Технологическая карта урока по теме "Файлы и файловая система"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Технологическая карта проведенного открытого урока в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 121.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Информатика
Класс: 7
Автор УМК (программы учебного курса): Л.Л.Босова
Тема урока: Файлы и файловые структуры.
Тип урока: открытия нового знания
Учитель: Ховалыг Алёна Чойган-ооловна
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
- метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;
- личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Повторить определение операционной системы, программного обеспечения прикладных программ.
- Познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.
- Сформирование умения находить файлы по заданному пути, определять полное имя файла;
- Продолжить работу по подготовке к ОГЭ.
Развивающие:
- Развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
- Формирование и развитие умения кратко и точно отвечать на поставленный вопрос;
Воспитательные:
- Формирование ответственности за общий результат работы пары и группы;
- Формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопроса;
- Стимулировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- логическое имя устройства внешней памяти;
- файл;
- каталог;
- корневой каталог;
- файловая структура;
- путь к файлу, полное имя файла.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||
1 | Организацион-ный момент (мотивация к учебной деятельности) 2 мин | «Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть! Хочу пожелать нам удачи, надеюсь на сотрудничество и плодотворную работу!» | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности. Формирование положительной мотивации | ||||||||||
2 | Актуализация знаний 5 мин | - Давайте проверим ваши знания с прошлого урока. Вам необходимо выполнить тест, в тесте 4 вопросов по пройденной теме. Дается 2-3 минуты на его решение. Ответы будем писать на доске. Начинайте выполнять задание. Не забудьте подписать листочки.
Мы с вами не случайно записали ответы на доску. Они нам помогут определить тему нашего сегодняшнего урока.
Итак, мы сегодня с вами изучим тему «Файл и файловые структуры» Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока: что мы должны узнать и чему научиться? Но для этого вспомним русский язык и воспользуемся вопросительными словами: что? какой? где? как? почему? Будем начинать строить задачу с этих слов. Что такое файл? Какие типы файлов? Какие операции над ними можно совершать? Где искать файлы? Как искать файлы? | Выполняют тест 1-2 ученика записывают свои ответы на доске Определяют слово «файл» с помощью декодирования и разгадывания ребуса Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?» На каком диске или в какой папке он лежит Записывают в тетрадь тему урока Формулируют цель (узнать, что такое файл; научиться применять знания на практике, а именно находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе) | Самоопределение Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Оценивание усваиваемого материала; умение планировать последовательность действий; | ||||||||||
3 | Формирование новых знаний 13 мин | Откройте параграф 2.4 «О файлах и файловых структурах». Страницу вы можете узнать, если посмотрите оглавление. Найдите определение файла и запишите его в тетрадь. (слайд 7) Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имени файла и расширения. Собственно, имя файлу дает пользователь. Расширение имени обычно задается программой автоматически при создании файла. Расширение позволяет пользователю, не открывая файла, определить его тип – какого вида информация (программа, текст, рисунок и т.д.) в нем содержится. Сколько символов может содержать имя файла? Все ли символы можно использовать в имени файла? Выберите имена папок и Внимательно посмотрите типы файлов и расширения в таблице. Расширение нам указывает на тип файла. Давайте заполним таблицу типов файлов и расширений. Возьмите карточки для самоконтроля. Задание №1. Поменяйтесь с соседями проверяйте друг друга. Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя. В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия: Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Современные операционные системы поддерживают многоуровневую организацию файлов на дисковых устройствах внешней памяти - иерархическую файловую структуру. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. д. (слайд 13). Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш: C:\Рефераты\Информатика\ Интернет.doc С:\ Мои документы\7класс\Доклад.doc Полное имя файлаПуть к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш: Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg Рассмотрим примеры решения задач. Презентация «Файлы и файловые структуры» (слайды 10-11) Пример 1. Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Вопросы.doc. Каков путь к этому файлу? Решение: Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика Поднявшись на один уровень вверх, он оказался в каталоге C:\Физика\Задачи Поднявшись ещё на один уровень вверх, он оказался в каталоге C:\Физика После этого он спустился в каталог Экзамен Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен. Рассмотрите задачу 2 в учебнике самостоятельно (стр.87). Какие действия можно выполнять над файлами?
Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых символов, таких как: ? – означает ровно один произвольный символ; * – означает любую последовательность символов, в том числе и пустую. Например: a*.txt ПР?.doc *.* Задание 2 Укажите, какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t*
| Работают с учебником, делают записи в тетради. Учащиеся записывают Называют имена папок, файлов Смотрят на экран или на книгу Учащиеся заполняют таблицу в оценочном листе и делают проверку. Слушают учителя Записывают в тетрадях определение файловой структуры Учащиеся записывают в тетрадь что такое путь к файлу.
Выполняют задание №2, осуществляют самопроверку | Формирование готовности к самообразованию; Выделение важной информации, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать; умение структурировать знания умение работать с учебником; умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности | ||||||||||
4 | Физминутка 2 мин | Для того, чтобы вы отдохнули и у вас поднялось настроение, давайте потанцуем. Представьте, что вы смайлики и танцуйте не стесняясь. Если на экране выводится имя текстового файла, покрутитесь направо, если графический файл – налево, если звуковой файл – похлопайте. Все это делаете пританцовывая. Как мы узнаем, что этот файл текстовый, звуковой или графический? (по расширению файла) | Учащиеся выполняют упражнения | Самоорганизация, саморегуляция | ||||||||||
5 | Закрепление 13 мин | Задание 3. Напиши полные имена файлов (максимум 2) (слайд 22): QBasic, Письмо, Море, Интересный фильм Задание 4. Постройте дерево каталогов (максимум 2) (слайд 23) C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc C:\Рисунки\Закат.jpg C:\Рисунки\Зима.jpg (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.) Задача 3 (слайд 24). С:\Мои документы\Иванов\Qbasic.exe С:\Мои документы\Петров\Письмо.txt C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море .bmp С:\Фильмы\Интересный фильм.avi Задача 4 (слайд 25) Практическая работа на компьютере | Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют практическую работу на компьютере | Умение определять наиболее рациональ-ную последователь-ность действий; самоорганизация, самоопределение, умение планировать последовательность действий для достижения цели. | ||||||||||
6 | Домашнее задание 2 мин | Работа с карточками | Записывает домашнее задание | Самоопределение, взаимодействие с учителем | ||||||||||
7 | Итог урока. Рефлексия 3 мин | Оцени себя
На рабочем столе откройте папку «Рефлексия»
Спасибо за урок! | Умение формулиро-вать собственное мнение; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"
Информационно-интеллектуальная компетентность формируется в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....
Технологическая карта урока биологии «КРОВЬ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА»
Урок проходится в увлекательной форме, учащиеся как бы посещают разные кабинеты врачей-специалистов и разбирают строение и проблемы кровеносной системы. В кабинете терапевта ученики отвечают на общие ...
технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"
Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...
технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"
Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....
Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".
Тема урока: Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс: 6 классУчит...