Конспект урока по информатике "Разнообразие отношений объектов и их множеств" (6 класс, ФГОС)
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Олеся Шкуратова

Класс: 6

Тема урока: Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: класс, основанный на базе ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы работы: исключение, проблемная ситуация, прием «домысливание», прием «недописанный тезис».

Цели урока:

Образовательные:

- создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Разнообразие отношений объектов и их множеств.  Отношения между множествами»;

- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.

Развивающие:

- развивать  навыки  решения задач;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность,

дисциплину, наблюдательность;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, наглядный.

Задачи урока:

1.Анализ видеофрагмента.

2.Знакомство с новой терминологией (объект, множество, отношения объектов, круги Эйлера)

3.Знакомство с видами отношений: объект-объект, объект-множество объектов, множество объектов - множество объектов.

4.Знакомство с видами отношений множеств.

5.Разбор жизненных ситуаций.

6.Практическая работа.

Задачи урока:

·        закрепить представления об объектах и их признаках;

·        рассмотреть примеры отношений между объектами (между двумя объектами, между объектом и множеством);

·        рассмотреть примеры отношений между множествами;

·        актуализация умений работы в простом графическом редакторе – инструменте создания графических объектов.

Личностные результаты:

·      способствование формированию  практического восприятия задач, применения выводов на практике;

·      развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;

·      воспитание  информационной культуры и социальной адаптации учащихся;

·      формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

·      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

·      владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·      умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

·      умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

·      умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·      формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:

·        овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

·        формирование  представления об отношениях между объектами;

·        развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением специфической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

 объект;

 отношение;

 имя отношения;

 множество;

 круги Эйлера.

 

Этапы урока

     1. Организационный момент.

     2. Мотивация.

     3. Целеполагание.

     4. Актуализация знаний, умений и навыков.

     5. Изучение нового материала.

     6. Первичное усвоение новых знаний.

     7. Анализ и содержание итогов работы.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Тема урока: Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: класс, основанный на базе ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы работы: исключение, проблемная ситуация, прием «домысливание», прием «недописанный тезис».

Цели урока:

Образовательные: 

- создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Разнообразие отношений объектов и их множеств.  Отношения между множествами»;

- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.

Развивающие:

- развивать  навыки  решения задач;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность,

дисциплину, наблюдательность;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, наглядный.

Задачи урока:

  1. Анализ видеофрагмента.
  2. Знакомство с новой терминологией (объект, множество, отношения объектов, круги Эйлера)
  3. Знакомство с видами отношений: объект-объект, объект-множество объектов, множество объектов - множество объектов.
  4. Знакомство с видами отношений множеств.
  5.  Разбор жизненных ситуаций.
  6. Практическая работа.

Задачи урока:

  • закрепить представления об объектах и их признаках;
  • рассмотреть примеры отношений между объектами (между двумя объектами, между объектом и множеством);
  • рассмотреть примеры отношений между множествами;
  • актуализация умений работы в простом графическом редакторе – инструменте создания графических объектов.

Личностные результаты:

  • способствование формированию  практического восприятия задач, применения выводов на практике;
  • развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;
  • воспитание  информационной культуры и социальной адаптации учащихся;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:

  • овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
  • формирование  представления об отношениях между объектами;
  • развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением специфической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

 объект;

 отношение;

 имя отношения;

 множество;

 круги Эйлера.

Этапы урока

     1. Организационный момент.

     2. Мотивация.

     3. Целеполагание.

     4. Актуализация знаний, умений и навыков.

     5. Изучение нового материала.

     6. Первичное усвоение новых знаний.

     7. Анализ и содержание итогов работы.        

Ход урока

     1.        Организационный момент.

Приветствие. Пожелание ученикам творческих успехов и хорошего настроения. Настрой детей на ситуацию успеха.

Изначально класс поделен на 4 группы. Расставлены парты. В каждой группе назначен лидер.

  1. Мотивация.

Постановка  проблемы.

 Я предлагаю вам прочитать высказывание на доске: Отношение – это определенная связь двух и более объектов.

Попробуйте  объяснить его  смысл, приводя примеры после просмотра видеоролика.

Пользуйтесь образцами, которые есть у вас на партах на желтом листочке.

 - «Иван - сын Андрея»;

 - «Эверест выше Эльбруса»;

 - «Винни Пух дружит с Пятачком»;

 - «21 кратно 3»;

 - «Кострома такой же старинный город, как и Москва»;

 -  «один байт равен восьми битам».
Давайте обсудим наше высказывание, какие отношения вы увидели в этом видеофрагменте.

Вы, наверное, уже догадались, что многие объекты каким-то образом связаны между собой. Такие связи можно назвать отношениями.  

  1. Целеполагание.

Отношения объектов, могут быть какими? Называют примеры или не называют….. Если называют, то- а на какие группы ваши примеры отношений можно разделить? Затруднительно?  Итак, давайте сформулируем тему урока «… отношений объектов …». Внесите пропущенное слово в формулировку темы урока.  На прошлом уроке вы познакомились с определениями объект, множество.

Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Земная поверхность – на уроках географии, растительный и животный мир – на уроках биологии, прошлое человечества – на уроках истории, количественные отношения – на уроках математики, принципы работы некоторый технических устройств – на уроках физики.

В информатике – это информация, информационные процессы, алгоритмы, исполнитель, компьютер и мн.др. Вот видите, сколько различных отношений существует в нашей жизни.

На данном уроке мы познакомимся с видами  отношений объектов, а на следующем уроке – с  отношением, которое называется «входит в состав».

Какова цель урока?

 Помочь нам должен рабочий лист.

Попробуем себя сегодня в роли информационных программистов.

Знания о разнообразии отношений объектов пригодятся вам при решении задач на ОГЭ..  

4.    Актуализация знаний, умений и навыков.

А что такое объект и множество? Слайд 1

    Вам даны определения, работаем с Рабочим листом, выполняем задание №1. Необходимо выяснить о каком из этих понятий идет речь. Даю вам полминутки времени.

Слайд 2,3,4

А сейчас поработаем со слайдами презентации. 

Я предлагаю вам подумать, какие отношения между объектами представленными на слайдах существуют, и назвать их. Полминутки времени на обсуждение в группах.

Лидеры групп выступят. Обсуждение Слайд 5. Объекты связаны друг с другом через определенное действие

  1. Изучение нового материала.

Слайд 7.

Ребята, на слайде представлены 3 вида отношений объектов, которые существуют на сегодняшний день..

Работаем с заданием №2 Рабочего листа.

Попробуйте установить соответствие, правильно указав пример каждого вида.

 Работаем в группах. По какому принципу вы осуществляли распределение? Давайте обсудим.

Слайд 8, 9,10

Слайд, 11

А сейчас мы немножко отдохнем. Я попрошу вас встать из – за парт. Предлагаю поиграть в игру «Угадай отношение».

Если я называю пример отношения «Объект-объект» - вы присаживаетесь. Если я называю пример любого другого отношения – вы бежите на месте.

  1. Эйфелева башня находиться в Париже
  2. Кошка является представителем семейства «Домашние животные»
  3. Апельсины и бананы – это фрукты
  4. Пирамида Хеопса находиться в Египте
  5. Ноутбук и планшет – это электронная техника
  6. Кремль находиться в Москве
  7. Москва- столица России
  8. Ручки и карандаши – это канцелярские принадлежности.

Вернемся к теме урока. Мы уже рассмотрели виды отношений объекта, а также выяснили, что отношения могут быть между множествами объектов.

А сейчас мы с вами узнаем, какие отношения между множествами существуют, а также познакомимся с кругами Эйлера.

        Работаем в группах. Я отправляю вас к заданию №3 Рабочего листа.

Каждая группа работает со своим видом отношения множеств.

Задания для всех:

1. Вам надо по описанию отношения определить его графическую модель (Модели представлены под номерами на доске)

Даю на работу 1 минуту времени, посовещайтесь в группах

1 группа:  Отношения, связывающие два множества объектов.

Графически множества удобно представлять с помощью кругов, которые называют кругами Эйлера.
Если множества А и В имеют общие элементы, т. е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются.

Пример. Пусть А — множество электронных писем, В — множество писем на русском языке. В пересечение этих множеств попадают все электронные письма на русском языке.

2 группа: Отношения, не связывающие два множества объектов (Множества не пересекаются)

Пример. Пусть А — множество компьютерных устройств ввода информации, В — множество устройств вывода информации. Эти множества не имеют общих элементов.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В — подмножество А

3 группа: Множество В является подмножеством множества A

Пример. Пусть А — множество учеников, В — множество шестиклассников. Множество шестиклассников является подмножеством множества учеников.

4 группа: Отношения множеств равны

Если каждый элемент множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.

Пример. Множество пальцев на левой и правой руках.

Готовы. Давайте обсудим.

Слайд 12.

6.    Первичное усвоение новых знаний.

У каждого из вас в рабочих листах есть Задание №5, давайте обратимся к нему.

Задание. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.

  1. Понятия: игрушка, пароход, ракета;
  2. Понятия: конструктор, крыло ракеты,  игрушка;
  3. Понятия: игрушка, иллюминатор, пароход;
  4. Понятия: игрушка, конструктор, магазин, заводная игрушка

 

     7.    Анализ и содержание итогов работы. Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой? Где на практике реально мы можем встретиться с отношениями объектов и множеств? Итак, какие виды отношений  вызывают затруднение? На следующем уроке вы рассмотрите отношение, которое называется «Входит в состав»

Давайте вернемся к нашему видеофрагменту, который я включала в начале урока. А теперь, какие примеры отношений между объектами вы можете привести из фильма и более точно назвать их?

Оценки за урок сегодня получают самые активные ученики.

Спасибо за урок. Мне было комфортно работать. Я рада знакомству с вами. Вы очень активные и целеустремленные ребята.  До свидания!

 Домашнее задание.

Выучить виды отношений объектов и их множеств.  Разбор и выполнение задания №4 из Рабочего листа.

  1. Приведите примеры:

2) Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.

Понятия: птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Масштаб и его виды" 5 класс ФГОС

Урок  по теме "Масштаб и его виды", разработан в соответствии с ФГОС при подготовке материала использовано методическое пособие к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой "География.Землеведение. 5-6...

Конспект урока "Какая экскурсия тебе понравилась больше всего?" 5 класс (ФГОС) Кузовлев В.П.

Класс: 5 (ФГОС) по уч. В.П. КузовлевЦикл 6: "Путешествие по Англии".Цель: создать условия для употребления простого прошедшего времени Paste Simle Tense.Приемы РКМЧП: "Корзина идей", "Лови ошибку", "Т...

Конспект урока по теме "Отношение величин " + презентация. Математика 6 класс.

Урок-открытие новых знаний. Ребята в процессе занятия сами подходят к определению "отношения". Решая задачи, убеждаются в значимости нового понятия и узнают удивительные факты из мира животных. Урок с...

Конспект урока по чувашской литературе на тему "Одежда", 5 класс. ФГОС.

Конспект урока по чувашской литературе. ФГОС. 5 класс....

Конспект урока по информатике "Разнообразие отношений объектов и их множеств" (6 класс, ФГОС)

Класс: 6Тема урока: Разнообразие отношений объектов и их множеств.Тип урока: изучение нового материала.Оборудование: класс, основанный на базе ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.Формы раб...

Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС

Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...

Конспект урока на тему "Дифференциация объектов неживой природы" (1 класс, УО 2 вариант обучения)

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" в 1 классе (УО 2 вариант обучения) на тему: "Игры с песком, глиной, камнями. Дифференциация объектов неживой природы"...