Методическая разработка урока по теме: "Единицы измерения информации"
методическая разработка (информатика и икт, 6 класс) на тему
Урок по теме: "Единицы измерения информации", 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 495.5 КБ |
Презентация к уроку | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по информатике в 6 классе.
Тема урока: Единицы измерения информации.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;
- Дать представление о единицах измерения информации;
- Сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки-задания, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и проверка домашнего задания:
- Что мы с вами узнали на последнем уроке? (Векторное кодирование изображений)
- Что значит закодировать в цифровом виде графическую информацию векторным способом? (закодировать в цифровом виде последовательность команд для создания изображения)
- Какие способы представления в цифровом виде графической информации вы знаете? (растровый и векторный)
- Какие данные называют цифровыми? ( представленные в двоичном виде)
- Почему возникла потребность в цифровом представлении информации? ( компьютер работает только с информацией представленной в двоичном виде)
- Как можно представить память компьютера? ( лист бумаги в клеточку)
- Какую информацию можно представить в цифровом виде? ( графическую, текстовую, числовую, звуковую)
3.Изучение нового материала:
Итак, ребята, мы с вами уже знаем, что вся информация в компьютере представляется в цифровом виде. С помощью нулей и единиц можно представить и текстовую, и графическую, и звуковую информацию. При кодировании текстовой информации каждому символу ставится в соответствие цепочка из 0 и 1. Изображения в памяти компьютера тоже кодируются с помощью 0 и 1. И очень часто важно знать какой объем памяти занимает та или иная информация.
Так вот, сегодня наша задача, выяснить, а каковы же единицы измерения информации и как подсчитать объем информации.
Итак, тема нашего урока: «Единицы измерения информации». Слайд
Откройте тетради и запишите тему. Слайд
- Вам известны единицы измерения длины? Каковы они? (миллиметры, сантиметры, метры, километры).
- В чем измеряется масса? (в граммах, килограммах, центнерах, тоннах).
- В чем измеряются углы? (в градусах).
- Время? (в секундах, минутах, часах).
А в чем же измеряется количество информации?
В этом нам поможет кроссворд.
Слайд (раздаются листы с кроссвордом)
1.Системный …(БЛОК)
2. У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор
Называется … (ДИСПЛЕЙ).
3. Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ...(ПРИНТЕР)
- И так, посмотрите внимательно на заполненный кроссворд и найдите ключевое слово, которое мы не раз произносили во время предыдущих уроков.
- Правильно БИТ. Бит - это 0 или 1 в двоичном коде.
- Таким образом, мы с вами выяснили единицу измерения информации - БИТЫ.
- 1 бит – это самая маленькая единица измерения информации, но она очень мала и кодировать информацию с помощью 1 бита очень громоздко. Поэтому существуют более крупные единицы измерения информации.
И снова нам поможет кроссворд.
(листы с кроссвордом лежат на столах у учащихся)
- Самая маленькая единица измерения информации? (БИТ)
- Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (МЫШКА)
- Под дисплеем – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
А зовут его … (СИСТЕМНЫЙ)
- Там веселых игр десятки
Друг за другом, по порядку!
Блок системный все, что нужно,
У нее узнает. Дружно
Трудятся вдвоем
Утром, вечером и днем!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится …..(ДИСКЕТА).
Слайд Проверка кроссворда
- Посмотрите внимательно, какую единицу измерения информации мы получили? (БАЙТ).
Слайд
- И так, бит и байт единицы измерения информации.
Запишем в тетради: 1 байт – это 8битов.
Мы знаем что 1 символ текстовой информации кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц, т.е 1 байтом.
Зная это легко подсчитать объем информации в тексте. Надо просто сосчитать число символов. Полученное значение и будет информационным объемом данного текста, выраженным в байтах.
Давайте подсчитаем информационный объем слова «ИНФОРМАТИКА»
Слайд
А теперь, найдите информационный объем ваших ФАМИЛИЯ ИМЯ (пробел тоже символ). Задание выполните в тетради.
_______
Бит самая маленькая единица измерения информации, однако и байт невелик.
Слайд
Например, небольшая книжка содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, а в каждой строке – 60 символов (включая пробелы). Значит, страница содержит 40*60 = 2400 байт информации. Далее полученную величину умножим на число страниц:
2400*150 = 360 000байт.
Уже на этом примере видно, что байт «мелкая» единица. Представьте, если нужно, например, измерить информационный объем целой библиотеки? В байтах это окажется громадным числом!
Поэтому для измерения больших информационных объемов используются более крупные единицы:
Слайд
1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт;
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.
Запишите соотношение единиц в тетради.
А чтобы представить, что это за единицы измерения, посмотрите на экран
Слайд
- Давайте теперь поучимся переводить из одних единиц в другие
Примеры переводов
Слайды
4. Физкультминутка
Слайд
- Давайте обсудим:
- Что такое бит, байт, килобайт, мегабайт и гигабайт? (единицы измерения информации)
- Как они связаны между собой? (каждая следующая в 1024 раза больше)
- Как подсчитать количество информации, передаваемое в символьном сообщении? ( подсчитать количество символов в сообщении)
________________
- Молодцы! А сейчас перейдем к компьютерному практикуму. На предыдущем уроке вы в текстовом редакторе Word делали нумерованные списки, а сегодня мы научимся создавать маркированные списки.
Ваша задача состоит в том, чтобы оформить в виде маркированного списка соотношение единиц измерения информации, а потом подсчитать и записать информационный объем данного текста. Подробный алгоритм выполнения у вас в раздаточном материале:
___________________________________________________________________________
5. Практическая работа «Маркированные списки».
1.Откройте текстовый процессор Word и наберите текст:
Соотношение единиц.
2. Перейдите на новую строку. Щелкните на кнопке Маркеры и наберите текст (для перехода к каждому следующему пункту надо нажимать клавишу {Enter}):
- 1байт =8 битам
- 1К (килобайт)=1024байт
- 1Мб (мега байт) = 1024Кбайт
- 1Гб (гига байт) = 1024 Мбайт
3. Отмените продолжение списка 2 раза нажав клавишу {Enter}.
4. Подсчитайте информационный объем данного текста в байтах и бита и полученные значения запишите под текстом.
5. Сохраните файл в папке 6А (папка находится в папке Мои документы - 6 класс) под своим именем.
______________________________________________________________________
6. Домашнее задание:
- § 1.4, Р.Т: № 43, № 44 ( стр. 38)
- Подсчитать информационный объем Ф.И.О родителей в битах.
7. Подведение итогов и рефлексия:
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал ….
Я хотел бы узнать еще…
В процессе урока я испытывали трудности в…
Себе за работу на уроке я поставил бы…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Единицы силы.Связь между силой тяжести и массой тела"
План-конспект урока .7 класс. Учебник А.В Перышкин....
Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"
Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...
Разработка урока информатики по теме "Измерение информации" (10 класс)
На уроке вводиттся понятие "измерение информации", рассматриваются вероятностный способ измерения информации (формулы Хартли и Шеннона)....
Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".
Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...
Методическая разработка урока по теме "Определение количества информации".
Презентация поможет учащимся в решении задач по определению количества информации....
Разработка урока "Алфавитный подход к измерению информации"
Презентация к уроку "Алфавитный подход к измерению информации"...
Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой
Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...