Календарно тематическое планирование по информатике и ИКТ. 10 класс. 2 часа в неделю. базовый курс. По учебнику Семакина
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему

Абакумова Елена Яковлевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


10 класс.          Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по информатике

Номер урока

Раздел учебной программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Практика

Дата (план/ факт)

Введение.  Структура информатики – 1 час.

1

Цели и задачи изучения курса в 10 классе. Части предметной области информатики.

Введение. Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Правила организации рабочего места. Правила поведения в кабинете информатики.

По окончании изучения темы учащиеся должны знать о требованиях к организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики

01.09

Информация. Представление информации – 3 часа.

2

Основные подходы к определению понятия «информация».

Понятие информации.

1

Философия, теория информации, кибернетика, нейрофизиология, генетика.

Учащиеся должны знать: три философские концепции информатики;

понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации.

1 (задания из раздела 1)

06.09

3

Дискретные и непрерывные сигналы.

Представление информации.

1

Языки представления информации, кодирование.

Учащиеся должны знать:

что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятие "кодирование" и "декодирование" информации; понятие "шифрование", "дешифрование".

08.09

4

Носители информации. Виды и свойства информации.

Представление информации.

1

История технических способов кодирования информации.

Учащиеся должны уметь приводить примеры технических систем кодирования информации: азбуку Морзе, телеграфный код Бодо

13.09

Измерение информация – 3+2 часов.

5

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Измерение информации. Объемный подход.

1

Объемный подход, основная единица, произвольные единицы.

Учащиеся должны знать:

сущность объемного подхода к измерению информации;

определение бита с алфавитной точки зрения;

связь между размером алфавита и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации.

1 (№2.1)

15.09

6

Алфавитный подход к определению количества информации.

Измерение информации. Объемный подход.

1

Решение задач по теме «Измерение информации»

Учащиеся должны уметь решать задачи на измерение информации с алфавитной точки зрения, выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

20.09

7

Кодирование информации.

Измерение информации. Содержательный подход.

1

Содержательный подход

Учащиеся должны знать:

сущность содержательного подхода к измерению информации;

определение бита с позиции содержания сообщения

П.2.1;
З-П1.3. 1.4

22.09

8

Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

Измерение информации. Содержательный подход.

1

Решение задач по теме «Измерение информации»

Учащиеся должны уметь решать задачи на измерение информации, используя содержательный подход, выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

27.09

9

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Измерение информации

1

Измерение информации

29.09

Введение в  теорию систем – 2+1 часа.

10

Классификация информационных процессов.

Что такое система. Введение в теорию систем.  

1

Система, системный эффект, основные свойства системы, системный подход

Учащиеся должны знать:

основные понятия системологии: "система", "структура", "системный эффект", "подсистема"; основные свойства систем; что такое системный подход в науке и практике;

1 (задания из раздела 1)

04.10

11

Методы поиска. Критерии отбора

Введение в теорию систем

1

Выполнение дополнительных заданий на тему «Систематизация»

Учащиеся должны уметь приводить примеры систем; анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные.

З-П 2.1.4

06.10

12

Поиск и отбор информации.

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

1

Естественные системы, искусственные системы, процессы осуществления информационных связей, управление

Учащиеся должны знать: чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; состав и структуру систем управления

11.10

Процессы хранения и передачи информации – 3 часа.

13

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Хранение информации

1

Носители информации, факторы качества носителей, перспективные виды носителей

Учащиеся должны знать:

историю носителей информации;

современные типы носителей информации и их характеристики

1 (задания из раздела 1)

13.10

14

Передача информации. Канал связи и его характеристики.

Передача информации

1

Модель К.Шеннона, защита информации от потерь при воздействии шума.

Учащиеся должны знать:

модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи; понятие "шум" и способы защиты от шума.

18.10

15

Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации.

Хранение и передача информации

1

Хранение и передача информации

20.10

Обработка информации – 3+2 часа.

16

Обработка информации.

Обработка информации и алгоритмы

1

Виды обработки информации, исполнитель обработки, алгоритм обработки, алгоритмическая машина, свойства алгоритма

Учащиеся должны знать:

основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации; что такое "алгоритмические машины" в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

25.10

17

Преобразование информации на основе формальных правил.

Автоматическая обработка информации

1

Машина Э. Поста

Учащиеся должны знать:

устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

27.10

18

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

Решение задач на информационные процессы.

1

Решение задач на информационные процессы.

Учащиеся должны уметь: составлять программы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Задания 1-4, стр. 53

08.11

19

Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных

 Автоматическая обработка данных.

1

 Автоматическая обработка данных.

Учащиеся должны уметь составлять программы решения несложных задач

Практикум 2.2

10.11

20

Преобразование информации на основе формальных правил.

Программирование машины Поста

1

Программирование машины Поста

Учащиеся должны уметь применять

систему команд алгоритмической машины Поста

З-П 4.2.1

15.11

Поиск  данных -1 час.

21

«Набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». «Структура данных», какие бывают структуры. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск.

Поиск данных. Блочный поиск и поиск в иерархической структуре данных.

1

Атрибуты поиска, организация набора данных, алгоритмы поиска.

Учащиеся должны знать: что такое набор данных, ключ поиска и критерий поиска; что такое структура данных; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; что такое индексы и указатели; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

0,5 (вопросы и задания к §11учебника)

17.11

Защита информации – 2 часа.

22

Защита информации.

Защита информации.

1

Цифровая информация, защищаемая информация, угрозы утечки и разрушения, меры защиты информации

Учащиеся должны знать: какая информация требует защиты; виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое криптография; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

22.11

23

Методы защиты.

 Шифрование данных.

1

 Шифрование данных.

Учащиеся должны уметь применять простейшие криптографические шифры для шифрования и дешифрования текста.

1 (№2.3)

24.11

Информационные модели и структуры данных – 4 часа.

24

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.

Компьютерное информационное моделирование

1

Модель, Компьютерная информационная модель (КИМ), этапы построения КИМ

Учащиеся должны знать: определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере.

29.11

25

Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

Структуры данных: деревья, сети, графы.

 

1

Графы, иерархические структуры (деревья).

Учащиеся должны знать: что такое граф, дерево, сеть.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели по вербальному описанию системы

(№2.4)
Задания стр. 79

01.12

26

Основные этапы построения моделей.

Структура данных: таблицы.

1

Таблицы. Структуры данных: таблицы.

Учащиеся должны знать: структуру таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.

Учащиеся должны уметь строить табличные модели  по вербальному описанию системы

(№2.5)

06.12

27

Формализация как важнейший этап моделирования.

Пример структуры данных – модели предметной области.

1

Построение структурной модели

08.12

Алгоритм – модель деятельности – 2+4 часа.

28

Алгоритм как модель деятельности

Алгоритм как модель деятельности

1

Алгоритм, объект моделирования, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритма.

Учащиеся должны знать: понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритмов.

 

13.12

29

Формализация как важнейший этап моделирования.

 Управление алгоритмическим исполнителем.

1

Управление алгоритмическими исполнителями

Учащиеся должны уметь строить алгоритмы управления учебными исполнителями, осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

(№2.6)
П.2.6;
З-П 4.2.3, 4.2.4

15.12

30

Основные этапы построения моделей.

Управление алгоритмическими исполнителями

1

Управление алгоритмическими исполнителями

Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями

20.12

31

Формализация как важнейший этап моделирования.

Решение упражнений на управление

1

Алгоритмы работы с величинами

Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями

22.12

32

Алгоритм как модель деятельности

Алгоритмы работы с величинами

1

Алгоритмы работы с величинами

Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями

З-П 4.3

27.12

33

Алгоритм как модель деятельности

Составление алгоритмов с величинами

1

Составление алгоритмов с величинами

Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями

29.12

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение – 4 часа.

34

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации.

1

Компьютера, архитектура ПК, архитектура фон Неймана, современные технические решения и устройства.

Учащиеся должны знать: архитектуру ПК; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порт ввода/выводы; назначение дополнительных устройств.

10.01

35

Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Программное обеспечение компьютера

1

Прикладное и системное программное обеспечение, пользовательский интерфейс, ядро ОС.

Учащиеся должны знать: что такое программное обеспечение ПК; структура программного обеспечения ПК; прикладные программы и их назначение; системное программное обеспечение; что такое системы программирования.

12.01

36

 Выбор конфигурации компьютера.

1

 Выбор конфигурации компьютера.

Учащиеся должны уметь подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения, соединять устройства ПК.

П.2.7

17.01

37

 Настройка BIOS

1

 Настройка BIOS

Учащиеся должны уметь производить основные настройки BIOS; работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

П.2.8

19.01

Дискретные модели данных в компьютере – 5+5 часов.

38

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука.

Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел. Целые числа в компьютере.

1

Представление чисел. Целые числа в компьютере.

Учащиеся должны знать: основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел; принцип представления вещественных чисел.

24.01

39

Представление чисел. Вещественные числа в компьютере.

1

Вещественные числа в компьютере.

Учащиеся должны знать принцип представления вещественных чисел.

26.01

40

 Представление чисел.

1

Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел  в памяти компьютера. 

Учащиеся должны уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера.

П.2.9
З-П.1.5

31.01

41

Дискретные модели данных на компьютере.

Текстовая информация

1

Дискретные модели данных: текст.

Учащиеся должны иметь

представление текста в компьютере.

02.02

42

 Представление текстов.

1

Кодирование текста. Сжатие текста (алгоритм Хаффмана)

Кодирование текста. Сжатие текста

П.2.10
З-П 3.1.3

07.02

43

Дискретные модели данных на компьютере.

Графическая информация.

1

Дискретные модели данных: графика.

Учащиеся должны знать:

представление изображения; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука.

09.02

44

 Представление изображения и звука.

1

Кодирование изображения и звука 

Учащиеся должны уметь вычислять объем графической информации.

П  2.11 (№1-15)

З-П 3.1.5,  3.1.6

14.02

45

Дискретные модели данных на компьютере. Звуковая информация.

1

Дискретные модели данных: звук.

Дискретные модели данных: звук.

П  2.11 (№16-20)

З-П 3.1.5,  3.1.6

16.02

46

 Представление изображения и звука.

1

Кодирование изображения и звука

Учащиеся должны уметь вычислять объем звуковой информации.

21.02

47

Дискретные модели данных в компьютере.

1

Дискретные модели

Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел  в памяти компьютера.

23.02

Многопроцессорные системы и сети – 2+2 часа.

48

Развитие архитектуры вычислительных систем.

1

Архитектура параллельных вычислительных систем.

Учащиеся должны знать: идею распараллеливания вычислений; что такое многопроцессорные вычислительные комплексы.

28.02

49

Локальные сети. Топологии локальных сетей.

Организация локальных сетей.

1

Локальная сеть, сервер, работающие станции, каналы связи, конфигурации локальных сетей, основные функции сетевой ОС.

Учащиеся должны знать: назначение и топологии локальных сетей; основные функции сетевой операционной системы.

02.03

50

Организация глобальных сетей.

Организация глобальных сетей.

1

Глобальная сеть, WWW, система адаптации в Интернете.

Учащиеся должны знать:

историю возникновения и развития глобальных сетей; что такое Интернет; систему адресации в Интернет; способы организации связи в Интернет; принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.

07.03

51

 Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети».

1

 Подготовка презентации

Демонстрация презентаций

Защита работы.

09.03

Программирование на языке Паскаль   - 14 часов.

52

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе.

Разделы программы на языке Паскаль

1

Основные разделы программы

Учащиеся должны знать: основные разделы программы на языке Паскаль; типы данных

14.03

53

Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.

Линейные алгоритмы.

1

Линейный алгоритм

Учащиеся должны знать: способы реализации линейного алгоритма.

16.03

54

Программирование линейных алгоритмов

1

Программирование линейных алгоритмов

Учащиеся должны уметь составлять программы на линейный алгоритм.

Практ.
(З-П раздел 4)

21.03

55

Ветвление на языке Паскаль

1

Разветвляющиеся алгоритмы

Учащиеся должны знать: способы реализации разветвляющегося алгоритма

23.03

56

Программирование ветвлений

1

Разветвляющиеся алгоритмы

Учащиеся должны уметь составлять программы на ветвление.

Практ.

04.04

57

Циклы на языке Паскаль

1

Виды циклов.

Учащиеся должны знать: способы реализации циклического алгоритмы

06.04

58

Циклы с предусловием

1

Циклы с предусловием

Учащиеся должны уметь составлять циклы с предусловием.

Практ

11.04

59

Цикл с известным числом повторений

1

Цикл с известным числом повторений

Учащиеся должны уметь составлять циклы с  известным числом повторений

Практ

13.04

60

Программирование циклов на Паскале

1

Основные структуры Паскаля

Применение циклов в программах

18.04

61

Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Одномерный и двумерный числовые массивы

1

Одномерный и двумерный массивы.

Учащиеся должны знать: способы реализации одномерного и двумерного массивов.

20.04

62

Составление программ на одномерный массив.

1

Одномерный  массив.

Учащиеся должны уметь составлять программы с одномерным массивом.

Практ.

25.04

63

Программирование двумерного массива

1

Двумерный массив

Знать и уметь применять одномерные и двумерные массивы

27.04

64

Составление программ на двумерный массив

1

Двумерный массив

Учащиеся должны уметь составлять программы с двумерным массивом.

Практ.

02.05

65

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование

Программирование на языке Паскаль

1

Основные структуры Паскаля

Знать основные конструкции, уметь применять при составлении программ

04.05

Повторение. (5ч)

66

Повторение: Информация.

1

09.05

67

Повторение: Информационные процессы в системах

1

11.05

68

Повторение: Информационные модели

1

16.05

69

Повторение: Программно-технические системы реализации информационных процессов

1

18.05

70

Резерв

1

23.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по информатике 7-9 класс (к учебнику И. Г. Семакина)

Каждый учитель сам выбирает программу и учебник, который ему наиболее интересен. Мне очень нравится авторская линия И. Г. Семакина. Полный методический комплект, ЦОРы на сайте school-collection.e...

Календарно - тематическое планирование по информатике для 9 класса учебник Семакина

Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание....

Календарно - тематическое планирование по информатике для 10 класса учебник Семакин, Хеннер

Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание. Расчитано на 1 час в неделю...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 11 класса учебник Семакин, Хеннер

Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание. 1 час в неделю...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 10 класса, УМК Семакина И. Г.

Календарно-тематическое планирование по информатике для 10 класса, УМК Семакина И. Г....

Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса по учебнику Босовой Л.Л., 1 час в неделю

Структура рабочей программы:Пояснительная записка, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, учебно-календарный план, ресурсное обеспечение програ...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса по учебнику Босовой Л.Л., 2 часа в неделю

Структура рабочей программы:Пояснительная записка, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, учебно-календарный план, ресурсное обеспечение програ...