Методическая разработка урока в 8 классе на тему: "Стилевое оформление документа"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Вашему вниманию предлагаю методическую разработку урока раздела изучения текстового редактора в 8 классе по теме "Стилевое оформление документа". Методическая разработка включает: технологическую карту урока; теоретический блок, который отображается на проекторе в виде текта; практическое задание по новому материалу. В тетради учащимся необходимо записать выделенную информацию. В качестве текстов для практического задания могут быть взяты любые отрывки из художественных произведений, учебников, научных статей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 8 класс.

Автор УМК (программы учебного курса): Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. : учебник для 8 класса. / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2012. – 154 с. : ил.

Тема урока: Стилевое оформление документа

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков на практике

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-мые  действия

Формируемые способы

деятельности 

Осуществляе-мые  действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляе-мые  действия

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Этап «Постановка целей и задач урока»

1. Сообщает, что данный урок объединяет умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.

2. Задаёт вопросы:

Что такое стиль?

Где мы встречаемся с понятием стиль? Как  вы думаете, какой документ можно считать выдержанным в одном стиле?

3. Объясняет задачи и план работы  на уроке.

1.Отвечают на вопросы.

2.Слушают учителя.

3. Погружаются в тему урока.

- Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

- Выделяют информацию, существенную для данного урока

Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса.

- Слушают собеседника.

- Выделяют из ответов других необходимую информацию

- Строят понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся.

- Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап «Знакомство с новыми терминами»

1

2

3

4

5

6

7

Знакомит учащихся с новым термином гарнитура.

1. Сравнивают различные гарнитуры шрифтов.

2. Делают выводы о назначении различных гарнитур.

- Используют знаково-символические средства для решения задач

- Осуществляют сравнение и классификацию по заданным критериям.

Взаимодействуют с учителем во время обсуждения.

- Самостоятельно выделяют важную информацию.

Фиксируют необходимые данные в тетради.

- Переписывают в тетрадь только необходимую информацию.

Знакомит учащихся с новым термином кегль.

Узнают о стандартных параметрах для шрифта, характерных для пишущих машинок.

Знакомит с новыми терминами: шрифт рубленый и шрифт с засечками

Сравнивают различные шрифты.

Этап «Актуализация знаний»

1

2

3

4

5

6

7

Рассказывает о приемах верстки и их практическом применении, о некоторых психологических аспектах восприятии различных шрифтов.

Делают выводы о том, как можно добиваться самых различных эффектов, изменяя только размер и форму шрифта.

- Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса.

- Самостоятельно выделяют важную информацию.

Фиксируют необходимые данные в тетради

- Переписывают в тетрадь только необходимую информацию.

- Принимают и сохраняют учебную задачу.

Этап «Изучение темы»

1

2

3

4

5

6

7

Рассказывает об эстетике шрифтового оформления.

Узнают о правилах стилевого оформления документов.

- Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса.

- Самостоятельно выделяют важную информацию.

Фиксируют необходимые данные в тетради.

- Переписывают в тетрадь только необходимую информацию.

Изменяет оформление текста на доске со слов учащихся.

Устно оформляют заданные фрагменты текста в соответствии с требованиями

- Ориентировка на разнообразие способов решения задач.

Высказывают свое мнение по вопросу оформления фрагментов текстов.

- Строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Работают с информацией.

- Осуществлять взаимный контроль.

Этап «Практическая работа»

1

2

3

4

5

6

7

1. Предлагает учащимся выполнить практическое задание на компьютере в текстовом редакторе (Приложение).

2. Объясняет задание. Необходимо разработать свой собственный стиль к предложенному фрагменту текста.

3. Контролирует выполнение задания учащимися, при необходимости помогает им.

1. Слушают задание.

2. Выполняют практическое задание по созданию стиля.

3. Учащиеся разрабатывают собственные стили и применяют их.

- Работают по алгоритму.

- Выделяют существенную информацию из текстов разных видов.

- Выбирают наиболее подходящий способ выполнения задания, исходя из ситуации.

- Анализируют результат действий.

Обращаются к учителю за консультацией при необходимости.

- Решают учебные проблемы, возникающие в ходе выполнения практической работы.

Выполняют практическое задание, при необходимости обращаются к учителю.

- Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- Соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.

Этап «Рефлексия»

1

2

3

4

5

6

7

Сможете ли вы использовать новые знания и умения на практике?

Как вы считаете, умение создавать свои стили в текстовом редакторе оптимизирует Вашу работу?

Отвечают на вопросы учителя.

- Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время подведения итогов.

- Формирование организованности, дисциплинирован-ности, умения слушать

Выполняют учебные действия в устной форме.

- Вносят необходимые коррективы в свои действия после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок.



Предварительный просмотр:

Стилевое оформление документа.

Читабельность различных шрифтов.

Гарнитурой называется просто-напросто вид букв или, как говорят, шрифт, которым напечатана книга.

Образцы шрифтов:

Этот шрифт называется Times New Roman.

Это шрифт для заголовков, называется Arial.

А это шрифт Impact.

Этот забавный шрифт называется Comic Sans MS.

Этот шрифт называется Courier New.

Читабельность текста, оформленного различным образом.

При оформлении документа следует обращать внимание на гарнитуру шрифта.

Так, довольно странно выглядит строгий деловой документ, набранный шрифтом Comic Sans MS.

Ничуть не лучше смотрится и рассказ для детей, набранный шрифтом Impact.

Кроме названий, определяющих вид букв, шрифты имеют размер, называемый кеглем. Стандартный вид пишущей машинки очень похож на шрифт гарнитуры Times New Roman размером в 14 пунктов.

Курсивом часто выделяют комментарии.

Приемы верстки, направленные на привлечение внимания, отделение главного от второстепенного.

Этот текст набран шрифтом с засечками.

А этот текст набран рубленым шрифтом.

Шрифты с засечками как бы визуально объединяют слово в единое целое, и это увеличивает скорость чтения на 10-15%. Рубленые шрифты, как правило, используются в заголовках и подписях к рисункам.

Эстетика шрифтового оформления.

Изменяя размер и форму шрифта, можно добиваться самых различных эффектов, но не надо впадать в крайности.

Шрифтовые правила верстки: не более 2 гарнитур, не более 3 типоразмеров.

Стараться пользоваться малым, достигая многого.

Ответить устно.

Оформляется один и тот же текст в разных видах: "основной текст"

"с привлечением внимания"

"комментарий в тексте"

"совет"

"необязательный материал"

"исторический рассказ"

"веселая история "

Стиль – это характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления.


"основной текст"

"с привлечением внимания"

"комментарий в тексте"

"совет"

"необязательный материал"

"исторический рассказ"

"веселая история "



Предварительный просмотр:

Практическое задание.

  1. Разработайте стиль абзаца «Исторический»:
  1. Выполните команду Формат/Стиль
  2. В качестве основного выберите стиль «Обычный»
  3. Нажмите на кнопку «Создать»
  4. Установите свойства стиля: имя - Исторический; стиль – абзаца
  5. Нажмите на кнопку «Формат»
  6. Выберите строчку «абзац» (в следующем пункте нужно будет выбрать строчку «шрифт»)
  7. Установите параметры абзаца: выравнивание – по ширине; красная строка (отступ) – 1,25 см; межстрочный интервал полуторный;
  8. Нажмите на кнопку «OK»
  9. Аналогично пункту е), выберите строчку «шрифт»
  10. Установите параметры шрифта:  гарнитура – «Bookman Old Style»; цвет – синий
  11. Нажать на кнопки «OK», «Закрыть»

  1. Разработайте стиль шрифта «Сказуемое»:
  1. Выполните команду Формат/Стиль
  2. В качестве основного выберите стиль «Обычный»
  3. Нажмите на кнопку «Создать»
  4. Установите свойства стиля: имя - Сказуемое; стиль – знака
  5. Нажмите на кнопку «Формат»
  6. Выберите строчку «шрифт»
  7. Установите параметры шрифта: подчеркивание двойное (на выбор), цвет темно-синий.
  8. Нажмите на кнопки «OK», «Закрыть»

  1. Разработайте стиль шрифта «Подлежащее»: подчеркивание одинарное (на выбор), цвет красный.
  2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в тексте, соответствующей номеру вашей машины.
  3. Примените стиль «Исторический» к текстам №2, 3, 6, 8, 9, 11:
  • Выделите текст
  • В окне стилей выберите стиль «Исторический»
  • Выделите слово (сказуемое)
  • В окне стилей выберите стиль «Сказуемое»
  1. Подчеркните подлежащие, применив к ним стиль «Подлежащее»:
  2. Разработайте самостоятельно стиль для текста, соответствующего номеру вашей машины и примените его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...