Разработка открытого урока "Файлы и файловая система"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Данный урок проводиться в 8 классе. Разработаны задания для выполнения в интерактивной доске
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Файлы и файловая система»
Цели урока:
Обучающая:
- познакомить с понятиями файл, его характеристиками, файловая система
Развивающая:
- формирование умения составлять дерево файловой системы;
- формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
- развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование:
- ПК;
- Интерактивная доска
- мультимедийный проектор и экран;
- презентация;
- раздаточный материал;
- словарь Ожегова;
- новогодняя ель с игрушками;
- новогодние открытки (для проведения рефлексии + для «подарков» )
- папка (скоросшиватель) с файлами.
План урока:
I. Организационный момент 1 мин
II. Актуализация знаний. Повторение. 7 мин
III. Изучение нового материала 20
IV. Закрепление 8
V. Домашнее задание 2
VI. Итог урока 2 мин
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте!
К Вам информатика пришла
В мир знаний смело повела
Сегодня свой урок для Вас
Алдынай Андреевна даст
Я рада нашей встречи с Вами
Надеюсь будем мы друзьями
Друг другу смело помогайте
В мир знаний смело Вы шагайте!
II. Актуализация знаний. Повторение. 5 мин
Отгадать кроссворд по теме «Устройство компьютера». Презентация
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Тема нашего урока: «Файлы. Файловая система».
-Как Вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового мы узнаем? (учащиеся отвечают)
III. Объяснение нового материала (ведется с помощью презентации)
Посмотрите, что у меня в руках? (учитель показывает папку с файлами)
Что включает в себя папка?
Итак, давайте разберемся, что же такое файл?
Понятие файла является базовым в курсе информатики, поэтому вы четко должны усвоить понятия: файл, имя файла, расширение файла, параметры файла.
Итак, запишем определение файла.
Файл – это поименованная область внешней памяти.
- Как вы думаете, сколько находиться на компьютере файлов?
- Как же из этого множества мы найдем именно нужный нам файл? (учащиеся отвечают)
Итак, нужно знать полное имя файла и где этот файл находится.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Расширение – это совокупность трех букв латинского алфавита, задается программой, в которой создан данный файл. Давайте рассмотрим в таблице распространенные типы файлов и соответствующие им расширения.
По типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа.
Символы, которые не может содержать имя файл: (слайд 5)
/ \ : * ? « < > |
Для каждого типа данных есть свой значок.
Давайте подведем итог вышесказанному, имя файла должно включать … (учащиеся отвечают)
Теперь давайте вспомним на Рабочем столе может находится один, два, десять файлов, а если у пользователя тысяча файлов. Как быть?
Вот для этого и была создана файловая система.
Для того чтобы свободно ориентироваться в таком количестве файлов их необходимо организовать или упорядочить. Упорядочиванием файлов на диске занимается файловая структура.
Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Каждый диск имеет логическое имя, обозначается латинской буквой со знаком двоеточия: А: В: - гибкие диски, С: D: Е: - жесткие, оптические диски. Папка (каталог) верхнего уровня для диска является корневой папкой или каталогом, которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой чертой \ (обратного слэша), например С:\.
Файловые структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).(слайд 15)
У меня есть диск, на котором записаны одни файлы (продемонстрировать). Такая система расположения файлов называется одноуровневой (Одноуровневая файловая система – это простая последовательность файлов)
Примеры одноуровневой файловой системы:
Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы. Например, шкаф с выдвижными ящиками для документов.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу (слайд 16)начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель \.
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Примеры многоуровневой файловой системы (дерево каталогов):
Примеры полных имен файлов: (слайд 17)
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc
C:\Рисунки\Закат.jpg
C:\Рисунки\ Зима.jpg
Назовите в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.
- В чем разница папки и файла, может быть кто-то знает?
Давайте составим полное имя файла.
IV. Закрепление изученного материала
- Учащиеся выполняют следующие задания (Используется презентация к уроку)
Ну а теперь проверим, как Вы усвоили новый материал.
Что имя файла должно обязательно включать?
Какие символы нельзя использовать при создании файлов?
Задание 2 учащиеся выполняют по группам.
Итак, текстовые файлы имеют какие расширения?
А графические файлы?
Звуковые файлы имеют расширения…
Задание 3 учащиеся выполняют по группам.
Подведем итог, чем отличается имя папки от файла?
Сейчас мы с Вами выполним практическую работу на компьютере. Пока компьютер включается, я Вам поясню задание.
2.Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
- Создать на Рабочем столе папку «Школа»
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
- Дать название полученной папке «Школа»
- Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
- Создать текстовый документ с именем «Информатика».
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
- Дать название полученному документу «Информатика»
- Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
Бланк оценок
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание4 | Задание4 | Практич. работа | Итоговая оценка |
Подводим итог теста.
Поднимите руку, кто поставил себе оценку «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»
V. Домашнее задание
Выучить определения. Придумать имена файлов. 5 примера.
VI. Итог урока. Рефлексия
- Рефлексия
Ученики пересаживаются за столы теоретических занятий, и, просматривая записи в тетради и вспоминая материал урока, ставят себе отметку за весь урок в зависимости от промежуточных результатов и общего понимания изученного материала. Если за каждый этап урока были поставлены «пятерки» и не более одной «четверки», то можно поставить «пять». Далее – в зависимости от имеющихся отметок. Те, у кого нет трех текущих отметок, оценку за урок не ставят, а на следующем уроке получат индивидуальное задание, выполнение которого будет оценено учителем.
После выставления отметок учитель спрашивает учащихся о том, что для них было наиболее трудным на этом уроке, и как они справлялись с трудностями, что они считают наиболее полезным для себя, что наиболее запомнилось.
- Выставление отметок в журнал и дневники
- Сообщение темы следующего урока
Дополнительные задания:
Задание*
Записать полные имена файлов
Бланк оценок
Зад1 | Зад2 | Зад3 | Зад4 | Зад5 | Зад6 | Зад7 | Зад8 | Практич. работа | Итоговая оценка |
Бланк оценок
Зад1 | Зад2 | Зад3 | Зад4 | Зад5 | Зад6 | Зад7 | Зад8 | Практич. работа | Итоговая оценка |
Бланк оценок
Зад1 | Зад2 | Зад3 | Зад4 | Зад5 | Зад6 | Зад7 | Зад8 | Практич. работа | Итоговая оценка |
Бланк оценок
Зад1 | Зад2 | Зад3 | Зад4 | Зад5 | Зад6 | Зад7 | Зад8 | Практич. работа | Итоговая оценка |
Бланк оценок
Зад1 | Зад2 | Зад3 | Зад4 | Зад5 | Зад6 | Зад7 | Зад8 | Практич. работа | Итоговая оценка |
Бланк оценок
Зад1 | Зад2 | Зад3 | Зад4 | Зад5 | Зад6 | Зад7 | Зад8 | Практич. работа | Итоговая оценка |
Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
- Создать на Рабочем столе папку «Школа»
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
- Дать название полученной папке «Школа»
- Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
- Создать текстовый документ с именем «Информатика».
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
- Дать название полученному документу «Информатика»
- Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
- Создать на Рабочем столе папку «Школа»
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
- Дать название полученной папке «Школа»
- Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
- Создать текстовый документ с именем «Информатика».
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
- Дать название полученному документу «Информатика»
- Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
- Создать на Рабочем столе папку «Школа»
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
- Дать название полученной папке «Школа»
- Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
- Создать текстовый документ с именем «Информатика».
- Сделать правой кнопкой мыши щелчок
- Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
- Дать название полученному документу «Информатика»
- Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"
Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...
Разработка урока "Файлы и файловая система"
Урок информатики проводился в 7 классе по учебнику Угриновича....
План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"...
Открытый урок "Файлы и файловые системы. Решение задач" 8 класс
Файлы и файловые системы....
Открытый урок с использованием интерактивной доски "Файлы и файловые системы"
Тема: Компьютер. Файлы и файловые системы.Цель: Отработка навыков работы с файлами ( выбор имени файла, сохранение файлов, переименова...
Методическая разработка открытого урока на тему: "системы счисления"
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, ...