Учебная практика по информатике 9 класс "Рисуем на Паскале"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему
Данный курс дает возможность углубить зания по программированию в графическом редакторе Паскаля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmauchebnoy_praktiki_9_klass_uchimsya_risovat_na_paskale.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» «Утверждаю»
Директор МБОУСОШ №1 г.Советский
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________________________А.В. Бричеев
__________________________Т.В. Дидич
августа 2016 г сентября 2016 г
Программа учебной практики
по предмету «Информатика»
«Учимся рисовать на Паскале»
9 класс
2016 - 2017 учебный год
Учитель: Кузнецова Наталья Александровна
Количество часов по учебному плану на 2016-2017 учебный год: 18 часов
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от « » августа 2016г.
Г. Советский
2016 г.
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Турбо – Паскаль, рассчитана на 18 часов. Изучение данного курса ориентировано на использование учебного пособия «Разработка прикладных программ на языке программирования Турбо – Паскаль», Новогорск,1998 г., под ред. А.В. Комарова.
Цель курса-приобретение учащимися базового набора знаний, умений и навыков по программированию. Особое внимание уделяется развитию алгоритмического стиля мышления учащихся. Основной задачей курса является знакомство учащихся с применением методов информатики для программирования графических объектов.
Задачи курса:
- Формирование у обучающихся представления о языке Паскаль через графические возможности языка.
- Рассмотреть применение основных операторов при создании изображений.
- Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения.
- Научить учащихся работать с операторам создания текста.
Учащиеся должны знать:
- Алфавит языка, основные типы данных.
- Структуру программы на Паскале.
- Операторы ввода/вывода.
- Условные операторы.
- Графические режимы: достоинства и недостатки.
- Основные операторы создания и заливки фигур, операторы работы с текстом.
Учащиеся должны уметь:
- Создавать простейшие программы с использованием операторов вводы/вывода, операторов циклов и условные операторы.
- Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей).
- Выполнять масштабирование над объектам.
- Использовать заливки изображений.
- Создавать надписи, заголовки, задавать цвет текста.
- Развивать творческие способности учащихся.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса «Учимся рисовать на Паскале» составлена с учетом возрастных способностей учащихся 9 классов, позволяет выстроить процесс обучения творчески с опорой на наглядность и доступность.
Программа способствует повышению мотивации к обучению на основе формирования личностных и предметных компетенций, универсальных учебных действий.
Основная функция элективного курса по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Содержание данного курса не дублирует базовый курс. Это курс, расширяющий базовый курс информатики, дающий возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих обще учебных, обще интеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить способности к информатике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
При составлении учебной программы элективного курса учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.
Место предмета в учебном плане.
Информатика изучается в 9 классе основной школы по 0,5 часа в неделю, всего 18 часов за счет школьного компонента
Содержание
- Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима.
- Процедуры и функции библиотеки Graph.
- Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки.
- Использование в рисовании переменных величин.
- Использование случайных величин при рисовании.
- Движение картинок по экрану.
- Работа с текстом.
Календарно-тематический план
0,5 часа в неделю, всего 18 часов
Номер урока | Тема | Содержание | Характеристики основных видов деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима | «Скелет» графической программы | 1 | |||
2 | Процедуры и функции библиотеки Graph | Представление о библиотеке Graph | 1 | |||
3 | Примеры построения изображений на экране | Иллюстрация основных возможностей по изображению геометрических образов | 1 | |||
4 | Практическая работа «Рисование простейших фигур» | 1 | ||||
5 | Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки | Иллюстрация основных возможностей по изображению линий разного стиля и толщины, заливки замкнутой области | 1 | |||
6 | Практическая работа «Построение диаграммы средствами Турбо Паскаля» | 1 | ||||
7 | Использование переменных величин при рисовании | Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей | 1 | |||
8 | Использование случайных величин при рисовании | Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей | 1 | |||
9 | Движение картинок по экрану | Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей | 1 | |||
10 | Создание большой программы. Этап 1: Рисование фигур. | Создание программы по этапам: • Постановка задачи. Программирование по методу «сверху вниз». • Работа над структурой программы. • Запись программы целиком | 1 | |||
11. | Создание большой программы. Этап 2: Соединение фигур в иллюстрацию и закрашивание. | 1 | ||||
12. | Создание большой программы. Этап 1: Создание движущихся элементов иллюстрации.. | 1 | ||||
13. | Работа с текстом. Отображение текста в графическом режиме. | Вывод текста с текущей позиции и от точки с координатами. Установка шрифта и стиля текста, размера, ориентации и направления | 1 | |||
14. | Практическая работа «Создание надписей средствами Турбо Паскаль » | 1 | ||||
15. | Создание управляющих элементов в графическом режиме окна. | • Задание на создание индивидуальной прикладной программы. • Порядок описания переменных, процедур и других конструкций Паскаля. • Работа над структурой программы.• Отладка программы; трудные места. • Запись программы целиком | 1 | |||
16.-17 | Создание собственной индивидуальной программы. | 1 | ||||
18 | Защита собственной индивидуальной программы. | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная литература
Список литературы для учителя и ученика
- Алексеев Е.Р. Чеснокова О.В. Турбо-Паскаль 7.0 –М.: НТ Пресс, 2004. 0 320 с.: ил. – (Шаг за шагом).
- Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – 3-е изд. М.: Просвещение, 2003. 416 с.ил.
- С.А.Немнюгин. – СПб: Издательство «Питер», 2001. – 496 с.: ил.
- Молчанова С.И. Основы программирования Турбо-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. М.: «Аквариум»; ООО Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 224 с.:ил.
- Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: Практикум по программированию. Волгоград: Учитель, 2005. – 236 с.
- Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах. Рабочая тетрадь. М.: Интеллект-Центр. 2001 – 80 с.
- Научно-методические журналы «Информатика и образование».
- Газеты «Информатика» приложение к «1 сентября».
- Электронный учебник на CD-диске «Язык программирования – Паскаль».
Материально-техническое обеспечение:
В кабинете информатики оборудовано рабочее место преподавателя и 12 рабочих мест учащихся (компьютерный стол, компьютерный стул), снабженные стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет.
Кабинет информатики укомплектован следующим периферийным оборудованием:
• принтер (монохромная печать, формата А4);
• мультимедийный проектор (потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
• экран (настенный);
• интерактивная приставка mimio
• акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
• оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет и организацию локальной сети.
На компьютере преподавателя и компьютерах обучающихся установлено лицензионное программное обеспечение (ОС Windows 8, антивирус Касперского, MS Office 2013), а также свободно-распространяемое программное обеспечение.
Планируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны:
- уметь работать в среде программирования ABC Pascal;
- использовать основные базовые алгоритмические конструкции при программировании на языке Паскаль;
- уметь писать программы на языке Паскаль, используя основные базовые алгоритмические конструкции и стандартные алгоритмы.
- выработать умения пользоваться процедурами библиотеки Graph, всеми возможностями языка программирования Паскаль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по профессии 190631.01 «Автомеханик». Дисциплина: учебная практика. Тема: «Износы и повреждения кузова автомобиля»
Материал окажет помощь обучающемуся в освоении технологии ремонта автомобильного кузова....
Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). МОСР.
Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). Профессия Мастер отделочных строительных работ....
РМО информатиков. Доклад по теме "Организация учебных занятий по информатике и ИКТ с использованием современных образовательных технологий"
Доклады на РМО информатиков...
Учебная практика по информатике 7 класс "Занимательное программирование"
Данная практика расчитана на учащихся 7 класса для привлечения интереса к языку программированию....
Рабочая программа учебной практики УП 01 Монтажные работы 2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебной практики УП 01 Монтажные работы...
Рабочая программа учебной практики УП 02 Выполнение каменных работ 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учебной практики УП 02 Выполнение каменных работ...
Дневник учебной практики УП. 03.01. ПРАКТИКА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УП. 03.01. Практика по методическому обеспечению образовательного процесса...