Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_uchebnoy_distsipliny_informatika_i_ikt_gotovo.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
2014 – 2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»
Разработчики:
Естин В.И., преподаватель информатики БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
При освоении дисциплины у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе, входящие в состав ИКТ – компетентности
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка;
- составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic;
- составлять программы с использованием символьных переменных;
- создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе;
- работать со слайдами в программе для создания презентаций;
- размещать графические объекты на слайдах презентации;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- цели и задачи предмета «информатика»;
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- понятие алгоритма и исполнителя;
- назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке;
- понятие символьных переменных, действий с ними;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 93 часов;
самостоятельной работы обучающегося 3 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 92 |
в том числе: Лекции | 53 |
практические занятия | 37 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _________Информатика и ИКТ____________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 3 | 1,2 | |
1 | Предмет информатика. Цели и задачи. Правила ТБ. | |||
Тема 1. Алгоритмы и исполнители | Содержание учебного материала | 11 | 2 | |
1 | Понятие алгоритма. Понятие исполнителя. | |||
2 | Оформление алгоритмов. Алгоритмический язык. | |||
3 | Знакомство с ПЭВМ. | |||
4 | Команда ветвления алгоритмического языка. | |||
5 | Команда повторения алгоритмического языка. | |||
6 | Команда повторения «пока» в алгоритмическом языке | |||
Практические занятия | 8 | 2 | ||
1.Составление алгоритмов с использованием команды повторения «для» | ||||
2. Составление алгоритмов с использованием команды повторения «пока» | ||||
3. Составление алгоритмов с использованием команды повторения алгоритмического языка. | ||||
4. Составление алгоритмов с использованием команд алгоритмического языка. | ||||
Тема 2. Язык программирования QBasic, операторы | Содержание учебного материала | 18 | 2,3 | |
1 | Язык программирования QBasic. Основные понятия. | |||
2 | Операторы ввода и вывода информации | |||
3 | Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации | |||
4 | Оператор условного и безусловного перехода. | |||
5 | Составление программ условного и безусловного перехода. | |||
6 | Оператор цикла (FOR TO STEP NEXT). | |||
7 | Составление программ с использованием операторов цикла и переходов. | |||
8 | Символьные переменные. Действия с символьными переменными. | |||
9 | Составление программ с использованием символьных переменных. | |||
Практические занятия | 16 | |||
1. Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации | ||||
2. Составление программ условного и безусловного перехода. | ||||
3. Составление программ условного и безусловного перехода. | ||||
4. Составление программ с использованием операторов цикла и переходов. | ||||
5. Составление программ с использованием символьных переменных | ||||
6. Программирование на QBasic | ||||
7. Составление программ на языке программирования QBasic | ||||
Тема 3. Создание изображений в программе Kolour Paint | Содержание учебного материала | 5 | 2,3 | |
1. | Графический редактор Kolour Paint. Интерфейс программы. | |||
2. | Построение графических примитивов в редакторе Kolour Paint. | |||
3. | Построение графического изображение в редакторе Kolour Paint. | |||
4. | Специальные возможности графического редактора Kolour Paint.. | |||
5. | Копирование и перемещение фрагментов изображения в графическом редакторе Kolour Paint.. | |||
Практические занятия | 3 | 2,3 | ||
1.Построение изображения с использованием графических примитивов в редакторе Kolour Paint | ||||
2. Копирование и перемещение фрагментов изображения | ||||
3. Специальные возможности графического редактора Kolour Paint | ||||
Тема 4. Работа в программе Open Office org.Impress | Содержание учебного материала | 6 | 2,3 | |
1. | Программа Open Office Impress. Интерфейс программы. Создание презентации | |||
2. | Сохранение и демонстрация презентации в Open Office Impress. Добавление слайда в презентацию. | |||
3. | Размещение графических объектов в на слайдах презентации. Применение эффектов анимации к объектам слайда. | |||
4. | Создание презентации с использованием шаблонов оформления. | |||
5. | Применение эффектов анимации к слайдам презентации. | |||
6. | Создание презентаций в программе Open Office Impress. | |||
Практические занятия | 4 | 2,3 | ||
1. Создание и сохранение презентации в MS Open Office Impress. | ||||
2. Размещение графических объектов в презентации. | ||||
3. Создание презентаций с использованием шаблонов оформления. | ||||
4. Применение эффектов анимации к слайдам презентации. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. Составить презентацию «Мои увлечения» | ||||
Тема 5. Работа в программе Open Office org.Writer | Содержание учебного материала | 10 | 2,3 | |
1. | Создание презентаций в программе Open Office Impress. | |||
2. | Программа Open Office org Writer. Интерфейс программы. | |||
3. | Форматирование текстового документа. | |||
4. | Работа с фрагментом текста. | |||
5. | Работа с графическими объектами. | |||
6. | Таблицы Open Office org Writer. | |||
7. | Форматирование таблиц в Open Office org Writer. | |||
8. | Создание оглавления и указателей. | |||
9. | Работа с редактором формул. | |||
10. | Создание и использование функций автозамены и автотекста. | |||
Практические занятия | 6 | 2,3 | ||
1. Форматирование текстового документа | ||||
2. Работа с фрагментом текста | ||||
3. Работа с графическими объектами | ||||
4. Таблицы Open Office org Writer | ||||
5. Создание оглавления и указателей | ||||
6. Работа с редактором формул | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | ||
Дистанционный тест, экзамен. | ||||
Всего: | 93 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса; лабораторий для самостоятельной подготовки студентов.
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор
Технические средства обучения: наушники, колонки
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютеры, наушники, колонки
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 2003 г.
- Гейн А.Г. Информатика 8-9. - М.: Просвещение, 2006 г.
- Ляхович В.Ф. Информатика 10-11. - М.: Просвещение, 2008 г.
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хёрнев Е.К. Информатика. - М.: ACADEMIA, 2009 г.
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
- Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Пракутикум по информатике и информационным технологиям 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
- Операционная система ASPLinux 11.2. Руководство пользователя.
- Шафрин Ю. Информационные технологии: в 2 ч. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 г.
Дополнительные источники:
- www.Академия АйТи Применение ПСПО. Лекции. Часть 4
- Гейн А. Г .Информатика 8-9.- М.: Просвещение, 2006.
- Шафрин Ю. А. Основы компьютерных технологий.- М.:АБФ, 2007
Программное обеспечение дисциплины
- Операционная система Windows XP, Linux, приложения
- Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий.
- Программа Kolour Paint.
- Офисные программы Microsoft, OpenOffice.org.
- Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD- , по курсу «Информатика»
- Программные средства автоматизации создания учебно-методических пособий, тестовые оболочки, пособий для самостоятельной работы, сборников упражнений
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: цели и задачи предмета «информатика»; | Ситуационные задачи Педагогическое наблюдение |
различные подходы к определению понятия «информация»; | Проведение исследования в оценке достоверности информации, домашние задания |
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; | Решение проблемных задач, домашние задания |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); | Участие в практических занятиях Работа над проектом (разработка информационной модели)
|
понятие алгоритма и исполнителя; | Работа над проектом (создание Интернет страницы) |
назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке; | Создание программ
|
понятие символьных переменных, действий с ними; | Обзор образовательных ресурсов сети Интернет Создание каталога образовательных ресурсов |
Знания: оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники | Тестирование, домашнее задание |
распознавать информационные процессы в различных системах | Индивидуальные (дифференцированные задания) |
составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка | Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации |
составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic | Работа над проектом |
составлять программы с использованием символьных переменных | Тестирование |
создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе | Создание изображений |
работать со слайдами в программе для создания презентаций | Создание презентаций |
размещать графические объекты на слайдах презентации | Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе | Создание текстовых документов |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательног...
ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка
ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство(углублённая подготовка...
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)...
Рабочая программа и Комплект контрольно-оценочных средств по ЕН.01 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»
КОС ЕН.01 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.01. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 43.02.14 «Гостиничное дело»
Рабочая программа по дисциплине "Информатика и информционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Аннотация к программе учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах1.1.Облас...
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности содержит РП, КОС, МР...