КОМПЬЮТЕР – ПРЕГРАДА НА ПУТИ ВОСХОЖДЕНИЯ К ДУХОВНОЙ ОБЩНОСТИ
статья по информатике и икт на тему

Разваляева Нелли Викторовна

В  наш современный век, насыщенный цифровыми технологиями, уберечь ребенка от негативного воздействия компьютера, средств массовой информации – задача не из легких. Но пути решения этой проблемы необходимо искать, необходимо действовать. Ведь, как известно, не получается у того, кто ничего не делает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_-_pregrada.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕР – ПРЕГРАДА НА ПУТИ ВОСХОЖДЕНИЯ                        К ДУХОВНОЙ ОБЩНОСТИ

Духовно-нравственное  воспитание ребенка является не только одной из главных задач  воспитания подрастающего поколения, но и средством преодоления разобщенности между членами семьи, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением. О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил ГосНИИ семьи и воспитания. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Выполняя задание, 80,2 % респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей; 55,4 % опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей; 53,3 % –отсутствие возможности контролировать поведение детей; 53 % – недостаточное знание членами семьи друг друга; 45,7 % – отсутствие взаимопонимания с детьми. И, по мнению многих родителей, существует основная причина, являющая стартовой для всех этих проблем – появление компьютера в семьях.

В  наш современный век, насыщенный цифровыми технологиями, уберечь ребенка от негативного воздействия компьютера, средств массовой информации – задача не из легких. Но пути решения этой проблемы необходимо искать, необходимо действовать. Ведь, как известно, не получается у того, кто ничего не делает.

Что представляет собой эта современная машина?!  Злейший враг или лучший друг, полезный досуг или опасное пристрастие? Многие родители жалуются, что дети общаются SMS-ками, не выходят гулять, предпочитают виртуальный мир реальному. Как «вырвать» ребенка из этого мира? На самом деле – это ведь не компьютерная проблема, это проблема взаимоотношений.

На крупнейшем портале www.msn.ru был проведен опрос 2500 человек, который показал, что большую часть свободного времени они проводят за компьютером,  подключенным к интернету. Чем же народ занимается во всемирной паутине?

Ищут интересную и развлекательную информацию – 23%, продолжают работать (даже в свое свободное время!) – 15%, работают с текстовыми документами 13% опрошенных, 8% обмениваются фотографиями.  При этом общению с другими членами семьи большую часть свободного времени уделяют только 19% опрошенных, а общению с друзьями – лишь 13% респондентов. Картинка вырисовывается грустная, так как компьютер для многих заменяет общение с близкими и друзьями, а соответственно и с детьми. А ведь одна из важнейших функций общения это обмен информацией и духовными ценностями, играющими определяющую роль в развитии ребенка.

Когда дети и  родители не могут общаться полноценно, ребенок находит себе «суррогат», подмену  реальности, в которой, как ему кажется, существовать легко и просто. Ритм современной жизни затянул взрослых так, что  не хватает ни сил, ни времени обратить внимания на проблемы своего чада. Отсюда и возникает закономерность: по возвращению детей  из школы «брошенного, одинокого» ребенка ожидает в квартире его преданный друг – компьютер.  

Оказывается, компьютерная проблема, ставшая проблемой взаимоотношений, решаема. Для этого, прежде всего, необходимо поставить ребенка впереди всех важных дел. И, решая эту важную на сегодняшний день проблему, помните «правило 3П»: постепенно, постоянно, последовательно. Постепенно возвращайте ребенка в реальность, постоянно показывайте ее яркие краски и житейские радости, последовательно превращайте компьютерное увлечение игрой в работу, например, пусть он напечатает текст, найдет нужную для вас информацию в Интернете.  Из всего вышесказанного вывод один: просто чаще общайтесь – не «по делу», а просто так, потому что быть рядом  с ребенком, жить его проблемами, сочувствовать и сопереживать ему  это высшая ступенька духовной общности. Обнимайте ребенка – это лучший способ наполнить его эмоциональный резервуар. Считается, что четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально – 12 раз в день!

Проведя многочисленные исследования, психологи и социологи пришли к выводу, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение не в состоянии полноценно решать задачу духовно-нравственного воспитания детей и взаимодействия в этом процессе в связи с тем, что:

- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как  жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;

-  недостаточность  знаний у родителей и педагогов о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления подрастающего человека;

- неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;

-   недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов;

- отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач.

Чтобы наше общество процветало, и было успешным, необходимо и родителям, и педагогам  на личном опыте становиться носителями духовной культуры, осваивать свое назначение как терпеливое и милосердное служение ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной любовью, вниманием и пониманием. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

Список используемых источников:

  1. Священник А. Гармаев, директор Свято-Сергиевского училища – Духовные отношения родителей с детьми в семье.

      http://www.otrada-volga.ru/summer-children-camp/152-2010-10-14-09-58-02

  1. Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
  2. Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать». – Изд. София, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Урок по чтению "Путь восхождения к свету" по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

Цель данного урока показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения. Рассматривается проблема человеческого предназначения, опред...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский».

Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения.  Иосиф Волоцкий и Нил Сорский». Урок проводился в технологии фасилитации "Мировое кафе"...