Программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Программа предназначена для учащихся 5 классов. Планирование составлено на основе авторской программы авторов М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_zanimatelnaya_informatika.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы
_________
« »_________201__ года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Название программы Занимательная информатика
Направление развития личности школьника общеинтеллектуальное
Количество часов на реализацию программы 35
Класс 5
Планирование составлено на основе авторской программы авторов М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Рабочую программу составила Швецова Т. Н. /______________________
Рассмотрено на заседании Согласовано
МО учителей информатики заместитель директора по ВР
Протокол № ____ от « » _________ 201_ года ____________/___ ___
Руководитель МО ____________/ _____________
2016
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
5. СаНПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г (№ 19993) (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);
6. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О Рабочих программах учебных предметов» ;
7. Письмом Министерства образования и науки Ульяновской области от 26.08.2014г №иогв-010201/5553 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;
8. Учебным планом МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район» (федерального и регионального компонента, компонента ОО);
9. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;
10. Положением об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».
Назначение программы
Содержание программы курса «Занимательная информатика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие познавательной сферы школьников, наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать.
Курс «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Курс «Занимательная информатика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5 класса.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 35 занятий.
Продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Цель изучения программы внеурочной деятельности «Занимательная информатика»:
– пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме
Задачи:
1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
— применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если...и…, то...»;
— алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
— системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
— объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Формы организации работы:
постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, практические работы.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, парная.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Содержание курса
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Перечень личностных и метапредметных результатов | Формы и виды организации внеурочной деятельности | ||
Регулятивные | Познавательные (Коммуникативные) | Личностные | ||||
1 | Введение | 1 | - целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей | Обучающийся научится: - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | фронтальная |
2 | Логические задачи | 18 | - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. | Обучающийся научится: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -осуществлять логическую операцию установления родовых отношений, ограничение понятия; - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности | Фронтальная, групповая, парная |
3 | Комбинаторные задачи | 4 | - планируют пути достижения цели и определяют способы действий в рамках предложенных условий; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректирую свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность поставленной задачи | Обучающийся научится: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; | определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
4 | Круги Эйлера | 2 | - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Обучающийся научится: - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Способность к эмоциональному восприятию графической информации | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
5 | Математические основы информатики | 6 | -планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; - поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений | Обучающийся научится: - давать определение понятиям; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Внимательное отношение к получаемой информации, стремление к организации собственной деятельности путем разработки плана действий | Фронтальная, групповая, парная |
6 | Игровые стратегии | 2 | - преобразуют практическую задачу в познавательную; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату | Обучающийся научится: - устанавливать причинно-следственные связи; | Формирование стремления к организации собственной деятельности путем разработки плана действий | Фронтальная, парная, индивидуальная |
7 | Лингвистические задачи | 2 | - различают способ и результат действия; проявляют познавательную инициативу в сотрудничестве. | Обучающийся научится: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Итого: | 35 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Темы занятий | Дата | Аудитор. | Внеаудитор. | |
план. | факт. | |||||
1 | 1. Введение | «Весёлая разминка». Инструктаж по ТБ | 1 | |||
2 | 2. Логические задачи | Закономерности | 1 | |||
3 | Закономерности | 1 | ||||
4 | Упорядочение | 1 | ||||
5 | Упорядочение | 1 | ||||
6 | Взаимно однозначное соответствие | 1 | ||||
7 | Взаимно однозначное соответствие | 1 | ||||
8 | Задачи о лжецах | 1 | ||||
9 | Задачи о лжецах | 1 | ||||
10 | Логические выводы | 1 | ||||
11 | Логические выводы | 1 | ||||
12 | Задачи о переправах | 1 | ||||
13 | Задачи о переправах | 1 | ||||
14 | Задачи о разъездах | 1 | ||||
15 | Задачи о разъездах | 1 | ||||
16 | Задачи о переливаниях | 1 | ||||
17 | Задачи о переливаниях | 1 | ||||
18 | Задачи о взвешиваниях | 1 | ||||
19 | Задачи о взвешиваниях | 1 | ||||
20 | 3. Комбинаторные задачи | Сочетания | 1 | |||
21 | Перестановки | 1 | ||||
22 | Размещения | 1 | ||||
23 | Перечисления | 1 | ||||
24 | 4. Круги Эйлера | Использование метода кругов Эйлера | 1 | |||
25 | Решение задач с помощью кругов Эйлера | 1 | ||||
26 | 5. Математические основы информатики | Арифметические задачи | 1 | |||
27 | Арифметические задачи | 1 | ||||
28 | Общие сведения о системах счисления | 1 | ||||
29 | Компьютерные системы счисления | 1 | ||||
30 | Перевод чисел в различные системы счисления | 1 | ||||
31 | Перевод чисел в различные системы счисления | 1 | ||||
32 | 6. Игровые стратегии | Игровые стратегии | 1 | |||
33 | Определение выигрышной стратегии | 1 | ||||
34 | 7. Лингвистические задачи | Простые лингвистические задачи | 1 | |||
35 | Логико-лингвистические задачи | 1 |
Информационно-методическое обеспечение
- М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013. – 128 с.: ил.
- Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Богомолова О. Б. Логические задачи. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Цветкова М. С., Курис Г. Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (соответствующий ЦОР на портале http://sc.edu.ru или по ссылке на сайте Методической службы издательства БИНОМ: http://lbz.ru/files/5799).
Предполагаемая результативность курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"
Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...
Программа внеурочной деятельности "Информатика"
Данная программа технической направленности. Знание персонального компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда, актуально. Техническая направленность программы «Информатика» позволяет детя...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная з...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная записка...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной деят...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее....