Рабочая программа кружка по легоконструированию
рабочая программа по информатике и икт на тему
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по легоконструированию | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.
Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов.
Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.
Образовательная программа по робототехнике "ROBOT " это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий учащиеся научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении детей будут предоставлены Лего-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью ребенок может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию детей к получению знаний.
Образовательная программа «Робототехника» является модифицированной. Направленность данной программы научно-техническая, так как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью робототехнических устройств, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.
Для реализации программ «Робототехника» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO.
2. Наборы конструкторов:
- LEGO Mindstorm NXT Education – 8 шт.;
- программный продукт – по количеству компьютеров в классе;
- поля для проведения соревнования роботов –1 шт.;
- зарядное устройство для конструктора
- ящик для хранения конструкторов.
Сроки реализации программы 1 год.
Режим работы, в неделю 2 занятия по 1 часу всего76 часов.
Содержание программы
Цель программы:
Развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.
Воспитывающие:
- формировать творческое отношение по выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учащихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Прогнозируемый результат:
По окончанию курса обучения ребята должны
ЗНАТЬ:
- теоретические основы создания робототехнических устройств;
- элементную базу при помощи которой собирается устройство;
- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.
УМЕТЬ:
- проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;
- создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.
Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем:
- результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике;
- фото и видео материалы по результатам работ учеников будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Основные направления содержания деятельности.
Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом:
- заполняется журнал присутствующих на занятиях учащихся;
- объявляется тема занятий;
- раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается где можно взять этот материал;
- теоретический материал педагог дает учащимся, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники);
- проверка полученных знаний осуществляется в ходе выполнения практических заданий и соревнований между моделями как внутри объединения, так и более высокого уровня.
Практические занятия проводятся следующим образом:
- педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу;
- далее педагог показывает, используя различные варианты, последовательность сборки узлов робота;
- педагог отдает учащимся, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены на его сайте посвященном именно этой теме;
- далее ребята самостоятельно в группах проводят сборку узлов робота;
- практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.
Механизм отслеживания результатов.
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- соревнования;
- учебно-исследовательские конференции (например: научно практическая конференция городских учебно-исследовательских работ)
- отчеты о проделанной работе в местной прессе;
- подготовка рекламных буклетов о проделанной работе;
- отзывы преподавателя и родителей на сайте образовательного учреждения дополнительного образования.
Тематическое планирование
Занятий по Легоконструирование -робототехнике
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практ. | ||
1 | Введение, | 6 | 4 | 2 |
2 | Конструирование, | 16 | 5 | 11 |
3 | Управление, | 12 | 2 | 10 |
4 | Проектно-конструкторская деятельность, | 18 | 3 | 15 |
5 | Конструирование и программирование, | 15 | 2 | 13 |
6 | Свободное моделирование, | 9 | - | 9 |
ИТОГО | 76 | 16 | 60 |
76часов (2 часа в неделю)
№ | Тема | Содержание | Часы |
1 | Введение в робототехнику | Лекция. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т.ч. - бои роботов (неразрушающие). Конструкторы и «самодельные» роботы. | 3 |
Видео о роботах LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 (версия конструктора 8547) Видео с примером каких роботов можно собрать из конструктора МИНДСТОРМС НХТ 2.0 Видео компании LEGO. Рекламный ролик о составе конструктора версии 8547 и базовых роботах, которые можно собрать. Инструкции по сборке есть в ПО Видео, показывающее базовые возможности робота АЛЬФАРЭКС конструктора версии 8547 Видео с демонстрацией возможности робота скорпиона (не базовая версия) Видео с роботом лягушкой (robot frog). Разработчики расскрасили элементы конструктора чтобы лягушка стала максимально похожей по цветовой схеме на живую Видео. Крупным планом демонстрируется собранный робот ALFAREX и его возможности (lego mindstorms nxt 2.0 version 8547) Видео. Демонстрация робота Р2Д2 из фильма "Звёздные войны", собранного из нескольких конструкторов версии 8547 Видео с ШАГАЮЩИМ РОБОТОМ! также собранного из конструктора LEGO версии 8547 Видео с роботом-художником. Робот лего нхт 2.0 рисует фломастером заданную в программе картину Видео "Живой робот" показывает, что можно "научить" робота такому сложному (для роботов) виду творчества как танец | |||
2 | Конструкторы компании ЛЕГО | Лекция. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборов | 2 |
Презентация PowePoint: От Леголэнда до конструкторов по роботам.ppt Документ: О компании лего и их конструкторах.doc Д/з: Выбрать робота, который нравится (не обязательно Lego Mindstorms, любого), поискать информацию по нему в Интернете и принести на следующее занятие (информация может быть либо в виде файла Microsoft Word, либо в письменном виде) | |||
3 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547 | Лекция. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547. Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), сервомотор NXT. | 2 |
сборка 8547.jpg Краткий обзор NXT: программный блок, датчик касания, датчик цвета, ультразвуковой датчик, интерактивный сервомотор, программное обеспечение Датчики NXT 2.0 Состав и архитектура конструктора NXT 2.0 Д/з: Придумать название своей команде. | |||
4 | Конструирование первого робота | Практика. Собираем первую модель робота «Пятиминитука» по инструкции. | 2 |
Робот "Пятиминутка" Д/з: Нарисовать схему робота-манипулятора. | |||
5 | Изучение среды управления и программирования | Лекция. Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления. Собираем робота "Линейный ползун": модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна". Д/з: Запомнить внешний вид блоков: движение, ждать, сенсор, цикл и переключатель. | 2 |
6 | Программирование робота | Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков Помощь в программировании - расшифровка местаположения блоков Д/з: Нарисовать в виде блок-схемы или описать словестно программу движения "линейного ползуна". | 2 |
7 | Конструируем более сложного робота | Создаём и тестируем "Трёхколёсного робота". | 2 |
8 | Программирование более сложного робота | Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа). | 2 |
9 | Собираем гусеничного робота по инструкции | Создаём и тестируем "Гусеничного робота". Д/з: Подумать и перечислить преимущества и недостатки гусеничного робота по сравнению с 4-х колёсным. | 2 |
10 | Конструируем гусеничного бота | На предыдущем уроке мы собирали гусеничного бота. Нужно ещё раз посмотреть на свои модели, запомнить конструкцию. Далее разобрать и попытаться собрать свою собственную модель. Она должна быть устойчива, не должно быть выступающих частей. Гусеницы должны быть оптимально натянуты. Далее тестируем своё гусеничное транспортное средство на поле, управляем им с мобильного телефона или с ноутбука. Д/з: Вспомнить всё что проходили, прочитать записи. Подготовиться к тестированию. | 2 |
11 | Тестирование | Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов от 10 до 20. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик. | 2 |
12 | Собираем по инструкции робота-сумоиста | Ознакомление с конструкцией самого простого робота сумоиста. Для этого читаем и собираем робота по инструкции: бот - сумоист. Собираем, запоминаем конструкцию. Тестируем собранного робота. Управляем им с ноутбука/нетбука. Д/з: Подумать, какой робото подойдёт для соревнований по минисумо. Гусеничный/колёсный, большой/маленький, лёгкий/тяжёлый и т.д. Записать рассуждение в тетради | 2 |
13 | Соревнование "роботов сумоистов" | Собираем по памяти на время робота-сумоиста. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Устраиваем соревнования. Не разбираем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Д/з: Подумать, почему Ваш робот побели или проиграл. Записать идеи в тетрадь | 2 |
14 | Анализ конструкции победителей | Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Проговариваем вслух все плюсы и минусы. Свободное время. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов Д/з: Запомнить, какие ошибки были допущены при разработке роботов. Запомнить каким должен быть робот для такого вида соревнований. | 2 |
15 | Конструируем робота к международным соревнованиям WRO (1) | Задача учеников самостоятельно найти и смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания олимпиады. Все задания расклываем по частям, например, нужно передвигаться из точки А в точку Б - это будет первая задача, нужно определять цвет каждой ячейки - это вторая задача, в зависимости от цвета ячейки нужно выкладвать определённое количество шариков в ячейку - это третья задача. Есть такие соревнования - WRO. Расшифровываются они так: "Всемирная олимпиада роботов". Если ученик покажет приемлемые результаты на этом соревновании, то это и есть лучшая оценка Вашей деятельности. Изучаем правила WRO этого года (если их ещё нет, то предыдущего). Ищем у кого в городе есть готовое собранное поле. Если нет ни у кого, строим. Задача учеников самостоятельно найти и смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания олимпиады. Все задания раскладываем по частям, например, нужно передвигаться из точки А в точку Б - это будет первая задача, нужно определять цвет каждой ячейки - это вторая задача, в зависимости от цвета ячейки нужно выкладывать определённое количество шариков в ячейку - это третья задача. Далее у нас две модели поведения: Вариант 1) В зависимости от предполагаемых возможностей подсказываем ученикам конструкцию для каждого из действий. Помогаем им самим создать действующую модель. Вариант 2) Сами создаём действующую полнофункциональную модель робота, который может справится с заданием. Даём изучать каждому ученику, объясняем конструктивные особенности. Даём задание собрать аналогичную модель каждой команде учеников. На подготовку к WRO рекомендую потратить 2-3 занятия. | 6 |
16 | |||
17 | |||
18 | Разработка проектов по группам. | Цель: Сформировать задачу на разработку проекта группе учеников. ______________________________________________________________ Цель: Научиться пошагово составлять технические/конструкторские проекты. Место проведения: лаборатория робототехники. Шаг 2. При готовности описательной части проекта создам действующую модели. Если есть вопросы и проблемы - направляем учеников на поиск самостоятельного решения проблем, выработку коллективных и индивидуальных решений. ____________________________________ Цель: Научиться презентавать (представлять) свою деятельность. _________________________________________________________________ Цель: Научиться публично представлять свои изобретения. | 8 |
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор. | Сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор: Гоночная машина - автобот - автомобиль с возможностью удалённого управления и запрограммирования его для движения по цветным линиям на полу! Бот с ультразвуковым датчиком - 4-х колёсный робот с интеллектуальной программой, принимающей решение куда ехать при наличии препятствия. Бот с датчиком касания - 4-х колёсный робот с программой, использующей датчик касания в качестве инструмента для определения препятствий. Бот с датчиком для следования по линии - робот, программа которого настроена на его движение по чёрной линии. Бот стрелок - простейший робот, стреляющий в разные стороны шариками. | 2 |
23 | Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота | Цель: собрать по инструкции робота, изучить его возможности и программу. | 2 |
24 | Конструируем колёсного или гусеничного робота. | Цель: придумать и собрать робота. Самостоятельно запрограмиировать робота. | 4 |
25 | |||
26 | Контрольное тестирование | Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов 20 штук. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик. Проводим анализ полученных результатов. Сравниваем их с теми, что были получены в начале обучения по предмету "робототехника". Проводим "отсев" двоечников, выбираем учеников, способных изучать робототехнику на повышенном уровне. Формируем из них группу для обучения на второй год. | 2 |
27 | Собираем робота-богомола | Собираем и программируем робота-богомола МАНТИ. Урок 1. | 4 |
28 | |||
29 | Собираем робота высокой сложности | Собираем робота АЛЬФАРЕКСА (ALFAREX) урок 1. | 4 |
30 | |||
31 | Программирование робота высоко сложности | Программируем робота АЛЬФАРЕКСА, готовимся к показательным выступлениям. | 3 |
32 | Продолжение программирование робота высоко сложности | 2 | |
33 | Показательное выступление | Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения, соревнуемся на скорость перемещения. Команда-победитель получает призы. | 2 |
34 | Свободное моделирование. | Собираем любую по желанию модель. | 3 |
35 | Свободное моделирование. Резервный урок. | Собираем любую по желанию модель. Резервный урок. | 3 |
36 | Заключительное занятие | Подведение итогов | 2 |
ИТОГО: | 76 |
Дата | № | Тема занятия | Общ. Кол-во часов | Из них | |||
теория | практика | ||||||
| |||||||
1 | Введение в робототехнику | 2 | 2 | - | |||
2 | Конструкторы компании ЛЕГО | 2 | 1 | 1 | |||
3 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 версии 8547 | 2 | 1 | 1 | |||
| |||||||
4 | Конструирование первого робота | 2 | 2 | ||||
5 | Изучение среды управления и программирования | 2 | 1 | 1 | |||
6 | Программирование робота | 2 | 1 | 1 | |||
7 | Конструируем более сложного робота | 2 | 2 | - | |||
8 | Программирование более сложного робота | 2 | - | 2 | |||
9 | Собираем гусеничного робота по инструкции | 2 | - | 2 | |||
10 | Конструируем гусеничного бота | 2 | - | 2 | |||
11 | Тестирование | 2 | 1 | 1 | |||
| |||||||
12 | Собираем по инструкции робота-сумоиста | 2 | 1 | 1 | |||
13 | Соревнование "роботов-сумоистов" | 2 | - | 2 | |||
14 | Анализ конструкции победителей | 2 | 1 | 1 | |||
151617 | Конструируем робота к международным соревнованиям WRO | 2 | - | 2 | |||
2 | - | 2 | |||||
2 | - | 2 | |||||
| |||||||
181921 | Разработка проектов по группам | 2 | 1 | 1 | |||
2 | - | 2 | |||||
2 | - | 2 | |||||
2 | - | 2 | |||||
22 | Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор | 2 | - | 2 | |||
23 | Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота | 2 | 1 | 1 | |||
24 | Конструируем колёсного или гусеничного робота | 2 | - | 2 | |||
25 | Конструируем колёсного или гусеничного робота | 2 | - | 2 | |||
26 | Контрольное тестирование | 2 | 1 | 1 | |||
| |||||||
2728 | Собираем робота-богомола | 2 | - | 2 | |||
2 | - | 2 | |||||
2930 | Собираем робота высокой сложности | 2 | - | 2 | |||
2 | - | 2 | |||||
31 | Программирование робота высоко сложности | 3 | 1 | 2 | |||
32 | Продолжение программирование робота высоко сложности | 2 | 1 | 1 | |||
33 | Показательное выступление | 2 | - | 2 | |||
| |||||||
3435 | Свободное моделирование | 3 | - | 3 | |||
3 | - | 3 | |||||
36 | Резервный урок | 2 | - | 2 | |||
| - | 1 |
Инструкция загружена с сайта по LEGO-роботам: http://www.prorobot.ru/lego.php
Разрешено бесплатное использование в любых целях. В том числе: распечатка, перепечатка, распространение, использование на уроках и т.д.
Материальное и программное обеспечение:
1. Нам пригодится классная программа для управления роботом чере БЛЮТУЗ: NXT Vehicle Remote (Не требует установки. Просто разархивируйте её на рабочий стол)! Через неё можно управлять роботом, менять настройки, двигатели, скорость, программировать клавиши и т.д. Для отладки просто вещь не заменимая!
2. Пригодится и программа для мобильных телефонов NOKIA и SONY ERICSON для управления через BLUETOOTH роботом NXT 2.0. Поддерживаемые модели:
- Nokia: 6680, 3230.
- Sony Ericsson: W800i, W550i, K610i, K800i, K750i, Z710i, Z550i, K510i.
- BenQ-Siemens: CX75, S65.
Программа работает и на некоторых других телефонах. Так что качайте, проверяйте.
3. Для тех, кто хочет управлять роботом с помощью мобильного телефона под операционной системой Android 2.2 и выше рекомендую посетить сайт http://market.android.com/ и скачать следующие приложения:
- MINDdroid, NXT Bluetooth, NXT FREE, NXT GSensor, NXT Numeric, NXT Remoye Control, NXT Simple Remote, NXTPad.
http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
Учебно-методический комплект: Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. Филиппов, - 263 с., илл., Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS NXT 2.0, - 64 стр., илл.
Образовательный Лего-конструктор: LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 версии 8547. В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая NXT-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В.
ЦОР: Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT-G, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа по робототехнике (Легоконструирование)
Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование по робототехнике (легоконструированию)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа доп.образования "Легоконструирование: робототехника"
Данная программа была разработана на 2 занятия в неделю по 1 часу. Впоследствии программа была сокращена до 1 занятия в неделю по 1 часу. Использование программы во внеурочной деятел...