Урок на тему "Единицы измерения информации" 6 класс
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Содержит конспект урока и презентацию, подходит для первого урока изучения единиц измерения информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinicy_izmereniya_informacii_6_klass.zip | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: «Единицы измерения информации».
(1 час)
Цели урока:
Обучающие:
Дать учащимся представление о единицах измерения информации.
Формировать навыки преобразования единиц измерения информации, навыки самостоятельной работы.
Формировать вычислительные навыки при выполнении самостоятельной работы.
Развивающие
Развивать познавательный интерес учащихся.
Развивать у учащихся мыслительные способности: анализировать, сравнивать, выбирать главное, умение делать выводы.
Развивать память и внимание учащихся.
Воспитывающие
Воспитывать информационную культуру учащихся.
Воспитывать культуру поведения на уроке.
Тип урока:
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Теоретическая часть:
Бит — базовая единица измерения информации.
Байт, история термина.
Укрупнение единиц измерения информации.
Перевод единиц измерения.
Практическая часть
Решение задач на перевод единиц измерения
Домашнее задание.
Итоги урока.
Оборудование: доска, маркеры, ноутбук, мультимедиапроектор, раздаточный материал, калькуляторы.
Предварительная работа: подготовить раздаточный материал и положить его на парту для каждого ученика.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Доброе утро, садитесь, мне приятно видеть вас всех в добром здравии. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему «Единицы измерения информации» (слайд 1). На доске вы сейчас видите план нашего урока (слайд 2). Нам предстоит выяснить, где мы можем встретиться с единицами измерения информации, затем познакомится с основными единицами измерения информации. Мы научимся, как переводить единицы измерения, закрепим полученные знания при решении задач. Разберем и запишем домашнее задание. На столе у каждого из вас лежат дополнительные материалы к уроку, по мере необходимости мы будем обращаться к ним Откройте тетради, запишите число, тему урока «Единицы измерения информации». | Садятся. Слушают. Знакомятся с планом урока. Записывают в тетради число и тему |
Актуализация знаний. | Начать наш урок я хочу с истории, которая произошла с двумя учениками 6 класса Полиной Пятерочкиной и Толей Троичкиным (слайд 3). Позвонил как-то Толя Полине и говорит «Полина, я сегодня хотел сохранить фотографии с фотоаппарата на диске, а потом еще книжку электронную с любимыми сказками, а мне компьютер отказал. Говорит, что места не хватает. А потом еще числа начал называть. «У вас 1,5 гигабайта, а у меня всего 700 мегабайт». Но ведь 700 больше 1,5!» Ответила ему Полина так: «Зря ты, Толя, возмущаешься, компьютер тебе правильно отказал. Он информацию, содержащуюся в твоих цифровых фотографиях, измерил, и понял, что действительно место на диске не хватит». Толя: «А что это за слова мегабайт, гигабайт?» Полина «А это название единиц измерения информации. Ты же измеряешь длину в сантиметрах, массу в килограммах, вот и информацию измеряют с помощью специальных единиц». Толя: «Полина, а что это за единицы? Расскажи». Полина: «Ну хорошо, приходи ко мне, я тебе объясню» |
Теоретическая часть. | Ну что, ребята, давайте поможем Толе разобраться с единицами измерения информации. Как и при измерении других величин, для измерения информации существует своя базовая единица. А название ее вы сейчас назовете мне сами. Для этого вам надо выполнить задание 1. (слайд 4) Возьмите первый лист из стопки (приложение 1) и выполните его. В результате у вас получатся буквы, из которых вам надо составить слово. Назовите слово, получившееся в результате. Это слово «Бит». Именно так и называется базовая единица измерения информации. (слайд 5) Запишите себе в тетрадь «Бит – основная единица измерения информации». Название bit происходит от английских слов binary digit - двоичная цифра. В некоторых источниках BInary elemenT — двоичный элемент. Кроме того, в названии присутствует игра слов: в английском языке «Бит» означает «очень-очень мало». А вот авторство различные источники приписывают разным людям. В одних автором термина указывается американский математик Клод Шеннон, который в 1948 году выпустил книгу, где рассматривался вопрос об измерении информации и где им использовался термин «Бит». По другим источникам автором этого термина является американский ученый-статистик Джон Тьюки, предложивший термин «Бит» в 1946 году для обозначения одного двоичного разряда. Но, как бы то ни было, можно смело утверждать, что с середины 50-ых годов ХХ века человечество уверенно измеряет информацию. И применяет для этого базовую единицу 1бит. В каких же случаях мы с вами можем с уверенностью сказать, что получен 1 бит информации? Рассмотрим наши рисунки. (слайд 6.) На данном изображении одна клеточка несет один бит информации. Давайте посчитаем, сколько всего информации содержится в рисунках? Как это сделать рационально? Нужно найти количество клеток в одном квадрате. Затем полученный результат умножить на количество квадратов. В результате получается 192 клетки или 192 бита. Современные объемы информации, обрабатываемые на компьютере, огромны. Посмотрите, уже в примере с рисунками у нас получается число 192, а мы использовали всего три квадрата. А если их будет больше? Применять в качестве единицы измерения информации 1 бит нерационально. Появляется потребность в укрупнении этой единицы. Название следующей единицы измерения мы с вами узнаем с помощью задания два (приложение 2). Раскодируйте информацию с помощью таблицы упражнения 27 в рабочей тетради (слайд 7). Ответ: байт. В июле 1956 года Вернер Бухольц публично применил собственное словечко "byte" в докладе "О преимуществе слов длиной 64 бита для IBM Stretch". Сколько же битов входит в 1 байт. Если обратится к истории, то первоначально 1 байт содержал и 4 бита информации, и шесть. По одной из версий байт стал считать равным 8 битам с появлением нового компьютера System/360 от IBM. По другой версии, 8-битный размер байта связан с 8-битным числовым представлением символа строки. Из удобства: один байт = один символ. Это стало стандартом де-факто, и с начала 1970-х большинство компьютеров использует байты, состоящие из 8 бит. Запишите себе в тетради «1 байт=8 бит». А кто мне может сказать, где мы с вами встречались с одним байтом на сегодняшнем уроке? (слайд 8) Сколько символов использовалось для кодирования информации в одной строке рисунка? Восемь. Значит, одна строка закодированного рисунка содержит 1 байт информации. А весь рисунок 8 байт. Рассмотрим еще пример. Сколько сигналов отводится на один закодированный символ в таблице упражнения 31? Восемь. Значит, один символ содержит один байт информации. (слайд 8) А теперь давайте представим, сколько символов содержит ваш учебник? А если взять не один учебник, а много, прибавить к ним художественные произведения, справочники, энциклопедии… И это только книги. Становится понятно, что измерять в байтах информацию тоже нерационально Давайте рассмотрим, как происходит укрупнение единиц измерения. (слайд 9) 1 байт=8 бит 1 килобайт=1024 байта 1 мегабайт=1024 килобайта 1 гигабайт=1024мегабайта. Запишите себе эту схему в тетрадь А чтобы вы представили, что это за единицы измерения, послушайте! (слайд 10) 5 бит – буква в клетке кроссворда. 1 байт – символ, введенный с клавиатуры. 6 байт – средний размер слова, в тексте на русском языке. 50 байт – строка текста. 2 Кбайта – страница машинописного текста. 100 Кбайт – фотография в низком разрешении 1 Мбайт – небольшая художественная книга. 1 Гбайт – прочитывает человек за всю жизнь. 3 Гбайт – час качественной видеозаписи. Конечно, все эти примеры приблизительны, но они дают нам возможность оценить масштабы получаемой и обрабатываемой нами информации. Существуют правила перевода единиц измерения информации. Давайте попробуем сформулировать их вместе, рассматривая некоторые примеры. Пример 1. Как можно перейти от битов к гигабайтам и обратно? Возможен ли переход сразу? (слайд 11) Ответ: переходить лучше по следующей цепочке: БИТ ↔ БАЙТ ↔ КИЛОБАЙТ↔ МЕГАБАЙТ↔ ГИГАБАЙТ Переходить через единицы возможно, но нерационально, т.к. это требует запоминания сложных чисел. Сформулируем первое правило: переходить рациональнее к соседней единице по цепочке. Пример 2. Как вычислить, сколько битов в 10 байтах? (слайд 12) Ответ: необходимо 10 умножить на 8. Пример 3. Как вычислить, сколько байтов в 10 килобайтах? Ответ: необходимо 10 умножить на 1024. Сформулируем второе правило: при переходе от большей единицы измерения к меньшей необходимо выполнять умножение. Пример 4. Как вычислить, сколько байтов содержится в 32 битах (слайд 13) Ответ: необходимо разделить 32 на 8. Пример 5 Как вычислить, сколько мегабайтов содержится в 512 килобайтах? Ответ: необходимо разделить 512 на 1024. Сформулируем третье правило: при переходе от меньшей единицы измерения к большей необходимо выполнять деление. Возьмите третий лист из раздаточного материала. (приложение 3) На нем вы видите эти правила. Прочитайте их еще раз. А дома вклейте их в свою тетрадь. | Выполняют задание1. Записывают в тетради Отвечают на вопрос Считают количество клеток. Выполняют задание2 Записывают в тетради Отвечают на вопросы Считают количество символов. Записывают в тетради Отвечают на вопросы. Формулируют правило Формулируют правило. Формулируют правило. Читают правила. |
Практическая часть | Решим несколько задач на перевод единиц измерения. При решении используем калькулятор. Задача 1. Вычислите, сколько килобайтов содержится в 4096 битах. (слайд 14) Решение выполняет учитель: Используя правила один и три, запишем следующую цепочку: бит : байт : килобайт 4096:8=512 байтов. 512:1024=0,5 килобайта Ответ: 0,5 килобайта. /следующие задачи выводятся на экран по две/ Задача 2. Вычислить, сколько байтов содержится в одно мегабайте. (слайд 15) Решение: Используя правила один и два, запишем следующую цепочку: мегабайт * килобайт * байт 1*1024*1024=1048576 байт. Ответ 1048576 байт. Задача 3. Вычислите сколько килобайтов содержится в 30720 битах Решение: Используя правила один и три, запишем следующую цепочку: бит : байт : килобайт 30720:8= 3840 байт 3840:1024=3,75 килобайт Ответ:. Задача 4. (слайд 16) Одна тетрадь содержит 262144 символов, сколько это в мегабайтах? Решение: 1 символ=1байт, значит тетрадь содержит 367008 байтов. Используя правила один и три, запишем следующую цепочку: байт : килобайт : мегабайт 262144:1024=256 килобайт 256:1024=0,25 мегабайта. Ответ: 0,25 мегабайта. Задача 5 Можно ли поместить файл размером 0,35 гигабайт на носитель, на котором свободно 365000 килобайт? Решение: Переведем гигабайты в килобайты и сравним два числа. Используя правила один и два, запишем следующую цепочку: гигабайт : мегабайт : килобайт 0,35*1024=358,4 мегабайта 358,4*1024=367001,6 килобайта Это число больше данного, значит файл не поместится. На примере этой задачи мы смогли объяснить Толе, как можно узнать поместиться ли необходимая информация на диск. | Решают задачи с комментариями у доски. Записывают решение в тетради. |
Домашнее задание | Возьмите листы с тестовыми заданиями. Это ваше домашнее задание. (приложение 4) Поменяйтесь работами и оцените результаты согласно таблице. (слайд 17) Сдайте работы мне. | Записывают домашнее задание |
Итоги урока. | Посмотрите еще раз на тему урока и попробуйте сначала про себя, затем вслух закончить следующие предложения: (слайд 19) Я узнал… Я научился… Я буду применять… Я оцениваю свою работу… Повторяет домашнее задание, выставляет отметки | Отвечают на вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии (математики) в 5 классе по теме "Построение и измерение углов"
Презентация может быть использована на уроках геометрии или математики в 5 классе при изучении темы "Построение и измерение углов". Всем известно, что большинство учащихся 5 класса допускают ...
Презентация к уроку географии тема "Атмосфера" 6 класс (приборы для измерения погоды)
Данную презентацию можно использовать на уроках географии в 6 классах при изучении темы "Атмосфера". А именно урок "погода"....
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок по теме "Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации"
Предложены задания, тесты по данной теме...
Урок по физике для 7 класса Тема: Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
Тема: Измерение физических величин. Точность и погрешность и измерений....