Разработка урока "Цикл с предусловием"9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Ахатова Ляля Анасовна

Разработка урока предназначена для учащихся 9 класса по теме "Цикл с предусловием".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka.docx32.45 КБ
Office presentation icon prezentaciya_uroka.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Цикл с предусловием.

Цель урока: изучить оператор цикла WHILE языка программирования Pascal,  научить учащихся использованию данного оператора при решении задач.

Задачи урока:

образовательные:

  1. усвоение учащимися оператора цикла с предусловием и области его применения;
  2. формирование умений и навыков записи оператора WHILE на языке программирования Pascal;
  3. выработка навыков составления программ, реализующих циклические алгоритмы при решении задач;

развивающие:

  1. развитие логического и алгоритмического мышления учащихся;
  2. развитие у учащихся познавательной активности;
  3. развитие умений и навыков, связанных с публичными выступлениями (устная речь, ораторское искусство);
  4. развитие памяти  и внимания;
  5. развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  6. формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;

воспитательные:

  1. привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  2. воспитание бережного отношения к компьютерной технике;
  3. воспитание толерантности;
  4. способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оснащение урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбуки, учебники.

Виды работ, используемые на уроке: индивидуальная работа.

Класс: 9

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин
  2. Проверка домашнего заданиия-5 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений - 4 мин
  4. Объяснение нового материала - 15 мин
  5. Закрепление изученного материала   - 5 мин
  6. Практическая работа (Работа на компьютерах )- 10 мин
  7. Домашнее задание - 2 мин
  8. Итоги урока - 3 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент - 1 мин

II. Проверка домашнего заданиия-5 мин

Ученики отвечают на вопросы и выполняют задания.

1.  Что такое  алгоритм?

2.  Свойства алгоритма. «Найти лишнее». (Один из учеников  работает у доски)

3. Что означают эти геометрические фигуры? (Установите соответствие»

4. Какая форма организации действий называется ветвлением?

5. Как оформляются в алгоритмах ветвления: (Двое учеников у доски показывают полное и неполное ветвление)

 а) в неполной форме;

 в) в полной форме?

  1. Актуализация опорных знаний и умений - 4 мин
  1. Учитель читает задачу.

Мой богатый дядюшка подарил мне один доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнилось. Написать программу, указывающую, к какому дню рождения подарок превысит 100$. 
2. 
Строят математическую модель задачи (вместе с учениками):
I – номер дня рождения, S – подарок(в $)

I

S

Результат

1

1

2

1*2+2=4

 

3

4*2+3=11

 

4

26

 

5

57

 

6

120

 6

3. Вопросы ученикам (после заполнения таблицы).

  1. Как изменяется значение переменной I? (I=I+1)
  2. Это действие повторяющееся?(Да)
  3. Как изменяется значение переменной S? (S=S*2+I)
  4. Это действие повторяющееся? (Да)
  5. Количество повторений известно? (Нет)
  6. От чего зависит выполнение повторяющихся действий? (от условия)
  7. При каком условии будет повторение действий? (S<=100)
  8. Как реализовать цикл с условием? (проблемный вопрос)
  1. Объяснение нового материала - 15 мин

Объяснение нового материала с помощью презентации.

Существует два оператора цикла с условием: с предусловием и с постусловием.
Сегодня нам необходимо узнать формат оператора цикла с предусловием и научиться решать задачи на циклы с условием.

Формат оператора: while условие do тело цикла;
Здесь
while (пока), do (делать) являются служебными словами, условие – логическое выражение.
Назначение:
Служит для выполнения повторяющихся действий, если количество повторений неизвестно. Пока значение условия – true(истина), выполняется тело цикла. Если условие – false(ложь), то цикл заканчивается. Если условие сразу оказывается ложным, цикл не будет выполнен ни разу. Тело цикла может быть простым или составным оператором. В операторе цикла с предусловием условие проверяется перед  телом цикла.

В начале урока мы рассматривали задачу. Можем ли мы её решить теперь? 

Заполним шаблон блок-схемы к задаче.
 Вместе с учениками заполняется шаблон блок-схемы для задачи и задается вопросы:

  1. Какие начальные значения переменных?
  2. Какое условие?
  3. Какие повторяющиеся действия содержит тело цикла?
  4. Что надо вывести на экран?

Составим программу к задаче, пользуясь блок-схемой. 
Вместе с учениками составляется программа.

  1. Закрепление изученного материала   - 5 мин

Предлагается  выполнить задания.

Определите результат выполнения фрагмента программы

Задание 1

I:=0;
while I<3 do i:=I+1;
Writeln(sqr(I));

I

I<3

Результат

0

Да

 

1

Да

 

2

Да

 

3

Нет

9

Задание 2
C:=-5;
while C>0 do C:=C-2;
Writeln(C);

С

С>0

Результат

-5

нет

-5

Задание 3

I:=1;
P:=1;
while P<10 do
begin
I:=I+1;
P:=P*I;
End;
Writeln(P,’   ‘,I);

I

P

P<10

Результат

1

1

Да

 

2

2

Да

 

3

6

Да

 

4

24

Нет

  1.   4

Физкульминутка

VI. Практическая работа (Работа на компьютерах )- 10 мин

Задача 2. Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 101 до 301. Составить программу  с блок-схемой.

  1. Домашнее задание - 2 мин

Составьте блок-схему и программу к задаче. 

Ученик в первый день выучил 5 английских слов. В каждый  следующий день он выучивал на 2 слова больше, чем в предыдущий. Сколько английских слов выучит ученик в 10 день занятий? Сколько всего слов выучит за 10 дней.

  1. Итоги урока - 3 мин

Беседа. Рефлексия.

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Что повторили?

- Что такое «циклический алгоритм»?

-Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Развитие алгоритмического мышления через урок «Цикл с предусловием»

Вариант проведения урока информатики в старшей школе...

Методическая разработка урока информатики в 8 классе с использованием робототехнической системы LEGO WeDo по теме: «Знакомство с циклами»

middot;       ознакомление с робототехникой с помощью конструктора ПервоРобот LEGOWeDo;·       систематизация знаний по теме «...

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»

Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...