Учебная практика по информатике 7 класс "Занимательное программирование"
элективный курс по информатике и икт (7 класс) по теме
Данная практика расчитана на учащихся 7 класса для привлечения интереса к языку программированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebnoy_praktiki_7_klass_zanimatelnoe_programmirovanie.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» «Утверждаю»
Директор МБОУСОШ №1 г.Советский
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________________________А.В. Бричеев
__________________________Т.В. Дидич
августа 2016 г сентября 2016 г
Программа учебной практики
по предмету «Информатика»
«Занимательное программирование»
7класс
2016 - 2017 учебный год
Учитель: Кузнецова Наталья Александровна
Количество часов по учебному плану на 2016-2017 учебный год: 18 часов
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от « » августа 2016г.
Г. Советский
2016 г.
Пояснительная записка
Программа учебной практики «Занимательное программирование» составлена на основе письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2012г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и учебного пособия «Начала программирования в среде ЛогоМиры» (автор В.Г. Белова). На основе стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ для профильного уровня и на основе программы элективного курса "Построение алгоритмов в средах различных исполнителей" учителя информатики Югорского физико-математический лицея-интерната (г. Ханты-Мансийск), Колосова Дмитрия Николаевича.
Цели и задачи курса
- Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
- Формирование алгоритмической культуры учащихся.
- Развитие алгоритмического мышления учащихся.
- Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
- Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.
- Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
- Приобщении к проектно-творческой деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса «Занимательное программирование» составлена с учетом возрастных способностей учащихся 7 классов, позволяет выстроить процесс обучения творчески с опорой на наглядность и доступность.
Программа способствует повышению мотивации к обучению на основе формирования личностных и предметных компетенций, универсальных учебных действий. В качестве сред программирования предлагаются – исполнители «Чертежник» и «Робот», то программа учебной практики дополняет потребность школьников в развитии алгоритмической, логической и познавательной деятельности и ориентирована на получение нового образовательного результата в рамках ФГОС.
Элективный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по информатике имеет большое воспитательное значение, так как его цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Основная функция элективного курса по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Содержание данного курса не дублирует базовый курс. Это курс, расширяющий базовый курс информатики, дающий возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих обще учебных, обще интеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить способности к информатике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
При составлении учебной программы элективного курса учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.
Место предмета в учебном плане.
Информатика изучается в 7 классе основной школы по 0,5 часа в неделю, всего 18 часов за счет школьного компонента
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные образовательные результаты
готовность и способность к выполнению норм, требований, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог, работать в команде, оказывать посильную помощь одноклассникам при разработке и создании проектов;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во время внеурочных занятий;
готовность к выбору профильного образования, связанного с профессией программиста или частично связанной с ней;
развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение алгоритмических структур и команд среды программирования;
получение навыков прогнозирования своей деятельности в ходе создания проектов;
воспитание бережного отношения к техническим средствам обучения: компьютер, микрофон, наушники, проектор.
Метапредметные образовательные результаты
создание и преобразование моделей и схем для решения задач;
осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий;
построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, формулировать тему и цель проекта, составлять план своей деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей деятельности соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, доказывать, защищать свои идеи, оценивать результаты своей работы;
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научной литературе, в словарях и справочниках, интернете), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; создавать Лого-проекты;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках при решении алгоритмических задач;
умение оформлять свои мыли письменно; слушать и понимать; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
умение правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет;
умение входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
∙ соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
формирование собственного информационного пространства: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
моделирование с использованием средств программирования;
проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
понимание терминов «исполнитель», «система команд»;
понимание термина «алгоритм»; знание основных свойств алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составление неветвящихся (линейные) алгоритмов управления исполнителями и запись их на языке программирования;
понимание (формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
создание алгоритмов для решения несложных задач, используя конструкции повторения (циклы) и вспомогательные алгоритмы;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде программирования
Содержание
Алгоритмизация (7 часов)
Понятие алгоритма и исполнителя. Система команд исполнителя. Формы записи алгоритмов. Выполнение алгоритмов для исполнителя. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы алгоритмов. Понятие линейного алгоритма. Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Цикл. Способы записи цикла. Исполнители Муравей, Робот, Чертежник, Черепаха.
Программирование (11часов)
Языки программирования, язык программирования Паскаль. Среда программирования ABC Pascal, элементы интерфейса ABC Pascal.
Данные. Типы данных. Константы. Переменные, присваивание значений. Арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата. Процедуры ввода и вывода и их простейшая форма.
Структура программы на языке Паскаль, линейный алгоритм. Программирование линейных алгоритмов.
Ветвление. Полное и неполное ветвление. Условный оператор, оператор выбора.
Циклы, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром, итерационные циклы. Организация циклов с помощью блока «ветвление».
Графика на языке Паскаль. Способы решения алгоритмических задач. Программирование алгоритмических задач. Массивы данных. Обработка массива. Строковые переменные. Обработка данных, вводимых в виде символьных строк. Подпрограммы: процедуры и функции, локальные и глобальные переменные.
Исправление ошибок в простой программе с условными операторами. Обработка массива.
Календарно-тематический план
0,5 часа в неделю, всего 18 часов
№ | Тема урока | Содержание урока | Характеристики основных видов деятельности обучающихся | Дата | |
п/п | факт | ||||
Алгоритмизация (7 часов) | |||||
1. | Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. | Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя. Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы | Знать понятие алгоритма как фундаментального понятия информатики, определение алгоритма, его свойства. Уметь приводить примеры алгоритмов. Знать назначение исполнителя. Иметь представление об исполнителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма. Знать формы и способы записи алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков. Уметь записывать алгоритм известными способами. | ||
2. | Линейные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов. | Понятие линейного алгоритма. Исполнитель Муравей. | Иметь представление о линейных алгоритмах. Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы для исполнителя Муравей и записывать их различными способами. Уметь пошагово выполнять линейные алгоритмы. | ||
3. | Алгоритмы с ветвлениями. | Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Исполнитель Робот. | Иметь представление о разветвляющихся алгоритмах. Уметь строить разветвляющий алгоритм для исполнителя Робот. | ||
4. | Циклические алгоритмы. | Цикл. Способы записи цикла. Исполнитель Чертежник и Черепаха. | Иметь представление о циклических алгоритмах. Уметь строить циклические алгоритм для исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха. | ||
5. | Решение задач. | Основные базовые алгоритмические конструкторы. Исполнители Робот, Чертежник, Черепаха. | Уметь решать задачи с помощью исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха с использованием базовых алгоритмических конструкций. | ||
6. | Величины. Алгоритмы с величинами. | Величины, алгоритмы с величинами. Знакомство со средой КуМИР. Решение задач в среде КуМИР. | Иметь представление о величинах. Уметь составлять алгоритмы с величинами и записывать их на алгоритмическом языке в среде КуМИР. | ||
7. | Алгоритмы с величинами. | Разработка алгоритмов с величинами в среде КуМИР. | Уметь составлять алгоритмы с величинами в среде КуМИР, используя различные базовые алгоритмические конструкции. | ||
Программирование (11 часов) | |||||
8. | Среда разработчика ABC Pascal. Элементы интерфейса. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ. Синтаксис и семантика языка ABC Pascal l. | Среда программирования ABC Pascal, элементы интерфейса ABC Pascal. Программа на языке Паскаль, компиляция, исполнение, отладка программы. Синтаксис языка Паскаль, семантика языка Паскаль. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках. | Иметь представление о среде программирования ABC Pascal. Уметь запускать программу ABC Pascal. Иметь представление о структуре программы на языке Паскаль. Уметь создавать программу в среде ABC Pascal, проводить компиляцию и отладку. Иметь представление о синтаксисе и семантики языка Паскаль. Знать типичные ошибки при составлении программы и уметь их исправлять. | ||
9. | Данные. Типы данных. Константы. Числовой тип данных. Построение арифметических выражений. Оператор присваивания. | Простые и составные типы данных в языке Паскаль. Переменные и константы. Числовые типы данных, целые и вещественные типы данных. Арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата. Оператор присваивания, его запись на языке Паскаль. | Знать основные типы данных (простые и составные). Иметь представление о переменных и константах. Уметь записывать их на языке Паскаль. Знать основные типы числовых данных в языке Паскаль. Уметь применять их при составлении программ. Знать правила записи основных арифметических действии и выражений на языке Паскаль. Уметь применять их в среде ABC Pascal l. Иметь представление об операторе присваивания. Уметь выполнять оператор присваивания. | ||
10. | Процедура вывода и ее простейшая форма. Процедура ввода и ее формат. Простейший ввод. Вывод информации на экран в текстовом режиме. | Ввод и вывод данных на языке Паскаль, простейшая форма процедуры вывода. Ввод и вывод данных на языке Паскаль, простейшая форма процедуры ввода. Текстовый режим. Вывод информации на экране в текстовом режиме. | Иметь представление о процедуре вывода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l. Иметь представление о процедуре ввода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l. Иметь представление о процедуре вывода информации на экране в текстовом режима. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l. | ||
11. | Расчеты по линейному алгоритму. Программирование линейных алгоритмов. | Структура программы на языке Паскаль, линейный алгоритм. Структура программы на языке Паскаль, линейный алгоритм. | Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма. Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма; программировать линейный алгоритм на языке Паскаль. | ||
12. | Графический режим. Примитивы в графическом режиме. Рисование с помощью примитивов. | Графический режим, модуль Graph. Графический режим, модуль Graph, основные графические примитивы. Графический режим, модуль Graph, основные графические примитивы. | Иметь представление о графическом режиме в среде ABC Pascal l. Уметь рисовать основные графические примитивы в среде ABC Pascal l. Уметь создавать рисунки с помощью основных графических примитивов в среде ABC Pascal l. | ||
13. | Данные логического типа и логические выражения. | Логический тип данных, логические выражения. | Иметь представление о логическом типе данных. Уметь составлять логические выражения. | ||
14. | Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления. | Ветвление, условный оператор, полное и неполное ветвление. Оператор выбора. | Иметь представление об условном операторе. Уметь составлять блок-схему условного оператора и программировать на языке Паскаль. Иметь представление об операторе выбора. Уметь составлять блок-схему оператора выбора и программировать на языке Паскаль. | ||
15. | Программирование циклов с предусловием и постусловием. | Общая запись цикла, тело цикла, выход из цикла | Знать понятие цикла с предусловием и постусловием. Уметь описывать их на языке Паскаль.Иметь навыки создания программы для решения учебных задач. | ||
16. | Программирование циклов с параметром. | Общая запись цикла с параметром, тело цикла, счетчик, выход из цикла | Знать понятие цикла с параметром. Уметь составлять блок- схемы основных алгоритмических структур и описывать их на языке Паскаль.Иметь навыки создания программы для решения учебных задач. | ||
17. | Творческая работа «Составление алгоритмов для исполнителей». | Алгоритм, исполнитель алгоритма, СКИ, основные базовые алгоритмические конструкции. | Составлять задачи для различных исполнителей на использование различных алгоритмических конструкций. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи. | ||
18. | Творческая работа «Составление программ на языке Паскаль». | Программа, основные базовые алгоритмические конструкции на языке Паскаль, простые и составные типы данных. | Составлять задачи на использование различных алгоритмических конструкций на языке Паскаль. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная литература
Для учителя:
1. Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители. [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2007. – 74с.
2. Поляков К.Е. Исполнитель “Робот”. [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2009. – 40с.
3. Белова. Г.В. Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги. – М.: СОЛОН-Пресс, 2006. – 128 с.
4. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
5. Катицкая Н.Ю. Развивающее обучение в среде языка программирования ЛОГО. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2007. – 64 с.
Для учащихся:
1. Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители. [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2007. – 74с.
2. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
Материально-техническое обеспечение:
В кабинете информатики оборудовано рабочее место преподавателя и 12 рабочих мест учащихся (компьютерный стол, компьютерный стул), снабженные стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет.
Кабинет информатики укомплектован следующим периферийным оборудованием:
• принтер (монохромная печать, формата А4);
• мультимедийный проектор (потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
• экран (настенный);
• интерактивная приставка mimio
• акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
• оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет и организацию локальной сети.
На компьютере преподавателя и компьютерах обучающихся установлено лицензионное программное обеспечение (ОС Windows 8, антивирус Касперского, MS Office 2013), а также свободно-распространяемое программное обеспечение.
Планируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны:
- знать понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
- знать основные базовые алгоритмические конструкции: следование, ветвление и цикл;
- иметь представление о исполнителях Робот, Чертежник, Черепаха;
- уметь работать в различных средах исполнителей;
- иметь представление о языках программирования, в частности о языке программирования Паскаль;
- уметь работать в среде программирования ABC Pascal;
- использовать основные базовые алгоритмические конструкции при программировании на языке Паскаль;
- уметь писать программы на языке Паскаль, используя основные базовые алгоритмические конструкции и стандартные алгоритмы.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Валов А.М. Алгоритмы и исполнители в учебном курсе информатике. НиПКиПРО, 2014г.
- Николаева Т.В. Информатика 7 класс. Методическое пособие для учителя. Кострома, 2005.
- Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. — М: Интеллект-центр, 2009.
- Культин Н.Б. Программирование в TurboPascal 7.0 и Delphi. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1998.
- Алгоритмы и исполнители К.Поляков, 1992-2008
- http://kpolyakov.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА ПО ИНФОРМАТИКЕ "Системы программирования. Основные понятия и определения"
В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие систем программирования.К сегодняшнему дню насчитывают несколько поколений систем прогр...
Методические рекомендации по проведению учебной практики про программированию
Методические рекомендации по проведению учебной практики по программированию содержат 15 вариантов заданий и файлы для подготовки отчета...
Презентации по теме "Циклические алгоритмы" к урокам информатики по программированию в среде ТурбоПаскаль
Презентации подготовлены на основе учебника А.А. Кузнецова и Н.В. Апатовой "Основы информатики"...
Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). МОСР.
Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). Профессия Мастер отделочных строительных работ....
Учебная практика по информатике 9 класс "Рисуем на Паскале"
Данный курс дает возможность углубить зания по программированию в графическом редакторе Паскаля...
Дневник учебной практики УП. 03.01. ПРАКТИКА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УП. 03.01. Практика по методическому обеспечению образовательного процесса...