Рабочая программа элективного курса по информатике "Программируем вместе"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Программа курса ориентирована на систематизацию знанаий и умений по курсу информатики и ИКТ для подготовки к итоговой государственной аттестации учащихся по информатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_informatike_9_klass_2013.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель курса
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
- Выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
- сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
- сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Структура курса представляет собой семь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ГИА. Продолжительность занятия 1 часа. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве
домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ГИА прошлых лет (части А и В) через Конструктов сайтов.
Но окончательная успешность освоения курса будет определена после сдачи ГИА по информатике и ИКТ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Основные разделы | Всего часов | В том числе | |
Лек ции | Практ. занятия | |||
I | Системы счисления | 8 | 3 | 5 |
II | Кодирование информации | 3 | 3 | |
III | Построение алгебры высказываний | 7 | 3 | 4 |
IV | Алгоритмы | 4 | 1 | 3 |
V | Компьютерные сети | 2 | 1 | 1 |
VI | Создание и обработка информационных объектов посредством текстовых редакторов | 3 | 1 | 2 |
VII | Электронные таблицы | 2 | 1 | 1 |
VIII | Базы данных | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 32 | 14 | 17 |
Календарно-тематическое планирование | |||||||||
№ | Тема урока | Количе ство часов | Тип урока | Элементы содержания | Знания, умения, навыки из государственного стандарта | Вид контроля | Ресурсы | Дата | |
план | факт. | ||||||||
1 | Правила техники безопасности. | 1 | Изложение нового материала | правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Применение в дальнейшей работе | Видеофайл | 14.сен |
|
Раздел 1.Системы счисления. | |||||||||
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
2 | Позиционные системы счисления | 1 | Изложение нового материала | Система счисления, цифра, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, базис, алфавит, основание | Знать отличие позиционных систем счисления от непозиционных. Приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь называть алфавит системы счисления в зависимости от ее основания. Освоить правило счета в позиционных системах счисления | тест | Презентация | 21.сен |
|
3 | Двоичная система счисления | 1 | Изложение нового материала | Алфавит, основание, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления | Знать алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в 2-ую.8-ую, 16-ую системы | тест | Презентация | 28.сен |
|
4 | Восьмеричная система счисления | 1 | тест | Презентация | 05.окт |
| |||
5 | Шестнадцатеричная система счисления | 1 | тест | Презентация | 12.окт |
| |||
6 | Перевод чисел из десятичной системы счисления | 1 | тест | Презентация | 19.окт |
| |||
7 | Перевод чисел из двоичной системы счисления в 8-ую,16-ую и обратно | 1 |
| Диады, триады, тетрады. | Знать таблиц> соответствия двоичных кодов для чисел 0 - 15. Знать алгоритмы | тест | Презентация | 26.окт |
|
8 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 |
| Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в двоичной системе счисления | Знать правила выполнения операций сложения, умножения, вычитания, деления в двоичной системе счисления. Знать правила сложения и вычитания чисел в позиционных системах счисления | тест | Презентация | 02.ноя |
|
9 | Тест по теме: "Система счисления" | 1 |
|
|
| тест |
| 16.ноя |
|
|
|
| Раздел 2. Кодирование информации |
|
|
|
| ||
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
10 | Количество информации | 1 | Изложение нового материала | Алфавитный подход. вероятностный подход, информационный объем, мощность алфавита, единицы измерения информации. количество информации | Знать: формулу для нахождения объема информационного сообщения, количества информации, единицы измерения информации. Уметь применять полученные знания при решении задач. | Самостоятельная работа. | Презентация | 23.ноя |
|
11 | Представление числовой информации. | 1 | Изложение нового материала | Прямой код, обратный код. дополнительный код | Знать принцип прямого, обратного и дополнительного кода. Уметь решать задачи с использованием полученных знаний. | Самостоятельная работа. | Презентация | 30.ноя |
|
12 | Кодирование текстовой информации | 1 | Изложение нового материала | Символ, кодовая таблица символов, международная часть, национальная часть кодовой таблицы, байт, кодировка UNICODE, КОИ-8. | Понимать принцип представления текстовой информации в памяти компьютера. Уметь находить количество информационного объема, записанного в различных кодировках | Самостоятельная работа. | Презентация | 07.дек |
|
Раздел 3. Построение алгебры высказываний. | |||||||||
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
13 | Высказывания. | 1 | Изложение нового материала | Высказывания. Простые и сложные высказывания. | Знать понятие высказывания. Уметь приводить примеры простых и сложных высказываний. | Опрос | Презентация | 14.дек |
|
14 | Логические величины и операции. | 1 | Изложение нового материала | Логическое умножение (конъюнкция). Логическое сложение (дизъюнкция). Логическое отрицание. | Знать логические операции и уметь применять при решении задач. | Опрос | Презентация | 21.дек |
|
15 | Логические выражения. | 1 | Изложение нового материала | Таблицы истинностей. | Уметь строить таблицы истинности. | Самостоятельная работа. | Презентация | 28.дек |
|
16 | Равносильные формулы | 1 | Изложение нового материала | Равносильные формулы | Знать определение равносильных формул. Уметь доказывать тождественно- истинность формул. | Самостоятельная работа. | Презентация | 11.янв |
|
17 | Импликация и эквивалентность. | 1 | Изложение нового материала | Логическое следование (импликация). Логическое равенство (эквивалентность). |
| Самостоятельная работа. | Презентация | 18.янв |
|
18 | Преобразование логических выражений | 1 | Изложение нового материала | Логические законы и правила. | Уметь упрощать логические формулы | Самостоятельная работа. | Презентация | 25.янв |
|
19 | Тест по теме: "Алгебра логики" | 1 | Контрольная работа |
|
| Контрольная работа |
| 01.фев |
|
Раздел 4. Алгоритмы | |||||||||
4 | |||||||||
20-21 | Способы задания алгоритма | 2 | Повторение | Алгоритм, словесный. графический. псевдокод, программный алгоритмы. блок-схема. Основные алгоритмические конструкции: следование. ветвление, выбор .цикл до. цикл пока, цикл со счетчиком. | Знать основные алгоритмические конструкции и применять их при составлении алгоритмов и программ. | Самостоятельная работа. | Презентация | 8.02 15.02 |
|
22-23 | Основные алгоритмические конструкции | 2 | Презентация | 22.02 1.03 |
| ||||
Раздел 5. Компьютерные сети | |||||||||
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
24 | Локальные сети. Глобальные сети. Протоколы передач | 1 | Изложение нового материала | Локальная компьютерная сеть. Предоставление доступа к ресурсам компьютера. Глобальная компьютерная сеть Интернет. 1Р-адрес. | Учащиеся должны знать топологию локальных сетей. понятия WWW: web-страница, web-cepвep, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес | Самостоятельная работа. | Презентация | 15.мар |
|
25 | Адресация в сети. Электронная почта. | 1 | Изложение нового материала | Электронная почта. Адрес электронной почты. | Уметь определят: адрес указанного файла в сети Интернет, количество страниц, которые найдет поисковый сервер по данному запросу. | Самостоятельная работа. | Презентация | 05.апр |
|
Раздел 6.Создание и обработка информационных объектов посредством текстовых редакторов | |||||||||
3 | |||||||||
26 | Создание и простейшее редактирование документов. | 1 | Повторение | Создание и простейшее редактирование документов( вставка, удаление и замена символов) | Знать: назначение и основные режимы работы текстового процессора. Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры. | Практическая работа | Проектор, ноутбук, экран | 12.апр |
|
27 | Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. | 1 | Повторение | Альбомная, книжная ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Параметры шрифта, абзаца. Форматирование текстовых документов(установка параметров страницы документа). | Знать отличие альбомной от книжной ориентации. Уметь устанавливать книжную или альбомную ориентацию страницу меть задавать размеры полей(верхнего и нижнего, правого и левого; уметь структурировать текст, используя параметры абзаца. | Практическая работа. | Проектор, ноутбук, экран | 19.апр |
|
28 | Практическая работа: "Создание текста согласно образцу" | 1 | Повторение |
| Уметь создавать текстовый документ, используя базовые возможности текстового процессора согласно образцу и давать полную характеристику | Практическая работа. | Проектор, ноутбук, экран | 26.апр |
|
Раздел 7. Электронные таблицы | |||||||||
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
29 | Формулы в электронных таблицах. Относительная и абсолютная адресации. | 1 | Повторение | ЭТ и ее структура, правила записи текстов, чисел и формул. относительная и абсолютная адресации. | Знать: структуру ЭТ. правила записи текстов, чисел и формул, принцип относительной и абсолютной адресации. | Самостоятельная работа. | Проектор, ноутбук, экран | 03.май |
|
30 | Построение графиков и диаграмм. | 1 | Практическая работа |
| Уметь: использовать логические условные функции, абсолютную адресацию, строить графики и диаграммы. | Практическая работа | Проектор, ноутбук, экран | 10.май |
|
Раздел 8. Хранение и обработка информации в базах данных. | |||||||||
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
31 | Проектирование однотабличной БД на компьютере. | 1 | Практическая работа |
| Уметь : создавать новую БД. определять первичный ключ, редактировать структуру БД. создавать запросы для вывода отдельных полей на экран. | Практическая работа | Проектор, ноутбук, экран | 17.май |
|
32 | Использование сортировки, создание отчетов на основе таблиц и запросов. | 1 | Практическая работа |
| Уметь: производить сортировку данных таблицы по возрастанию и убыванию, использовать сортировку в запросах, создавать отчеты на основе таблиц с использованием сортировки, создавать запросы на основе запросов. | Практическая работа | Проектор, ноутбук, экран | 24.май |
|
| Итого: | 32 |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание курса
1. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА
по информатике
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г. Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики, объединенных в следующие тематические блоки:
- Системы счисления
- Кодирование информации
- Построение алгебры высказываний
- Алгоритмы
- Компьютерные сети
- Создание и обработка информационных объектов посредством текстовых редакторов
- Электронные таблицы
- Базы данных
В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменующегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
Третья часть работы является практическим заданием, проверяющим наиболее важные практические навыки курса информатики: умение работать с текстами в текстовом редакторе, умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.
Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с основными категориями программного обеспечения (текстовый редактор, электронная таблица, среда формального исполнителя), а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.
2. Тематические блоки:Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления .Шестнадцатеричная система счисления Перевод чисел из десятичной системы счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в 8- ую, 16-ую и обратно. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Контрольный тест.
Кодирование информации. Количество информации. Представление числовой информации. Кодирование текстовой информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Построение алгебры высказываний. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. .
Практическая часть
Построение таблиц истинности логических функций и выражений. Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования.
Алгоритмы. Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов: словесный графический, псевдокод, программный алгоритмы, блок-схема. Представление о програм-
мировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, выбор, цикл до, цикл пока, цикл со счетчиком.
Компьютерные сети. Локальная компьютерная сеть. Предоставление доступа к ресурсам компьютера. Глобальная компьютерная сеть Интернет. IP-адрес. Электронная почта. Адрес электронной почты.
Создание и обработка информационных объектов посредством текстовых редакторов.. Альбомная, книжная ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Параметры шрифта, абзаца. Форматирование текстовых документов(установка параметров страницы документа).
Электронные таблицы. ЭТ и ее структура, правила записи текстов, чисел и формул относительная и абсолютная адресации.
Хранение и обработка информации в базах данных. Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные БД. Назначение СУБД. Проектирование однотабличной БД. Форматы полей. Команда выборки. Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. Сложные условия поиска. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.
Практические работы: Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы. Проектирование однотабличной БД на компьютере. Формирование простых запросов к готовой БД. Формирование сложных запросов к готовой БД. Использование сортировки, создание отчетов на основе таблиц и запросов.
Итоговый тест.
Осуществляется через систему конструктор сайтов, в которую заложены демонстрационные версии ГИА по информатике частей А и В.
Ожидаемый результат.
Знать/понимать
- Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
- Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
- Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
- Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
- Назначение и функции операционных систем.
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь:
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
- Распознавать информационные процессы в различных системах.
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
- Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
- Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Материально-техническое обеспечение курса:
- Компьютерный класс из 13 персональных компьютеров с операционной системой Windows-2007 и программным обеспечением Microsoft Office, Pascal.
- Локальная компьютерная сеть;
- Глобальная сеть Интернет;
- Видео-проектор, экран.
Список литературы:
- ГИА-9 под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Информатика и ИКТ.ЛегионМ Ростов-на-Дону 2011
- Контрольные и тренировочные материалы для 9 класса с ответами. Москва Санкт- Петербург. «Просвещение».2012
- Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебник для 7-9 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.
- Семакин И.Г. «Информатика» Задачник-практикум в 2-х томах для 7-9 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000.
- И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов/ -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2006
- Попов В.Б. «Turbo Pascal для школьников». Версия 7.0: Учеб.пособие.-2-е изд.,М:Финансы и статистика, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса по информатике "Программируем вместе"
Рабочая программа факультатива...