5 класс ФГОС. Урок 2. Компьютер универсальное устройство
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Урок 2. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

Тип урока: урок-беседа

Предмет: информатика и ИКТ
 

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;

метапредметные– основы ИКТ-компетентности;

личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Решаемые учебные задачи:

1)      расширение представления школьников о сферах применения компьютеров;

2)      формирование представления об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютеров;

3)      актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях;

4)      закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома;

5)      закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

1)      универсальный объект;

a)      компьютер;

b)      аппаратное обеспечение:

c)      процессор;

d)     память;

e)      оперативная память;

f)       жесткий диск;

g)      монитор;

h)      клавиатура

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

Тип урока: урок-беседа

Предмет: информатика и ИКТ

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;

метапредметные– основы ИКТ-компетентности;

личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Решаемые учебные задачи:

  1. расширение представления школьников о сферах применения компьютеров;
  2. формирование представления об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютеров;
  3. актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях;
  4. закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома;
  5. закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  1. универсальный объект;
  1. компьютер;
  2. аппаратное обеспечение:
  3. процессор;
  4. память;
  5. оперативная память;
  6. жесткий диск;
  7. монитор;
  8. клавиатура
  1. техника безопасности.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

  • презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;
  • презентация «Компьютер на службе у человека»;
  • презентация «Техника безопасности»;
  • плакат «Компьютер и информация»;
  • плакат «Техника безопасности»;
  • игра «Пары».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. анимация «Компьютер.его роль в жизни человека» (196591);
  2. анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» (196605).

Особенности изложения содержания темы урока

Межпредметные связи  биология

Огранизация пространства самостоятельная, парная работа

ТехнологияТехнология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии


Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Организационный момент
Время:1 мин

Готовятся к уроку

наблюдает

Правильная организация рабочего места

Самостоятельная работа4 мин

Выполняют задания

(самостоятельная работа)

рассказывает

Выполните задание № 3 в РТ

Знают правила техники безопасности

Стадия вызова
Время:4 мин

представляют свои ответы

Прием «Корзина идей»слушает ответы детей и фиксирует  их на доске

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Почему мы в школе изучаем предмет информатика, и какой объект изучается подробно на этих уроках?

Просмотр видеоролика «Роль компьютера в жизни человека»

Знают основное назначение компьютера в повседневной жизни людей

Стадия осмысления

Изучение нового материала
Время: 5 мин

Отвечают на вопросы, делают вывод, что некоторые гроздья кластера можно объединить

Прием «Толстый и тонкий вопрос»

РТ № 14

Ответьте на вопрос:

Согласны ли вы назвать компьютер универсальным устройством?

Объясните свой ответ?

Умение выделять главное, акцентировать внимание на важном , работать с учебником

Изучение нового материала
Время:7 мин

Рисуют кластер

(парная работа)

Наблюдение

Прием «Кластер»

Постройте кластер «Устройства компьютера» Какие устройства, выполняющие информационные процессы вы знаете?

Знают устройства компьютера

Изучение нового материала
Время:3 мин

Сравнивают и говорят каких устройств не хватает.

наблюдает

Работа с учебником РТ № 15

Знают аппаратное обеспечение компьютера

Закрепление нового материал
Время:7 мин

Отвечают на вопрос

Наблюдает, анализирует правильность выполнения заданий

РТ 16

Умение предлагать разные способы решения одной и той же проблемы

Рефлексия  (САМООЦЕНКА)
Время:4 мин

Отвечают на поставленный вопрос

Задает вопрос

Что показалось для вас сегодня трудным?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

Какие новые мысли  у вас появились?

О чем хотелось бы поговорить поподробнее?

Умение выводить определения

Домашнее задание

Время:2 мин

Записывают задание в дневник

наблюдает

§2, стр. 16, № 6-10, РТ: №12, №13, №14, №23.

Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; Творческое задание нарисовать рисунок или написать сочинение «Компьютер на работе у моих родителей»

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

Задания в учебнике

№9. Это задание помечено значком «Домашний проект или исследование». Хорошо,

если у школьников уже есть опыт работы, например, с текстовым процессором Word.

Возможно, в этом случае им будут знакомы пиктограммы команд «Сохранить» и

«Сохранить как».

Задания в рабочей тетради

№12. Слова-ответы:

х) компьютер;

ц) данные;

ч) информатика.

№13. Архитектор – Проектирование новых зданий и сооружений, создание чертежей конструкций. Библиотекарь – Формирование каталогов; хранение книг, газет и журналов в электронной форме; быстрый поиск и доступ к нужному материалу. Бухгалтер – Быстрый расчѐт заработной платы, учѐт доходов и налогов, подготовка документации. Врач – Обследование, диагностика, назначение лечения. Дизайнер – Создание интерьеров, подбор фактуры и цвета отделочных материалов, расположение предметов. Композитор – Создание, обработка, исполнение музыкальных композиций. Конструктор – Проектирование и расчѐт характеристик новых механизмов и конструкций. Модельер – Разработка новых моделей одежды и обуви, подготовка выкроек. Мультипликатор – Создание движущихся изображений, спецэффектов. Переводчик – Выполнение перевода отдельных слов, фраз и текстов с одного языка на другой. Почтальон – Доставка сообщений адресату в любую точку планеты за считанные секунды. Учитель – Демонстрация изучаемого материала в наглядной форме, проведение экспериментов, проверка знаний. Художник – Создание новых изображений, изменение имеющихся рисунков и фотографий.

№14. Предполагается работа с иллюстрацией на стр. 12 учебника.

№15. Информация – Сведения об интересующем вас предмете. Компьютер –

Универсальное программно управляемое устройство для обработки информации.

Процессор – Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и

управления работой компьютера. Оперативная память – Информация в ней находится

только во время работы компьютера. Жѐсткий диск – Используется для длительного

хранения информации. Клавиатура – Устройство для ввода информации путѐм нажатия

клавиш. Монитор – Устройство визуального отображения информации. Мышь –

Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации. Принтер

– Устройство для печати информации на бумаге. Данные – Информация, представленная в

форме, пригодной для обработки компьютером. Аппаратное обеспечение – Совокупность

всех устройств компьютера.

№16. В устройствах ввода лишним является монитор; в устройствах вывода – сканер.

№17. «Лишние» устройства:

ш) акустические колонки;

щ) сканер;

ы) джойстик;

э) монитор.

№18. Стрелки «к компьютеру» обозначают устройства ввода информации; стрелки

«от компьютера» –устройства вывода информации; двунаправленные стрелки

обозначают устройства хранения информации –информация с них может считываться;

информация на них может записываться. Возможный вариант заполнения схемы:

№19. Соответствие (отношение) «устройство –вид информации»: клавиатура – числовая информация, текстовая информация; монитор –числовая информация,

текстовая информация, графическая, видеоинформация; принтер –числовая информация,

текстовая информация; графическая информация; микрофон –звуковая информация;

акустические колонки –звуковая информация; сканер –числовая информация, текстовая

информация; графическая информация; веб-камера – видеоинформация.

№20. Слова для вставки: «клавиатуре», «фотоаппарата», «принтер», «колонок»,

«мышью», «клавиатуры», «принтере».

№21. Телевизор –монитор; печатная машинка –клавиатура; магнитофон и патефон

–магнитные и оптические диски; телефон –подключение к каналам связи.

Компьютер

мышка

джойстик

сканер

микрофон

веб-камера

внешний диск

карта памяти

клавиатура

монитор

принтер

акустические колонки

мультимедийный проектор

№22. Органы чувств – приѐм (ввод) информации – устройства ввода информации

(клавиатура, сканер, микрофон и пр.). Мозг – хранение информации – устройства памяти

(оперативной, долговременной). Мозг – обработка информации – процессор. Органы

речи и опорно-двигательной системы – передача (вывод) информации – устройства

вывода информации (монитор, принтер, колонки и пр.).

№23. Ответы на кроссворд «Устройства компьютера»:

1К Л А В И А Т У Р А

2П Р О Ц Е С С О Р

3М О Н И Т О Р

4П А М Я Т Ь

5М Ы Ш Ь

Ю

6Д Ж О Й С Т И К

7В И Н Ч Е С Т Е Р

8П Р И Н Т Е Р

№24. Всего 4 компьютера.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"...

Урок-экскурсия "Компьютер - универсальная техническая система обработки информации"

Документ-инструкция. Тема: Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. Цель: повторить устройство компьютера, актуализировать знания по теме.Задача: действовать согласно а...

5 класс ФГОС. Урок 1.ТБ ИНформация

Урок 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг насПланируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о целях изучени...

5 класс ФГОС. Урок 3. Ввод информации в память компьютера.

Планируемые образовательные результаты:предметные – представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера;метапредметные– основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клав...

5 класс ФГОС. Урок 4. Управление компьютером

Урок 4. Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером.Предмет: информатика и ИКТКласс:5Тип урока: урок-беседаПланируемые образовательные результаты:предметные – общие представления ...