Урок информатики в 8 классе"Измерение информации"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Описание урока
Урок информатики в 8 классе
Тема: " Измерение информации Единицы измерения информации "
Подготовил Саушин А.В
Цели урока:
- Образовательные:
- алфавитный подход измерения информации
- на примере конкретной задачи рассмотреть изученный материал
- Воспитательная:
- формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала
- Развивающая:
- развитие внимания и аналитического мышления
Методы обучения:
- лекция
- объяснительно - иллюстративный
- фронтальный опрос
План урока:
- Организационный момент
- Повторение материала заданного на дом
- Объяснение новой темы и решение задачи.
- Подведение итогов
- Домашнее задание.
Вопросы:
- Что такое алфавит, мощность алфавита
- Что такое информационный вес символа в алфавите
- Что такое бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
- Как измерить информационный объём текста с алфавитной точки зрения
Измерение информации (алфавитный подход)
Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.
Каким образом в этом случае можно найти количество информации?
Учащиеся записывают формулы в тетради, используя презентацию из коллекции ЦОР «Алфавитный подход к измерению информации (№119091)» - смотри файл 9_32
Рассмотрим пример.
У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.
Множество используемых в тексте символов называется алфавитом. В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки. У алфавита есть размер (полное количество его символов), который называется мощностью алфавита.
Обозначим мощность алфавита через N. Тогда воспользуемся формулой для нахождения количества информации их вероятностного подхода: I = log2N.
Для расчета количества информации по этой формуле нам необходимо найти мощность алфавита N. Найдем N для нашей задачи.
Пример 1
Найти объем информации, содержащейся в тексте из 3000 символов, написанном русскими буквами.
Решение:
1) Найдем мощность алфавита:
N = 33 русских прописных буквы + 33 русских строчных букв + 21 специальный знак = 87 символов. Подставим в формулу и рассчитаем количество информации:
2) I = log287 = 6,4 бита.
Такое количество информации - информационный объем - несет один символ в русском тексте. Теперь, чтобы найти количество информации во всем тесте, нужно найти общее количество символов в нем и умножить на информационный объем одного символа. Пусть в тексте 3000 символов.
Значит: 3)6,4*3000 =19140 бит.
Другие единицы измерения информации
В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита. Также мы выяснили, что закодировать 256 разных символом можно с помощью 8 бит. 8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название — байт.
Итак, следующая по величине единица измерения информации — байт.
1 байт = 8 битам.
Используем презентацию из коллекции ЦОР «Единицы информации» (№118999) -смотри файл 9_33
:учащиеся записывают единицы измерения для больших объёмов информации в тетради:
1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байта
1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб
1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб
Решение задачи на измерение информационного объёма текста с алфавитной точки зрения.
Создание проблемной ситуации:
Как можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е. тексте, набранном с помощью компьютера?
А учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объём любого сообщения, созданного подобным способом.
После недолгого обсуждения рассматриваем пример решения задачи из коллекции ЦОР «Информационный объем текста»(№ 119264) - смотри файл 9_34.
Здесь используем интерактивную доску INTERWRITE:
используем доску в режиме Office InterWrite
PowerPoint
Открываем файл 9_34
Закрываем с помощью инструмента Шторка нижнюю часть слайда с решением задачи для того, чтобы дать время ученикам решить задачу самостоятельно
Убираем шторку и проверяем решение задачи
Правильное решение задачи учащиеся записывают в тетради, используя открытую нижнюю часть слайда.
Подведение итогов
Домашнее задание
Используем тексты задач из коллекции ЦОР:
«Домашнее задание N 4 (№ 119259)» - смотри файл 9_37
для закрепления знаний и формирования умений
«Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации" (№ 119252)» - смотри файл 9_36 для отработки навыков решения задач по теме «Измерение информации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Единицы измерения информации" 6 класс
Содержит конспект урока и презентацию, подходит для первого урока изучения единиц измерения информации...
Урок-игра по теме «Измерение информации»
Урок-игра по теме «Измерение информации» Методическая разработка урока по информационным технологиямВетошкина Н.В., учитель информатики, МБОУ «Кезс...
Презентация к уроку по теме Единицы измерения информации, 8 класс
Класс: 8 Предмет: информатикаТема урока: Единицы измерения информацииТип урока: урок обобщения, систематизации ...
Методическая разработка урока по теме: "Единицы измерения информации"
Урок по теме: "Единицы измерения информации", 6 класс...
Разработка урока информатики по теме "Измерение информации" (10 класс)
На уроке вводиттся понятие "измерение информации", рассматриваются вероятностный способ измерения информации (формулы Хартли и Шеннона)....
Презентация по информатике на тему: "Измерение информации. Алфавитный подход"
«Как измерить информацию?» - вопрос очень непростой. Ответ на него зависит от того, что понимать под информацией. Но поскольку определять информацию можно по-разному, то и способы измерения тоже могут...
Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс
Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс с презентацией...