Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Углубление имеющихся у учеников знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_schisleniya_i_logicheskie_osnovy_pk.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бондарская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена
и рекомендована к утверждению
на методическом совете
Протокол № 2 от ___________ г.
Утверждена:
Приказ № 350 от __________ г.
Директор СОШ __________Л.В. Березина
Рабочая программа
по предпрофильной подготовке
«Системы счисления и логические основы ПК»
для 9 класса на 2013-2018 учебные годы
основного общего образования
с. Бондари
Пояснительная записка
Цель: углубление имеющихся у учеников знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.
Задача курса:
- изучить общие информационные принципы лежащие в основе конкретного аппаратного и программного обеспечения ЭВМ.
- сформировать у учащихся общее представление о сферах применения алгебры логики, как в области программирования, так и в области построения функциональных схем устройства ПК.
- расширить представлений знаний учащихся о числе, способах его
записи; - дать представление о многообразии систем счисления, их
классификации и истории возникновения; - сформировать навык перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций в них;
- создать условие для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- развить творческие способности и коммуникативные навыки;
- развить у учащихся логическое и алгоритмическое мышление;
- сформировать навыки выполнения арифметических действий над десятичной системой счисления.
Нормативно-правовая база
- Федеральный базисный учебный план;
- Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;
- Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
- Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).
Сведения о программе
Курс посвящен ключевому понятию математики – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций, изучению систем счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи.
Обоснование выбора
Данный курс представляется актуальным, так как расширяет возможность совершенствования практических умений учащихся и посвящен системам счисления и логическим основам ПК.
Место и роль учебного предмета
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для изучения в 9 классе общеобразовательного учреждения.
Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:
- анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
- синтез (создание новых схем, структур и моделей);
- оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели).
Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развить логическое мышление, способность к анализу и синтезу. Умение описать схему логического вывода улучшает ориентацию человека в предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Сформировать у обучающихся основ представления информации в ЭВМ, изучении истории развития и возникновения систем счисления.
Информация о количестве учебных часов
№ п/п | Класс | Предмет | Инвариантная часть | Вариативная часть | Всего |
1. | 9 | Системы счисления и логические основы ПК | 1 | 0 | 1 |
Количество часов для проведения контрольных, практических, исследовательских работ.
№ п/п | Класс | Количество контрольных работ | Количество практических работ | Количество проектов |
1. | 5 | 2 | 14 | 0 |
Формы организации образовательного процесса
Общеклассные формы: лекция, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по или информационными технологиям за компьютером.
Технологии обучения
Индуктивный; дедуктивный; диагностический; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.
Методы обучения
словесные - лекция, рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Механизм формирования ключевых компетенций
Для формирования и развития информационных компетенций применяются следующие виды деятельности:
• владение способами работы с информацией;
• поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
• технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
• преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
• умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Для формирования и развития коммуникативной компетенции применяются следующие виды деятельности:
• владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)
• ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)
• умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)
• умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)
Для формирования и развития ценно-смысловой компетенции применяются следующие виды деятельности:
• умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)
• осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Для формирования и развития учебно–познавательной компетенции применяются следующие виды деятельности:
• умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)
• умение работать со справочной литературой, инструкциями
• создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Для формирования и развития компетенции личностного самосовершенствования применяются следующие виды деятельности:
• создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)
Виды и формы контроля
Устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;
Письменный контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике;
Лабораторно-практический контроль - контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами;
Самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.
Содержание курса:
1. Понятие о логике
Развитие логики. Высказывания.
Учащиеся должны
знать:
- Этапы развития логики;
- Что такое высказывание.
2. Алгебра логики
Область применения. Логические функции. Таблицы истинности.
Учащиеся должны
знать:
- Таблицы истинности основных логических операций;
- Правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;
уметь:
- Написать таблицу истинности для основных логических операций;
3. Законы алгебры логики
Упрощение выражений. Логические элементы. Построение функциональных схем.
Учащиеся должны
знать:
- Правила упрощения логических выражений;
- Правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;
- Основные логические элементы ПК;
- Правила построения функциональных схем.
уметь:
- Построить таблицу истинности для логического выражения;
- Строить функциональные схемы.
4. Системы счисления
История возникновения и развития систем счисления.
Классификация систем счисления.
Учащиеся должны
знать/понимать:
- Понятие системы счисления, алфавита, основания системы счисления;
- Историю возникновения систем счисления;
- Развитие систем счисления.
уметь:
- определять алфавит системы счисления по её основанию или названию;
- определять основание системы счисления по её названию;
- определять систему счисления чисел, в которых они могут быть записаны;
5. Представление информации в ЭВМ
Основы кодирования информации в ЭВМ.
Учащиеся должны
знать/понимать:
- связь между родственными системами счисления, используемыми в компьютере (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной);
6. Представление чисел в «машинных» системах счисления
Арифметические действия в двоичной системе счисления. Восьмеричная система счисления как «машинная» система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. Сложение и вычитание в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
Учащиеся должны
знать/понимать:
- алгоритм нахождения суммы и произведения чисел в машинных системах счисления;
уметь:
- находить результат суммирования и умножения целых чисел машинных систем счисления;
7. Преобразование чисел в «машинных» системах счисления
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичной, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. Перевод чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную, из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.
Учащиеся должны
знать/понимать:
- связь между родственными системами счисления, используемыми в компьютере (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной);
уметь:
- переводить недесятичные целые числа в десятичную систему счисления;
- переводить целые десятичные числа в другие позиционные системы счисления;
- переводить двоичные числа в восьмеричную систему счисления и наоборот;
- переводить двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления и наоборот;
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теории | Практики | ||
1 | Логические основы ПК | 17 | 14 | 3 |
2 | Системы счисления | 17 | 6 | 11 |
Требования к уровню подготовки:
В результате обучения учащиеся должны
знать:
- общие информационные принципы лежащие в основе конкретного аппаратного и программного обеспечения ЭВМ.
- представление о сферах применения алгебры логики, как в области программирования, так и в области построения функциональных схем устройства ПК.
- принципы записи чисел в позиционных системах счисления: двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.
понимать:
- применение алгебры логики;
- причины использования двоичной системы при работе с компьютером;
- преимущества использования шестнадцатеричной системы счисления.
уметь:
- упрощать логические функции, составлять таблицы истинности;
- строить функциональные схемы устройств ПК;
- переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
- переводить числа из двоичной системы в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Литература и средства обучения:
1. Власов В.К., Королёв Л.Н., Сотников А.Н. Элементы информатики. – М.: Наука, 1988.
2. Выгодский М.Л. Справочник по элементарной математике. - М.: Наука, 1987.
3. Гейн А.Г. Земля Информатика: Пособие для учителей. – Екатеренбург: УрГУ, 1997.
4. Знакомьтесь: компьютер. – М.: Мир, 1989.
5. Карасёва Т.В. «Сборник задач и упражнений по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Колледж, 1994.
6. Касаткин В.Н. Информация. Алгоритмы. ЭВМ. - М.: Просвещение, 1991.
7. Решетников В.Н., Сотников А.Н.. Информатика – что это? - М.: Радио и связь, 1989.
8. Семененко В.А., Ступин Ю.В. Справочник по электронно-вычислительной технике. – М.: Машиностроение, 1993.
9. Фомин С.В. Системы счисления. – М.: Наука, 1987.
10. Язык компьютер. – М.: Мир, 1989.
Тематическое поурочное планирование:
№№ п/п | Тема урока | Количество часов | Примерное прохождение | Форма проведения и контроля | |
Тема: Логические основы ПК | |||||
1/1 | Логика как наука. | 1 | Лекция | ||
2/2 | Этапы развития логики. | 1 | Лекция | ||
3/3 | Высказывания. Связки и, или и частица не. | 1 | Лекция | ||
4/4 | Применение алгебры логики. Логические функции. | 1 | Лекция | ||
5/5-6 | Таблица истинности. | 2 | Практика | ||
6/7 | Элементарные логические операции. | 1 | Лекция | ||
7/8 | Законы логики. | 1 | Лекция | ||
8/9-12 | Упрощение логических выражений. | 4 | Практика | ||
9/13 | Логические элементы ПК. | 1 | Лекция | ||
10/14-16 | Построение функциональных схем. | 3 | Практика | ||
11/17 | Итоговое занятие по теме | 1 | Тестирование | ||
Тема: Системы счисления | |||||
12/18 | История возникновения и развития систем счисления. Классификация систем счисления. | 1 | Лекция | ||
13/19 | Основы кодирования информации в ЭВМ. | 1 | Лекция | ||
14/20-21 | Арифметические действия в двоичной системе счисления. | 2 | Теория и практика | ||
15/22-23 | Восьмеричная система счисления как «машинная» система счисления. | 2 | Теория и практика | ||
16/24-25 | Шестнадцатеричная система счисления. | 2 | Теория и практика | ||
17/26-27 | Сложение и вычитание в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. | 2 | Практика | ||
18/28-29 | Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичной, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. | 2 | Практика | ||
19/30-31 | Перевод чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. | 2 | Практика | ||
20/32-33 | Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную, из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную. | 2 | Практика | ||
21/34 | Итоговое занятие по теме | 1 | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...