достигнут поставленной цели, мы получим окончательный шифр.
Время на работу 5-7 минут.
Ребята решают задачи на карточках самостоятельно. Всего 3 задачи + 1 задача дополнительно, если остается время.
Когда группа справляется с заданием, поднимает руку, я отдаю им ключ к шифру. Они мне сдают карточки с ответами.
Правильные ответы: 2,2,2; дополнительное зад.: 4
А сейчас по очереди прошу руководителей экспедиции записать на доске полученный шифр.
Внимательно посмотрите на экран, что вам напоминает этот каламбур? (Полное имя файла).
Группа №1
Шифр: Е:\ИНФОРМАТИКА\
Группа №2
Шифр: ИНФОРМАТИКА\УРОК\
Группа №3
Шифр: УРОК\ КАТАЛОГ\Молодцы.ppt
Шифр: Е:\ИНФОРМАТИКА\ УРОК\ КАТАЛОГ\Молодцы.ppt
Давайте правильно его запишем.
Где мы можем открыть файл с таким адресом? (на компьютере)
Предлагаю руководителю группа, которая быстрее всех справилась с заданием экспедиции, открыть этот файл на компьютере.
Появляется файл с расширением .ppt.
6. Заключение. Подведение итогов урока.
Урок подходит к концу, считаю, что цели урока мы достигли. А с вами можно отправляться в любую экспедицию за следующей тайной.
Сейчас предлагаю взять в руки карточки, на которых отражены этапы урока и коротко оценить каждый этап.
Учащиеся сдают карточки.
Урок закончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Файлы и файловая система"
Урок в 8 классе по теме "Файлы и файловые системы"...
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»Класс: 10Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать задачи, входящие в ЕГЭ по информатике, по теме «Файл и файловая систе...
Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"
Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"...
Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"
Разработка урока по информатике на тему "Файлы и файловая система", рассчитана на 8-10 классы в зависимости от того, в каком классе изучают данную тему.Цели урока:- помочь учащимся получить представле...
Урок информатики и ИКТ по теме "Файл и файловая система"
Урок для интерактивной доски Interwrite по теме "Файловая система" предназначена для 8 класса по программе Угриновича Н.Д....
Конспект урока по информатике. Тема: Файлы и файловая система. 8 класс
Урок обобщения и закрепления пройденного материала.Ребята должны показать теоретические знания основных понятий, научиться анализировать и систематизировать информацию.Оценивать работу на уроке будут ...
Решение задач по теме; Файлы и файловые структуры"
Решение трех типов задач:1. Работа с маской имени файла2. Работа с каталогами3. Задачи, связанные с перемещением файлов в каталоге....