Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Технологическая карта урока по информатике на тему:"Измерение информации" 7 класс с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izmerenie_informatsii_7_kl.docx1007.32 КБ
Файл prezentauiya_k_uroku.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Информатика. 7 класс.

Учитель Информатики и ИКТ

 МБОУ СОШ №31 г. Владимира

Раздел программы: «Информация и информационные процессы»

Тема урока:  Измерение информации

Учитель: Каштакова Анастасия Юрьевна

УМК:  Босова Л.Л., Босова А.Ю.

I четверть 6 урок

Цель урока: формирование знаний об алфавитном подходе к измерению информации через индивидуальную и групповую работу учащихся.

Задачи урока:

Предметные:

  • сформировать знания об информационном весе символа;
  • сформировать знания о единицах измерения количества информации;
  • вычислять информационный объем сообщения.

Метапредметные:

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • уметь задавать вопросы;
  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
  • структурирование знания;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля.

Личностные:

  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация «Измерение информации».

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 мин

1

Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

4 мин

2

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель задает вопросы

  1. Назовите с помощью какого алфавита и каких символов кодируется информация на компьютере?

Дети отвечают на вопросы

1)Двоичный алфавит (1,0)

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

-целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция.

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.

  1. Как определить какой разрядности код требуется для кодирования одного символа?

2)N=2i

  1. Как измерить, сколько информации находится в сообщении? В чем измерять в килограммах или километрах?
  2. Предлагается решить два ребуса

3) затрудняются в формулировке ответа на вопрос

4)решают ребусы (слайд 1)

Отвечают:

-измерение

-информация

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Для того, чтобы определить цель урока предлагается решить задачу (слайд 3)

- Об измерении информации в сообщении.  

Тема урока: «Измерение информации» (слайд 2)

Затрудняются решить задачу, делают вывод, что цель:

- какую цель мы поставим?

- узнать, как  измерить

информацию и в каких единицах ее измеряют, и как применить эти знания в

решении задач (слайд 4).

14 мин

3

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

  • Мы часто передаем информацию с помощью текстовых сообщений, т.е. используем алфавит какого-либо языка. Для того чтобы измерить количество информации в сообщении, используют алфавитный подход к измерению информации.
  • Подумайте, в двоичном алфавите какова разрядность кода.

-Величины в точных науках имеют единицы измерения.

Вспомните единицы измерения длины, массы и др.

-Разрядность кода для кодирования символа двоичного алфавита -  это не просто 1, а 1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита (слайд 5)

- Вспоминают понятие «разрядность двоичного кода», отвечают : разрядность кода – 1.

- Проводят аналогию с единицами измерения, знакомыми из курса математики.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Коммуникативные:

развитие диалогической речи

-А, если символов в алфавите произвольное количество, сколько будет весить 1 символ?

-А от чего зависит длина кода?

-Отвечают: Требуется найти длину кода.

-Отвечают: От количества символов в алфавите.

  • «Для кодирования N символов произвольного алфавита требуется i-разрядный двоичный код»

«Информационный вес символа равен разрядности двоичного кода».

  • Как найти разрядность?

-Отвечают: N=2i

  • Заполнение таблицы  на нахождение информационного веса символа по известной мощности алфавита (слайд 6);

-Заполняют таблицу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде  7.

-Итак, сделаем вывод о связи информационного веса и мощности алфавита.

- делают вывод: N=2i

(слайд 8)

-Теперь мы должны подумать, как вычислить информационный объем сообщения, если мы знаем информационный вес одного символа.

Предлагается решить задачу на слайде 9

-Объяснение формулы:I=K*i

(слайд 10);

- Предлагают найти количество символов и умножить на информационный вес одного символа.

  • Заполнение таблицы  на нахождение информационного объема сообщения по известной мощности алфавита и заданному количеству символов(слайд 11);

-Заполняют таблицу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде  12.

7 мин

4

Первичное закрепление материала

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

(слайд 13)

  • Решение задачи на нахождение информационного веса символа по известной мощности алфавита;

-Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения;

-Решение обратной задачи на преобразования формул.

Задания по группам на карточках (приложение 2)

-Давайте, оценим, где встретились трудности и  как исправить ошибку при решении задач?

Работа в группах:

-Выполняют задание и по одному человеку от группы объясняют у доски, сопоставляют с ответами, приведёнными на слайдах 14, 15, 16.

-Проводится самооценка учащимися своей деятельности.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами).

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; постановка вопросов - сотрудничество в сборе и поиске информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера.

4 мин

6

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

- Какие символы вы используете при наборе текста на компьютере? Сколько всего символов?

-На самом деле, символов, используемых при работе на компьютере гораздо больше, всего их 256.

 

-Вспомним единицы измерения массы. Сколько весит мышонок и слон? Почему мышонка измеряют в граммах , а слона в центнерах или тоннах? Есть ли более крупные единицы измерения информации?

-Ввод понятий «байт», «килобайт», «мегабайт», «гигабайт», «терабайт» и их соотношений (слайд 17)

-Объяснение схемы переводы между единицами измерения информации (слайд 17)

-Русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, и др. Символов много, более 100-150.

- сопоставляют новые понятия со знаниями, полученными в других областях знаний и с ранее полученными знаниями (биология, математика, физика), вспоминают ранее услышанные единицы измерения.

-Выявляют обозначение приставок «кило», «мега», «гига», «тера»

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Коммуникативные:

развитие диалогической речи

7 мин

7

Первичное закрепление материала

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения и перевода в другие единицы измерения (слайд 19, приложение 3);

-Давайте, оценим, где встретились трудности и  как исправить ошибку при решении задач?

-Выполняют задание и проверка решения по эталону (слайд 20)

 -Проводится самооценка учащимися своей деятельности.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами).

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: постановка вопросов; сотрудничество в сборе и поиске информации.

2 мин

8

Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Задает вопросы (слайд 21):

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Обсуждают проделанную работа, поднимают зеленую или красную карточки

Познавательные:

построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.

1 мин

9

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает домашнее задание (слайд 22): §1.6 (читать, знать формулы и единицы измерения информации), решить задачи стр. 50 №10, 11, 12

***придумать собственный алфавит мощностью 2, 4,8 и т.п. символов, записать сообщение на нем, вычислить объем сообщения.

Работа с дневниками

Регулятивные:

формирование навыков самоорганизации;

формирование навыков письма.


Приложение 1

Презентация к уроку

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд


Приложение 2

Задания на карточках для работы в группах

1 задача. Мощность алфавита равна 4096. Какое количество информации несет один символ?

2 задача. Сообщение, записанное буквами из 32 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?

3 задача. В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов в строке. Вычислить информационный объем книги. 

Приложение 3

Заполнить пропуски, работа с единицами измерения информации

Информационный ресурс https://learningapps.org/1685124

Литература

  1. Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
  2. Информатика: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2014. - 224 с. : ил.
  3. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013. – 88 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение Информация

Слайд 2

Тема урока: «Измерение информации» 7 класс Подготовила: учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №31 Каштакова А.Ю.

Слайд 3

Решите задачу: Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации оно несет?

Слайд 4

Цель урока: Узнать как измерить информацию Узнать в каких единицах измеряют информацию Как применять полученные знания в решении задач

Слайд 5

Алфавитный подход к измерению информации Каждый символ некоторого сообщения имеет определенный информационный вес – несёт фиксированное количество информации . Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит .

Слайд 6

Заполните таблицу N N=2 i i ( битов) 4 16 2 6 128 2 8 1024

Слайд 7

Проверка N N=2 i i ( битов) 4 2 2 2 16 2 4 4 64 2 6 6 128 2 7 7 246 2 8 8 1024 2 9 9

Слайд 8

N= 2 i N – мощность алфавита i – информационный вес одного символа

Слайд 9

Какой объем информации несет сообщение : «Уж небо осенью дышало» Каждый символ кодируется 8 битами. Решите задачу:

Слайд 10

I= K·i I – информационный объем сообщения K – количество символов i – информационный вес одного символа

Слайд 11

Заполните таблицу N N=2 i i ( битов) К I=K* i 4 2 2 2 120 16 2 4 4 190 64 2 6 6 300 128 2 7 7 50 246 2 8 8 100 1024 2 9 9 50

Слайд 12

Заполните таблицу N N=2 i i ( битов) К I=K* i 4 2 2 2 120 240 16 2 4 4 190 760 64 2 6 6 300 1800 128 2 7 7 50 350 246 2 8 8 100 800 1024 2 9 9 50 450

Слайд 13

Решение задач по группам

Слайд 14

Проверка 1 задача Мощность алфавита равна 4096. Какое количество информации несет один символ? Дано: N=4096 Найти: i = ? Решение: N= 2 i 4096= 2 i i =12 битов Ответ: 12 битов

Слайд 15

Проверка 2 задача Сообщение, записанное буквами из 32 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет? Дано: N= 32 K=10 Найти: I = ? Решение: N= 2 i I=K* i 32= 2 i => i =5 битов I=10*5=50 битов Ответ: 50 битов

Слайд 16

Проверка 3 задача В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов в строке. Вычислить информационный объем книги. Дано: i =1 байт=8 бит K =10 0*60*80 Найти: I = ? Решение: I=K*I K=480000 c I=480000*1=480000 байт Ответ: 480000байт

Слайд 17

б ит байт К байт М байт Гбайт Тбайт ÷ 8 ÷ 1024 х 1024 х 8

Слайд 18

https://learningapps.org/1685124 Заполните пропуски

Слайд 19

Чему равна мощность алфавита, используемого для записи сообщения, состоящего из 2048 символов и имеющего объем 16Кбит? Решите задачу:

Слайд 20

Проверка Чему равна мощность алфавита, используемого для записи сообщения, состоящего из 2048 символов и имеющего объем 16Кбит? Дано: I=16 Кбит K= 2048 Найти: N = ? Решение: N= 2 i I=K* i I=16 Кбит=16*1024=16384 бит i =I/K; i =16384/2048=8 бит Ответ: 8 бит

Слайд 21

Оцените свою работу Можете ли вы назвать тему урока? Вам было легко или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? Как бы вы оценили свою работу?

Слайд 22

Домашнее задание § 1.6 (читать, знать формулы и единицы измерения информации), решить задачи стр. 50 №10, 11, 12 ***придумать собственный алфавит мощностью 2, 4, 8 и т.п. символов, записать сообщение на нем, вычислить объем сообщения.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Школа" , 6 класс

Данный урок разработан в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения с использованием  развития приёмов критического мышления....

Технологическая карта урока по информатике на тему " Форма записи алгоритмов"( 6 класс)

Технологическая карта к уроку №25 по информатике в 6 классе по теме " Форма записи алгоритмов " по ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии по теме "Фотосинтез" 6 класс

Данную технологическую карта можно применять при использовании любого УМК. Цель данного урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания расте...

Технологическая карта урока английского языка на тему "Shopping" 5 класс

Технологическая карта урока английского языка на тему "Покупки. Подарки" 5 классУрок-открытие новых знаний. Task Based Lesson (Presentation. Practise. Production.)УМК Spotlight 5...

Технологическая карта урока по биологии по теме "Мутации" 9 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме "Мутации"...

7 класс Технологическая карта урока по информатике по теме Текстовые документы и технологии их создания

7 класс Технологическая карта урока по информатике  по теме Текстовые документы и технологии их создания...

Технологическая карта урока по информатике по теме «Разработка алгоритмов с повторением для исполнителей»

Учебный предметИнформатикаКласс8Тип урокаУрок закрепления изученногоВид урокаКомбинированный урокМетоды веденияСловесные (беседа), наглядные и практические (работа на компьютере)Тема урокаРазработка...