Информатика и ИКТ 10 класс учебник Поляков К.Ю. Еремин Е.А.
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_i_ikt_10_klass.doc | 195 КБ |
informatika_informatika_i_ikt_10_klass.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по Информатике и ИКТ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/17 учебный год»;
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать, информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
2. Содержание курса
10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
Глава 1. Информация и информационные процессы (3 часа).
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.
Учащиеся должны знать:
- опасности для здоровья при работе на компьютере;
- правила техники безопасности;
- правила поведения в кабинете информатики.
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации.
Структура информации. Иерархия. Деревья. Графы.
Учащиеся должны знать:
- понятия «информация», «данные», «знания»;
- понятия «сигнал», «информационный процесс»;
- понятие «бит»;
- основные единицы количества информации;
- понятия «список», «дерево», «граф».
Учащиеся должны уметь:
- определять количество бит, необходимых для выбора из заданного количества вариантов;
- переводить количество информации из одних единиц в другие;
- структурировать текстовую информацию в виде таблицы, графа, дерева;
- определять длину маршрута по весовой матрице графа;
- находить кратчайший путь в графе с небольшим числом вершин.
Глава 2. Кодирование информации (6 часов).
Двоичное кодирование и декодирование. Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления.
Кодирование текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Учащиеся должны знать:
- понятия «язык», «алфавит», «кодирование», «декодирование»;
- дискретный принцип кодирования данных в современных компьютерах; принципы дискретизации;
- принципы построения позиционных систем счисления;
- принципы кодирования символов в однобайтовых кодировках и UNICODE;
- принципы растрового и векторного кодирования графических изображений;
- принципы кодирования графических данных, звука и видеоданных.
Учащиеся должны уметь:
- определять количество информации, используя алфавитный подход;
- записывать числа в различных системах счисления и выполнять с ними арифметические действия;
- определять информационный объем текста, графических данных, звука и видеоданных при различных способах кодирования.
Глава 3. Логические основы компьютеров (2 часа).
Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Упрощение и синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера.
Учащиеся должны знать:
- понятия «логическое выражение», «предикат», «квантор»;
- основные логические операции;
- правила преобразования логических выражений;
- принципы работы триггера, сумматора.
Учащиеся должны уметь:
- вычислять значение логического выражения при известных исходных данных;
- упрощать логические выражения;
- синтезировать логические выражения по таблице истинности;
- использовать логические выражения для составления запросов к поисковым системам;
- использовать диаграммы Эйлера-Венна для решения задач;
- строить схемы на логических элементах по заданному логическому выражению.
Глава 5. Как устроен компьютер (2 часа).
История и перспективы развития компьютерной техники. Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип. Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития вычислительной техники и их характерные черты;
- принципы устройства компьютеров, понятие «архитектура»;
- принципы обмена данными с внешними устройствами.
Учащиеся должны уметь:
- получать информацию об аппаратных средствах с помощью операционной системы и утилит;
- использовать стандартные внешние устройства.
Глава 6. Программное обеспечение (2 часа).
Прикладные программы. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных.
Учащиеся должны знать:
- классификацию современного ПО;
- функции и состав операционных систем;
- понятия «драйвер» и «утилита»;
- устройство современных файловых систем;
- состав и функции систем программирования.
Учащиеся должны уметь:
- создавать документы с помощью текстовых процессоров;
- использовать онлайн-офисы для совместного редактирования документов;
- выполнять несложные операции в редакторах звуковой и видеоинформации;
- устанавливать программы в одной из операционных систем.
Глава 7. Компьютерные сети (3 часа).
Топология сетей. Локальные сети. Сеть Интернет. Адреса в Интернете.
Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная коммерция.
Интернет и право. Нетикет.
Учащиеся должны знать:
- понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «протокол»;
- классификацию компьютерных сетей;
- принципы пакетного обмена данными;
- принципы построения проводных и беспроводных сетей;
- принципы построения и адресацию в сети Интернет.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простое тестирование сетей;
- определять IP-адрес узла по известному доменному имени;
- использовать поисковые системы;
- использовать электронную почту.
Глава 8. Алгоритмизация и программирование (10 часов).
Переменные и арифметические выражения. Ветвления. Циклы. Процедуры и функции. Рекурсия.
Массивы. Перебор элементов. Поиск элемента в массиве. Сортировка.
Символьные строки. Преобразования «строка-число».
Матрицы. Использование файлов для ввода и вывода данных.
Учащиеся должны знать:
- основные типы данных языка программирования;
- правила вычисления арифметических и логических выражений;
- правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла;
- понятие «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»;
- правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции;
- составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмов;
- составлять программы для обработки массивов и символьных строк;
- составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных;
- выполнять отладку программ.
Глава 9. Решение вычислительных задач на компьютере (3 часа).
Точность вычислений. Решение уравнений. Дискретизация. Оптимизация. Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента.
Учащиеся должны знать:
- понятие «погрешность вычислений»;
- источники погрешностей при вычислениях на компьютере;
- численные методы решения уравнений;
- принципы дискретизации вычислительных задач;
- понятия «минимум» и «максимум», «оптимальное решение»;
- метод наименьших квадратов.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать погрешность полученного результата;
- решать уравнения, используя численные методы;
- выполнять дискретизацию вычислительных задач, выбирать шаг дискретизации;
- находить оптимальные решения с помощью табличных процессоров;
- обрабатывать результаты эксперимента.
Глава 10. Информационная безопасность (2 часа).
Вредоносные программы и защита от них. Шифрование. Хэширование и пароли. Стеганография. Безопасность в Интернете.
Учащиеся должны знать:
- понятия «шифрование», «хэширование», «стеганография»;
- правила составления паролей, устойчивых к взлому;
- правила безопасного использования сети Интернет.
Учащиеся должны уметь:
- использовать антивирусные программы;
- составлять надежные пароли;
- использовать программное обеспечения для шифрования данных.
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.
Учащиеся должны знать:
- опасности для здоровья при работе на компьютере;
- правила техники безопасности;
- правила поведения в кабинете информатики.
РЕЗЕРВ (2 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1. | Глава 1. Информация и информационные процессы | 3 |
2. | Глава 2. Кодирование информации | 6 |
3. | Глава 3. Логические основы компьютеров | 2 |
4. | Глава 5. Как устроен компьютер | 2 |
5. | Глава 6. Программное обеспечение | 2 |
6. | Глава 7. Компьютерные сети | 3 |
7. | Глава 8. Алгоритмизация и программирование | 10 |
8. | Глава 9. Решение вычислительных задач на компьютере | 3 |
9. | Глава 10. Информационная безопасность | 2 |
10. | РЕЗЕРВ | 2 |
Всего | 35 |
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 76-100%
Оценка «4» ставится, если выполнено 51-75% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 26-50% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 0-25% всей работы.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
4. Список литературы
1. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 1. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Информатика. УМК для старшей школы: 10 – 11 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Углублённый уровень
Авторы: Бородин М. Н.. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Материально-техническое обеспечение
- Персональный компьютер - рабочее место учителя -1 шт.
- Персональный компьютер - рабочее место ученика - 10 шт.
- Сервер – 1 шт.
- Комплект сетевого оборудования- 1 шт.
Компьютерные программные средства
- Операционная система Microsoft Windows 7
- Пакет офисных программ Microsoft Office 7 (2010) Компьютер Операционная система Windows 7.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского NOD32
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Stamina.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Проектор
- МФУ
Учебно-методический план
(35 часов)
Номер урока | Тема урока | ДЗ | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Дата | ||||
План | Факт | ||||||||
Глава 1. Информация и информационные процессы (3 часа) | |||||||||
Техника безопасности. Организация рабочего места. | конспект |
| 02.09.2016(а) | ||||||
01.09.2016(б) | |||||||||
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации. | § 1, 2, 3. ТБ | Оформление документа. | 07.09.2016(а) | ||||||
05.09.2016(б) | |||||||||
Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы. | § 4. ТБ. Доклад | ПР № 2.Структуризация информации (таблица, списки). | 09.09.2016(а) | ||||||
08.09.2016(б) | |||||||||
Глава 2. Кодирование информации (6 часов) | |||||||||
Кодирование и декодирование. | § 5, 6. ТБ. | Представление докладов. | 14.09.2016(а) | ||||||
12.09.2016(б) | |||||||||
Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. | § 7, 8. ТБ |
| 16.09.2016(а) | ||||||
15.09.2016(б) | |||||||||
Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. | § 9, 10, 11. ТБ. Доклад |
| 21.09.2016(а) | ||||||
19.09.2016(б) | |||||||||
Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. | § 12, 13. ТБ | Представление докладов. | 23.09.2016(а) | ||||||
22.09.2016(б) | |||||||||
Кодирование символов. | § 15. ТБ. Доклад |
| 28.09.2016(а) | ||||||
26.09.2016(б) | |||||||||
Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | § 16, 17. ТБ | Представление докладов. | 30.09.2016(а) | ||||||
29.09.2016 | |||||||||
Глава 3. Логические основы компьютеров (2 часа) | |||||||||
Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. | § 18, 19, 20. ТБ. Доклад |
| 05.10.2016(а) | ||||||
03.10.2016(б) | |||||||||
Упрощение логических выражений. | § 21. ТБ | Представление докладов. | 07.10.2016(а) | ||||||
06.10.2016(б) | |||||||||
Глава 5. Как устроен компьютер (2 часа) | |||||||||
Принципы устройства компьютеров. | § 32, 33. ТБ. Доклад |
| 12.10.2016(а) | ||||||
10.10.2016(б) | |||||||||
Процессор. Память. Устройства ввода и вывода. | § 34, 35, 36. ТБ | Представление докладов. | 14.10.2016(а) | ||||||
13.10.2016(б) | |||||||||
Глава 6. Программное обеспечение (2 часа) | |||||||||
Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных. | § 38, 39, 43. ТБ. Доклад | Представление докладов. | 19.10.2016(а) | ||||||
17.10.2016(б) | |||||||||
Системное программное обеспечение. Системы программирования. | § 40, 41. ТБ | Представление докладов. | 21.10.2016(а) | ||||||
20.10.2016(б) | |||||||||
Глава 7. Компьютерные сети (3 часа) | |||||||||
Компьютерные сети. Основные понятия | § 44, 45, 46. ТБ. Доклад |
| 26.10.2016(а) | ||||||
24.10.2016(б) | |||||||||
Сеть Интернет. Адреса в Интернете. | § 47, 48. ТБ. Доклад | Представление докладов. | 28.10.2016(а) | ||||||
27.10.2016(б) | |||||||||
Службы Интернета. | § 49, 50, 51, 52, 53. ТБ | Представление докладов. | 09.11.2016(а) | ||||||
07.11.2016(б) | |||||||||
Глава 8. Алгоритмизация и программирование (10 часов) | |||||||||
Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции. | § 54, 55, 56. ТБ |
| 11.11.2016(а) | ||||||
10.11.2016(б) | |||||||||
Условный оператор. Сложные условия. | § 57. ТБ |
| 16.11.2016(а) | ||||||
14.11.2016(б) | |||||||||
Цикл с условием. | § 58. ТБ |
| 18.11.2016(а) | ||||||
17.11.2016(б) | |||||||||
Цикл с переменной. | § 58. ТБ |
| 23.11.2016(а) | ||||||
21.11.2016(б) | |||||||||
Процедуры и функции. | § 59, 60. ТБ |
| 25.11.2016(а) | ||||||
24.11.2016(б) | |||||||||
Массивы. Перебор элементов массива. | § 62. ТБ |
| 30.11.2016(а) | ||||||
28.11.2016(б) | |||||||||
Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию. | § 63. ТБ |
| 02.12.2016(а) | ||||||
01.12.2016(б) | |||||||||
Сортировка массивов. | § 64. ТБ |
| 07.12.2016(а) | ||||||
05.12.2016(б) | |||||||||
Символьные строки. | § 66. ТБ |
| 09.12.2016(а) | ||||||
08.12.2016(б) | |||||||||
Функции для работы с символьными строками. | § 66. ТБ |
| 14.12.2016(а) | ||||||
12.12.2016(б) | |||||||||
Глава 9. Решение вычислительных задач на компьютере (3 часа) | |||||||||
Решение уравнений в табличных процессорах. | § 70. ТБ |
| 16.12.2016(а) | ||||||
15.12.2016(б) | |||||||||
Статистические расчеты. | § 73. ТБ |
| 21.12.2016(а) | ||||||
19.12.2016(б) | |||||||||
Условные вычисления. | § 73. ТБ. Доклад |
| 21.12.2016(а) | ||||||
19.12.2016(б) | |||||||||
Глава 10. Информационная безопасность (2 часа) | |||||||||
Вредоносные программы. | § 75, 76. ТБ. | Представление докладов. | 23.12.2016(а) | ||||||
22.12.2016(б) | |||||||||
Защита от вредоносных программ. | § 77. ТБ |
| 23.12.2016(а) | ||||||
26.12.2016(б) | |||||||||
РЕЗЕРВ (2 часа) | |||||||||
34.- 35. | Резерв |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика (Информатика и ИКТ)» (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по Информатике и ИКТ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/17 учебный год»;
Основными целями изучения предмета являются:
- приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий;
- развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий;
- приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ;
- формирование информационно-технологической культуры старшеклассников;
- формирование информационного подхода к изучению окружающей деятельности.
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
2. Содержание курса
10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
- Настройка и техническая поддержка персонального компьютера (2 часа)
Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Организация рабочего места.
Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. Поддержка оборудования.
Взаимодействие между оборудованием и программным обеспечением. Наиболее распространенные неполадки операционной системы. Восстановление работоспособности операционной системы.
Защита компьютеров и сети. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
- Работа в сети Интернет (12 часов)
Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
Поиск информации в сети Интернет. Формирование запросов для осуществления поиска информации в сети Интернет. Электронные переводчики текстов.
Использование сервиса электронной почты. Что такое спам. Электронная безопасность.
Социальные сети для школьников. Правила сетевого этикета.
Правовые основы работы с информацией. Электронные средства массовой информации. Социальная ответственность в размещении информации.
Изучение закона об авторском праве. Правила защиты личной информации.
Использование сети Интернет для подготовки рефератов. Онлайн-сервисы в жизни. Интернет и будущая профессия.
- Обработка текстовой информации (10 часов)
Использование шаблонов для создания документов. Колонтитулы и номера страниц. Параметры страницы. Понятие раздела. Создание колонок. Использование тем для оформления документа. Орфографический контроль документа. Использование справки.
Отработка навыков сканирования и последующего распознавания текстовой информации.
Стиль. Набор стилей. Создание новых стилей. Автоматизированная подготовка оглавлений в текстовых документах. Сноски и гиперссылки. Создание сложных таблиц. Вставка, размещение и изменение размеров автофигур.
Виды деловых документов. Требования к их оформлению.
- Создание мультимедийных презентаций (6 часов)
Разработка мультимедийных презентаций. Разработка дизайна презентации. Правила структурирования информации для размещения на слайдах презентации. Оформление презентации.
Вставка мультимедийных объектов. Работа со звуком и видео. Навигационная структура презентации.
Использование триггеров.
- Подготовка и защита творческого исследовательского проекта (4 часа)
Развитие способностей синтезировать информацию из различных источников. Развитие исследовательских навыков. Развитие коммуникативных навыков. Наглядное предсиавление информации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Настройка и техническая поддержка персонального компьютера. | 2 |
2 | Работа в сети Интернет. | 12 |
3 | Обработка текстовой информации. | 10 |
4 | Создание мультимедийных презентаций. | 6 |
5 | Подготовка и защита творческого исследовательского проекта. | 4 |
6 | Резерв. | 1 |
Всего | 35 |
3. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- решать практические информационные задачи средствами информационных технологий;
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 76-100%
Оценка «4» ставится, если выполнено 51-75% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 26-50% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 0-25% всей работы.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
4. Список литературы
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2011;
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие / Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2009;
- Калинин И.А., Самылкина Н.Н. Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2009;
- Основы компьютерных сетей: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2007;
- Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2007;
- Спиридонов О.В. Microsoft Word. От пользователя к специалисту: методическое пособие / О.В. Спиридонов, Н.С. Вольпян. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2008.
5.Материально-техническое обеспечение
Учет учебно-материальной базы МБОУ СОШ №84
- Персональный компьютер - рабочее место учителя -1 шт.
- Персональный компьютер - рабочее место ученика - 10 шт.
- Комплект сетевого оборудования- 1 шт.
Компьютерные программные средства
- Операционная система Microsoft Windows 7
- Пакет офисных программ Microsoft Office (2010) Компьютер Операционная система Windows 7.
- Антивирусная программа Антивирус NOD32
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Stamina.
- Интегрированное офисное приложение МS Office 2010.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Проектор.
- МФУ.
Учебно-методический план
№ п/п | Дата | Тема урока | Обязательный минимум содержания | Виды контроля | |
план | факт | ||||
1. Настройка и техническая поддержка персонального компьютера (2 часов) | |||||
1. | Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. | Безопасная работа с внутренними компонентами компьютера. Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Основные признаки аппаратных неисправностей. | устный опрос | ||
2. | Наиболее распространенные неполадки операционной системы. | Взаимодействие между оборудованием и программным обеспечением. Как восстановить работоспособность операционной системы. | фронтальный опрос | ||
2. Работа в сети Интернет (12 часов) | |||||
3. | Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сети. | Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных. Антивирусная профилактика. | фронтальный опрос | ||
4. | Поиск информации в сети Интернет. | Формирование запросов для осуществления поиска информации в сети Интернет. Электронные переводчики текстов. Авторское право на информацию, размещенную в сети Интернет. Национальные требования к информации, размещенной в сети Интернет. | практическая работа | ||
5. | Электронная переписка. | Использование сервиса электронной почты. Что такое спам. Электронная безопасность. Создание и настройка почтового ящика. Ведение блогов. | устный опрос | ||
6. | Сетевое общение. | Социальные сети для школьников. Правила сетевого этикета. Личная страница, участие в форумах. Сетевые конкурсы. | практическая работа | ||
7. | Правовые основы работы с информацией. | Электронные средства массовой информации. Социальная ответственность в размещении информации. Ограничение доступа к информации нежелательного содержания. | устный опрос | ||
8. | Авторское право. | Изучение закона об авторском праве. | фронтальный опрос | ||
9. | Защита личной информации. | Правила защиты личной информации. | фронтальный опрос | ||
10. | Использование сети Интернет для подготовки рефератов. | Что такое реферат? Правила подготовки реферата. Плагиат. Интернет-сервисы для проверки на плагиат. | рефераты | ||
11. | Онлайн-сервисы в жизни. | Использование онлайн-сервисов в жизни. Составление маршрутов поездки, бронирование билетов на разные виды транспорта, гостиниц, получение информации о достопримечательностях и т.д. Деловая игра «Поездка в командировку». | беседа | ||
12. | Онлайн-сервисы в жизни. | Использование онлайн-сервисов для обучения и получения новых знаний. Сайты, содержащие учебную информацию. Вебинария. | практическая работа | ||
13. | Интернет и моя будущая профессия. | Онлайн-тестирование по определению профессиональных склонностей. Сайты учебных заведений, предприятий, компаний. Профессиональные сообщества. | тест | ||
14. | Интернет – виртуальная лаборатория. | Онлайн и офлайн-программы для исследования окружающего мира и учебной деятельности. Поиск и демонстрация учебных ресурсов. | практическая работа | ||
3. Обработка текстовой информации (10 часов) | |||||
15. | Настройка параметров текстового редактора. | Настройка параметров отображения текстовых границ, исправления и форматирования текста, настройка панели быстрого доступа. | текущий | ||
16. | Текстовый редактор. Работа с шаблонами. | Использование готовых шаблонов оформления при создании документов. Создание буклетов с использованием готовых шаблонов. | практическая работа | ||
17. | Текстовый редактор. Работа с шаблонами. | Использование готовых шаблонов оформления при создании документов. Создание визитных карточек, открыток, объявлений. | практическая работа | ||
18. | Сканирование и распознавание текстовой информации. | Обработка навыков сканирования и последующего распознавания текстовой информации. | практическая работа | ||
19. | Создание оглавлений. | Автоматизированная подготовка оглавлений в текстовых документах. Создание списка используемой литературы. | практическая работа | ||
20. | Организация навигации в текстовых документах. | Сноски и гиперссылки. Организация навигации между несколькими документами с помощью гиперссылок. | практическая работа | ||
21. | Работа с таблицами. | Создание сложных таблиц. Преобразование текста в таблицу и наоборот. Сортировка данных в таблицах. | практическая работа | ||
22. | Вставка и изменение объектов. | Вставка, размещение и изменение размеров графических объектов. | практическая работа | ||
23. | Вставка и изменение объектов. | Вставка, размещение и изменение размеров графических автофигур. | практическая работа | ||
24. | Сохранение и защита документа. | Сохранение документа в разных форматах. Защита документа. | текущий | ||
3. Создание мультимедийных презентаций (8 часов) | |||||
25. | Разработка мультимедийных презентаций. | Правила структурирования информации для размещения на слайдах презентации. Требования к дизайну объектов презентации. | текущий | ||
26. | Разработка дизайна презентации. | Оформление презентации. Использование тематического и стилевого оформления. Образец слайдов. | практическая работа | ||
27. | Триггеры. | Назначение триггеров, вставка триггеров. | текущий | ||
28. | Разработка мультимедийных презентации. | Анимация. Использование средств анимации для построения учебной анимированной модели любого из изучаемых предметов. | практическая работа | ||
29. | Работа со звуком и видео. | Вставка звуковых и видео объектов на слайды презентации. | практическая работа | ||
30. | Переходы в презентации. | Навигационная структура презентации. Вставка гиперссылок на страницы Интернет, локальные документы и слайды текущей презентации, настройка переходов, управляющие кнопки. | практическая работа | ||
5. Подготовка и защита творческого исследовательского проекта (4 часов) | |||||
31. | Разработка творческого исследовательского проекта. | Разработка макета информационного бюллетеня. | проект | ||
32. | Разработка творческого исследовательского проекта. | Разработка макета информационного бюллетеня объемом до 4 страниц. | проект | ||
33. | Разработка творческого исследовательского проекта. | Разработка макета информационного бюллетеня объемом до 4 страниц. | проект | ||
34. | Защита творческого исследовательского проекта. | Представления макета информационного бюллетеня. Итоговый контроль. | защита проекта | ||
35. | Резерв. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 9 класс Учебник Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.
Рабочая программа по УМК В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин для 9 класса....
Календарно - тематическое планирование по информатике для 9 класса учебник Семакина
Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание....
Календарно - тематическое планирование по информатике для 10 класса учебник Семакин, Хеннер
Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание. Расчитано на 1 час в неделю...
Календарно-тематическое планирование по информатике для 11 класса учебник Семакин, Хеннер
Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание. 1 час в неделю...
Информатика и ИКТ 11 класс учебник Поляков К.Ю. Еремин Е.А.
Базовый уровень...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Информатике (базовый уровень) 7-9 класс (срок реализации 3 года) учебник Поляков К.Ю., Еремин Е.А.
Развернутое календарно-тематическое планирование по информатике 7-9 класс, отражающее все требования к оформлению рабочей программы. Планирование поможет учителю, работающему по учебнику "Информа...