Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izmerenie_informatsii_7_kl.docx | 1007.32 КБ |
prezentauiya_k_uroku.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Информатика. 7 класс.
Учитель Информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №31 г. Владимира
Раздел программы: «Информация и информационные процессы»
Тема урока: Измерение информации
Учитель: Каштакова Анастасия Юрьевна
УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.
I четверть 6 урок
Цель урока: формирование знаний об алфавитном подходе к измерению информации через индивидуальную и групповую работу учащихся.
Задачи урока:
Предметные:
- сформировать знания об информационном весе символа;
- сформировать знания о единицах измерения количества информации;
- вычислять информационный объем сообщения.
Метапредметные:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь задавать вопросы;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- структурирование знания;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- осуществление контроля и самоконтроля.
Личностные:
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация «Измерение информации».
№ | Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
1 мин | |||||||
1 | Организационный момент (инициация) | Создание благоприятного климата на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками | ||
4 мин | |||||||
2 | Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель задает вопросы
| Дети отвечают на вопросы 1)Двоичный алфавит (1,0) | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные: -целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция. Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать. | ||
| 2)N=2i | ||||||
| 3) затрудняются в формулировке ответа на вопрос 4)решают ребусы (слайд 1) Отвечают: -измерение -информация | ||||||
- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Для того, чтобы определить цель урока предлагается решить задачу (слайд 3) | - Об измерении информации в сообщении. Тема урока: «Измерение информации» (слайд 2) Затрудняются решить задачу, делают вывод, что цель: | ||||||
- какую цель мы поставим? | - узнать, как измерить информацию и в каких единицах ее измеряют, и как применить эти знания в решении задач (слайд 4). | ||||||
14 мин | |||||||
3 | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы |
-Величины в точных науках имеют единицы измерения. Вспомните единицы измерения длины, массы и др. -Разрядность кода для кодирования символа двоичного алфавита - это не просто 1, а 1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита (слайд 5) | - Вспоминают понятие «разрядность двоичного кода», отвечают : разрядность кода – 1. - Проводят аналогию с единицами измерения, знакомыми из курса математики. | Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Коммуникативные: развитие диалогической речи | ||
-А, если символов в алфавите произвольное количество, сколько будет весить 1 символ? -А от чего зависит длина кода? | -Отвечают: Требуется найти длину кода. -Отвечают: От количества символов в алфавите. | ||||||
«Информационный вес символа равен разрядности двоичного кода».
| -Отвечают: N=2i | ||||||
| -Заполняют таблицу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде 7. | ||||||
-Итак, сделаем вывод о связи информационного веса и мощности алфавита. | - делают вывод: N=2i (слайд 8) | ||||||
-Теперь мы должны подумать, как вычислить информационный объем сообщения, если мы знаем информационный вес одного символа. Предлагается решить задачу на слайде 9 -Объяснение формулы:I=K*i (слайд 10); | - Предлагают найти количество символов и умножить на информационный вес одного символа. | ||||||
| -Заполняют таблицу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде 12. | ||||||
7 мин | |||||||
4 | Первичное закрепление материала | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | (слайд 13)
-Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения; -Решение обратной задачи на преобразования формул. Задания по группам на карточках (приложение 2) -Давайте, оценим, где встретились трудности и как исправить ошибку при решении задач? | Работа в группах: -Выполняют задание и по одному человеку от группы объясняют у доски, сопоставляют с ответами, приведёнными на слайдах 14, 15, 16. -Проводится самооценка учащимися своей деятельности. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами). Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; постановка вопросов - сотрудничество в сборе и поиске информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера. | ||
4 мин | |||||||
6 | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы | - Какие символы вы используете при наборе текста на компьютере? Сколько всего символов? -На самом деле, символов, используемых при работе на компьютере гораздо больше, всего их 256.
-Вспомним единицы измерения массы. Сколько весит мышонок и слон? Почему мышонка измеряют в граммах , а слона в центнерах или тоннах? Есть ли более крупные единицы измерения информации? -Ввод понятий «байт», «килобайт», «мегабайт», «гигабайт», «терабайт» и их соотношений (слайд 17) -Объяснение схемы переводы между единицами измерения информации (слайд 17) | -Русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, и др. Символов много, более 100-150. - сопоставляют новые понятия со знаниями, полученными в других областях знаний и с ранее полученными знаниями (биология, математика, физика), вспоминают ранее услышанные единицы измерения. -Выявляют обозначение приставок «кило», «мега», «гига», «тера» | Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Коммуникативные: развитие диалогической речи | ||
7 мин | |||||||
7 | Первичное закрепление материала | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | -Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения и перевода в другие единицы измерения (слайд 19, приложение 3); -Давайте, оценим, где встретились трудности и как исправить ошибку при решении задач? | -Выполняют задание и проверка решения по эталону (слайд 20) -Проводится самооценка учащимися своей деятельности. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами). Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Коммуникативные: постановка вопросов; сотрудничество в сборе и поиске информации. | ||
2 мин | |||||||
8 | Итоги урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Задает вопросы (слайд 21): -Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Обсуждают проделанную работа, поднимают зеленую или красную карточки | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения. | ||
1 мин | |||||||
9 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задает домашнее задание (слайд 22): §1.6 (читать, знать формулы и единицы измерения информации), решить задачи стр. 50 №10, 11, 12 ***придумать собственный алфавит мощностью 2, 4,8 и т.п. символов, записать сообщение на нем, вычислить объем сообщения. | Работа с дневниками | Регулятивные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма. |
Приложение 1
Презентация к уроку
1 слайд | 2 слайд | 3 слайд |
4 слайд | 5 слайд | 6 слайд |
7 слайд | 8 слайд | 9 слайд |
10 слайд | 11 слайд | 12 слайд |
13 слайд | 14 слайд | 15 слайд |
16 слайд | 17 слайд | 18 слайд |
19 слайд | 20 слайд | 21 слайд |
22 слайд | 23 слайд |
Приложение 2
Задания на карточках для работы в группах
1 задача. Мощность алфавита равна 4096. Какое количество информации несет один символ?
2 задача. Сообщение, записанное буквами из 32 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?
3 задача. В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов в строке. Вычислить информационный объем книги.
Приложение 3
Заполнить пропуски, работа с единицами измерения информации
Информационный ресурс https://learningapps.org/1685124
Литература
- Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
- Информатика: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 224 с. : ил.
- Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Измерение информации» 7 класс Подготовила: учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №31 Каштакова А.Ю.
Решите задачу: Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации оно несет?
Цель урока: Узнать как измерить информацию Узнать в каких единицах измеряют информацию Как применять полученные знания в решении задач
Алфавитный подход к измерению информации Каждый символ некоторого сообщения имеет определенный информационный вес – несёт фиксированное количество информации . Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит .
Заполните таблицу N N=2 i i ( битов) 4 16 2 6 128 2 8 1024
Проверка N N=2 i i ( битов) 4 2 2 2 16 2 4 4 64 2 6 6 128 2 7 7 246 2 8 8 1024 2 9 9
N= 2 i N – мощность алфавита i – информационный вес одного символа
Какой объем информации несет сообщение : «Уж небо осенью дышало» Каждый символ кодируется 8 битами. Решите задачу:
I= K·i I – информационный объем сообщения K – количество символов i – информационный вес одного символа
Заполните таблицу N N=2 i i ( битов) К I=K* i 4 2 2 2 120 16 2 4 4 190 64 2 6 6 300 128 2 7 7 50 246 2 8 8 100 1024 2 9 9 50
Заполните таблицу N N=2 i i ( битов) К I=K* i 4 2 2 2 120 240 16 2 4 4 190 760 64 2 6 6 300 1800 128 2 7 7 50 350 246 2 8 8 100 800 1024 2 9 9 50 450
Решение задач по группам
Проверка 1 задача Мощность алфавита равна 4096. Какое количество информации несет один символ? Дано: N=4096 Найти: i = ? Решение: N= 2 i 4096= 2 i i =12 битов Ответ: 12 битов
Проверка 2 задача Сообщение, записанное буквами из 32 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет? Дано: N= 32 K=10 Найти: I = ? Решение: N= 2 i I=K* i 32= 2 i => i =5 битов I=10*5=50 битов Ответ: 50 битов
Проверка 3 задача В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов в строке. Вычислить информационный объем книги. Дано: i =1 байт=8 бит K =10 0*60*80 Найти: I = ? Решение: I=K*I K=480000 c I=480000*1=480000 байт Ответ: 480000байт
б ит байт К байт М байт Гбайт Тбайт ÷ 8 ÷ 1024 х 1024 х 8
https://learningapps.org/1685124 Заполните пропуски
Чему равна мощность алфавита, используемого для записи сообщения, состоящего из 2048 символов и имеющего объем 16Кбит? Решите задачу:
Проверка Чему равна мощность алфавита, используемого для записи сообщения, состоящего из 2048 символов и имеющего объем 16Кбит? Дано: I=16 Кбит K= 2048 Найти: N = ? Решение: N= 2 i I=K* i I=16 Кбит=16*1024=16384 бит i =I/K; i =16384/2048=8 бит Ответ: 8 бит
Оцените свою работу Можете ли вы назвать тему урока? Вам было легко или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание § 1.6 (читать, знать формулы и единицы измерения информации), решить задачи стр. 50 №10, 11, 12 ***придумать собственный алфавит мощностью 2, 4, 8 и т.п. символов, записать сообщение на нем, вычислить объем сообщения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Школа" , 6 класс
Данный урок разработан в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения с использованием развития приёмов критического мышления....
Технологическая карта урока по информатике на тему " Форма записи алгоритмов"( 6 класс)
Технологическая карта к уроку №25 по информатике в 6 классе по теме " Форма записи алгоритмов " по ФГОС....
Технологическая карта урока по биологии по теме "Фотосинтез" 6 класс
Данную технологическую карта можно применять при использовании любого УМК. Цель данного урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания расте...
Технологическая карта урока английского языка на тему "Shopping" 5 класс
Технологическая карта урока английского языка на тему "Покупки. Подарки" 5 классУрок-открытие новых знаний. Task Based Lesson (Presentation. Practise. Production.)УМК Spotlight 5...
Технологическая карта урока по биологии по теме "Мутации" 9 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме "Мутации"...
7 класс Технологическая карта урока по информатике по теме Текстовые документы и технологии их создания
7 класс Технологическая карта урока по информатике по теме Текстовые документы и технологии их создания...
Технологическая карта урока по информатике по теме «Разработка алгоритмов с повторением для исполнителей»
Учебный предметИнформатикаКласс8Тип урокаУрок закрепления изученногоВид урокаКомбинированный урокМетоды веденияСловесные (беседа), наглядные и практические (работа на компьютере)Тема урокаРазработка...