Урок-игра по теме «Измерение информации»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Ветошкина Наталья Владимировна

 

Урок-игра  по  теме  «Измерение  информации»

 

Методическая  разработка урока по информационным  технологиям

Ветошкина  Н.В., учитель информатики, МБОУ «Кезская СОШ  №1»

 

Аннотация:  урок-повторение   в  игровой  технологии  по  темам  «Единицы  измерения  информации»,  «Алфавитный  и  содержательный  подходы  к  измерению  информации».  Разработка  рассчитана  на  учащихся  8-9  классов.

 

Урок-повторение по темам  «Единицы измерения  информации»,  «Алфавитный  и  содержательный подходы к измерению  информации».  Игра  «Экскурсия  в  страну  Информандию»

 

Раздел  программы:  «Измерение  информации».

Тема  урока:  Повторение  темы  «Единицы  измерения  информации»,  «Алфавитный  и  содержательный  подходы  к  измерению  информации».

Тип  урока:  урок-повторение.

Вид:  урок-игра.

Технология:  игровая  технология.

 

Время  проведения:  1  урок.

 

Цели  урока:

- повторить  и  обобщить  знания  об  единицах  измерения  информации,  о  двух  способах  измерения  информации  на  основе  самостоятельного  поиска  и  осмысления  дополнительного  материала  для  игры;

- развитие  познавательного  интереса,  творческой  активности  учащихся;

- развитие у школьников  умения  излагать  мысли,  моделировать ситуацию;

- повторение и закрепление основного программного  материала,  выраженного  в  неординарных  ситуациях;

- связать  информатику  с  другими  предметами;

- воспитать  уважение  к  сопернику,  умение  достойно  вести спор,  стойкость,  волю  к  победе,  находчивость,  умение  работать  в  команде.

 

Задачи  урока:

  1. Воспитательная – развитие  познавательного  интереса, логического  мышления.
  2. Учебная – совершенствование  навыков  выполнения   расчётов.
  3. Развивающая – развитие  логического  мышления,  памяти,  внимательности.

 

Подготовительный этап

 

Для  проведения  игры-экскурсии  необходимо  подготовить:

- задания  разного  уровня  сложности  по  каждой  теме;

- карту  страны  «Информандия» (красочно  оформленная  карта  с  маршрутом  движения  игроков,  каждый  шаг    отмечается  нумерованными  разноцветными  квадратиками-остановками,  цвет  квадратика  определяет  тему  вопроса);

- кубики  с  цифрами  на  гранях  и  разноцветные  флажки;

- подборку  вопросов  по  теме;

- разделение на 3 команды  по  4  ученика  в  каждой, выбор  капитана,  названия  команды  и  её  девиза;

- купюры достоинством: 1 бит, 2 бита, 3 бита, 4 бита, 5 битов, 6 битов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok-igra.zip211.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра  по  теме  «Измерение  информации»

Методическая  разработка урока по информационным  технологиям

Ветошкина  Н.В., учитель информатики, МБОУ «Кезская СОШ  №1»

Аннотация:  урок-повторение   в  игровой  технологии  по  темам  «Единицы  измерения  информации»,  «Алфавитный  и  содержательный  подходы  к  измерению  информации».  Разработка  рассчитана  на  учащихся  8-9  классов.

Урок-повторение по темам  «Единицы измерения  информации»,  «Алфавитный  и  содержательный подходы к измерению  информации».  Игра  «Экскурсия  в  страну  Информандию»

Раздел  программы:  «Измерение  информации».

Тема  урока:  Повторение  темы  «Единицы  измерения  информации»,  «Алфавитный  и  содержательный  подходы  к  измерению  информации».

Тип  урока:  урок-повторение.

Вид:  урок-игра.

Технология:  игровая  технология.

Время  проведения:  1  урок.

Цели  урока:

- повторить  и  обобщить  знания  об  единицах  измерения  информации,  о  двух  способах  измерения  информации  на  основе  самостоятельного  поиска  и  осмысления  дополнительного  материала  для  игры;

- развитие  познавательного  интереса,  творческой  активности  учащихся;

- развитие у школьников  умения  излагать  мысли,  моделировать ситуацию;

- повторение и закрепление основного программного  материала,  выраженного  в  неординарных  ситуациях;

- связать  информатику  с  другими  предметами;

- воспитать  уважение  к  сопернику,  умение  достойно  вести спор,  стойкость,  волю  к  победе,  находчивость,  умение  работать  в  команде.

Задачи  урока:

  1. Воспитательная – развитие  познавательного  интереса, логического  мышления.
  2. Учебная – совершенствование  навыков  выполнения   расчётов.
  3. Развивающая – развитие  логического  мышления,  памяти,  внимательности.

Подготовительный этап

Для  проведения  игры-экскурсии  необходимо  подготовить:

- задания  разного  уровня  сложности  по  каждой  теме;

- карту  страны  «Информандия» (красочно  оформленная  карта  с  маршрутом  движения  игроков,  каждый  шаг    отмечается  нумерованными  разноцветными  квадратиками-остановками,  цвет  квадратика  определяет  тему  вопроса);

- кубики  с  цифрами  на  гранях  и  разноцветные  флажки;

- подборку  вопросов  по  теме;

- разделение на 3 команды  по  4  ученика  в  каждой, выбор  капитана,  названия  команды  и  её  девиза;

- купюры достоинством: 1 бит, 2 бита, 3 бита, 4 бита, 5 битов, 6 битов.

Вступление

Учитель:  Сегодня  мы  отправляемся  на  экскурсию  по  прекрасной  и  удивительной  стране   «Информандия».  Страна  очень  большая,  и  в  ней  можно  заблудиться. А  для  того,  чтобы  не  заблудиться,  у  нас  есть  карта,  на  которую нанесён  маршрут  с  остановками.  Каждая  остановка-станция  имеет  свой  цвет,  этот  цвет  определяет  тему,  по  которой  вы  будете  отвечать  смотрителю.  Смотритель (учитель) оценит  ваш  вопрос  по  количеству  очков  на  кубике – если  ответите  правильно,  эту  сумму  битов  вы  получите,  нет – отдадите.  Каждой  команде  выдаётся  стартовая  сумма  в  100  битов.  Выигрывает  тот,  у  кого  сумма  в  конце  игры  будет  больше.  Выигравшая  команда  получает «5», команда занявшая второе место – «4»,  третье  место – «3».

Ход  игры

С  помощью  жребия  определяется  очерёдность  игроков.  Затем  первый  игрок  выбрасывает  кубик  и  перемещает  свою  фишку  на  столько  шагов,  сколько  выпало  очков.  В  данной  игре    для  каждой  остановки  по  одной  теме  подготавливаются  разноуровневые  задания,  задачи.

Участник  выбрасывает  кубик,  останавливается  на  станции  какого-либо  цвета  и  при  правильном   ответе  на  вопрос  приносит  команде  столько  очков (учителем  выдаётся  купюра определённого  количества битов),  сколько  было  выброшено  на  кубике.  Если  ученик команды даёт неверный ответ,  то  соответствующая  сумма  битов, забирается смотрителем.

Красная  станция – Единицы  измерения  информации,  вычисление информационного  объёма  сообщения.

Зелёная  станция – Алфавитный  подход  к  измерению  информации.

Синяя  станция – Содержательный  подход  к измерению  информации.

Приложение 1.  Карта  страны  Информандии.

Приложение 2. Купюры 1 бит, 2 бита, 3 бита, 4 бита, 5 битов, 6 битов.

Красная  станция – Единицы  измерения  информации,  вычисление  информационного  объёма  сообщения.

Вопрос

Ответ

Количество баллов

1.

Самая  маленькая  единица  измерения  информации?

1 бит

1

2.

1 байт = …битов

8 битов

1

3.

1 КБ = …  байт

1024  байт

1

4.

В слове  МЫШЬ - … битов.

32 бита

2

5.

В слове  ИНФОРМАТИКА - …байтов

11 байтов

2

6.

В  слове  БИТ - …  битов.

24 бита

2

7.

В словосочетании  «Люблю информатику!» - … байтов

18 байтов

3

8.

В словосочетании  «Экскурсия  в  Информандию.» - … байтов

23 байта

3

9.

В словосочетании  «Урок-игра» - … битов.

72 бита

3

10.

Какое минимальное количество бит потребуется для  кодирования  положительных  чисел, меньших  60?

6 битов

4

11.

Сколько  существует  различных  последовательностей  из  символов  «плюс»  и  «минус»,  длиной  ровно  в 5 символов?

32

4

12.

Шахматная  доска состоит из  8  столбцов  и  8  строк.  Какое  минимальное количество  бит  потребуется для кодирования  координат  одного шахматного  поля?

6 бит

4

13.

Объём  сообщения  равен  11КБ.  Сообщение  содержит  11264 символа.  Сколько  битов  приходится  на  1  символ?

8  битов

5

14.

Сколько Кбайт  памяти  потребуется  для  сохранения  100 страниц  текста,  содержащего в среднем 180 символов в  каждой  строке,  если  на  кодирование 1 символа приходится  4 бита?

≈9 КБ

5

15.

Объём  сообщения – 7,5 Кбайт.  Известно,  что  данное  сообщение  содержит  7680 символов.  Сколько  битов  приходится  на  1  символ?

8 битов

5

16.

Метеорологическая  станция  ведёт  наблюдение  за  влажностью  воздуха.  Результатом  одного  измерения  является  целое  число  от  0  до  100%,  которое  записывается  при  помощи  минимально возможного  количества бит.  Станция  сделала  80  измерений.  Определите информационный  объём  результатов  наблюдений.

70 байт

6

17.

В  велокроссе  участвуют  119  спортсменов.  Специальное  устройство  реагирует  прохождение  каждым  из  участников  промежуточного  финиша,  записывая  его  номер  с  использованием  минимально  возможного  количества  бит,  одинакового  для  каждого  спортсмена.  Каков  информационный  объём  сообщения (в битах),  записанного  устройством,  после  того  как   промежуточный  финиш  прошли  70  велосипедистов?

490 бит

6

18.

В  некоторой  стране автомобильный  номер  длиной 7 символов  составляется  из  заглавных  букв  (всего  используется  26  букв)  и  десятичных  цифр в  любом  порядке.  Каждый  символ кодируется одинаковым  и  минимально  возможным  количеством  бит,  а  каждый  номер - одинаковым  и  минимально  возможным  количеством байт.  Определите объём  памяти (в байтах),  необходимый  для  хранения  20  автомобильных  номеров.

120 байт

6

Зелёная  станция – Алфавитный  подход  к  измерению  информации.

Вопрос

Ответ

Количество баллов

1.

Какая  формула  используется  при  алфавитном  подходе  измерения  информации ?

N=2i

1

2.

Что  означает  N  в  формуле N=2i  при  алфавитном  подходе?

N – мощность  алфавита

1

3.

Что  означает  i  в  формуле N=2i  при  алфавитном  подходе?

I - информационный  вес  1  символа

1

4.

Алфавит племени Каюмба  - 8 символов.  Сколько  битов  «весит»  один  символ?

3 бита

2

5.

Один символ племени Гаюмба  «весит» - 4 бита.  Какова  мощность  алфавита?

16

2

6.

Какова  мощность  компьютерного  алфавита?  Сколько  «весит»  1  символ  в  компьютерном  алфавите?

256,  8  битов  или  1  байт

2

7.

Племена Каюмба  и  Гаюмба  обменялись  сообщениями. У племени Каюмба  мощность  алфавита – 8,  а  у  племени Гаюмба – 16.  У  обоих  в  сообщении  было  по  25  знаков.  У  какого  племени  сообщение  «информативнее»  и  на  сколько  бит?

3

8.

Племена Каюмба  и  Гаюмба  обменялись  сообщениями. У племени Каюмба  мощность  алфавита – 8,  а  у  племени Гаюмба – 16.  У  обоих  в  сообщении  было  по  25  знаков.  У  какого  племени  сообщение  «информативнее»  и  во    сколько  раз?

3

9.

Племена Каюмба  и  Гаюмба  обменялись  сообщениями. У племени Каюмба  мощность  алфавита – 8,  а  у  племени Гаюмба – 16.  У  обоих  в  сообщении  было  по  25  знаков.  Определите  информационный  объём   сообщения (в  байтах)  каждого  племени?

3

10.

Дан  текст  из  600  символов.  Известно,  что  символы  берутся  из  таблиц ыразмером  16  на  32.  Определите   информационный  объём  текста  в  битах.

4

11.

Мощность  алфавита  равна  256.  Сколько Кбайт памяти  потребуется  для  сохранения  160  страниц  текста,  содержащего  в  среднем  192  символа  на  каждой  странице?

4

12.

Объём  сообщения – 7,5 Кбайт.  Известно,  что  данное  сообщение  содержит  7680  символов.  Какова  Мощность  алфавита?

4

13.

Мощность  алфавита  равна  64.  Сколько Кбайт  памяти  потребуется,  чтобы  сохранить  128  страниц  текста,  содержащего  в  среднем 256  символов  на  каждой  странице?

5

14.

Объём  сообщения,  содержащего  4096  символов,  равен  1/512  части  Мбайта.  Какова  мощность  алфавита,  с  помощью  которого  записано  это  сообщение?

16

5

15.

5

16.

Какое  наименьшее  число  символов  должно  быть  в  алфавите,  чтобы  при  помощи  всевозможных  трёхбуквенных  слов состоящих  из  символов  данного  алфавита,  можно  было передать  не  менее  9  различных  сообщений?

3

6

17.

Некоторый  алфавит содержит  4  различных  символа.  Сколько  трёхбуквенных  слов  можно  составить  из  символов  этого  алфавита,  если  символы  в  слове  могут  повторяться?

6

18.

Некоторый  алфавит  содержит  четыре  различных  символа.  Сколько  слов  длиной ровно  в  4  символа  можно  составить из  слов  данного  алфавита  (символы  в  слове  могут повторяться)?

6

Синяя  станция – Содержательный  подход  к измерению  информации.

Вопрос

Ответ

Количество баллов

1.

Какая  формула  используется  при  содержательном  подходе  измерения  информации ?

N=2i

1

2.

Что  означает  N  в  формуле N=2i  при  содержательном   подходе?

N – количество возможных вариантов

1

3.

Что  означает  i  в  формуле N=2i  при  содержательном   подходе?

I - информационный вес 1 варианта

1

4.

Я подброшу монетку, и она упадет или «орлом», или «решкой». Неопределенность? Сколько информации содержит сообщение о том, какой стороной упала монетка?

Получение информации (ее увеличение) одновременно означает увеличение знания, что, в свою очередь, означает уменьшение незнания или информационней неопределенности.

1 бит

2

5.

Я не знаю, есть ли на улице дождь, неопределенность. Сколько информации содержит сообщение о том, что  дождя на улице  нет?

1 бит

2

6.

Книга лежит на одной из двух полок — верхней или нижней (неопределенность). Во сколько раз уменьшится неопределенность после сообщения о том, что книга лежит на верхней полке?

В 2 раза

2

7.

Если было загадано число от 1 до 16, сколько вопросов надо задать, чтобы его угадать?

4

3

8.

Если было загадано число от 1 до 16. Сколько информации будет получено?  

4 бита

3

9.

Проводится лотерея «5 из 64». Первым вытащили шар с номером 8. Сколько информации в этом сообщении?

6 бит

3

10.

4

11.

Сообщение «Алиса живет в доме № 23 на улице Вишневая» содержит 5 бит информации. Сколько всего домов на улице?

32

4

12.

В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?

4 бита

4

13.

Известно, что Иванов живет на улице Весенней, но неизвестно, в каком доме, — неопределенность. На сколько уменьшилась неопределенность при получении сообщения, что Иванов живет на четной стороне улицы?

Неопределенность уменьшилась, но полностью не снялась. Нельзя сказать, что неопределенность уменьшилась вдвое, т. е. мы получили 1 бит информации. Например, на нечетной стороне улицы может быть пять домов, а на четной — всего один.

5

14.

Объявляют оценки за контрольную работу. Сколько информации содержит сообщение об оценке?

Если возможных вариантов оценок пять («5», «4», «3», «2», «1»), то 3 бита; если вариантов оценок четыре («5», «4», «3», «2»), то 2 бита.

5

15.

Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на шестигранном игральном кубике

N = 6. I - ?

2I = N

2I = 6

22 < 6 < 23

I = 2.58496 бит

5

16.

Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика, если в непрозрачном мешочке находится 50 белых, 25красных, 25 синих шариков

1) всего шаров 50+25+25=100


2) вероятности шаров 50/100=1/2, 25/100=1/4, 25/100=1/4

3)I= -(1/2 log21/2 + 1/4 log21/4 + 1/4 log21/4) = -(1/2(0-1) +1/4(0-2) +1/4(0-2)) = 1,5 бит

6

17.

Проводятся две лотереи — «4 из 32» и «5 из 64». Сообщение о результатах какой лотереи несет больше информации?

«5 из 64»

6

18.

В гимназический класс школы было отобрано несколько учеников из 128 претендентов. Какое количество учеников было отобрано, если сообщение о том, кто был отобран, содержит 140 битов информации?

20 учащихся

6

Учитель:  Мы  побывали  с  вами  в  удивительной  стране  Информандии,  но  это  не  последняя  наша  экскурсия.  Нас  ждут  великие  открытия  и  необычные  приключения.  

Литература:

1. Молодцов В.А., Рыжикова  Н.Б. Современные  открытые  уроки  информатики.  8-11  классы. – Ростов  н / Д:  изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.