Развитие алгоритмического мышления через урок «Цикл с предусловием»
статья по информатике и икт (9, 10 класс) на тему
Вариант проведения урока информатики в старшей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_algoritmicheskogo_myshleniya_cherez_urok_tsikly_s_predusloviem.doc | 46 КБ |
tsikl_s_predusloviem.pptx | 296.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие алгоритмического мышления через урок «Цикл с предусловием»
Тип урока: получение и усвоение новых знаний, урок проводится в 10 классе в рамках элективного курса «Программирование».
Цель урока: Создать условия для формирования системных знаний об использовании структуры цикла с предусловием через развитие самостоятельного алгоритмического мышления.
Задачи:
- Систематизировать знания о вариантах использования различных видов циклов.
- Способствовать выработке навыков использования структуры цикла с предусловием в блок-схемах и в программах.
- Развивать интерес к программированию через сравнение методов решения в математике и в программировании, через подборку вопросов культурологического направления.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Цикл с предусловием», компьютеры.
План урока:
- Сообщение темы, цели и задач урока
- Опрос учащихся по ранее изученному материалу
- Изложение темы, сопровождаемое презентацией
- Практика: ввод и отладка программы на компьютере.
- Итоги урока
Контроль:
- активность работы на уроке;
- проверка решений задач в тетрадях;
- завершенность программы на компьютере;
Ход урока:
- Сообщение темы, целей и задач урока.
- Разминка-опрос по теме предыдущего урока «Виды циклов» (слайд №2)
Какие конструкции цикла удобнее использовать для решения следующих задач? (Устные ответы с места)
- Остров Манхэттен был приобретен поселенцами за $24 в 1826 г. Каково было бы в настоящее время состояние их счета, если бы эти 24 доллара были помещены тогда в банк под 6% годового дохода?
- Найти значение 115-ого члена прогрессии
100, 95, 90, 85 - Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал норму на 10% нормы предыдущего дня. На какой день тренировок он будет пробегать 20 км?
- 200-ый член арифметической прогрессии с разностью 2 равен 2000. Найти значение 10-го члена.
- Напечатать столбик таблицы умножения чисел от 1 до 9 на 13.
3. Разминка к теме настоящего урока (слайд 3): найти значения выражений
- 25 div 10=
- 34 div 15=
- 25 mod 10=
- 34 mod 15=
- 14 mod 12=
- 14 div 12=
4. Написать универсальную программу для решения задачи: За сколько месяцев можно накопить сумму 700 тыс. руб. на покупку автомобиля, если каждый месяц вносить в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 11% годовых? (слайд 4)
4.1 Ответы с места, посчитанные по простой формуле 700:30≈24 месяца
4.2 Проблема учета банковского процента
4.3 Демонстрация блок-схемы (слайд 5). Зарисовать блок-схему в тетради.
4.4 Показать в блок-схеме способ учета банковского процента .
4.5 Усложнённые условия задачи:
- Финансовая политика правительства и кредитных организаций привели к тому, что изменился банковский процент. Что изменится в программе? (слайд 6)
- В мире экономический кризис, ваше материальное положение ухудшилось, вы не можете каждый месяц вносить в банк фиксированную сумму, как это изменит программу? (слайд 7)
- Кризис углубляется. Инфляция в стране составляет 18% в год, на этот же процент ежегодно увеличивается стоимость автомобиля, как это обстоятельство изменит программу? Быть может, оно изменят и ваши жизненные приоритеты? И нужно будет в новых социально-культурных условиях думать уже о другом? (слайд 8)
- Изменится ли структура программы, если в итоге глобальных цивилизационных перемен придется решать противоположную задачу: не расширения потребительских запросов, а выживания. На сколько месяцев хватит накопленных за два года при вышеуказанных условиях средств, если расходы на проживание составляют X рублей в месяц при ежемесячном росте цен Y%? (слайд 9)
5.Задача с усложненными условиями: За сколько месяцев можно накопить сумму на покупку автомобиля, если сегодня он стоит 700 тыс. руб., ежегодно его стоимость увеличивается на 18%, каждый месяц вы вносите в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 11% годовых? (слайд 10)
5.1 Блок-схема к задаче (слайд 11)
5.2 Блок-схема с ответом (слайд 12)
6. Набор программы на компьютере. Каждый решает один из вариантов задачи, который ему понятен.
7. Итог урока:
- сравнили решения в математике и в программировании;
- создали универсальную программу для разных условий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Какие конструкции цикла удобнее использовать для решения следующих задач? Остров Манхэттен был приобретен поселенцами за $24 в 1826 г. Каково было бы в настоящее время состояние их счета, если бы эти 24 доллара были помещены тогда в банк под 6% годового дохода? Найти значение 115-ого члена прогрессии 100, 95, 90, 85,… Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал норму на 10% нормы предыдущего дня. На какой день тренировок он будет пробегать 20 км? 200-ый член арифметической прогрессии с разностью 2 равен 2000. Найти значение 10-го члена. Напечатать столбик таблицы умножения чисел от 1 до 9 на 13.
3 Разминка: (div – деление нацело, mod – остаток от деления ) 25 div 10= 34 div 1 5 = 25 mod 10= 34 mod 1 5 = 1 4 mod 12= 14 div 12= 2 2 5 4 2 1
4 Задача: За сколько месяцев можно накопить сумму 700 тыс. руб. на покупку автомобиля, если каждый месяц вносить в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 1 1 % годовых?
5 Vklad < 700 mes := mes + 1 нет Vklad := Vklad + 30 + Vklad * mes div 12 * 0.11 нач Вывод mes конец да Vklad := 0 Учитываем 11% в год Блок-схема к задаче
6 Финансовая политика правительства и кредитных организаций привели к тому, что изменился банковский процент. Что изменится в программе?
7 В мире экономический кризис, ваше материальное положение ухудшилось, вы не можете каждый месяц вносить в банк фиксированную сумму, как это изменит программу?
8 Кризис углубляется, инфляция в стране составляет 18% в год, на этот же процент ежегодно увеличивается стоимость автомобиля, как это обстоятельство изменит программу? Быть может, оно изменит и ваши жизненные приоритеты? Может, в новых социально-культурных условиях нужно будет думать уже о другом?
9 Изменится ли структура программы, если решать противоположную задачу: Остался без работы, откладывать деньги не могу. На сколько месяцев хватит накопленных за два года при вышеуказанных условиях средств, если расходы на проживание составляют X рублей в месяц при ежемесячном росте цен Y %?
10 За сколько месяцев можно накопить сумму на покупку автомобиля, если сегодня он стоит 700 тыс. руб., ежегодно его стоимость увеличивается на 18%, каждый месяц вы вносите в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 1 1 % годовых? Задача с усложнёнными условиями
11 Vklad < Avto mes := mes + 1 нет нач Вывод mes конец да Vklad := 0 Avto := 700 Vklad := Vklad + 30 + Vklad * mes div 12 * 0.11 ? Блок-схема к задаче
12 Vklad < Avto mes := mes + 1 нет нач Вывод mes конец да Vklad := 0 Avto := 700 Vklad := Vklad + 30 + Vklad * mes div 12 * 0.11 Avto:=Avto+ Avto*mes div 12*0.18 Блок-схема с ответом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Цикл с предусловием"9 класс
Разработка урока предназначена для учащихся 9 класса по теме "Цикл с предусловием". ...
Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»
Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у школьни...
Рекурсивные процедуры и функции как инструмент развития алгоритмического мышления школьников
На наш взгляд, умение создавать грамотные рекурсивные процедуры и функции является необходимой и вместе с тем одной из самых труднопреодолимых степеней на пути к вершинам искусства программирования. И...
Развитие алгоритмического мышления посредством использования среды программирования Скретч
В данной статье авторы раскрывают возможность развития познавательной активности у обучаемых 5-6 классов и развития их логического мышления при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» посред...
Создание игр в среде программирования Scratch как инструмент развития алгоритмического мышления
В статье описан процесс разработки классической игры Tetris в среде программирования Scratch.Случайные фигурки тетрамино падают сверху в прямоугольный стакан. В полёте игрок может поворачивать фи...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Доклад СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье учитель делится своим опытом системного развития алгоритмического ьышления обучающихся на уроках математики...