Урок по чтению "Путь восхождения к свету" по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Цель данного урока показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения. Рассматривается проблема человеческого предназначения, определение своего места в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 21.01 КБ |
Презентация | 1.46 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок по повести В. Короленко
«Слепой музыкант»
Путь восхождения к свету.
Цель урока: показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения
Словарная работа: проблема выбора, смысл жизни.
- Орг. момент
Мы начинаем с вами урок чтения. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться! Продолжите! (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать)
- Работа над повестью
В.Г. Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба и преследования властей, ссылки, аресты, а также огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страданиях, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным.
- Для чего создан человек? «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений — повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году.
Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое — о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе — это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни.
Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значения. Сформулируйте эти значения.
Карточки:
Свет: весь мир, свет солнца, человеческие чувства (радость, страдание), день, яркие краски, человеческая жизнь, свет лампы, открытая людям душа, возможность видеть.
Тьма: ночь, боль, замкнутый мир усадьбы, эгоизм, злость, темнота, одиночество, отсутствие света.
Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людям? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
-Кто же был вместе с ним на пути восхождения к свету? Какие люди вошли в жизнь Петруся?
1. Мать охраняющее, оберегающее начало.
2. Максим брат матери — старый гарибальдиец, инвалид.
3. Эвелина - подруга, невеста, жена.
Видео фильм ( эпизод встречи)
-Как встретились мальчик и девочка?
-Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? ( Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество)
-Как вы думаете, а почему Петрик, так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?
-А, что вы можете сказать про девочку? Почему же она не уступила Петрику?
— Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом. Кто открыл ему этот чарующий мир музыки? (Иоахим)
От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться миром Петрика.
- Физминутка - игра на дудочке.
Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Да и Максим мечтал совсем о другом для своего воспитанника.
- Аудио книга
- Кто и где знакомит Петра с молодыми людьми?
- Как воспринял Петр этих людей?
- Что нового о мире, жизни узнает Петр от них?
- Как эти встречи отразились на характере Петра, его отношении к близким, к миру?
Работа по книге стр. 158-159.
Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви. Прочитаем об этом событии.
-Чтение по ролям.
Вопросы по книге.
-Что произошло после слов Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше»
-Как изменился Пётр во время странствия со слепыми?
Объясните выражения: «Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». «Приобрел свет в душе.»
- О каком подвиге преодоления Эвелины можно говорить? (она совершает свой «тихий подвиг любви, решив соединить свою жизнь со слепым).
— Как вы думаете, был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор?
Умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.
(Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе.) Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место.
Работа с презентацией
1.Орг. момент
Мы начинаем с вами урок чтения. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться! Продолжите! (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, анализировать, думать, говорить о жизненном пути Петра)
2.Работа над повестью
1слайд
- Для чего создан человек?- задаётся вопросом писатель?
2слайд
------повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году.
Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования.
3слайд
Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значения. Сформулируйте эти значения. Карточки.
Итог: видимый и невидимый мир.
Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым людям мире? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
4слайд
5слайд
3.Видео фильм ( эпизод встречи)
6слайд
— Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом.
7слайд
От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться миром Петрика.
4.Физминутка - игра на дудочке.
Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Да и Максим мечтал совсем о другом для своего воспитанника.
5.Аудио книга
8слайд
9слайд
6.Работа по книге стр. 158-159.
Чтение по ролям.
- Почему даже после объяснения в любви Петру плохо?
10слайд
11слайд
- О каком выборе Эвелины можно говорить?
- Как вы думаете, какой был выбор в жизни Петра?
Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место.
12слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» Вопросу о том, что такое счастье , в чём его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений
Два повествования 1.Первое — о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. 2.Второе — это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни.
Кто же был вместе с Петром на пути восхождения к свету? Мать охраняющее, оберегающее начало. Максим брат матери — старый гарибальдиец, инвалид.
Эвелина - подруга, невеста, жена.
1.Как встретились мальчик и девочка? 2.Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? 3.Как вы думаете, а почему Петрик, так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной? 4.А , что вы можете сказать про девочку? Почему же она не уступила Петрику?
Кто открыл Петру чарующий мир музыки?
1.Кто и где знакомит Петра с молодыми людьми? 2.Как воспринял Петр этих людей? 3.Что нового о мире, жизни узнает Петр от них? 4.Как эти встречи отразились на характере Петра, его отношении к близким , к миру?
Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви.
Как вы понимаете слова Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше» -Как изменился Пётр во время странствия со слепыми? Объясните выражения: « Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». « Приобрел свет в душе.»
Выбор - умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.
Рефлексия 1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок? 2.Сумел ли ты получить новые знания? 3.Ты был активен на уроке? 4.Ты сумел показать свои знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Восхождение на пик производной».
Разработка урока по теме: «Восхождение на пик производной».Автор: Филимонова Ольга Николаевна Должность - преподаватель математикиМесто работы: Государственное Автономное Образовательное У...
Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Урок литературы в 10 классе по повести Гоголя "Портрет"....
Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями...
Урок по литературе в 10 классе "А.А. Фет. Поэт - музыкант. Поэт - художник"
Разработка урока по литературе в 10 классе с элементами интеграции....
Уроки с 58 по 61 по повести А.Платонова "Котлован" Как рассмативаются пространство и время в повести.
Комплекс уроков по повести А.Платонова "Котлован".Почему герои повести свято верят в идею светлого будущего, в социализм....
Методическая разработка урока "Первый шаг восхождения (по роману В.В.Набокова "Машенька") "
1. Творчество В.В.Набокова, крупнейшего писателя XX века, в школьной программе изучается немного, поэтому задачей каждого урока является формирование интереса к творчеств...