Комплект контрольно-измерительных материалов по ЕН.02 Компьютерное моделирование для специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности
методическая разработка по теме
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), рабочей программы учебной дисциплины ЕН.02 Компьютерное моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komplekt_kim_po_komp_mod.docx | 398.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чапаевский химико-технологический техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
по учебной дисциплине
ЕН.02 КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«Математический и общий естественнонаучный цикл»
основной профессиональной образовательной программы специальности СПО
220703 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности
ОДОБРЕН | УТВЕРЖДАЮ | |
предметной (цикловой) комиссией электротехнических дисциплин Протокол № __ от « __ » ___201_ г. Председатель Толмачёва М.Ю. | Заместитель директора по учебной работе Е.В.Первухина | |
Разработчик: _________________А.В.Питасова « __ » __________ 201 г. |
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), рабочей программы учебной дисциплины ЕН.02 Компьютерное моделирование.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
- Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины
- Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
В результате освоения учебной дисциплины ЕН.02 Компьютерное моделирование. обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на ЭВМ.
У2 - проектировать и создавать модели производственных процессов;
У3- анализировать и прогнозировать результаты производства по созданной (заданной) модели.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
З1- численные методы решения прикладных задач;
З2 - особенности применения системных программных продуктов.
З3 - принципы, способы и алгоритм моделирования производственных процессов.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 – Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В процессе изучения дисциплины формируются следующие профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 4.1 – Проводить анализ систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов
ПК 4.2 – Выбирать приборы и средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов
ПК 4.3 – Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления
ПК 4.4 – Рассчитывать параметры типовых схем и устройств
ПК 4.5 – Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, которые формируют общие компетенции:
Таблица 1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов | Форма контроля и оценивания |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ||
У1 - работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на ЭВМ. ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; | Свободное ориентирование в пакетах прикладных программ, грамотное использование изученных программ; Объяснение сущности и социальной значимости своей будущей профессии; Рациональность планирования и организации собственной деятельности. Объективность оценки своей деятельности по решению задач. | Устный опрос Наблюдение и оценка достижений деятельности обучающихся при выполнении заданий самостоятельной работы и выполнения практических работ на учебных занятиях, внеаудиторной самостоятельной работы. |
У2 - проектировать и создавать модели производственных процессов; ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Владение основными приёмами проектирования и создания моделей производственных процессов Самостоятельность в принятии оптимальных решений в стандартных и нестандартных ситуациях. Отбор информации для эффективного выполнения задач. Владение профессиональной лексикой, соблюдение этических норм поведения, применение приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Устный опрос Наблюдение и оценка действий и качества самоконтроля при выполнении учебных заданий. |
У3- анализировать и прогнозировать результаты производства по созданной (заданной) модели. ОК 7 – Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8 – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Грамотное сопоставление выявление результатов производства по созданной модели. Готовность организовывать и контролировать работу одногруппников на занятии, с принятием на себя ответственности за качество и результат выполнения задания. Готовность самостоятельно определять задачи в процессе обучения. | Практическое занятие, самостоятельная работа Наблюдение и оценка достижений деятельности обучающихся по поиску и использованию учебной информации из различных источников качество составления конспекта, тезисов, понятийного словаря; подготовки и защиты рефератов, докладов, учебных пособий. |
Знания: | ||
З1- численные методы решения прикладных задач; | Систематизация знаний о численных методах решения прикладных программ. | Практическое занятие, самостоятельная работа Тестирование |
З2 - особенности применения системных программных продуктов. | Описание и выявление особенностей применения системных программных продуктов. | Практическое занятие, самостоятельная работа |
З3 - принципы, способы и алгоритм моделирования производственных процессов. | Точное разграничение и понимание принципов, способов и порядка моделирования производственных процессов. | Практическое занятие, устный опрос |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания по дисциплине Компьютерное моделирование, направленные на формирование общих компетенций.
Контроль качества освоения дисциплины проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференциального зачёта по итогам изучения дисциплины в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится в письменной форме.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) Таблица 2 | ||||||
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля | |||||
Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация | ||||
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | |
Раздел 1. Основы моделирования. Виды моделирования. | Диф. зачёт | У1-У3, , З1-З3, ОК1- ОК, ОК6-ОК8. | ||||
Тема 1.1 Основы моделирования. | Устный опрос Самостоятельная работа 1 | У2, З2, ОК3, ОК6. | ||||
Тема 1.2 Виды моделирования | Устный опрос Тестирование Самостоятельная работа 2 | У1, У2, З1, З3, ОК2, ОК3. | ||||
Раздел 2. Математическое моделирование. | Контрольная работа №1 | У1,У2, З1, ОК1-ОК4 | Диф. зачёт | У1-У3, , З1-З3, ОК1- ОК, ОК6-ОК8. | ||
Тема 2.1 Введение в математическое моделирование. | Устный опрос Самостоятельная работа 3 Практическая работа | У1, З1, З2, З3, ОК2, ОК4, ОК6. | ||||
Тема 2.2 Моделирование систем. | Устный опрос Самостоятельная работа 4,5 | У1, З1, ОК2 | ||||
Раздел 3. Компьютерная модель. Абстрактные модели и их классификация. | У1, У3, З1, З2, ОК2, ОК6 | Контрольная работа №2 | У2,У3, З1-З3, ОК6- ОК8. | Диф. зачёт | У1-У3, , З1-З3, ОК1- ОК, ОК6-ОК8. | |
Тема 3.1 Компьютерные модели. | Устный опрос Самостоятельная работа 6 | У1, У3, З1, З3, ОК2, ОК4 |
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
Общие положения
Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка освоенных умений и усвоенных знаний.
Оценка учебной дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания.
Тесты, проверочные работы, оцениваются по пятибалльной шкале:
«5» - правильно выполнено 95 – 100% заданий;
«4» - правильно выполнено 80 – 94% заданий;
«3» - правильно выполнено 70 – 79% заданий;
«2» - правильно выполнено менее 70% заданий.
Практические работы оцениваются по пятибалльной шкале
Для письменных работ учащихся определяются следующие критерии оценок.
Оценка «отлично» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках или тексте программы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:
Оценка «отлично» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
Оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.
3.2.1 Рубежный контроль
3.2.1.1 Контрольная работа №1
Вариант 1
№ п/п | Задание (вопрос) | Эталон ответа |
Инструкция по выполнению заданий: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. | ||
Машины первого поколения были созданы на основе...
| Б | |
Под термином "поколение ЭВМ" понимают...
| Б | |
Чему равен 1 Гбайт?
| А | |
Сколько бит в слове ИНФОРМАТИКА?
| Б | |
Какой алгоритм называется линейным:
| Б | |
Какая из команд принадлежит алгоритмическому языку?
| Б | |
В детской игре "Угадай число" первый участник загадал целое число в промежутке от 1 до 8. Второй участник задает вопросы: "Загаданное число больше числа ...?" Какое количество вопросов при правильной стратегии (интервал чисел в каждом вопросе делится пополам) гарантирует угадывание?
| В | |
Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?
| А | |
Укажите правильную запись имени файла:
| Б | |
Модем, передающий информацию со скоростью 28 800 бит/с, может передать две страницы текста (3 600 байт) в течение...
| В | |
ОЗУ - это память, в которой хранится ...
| В | |
Запись и считывание, информации в дисководах для гибких дисков осуществляются с помощью...
| В | |
Расширение файла на языке программирования Паскаль имеет тип:
| Г | |
Главное достоинство струйных принтеров:
| Г | |
Какое из перечисленных устройств ввода относится к классу манипуляторов:
| Б | |
При выключении компьютера вся информация стирается ...
| А | |
Укажите команду переименования файла:
| А | |
Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT Каково полное имя файла?
| В | |
Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе ...
| А | |
Если на экране монитора появляется рябь или изображение начинает "плавать"...
| Г | |
Растровый графический файл содержит цветное изображение с палитрой из 256 цветов размером 10 х 10 точек. Каков информационный объем этого файла?
| Г | |
Какая наиболее типичная ошибка наблюдается при загрузке операционной системы?
| Б | |
Укажите правильный адрес ячейки:
| Б | |
В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?
| А | |
При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:
| В | |
Электронная таблица – это:
| В | |
Клавиша Delete используется для удаления…
| А | |
Какое устройство не является устройством ввода информации?
| А | |
Модем - это...
| Г | |
Какой из способов подключения к Интернет обеспечивает наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам?
| А |
Вариант 2
№ п/п | Задание (вопрос) | Эталон ответа |
Инструкция по выполнению заданий: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. | ||
Первые ЭВМ были созданы ...
| А | |
Какие функции выполняет операционная система?
| Г | |
Чему равен 1 байт?
| В | |
Сколько бит информации необходимо для кодирования одной буквы?
| В | |
Циклическим называется алгоритм, в котором:
| В | |
Какое из перечисленных свойств относится к свойствам алгоритма:
| Г | |
В детской игре "Угадай число" первый участник загадал целое число в промежутке от 1 до 16. Второй участник задает вопросы: "Загаданное число больше числа ...?" Какое количество вопросов при правильной стратегии (интервал чисел в каждом вопросе делится пополам) гарантирует угадывание?
| В | |
Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?
| Г | |
Когда началось массовое производство персональных компьютеров?
| В | |
Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?
| В | |
Файл - это ...
| Б | |
От чего зависит производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций)?
| Б | |
Что такое система счисления?
| В | |
Как записывается десятичное число 2 в двоичной системе счисления?
| Б | |
В алгебре логики «ложь» равна…
| В | |
Если на экране нет указателя "мыши"...
| Г | |
Минимальным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является
| А | |
К внешним запоминающим устройствам относится ...
| Г | |
Важным свойством клавиатуры является:
| А | |
Устройство ввода информации с листа бумаги называется:
| Г | |
Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.BMP Каково расширение файла, определяющее его тип?
| Б | |
Папка, в которую временно попадают удаленные объекты, называется …
| А | |
Назовите правильную запись имени текстового файла:
| В | |
Электронная таблица предназначена для:
| А | |
Укажите неправильную формулу:
| Г | |
В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:С2. Сколько ячеек входит в этот диапазон?
| А | |
В электронной таблице имя ячейки образуется:
| В | |
С помощью графического редактора Paint можно ...
| А | |
Кого считают первым программистом компьютера?
| В | |
Компьютерным вирусом является...
| Г | |
Электронная почта (e-mail) позволяет передавать...
| В |
Вариант-3
№ п/п | Задание (вопрос) | Эталон ответа |
Инструкция по выполнению заданий: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. | ||
Кто считается изобретателем компьютера?
| А | |
Языки высокого уровня появились ...
| В | |
Чему равен 1 Кбайт?
| Г | |
Сколько байт в словах ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
| В | |
Условным называется алгоритм, в котором:
| А | |
Графические задание алгоритма – это:
| А | |
Где находится BIOS?
| Г | |
В процессе преобразования текстового файла из кодировки MS-DOS в кодировку Windows происходит ...
| В | |
Что из перечисленного не является носителем информации?
| Г | |
Каково наиболее распространенное расширение в имени текстовых файлов?
| А | |
Текущий диск - это ...
| А | |
Ярлык - это ...
| В | |
В честь какого учёного назван язык программирования?
| Г | |
Достоинство матричных принтеров:
| Г | |
Сколько существует различных кодировок букв русского алфавита?
| Г | |
К периферийным устройствам относятся
| В | |
Принтеры не могут быть:
| А | |
Винчестер предназначен для ...
| А | |
Внешняя память служит для ...
| Г | |
В алгебре логики «истина» равна…
| А | |
Основным элементом ЭТ является:
| А | |
В ЭТ нельзя удалить:
| В | |
Укажите неправильную формулу:
| А | |
При перемещении или копировании в ЭТ абсолютные ссылки:
| А | |
Укажите правильный адрес ячейки:
| Г | |
Физический размер изображения может измеряться в ...
| Б | |
Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100 х 100 точек. Каков информационный объем этого файла?
| А | |
Графическим редактором называется программа, предназначенная для ...
| В | |
Пикселизация изображений при увеличении масштаба - один из недостатков ...
| А | |
В минимальный состав компьютера входят…
| Б |
Время на подготовку и выполнение работы: 40 минут
Критерии оценок:
Правильный ответ за каждый вопрос - 1 балл
Оценка «5» - 27-30 баллов
Оценка «4» - 23-26 баллов
Оценка «3» - 20-22 балла
Оценка «2» - менее 20 баллов
3.2.1.2 Контрольная работа №2
Модели и технология компьютерного моделирования
- Какое высказывание наиболее точно определяет понятие «модель»:
- точная копия оригинала;
- оригинал в миниатюре;
- образ оригинала с наиболее присущими свойствами;
- начальный замысел будущего объекта?
- Компьютерное моделирование – это:
1)процесс построения модели компьютерными средствами;
2) процесс исследования объекта с помощью компьютерной модели;
3) построение модели на экране компьютера;
4) решение конкретной задачи с помощью компьютера.
3. Вербальной моделью является:
1) модель автомобиля;
2) сборник правил дорожного движения;
3) формула закона всемирного тяготения;
4) номенклатура списков товаров на складе.
4. Математической моделью является:
1) модель автомобиля;
2) сборник правил дорожного движения;
3) формула закона всемирного тяготения;
4) номенклатура списка товаров на складе.
5. Информационной моделью является:
1) модель автомобиля;
2) сборник правил дорожного движения;
3) формула закона всемирного тяготения;
4) номенклатура списка товаров на складе.
6. К детерминированным моделям относятся:
1) модель случайного блуждания частицы;
2) модель формирования очереди;
3) модель свободного падения тела в среде с сопротивлением;
4) модель игры «орел – решка».
7. К схоластическим моделям относятся:
1) модель движения тела, брошенного под углом к горизонту;
2) модель броуновского движения;
3) модель таяния кусочка льда в стакане;
4) модель обтекания газом крыла самолета.
8. Последовательность этапов моделирования:
1) цель, объект, модель, метод, алгоритм, программа, эксперимент, анализ, уточнение;
2) цель, модель, объект, алгоритм, программа, эксперимент, уточнение выбора объекта;
3) объект, цель, модель, эксперимент, программа, анализ, тестирование;
4) объект, модель, цель, алгоритм, метод, программа, эксперимент.
9. Индуктивное моделирование предполагает:
1) гипотетическое описание модели;
2) решение задачи методом индукции;
3)решение задачи дедуктивным методом;
4) построение модели как частного случая глобальных законов природы.
10. Дедуктивное моделирование предполагает:
1) гипотетическое описание модели;
2) решение задачи методом индукции;
3)решение задачи дедуктивным методом;
4) построение модели как частного случая глобальных законов природы.
11. компьютерный эксперимент – это:
1) решение задачи на компьютере;
2) исследование модели с помощью компьютерной программы;
3) подключение компьютера для обработки физических экспериментов;
4) автоматизированное управление физическим экспериментом.
Моделирование физических процессов
12. Модель свободного падения тела в среде с трением:
- ma=mg – kV, m – масса, a- ускорение, V – скорость, k – коэффициент;
- ma=mg – kX, m – масса, a – ускорение, X – перемещение, k – коэффициент;
3) ma = mg – kP, m – масса, a – ускорение, P – давление, k – коэффициент;
4) ma = mg – kR, m – масса, a – ускорение, R – плотность, k – коэффициент.
13. Модель движения тела, брошенного под углом к горизонту в системе координат, в которой ось x направлена по горизонту, y – вертикально вверх:
1) max = - kVx, may = mg – kVy , V0x = V0cosA, V0y = V0sinA, где ax, ay, Vx, Vy -
проекции ускорения и скорости, m – масса, A – угол бросания;
2) max = mg - kVx, may = mg - kVy, V0x = V0cosA, V0y = V0sinA, где ax, ay, Vx, Vy -
проекции ускорения и скорости, m – масса, A – угол бросания;
3) max = mg - kVx, may = – kVy , V0x = V0cosA, V0y = V0sinA, где где ax, ay, Vx, Vy -
проекции ускорения и скорости, m – масса, A – угол бросания;
4) max = mg - kVx, may = mg - kVy, V0x = V0sinA, V0y = V0cosA, где где ax, ay, Vx, Vy -
проекции ускорения и скорости, m – масса, A – угол бросания.
14. Модель движения небесного тела относительно Земли (плоский случай):
1) d2x/dt2 = -GMx/; d2x/dt2 = -GMy/; где G – гравитационная постоянная, М – масса Земли, x, y - координаты тела;
2) dx/dt = -GMm/; dy/dt = -GMm/; где G – гравитационная постоянная, М – масса Земли, x, y - координаты тела, m – масса тела;
3) d2Vx/dt2 = -GMVx/; d2Vy/dt2 = -GMVy/; где G – гравитационная постоянная, М – масса Земли, Vx,Vy – скорость тела;
4) d2x/dt2 = -GM/mx2 ; d2y/dt2 = -GM/my2 ; где G – гравитационная постоянная, М – масса Земли, x, y - координаты тела, m – масса тела/
15. Для краевой задачи теплопроводности в одномерном стержне, концы которого имеют координаты x = 0 и x = L, в случае, когда на границах задана температура, уравнение теплопроводности дополняют граничными условиями вида (u(x,t) - температура в стержне):
1) u(0,t) = 0; u(L,t) = 0;
2) u(0,t) = T0; u(L,t) = TL;
3) u/ x= T0; u/ x= TL;
4) u/ x= 0; u/ x= 0.
16. Для краевой задачи теплопроводности в одномерном стержне, концы которого имеют координаты x = 0 и x = L, в случае, когда границы теплоизолированы, уравнение теплопроводности дополняют граничными условиями вида (u(x,t) - температура в стержне):
1) u(0,t) = 0; u(L,t) = 0;
2) u(0,t) = T0; u(L,t) = TL;
3) u/ x= T0; u/ x= TL;
4) u/ x= 0; u/ x= 0.
17. Для краевой задачи теплопроводности в одномерном стержне, концы которого имеют координаты x = 0 и x = L, в случае, когда на границах задан тепловой поток, уравнение теплопроводности дополняют граничными условиями вида (u(x,t) - температура в стержне):
1) u(0,t) = 0; u(L,t) = 0;
2) u(0,t) = T0; u(L,t) = TL;
3) u/ x= Q0; u/ x= QL;
4) u/ x= 0; u/ x= 0.
Компьютерное моделирование в экологии
18.Дискретная модель численности популяции, зависящей в основном от чистой скорости воспроизводства (без учета внутривидовой конкуренции, R – скорость воспроизводства):
- ;
- ;
- ;
- .
19.Дискретная модель роста популяций, ограниченная внутривидовой конкуренцией (R – скорость воспроизводства, a,b – коэффициенты):
- ;
- ;
- ;
- .
20.Непрерывная модель численности популяции, без учета внутривидовой конкуренции (r – скорость роста численности, K – предельная плотность насыщения):
- ;
- ;
- ;
- .
21.Непрерывная (логическая) модель численности популяций с учетом внутривидовой конкуренции (r – скорость рода численности, K – предельная плотность насыщения):
- ; 2) ;
3) ; 4) .
22. Модель межвидовой конкуренции для случая двух популяций с численностью и (, - врожденные скорости роста популяций; , - предельные плотности насыщения; , - коэффициенты конкуренций):
1) ;
2) ;
3);
4).
23.Модель межвидовой конкуренции «хищник-жертва» (N1, r, a-численность, скорость роста и коэффициент смертности популяций жертвы; N2, b, q-численность, эффективность добычи и коэффициент смертности популяции хищника):
1) dN1 / dt = rN1 - aN1N2, dN2 /dt=bN1 – qN2;
2) dN1 / dt = rN1- aN1N2, dN2 /dt =ab N1N2 – qN2;
3) dN1 / dt = rN1(N1-N2-aN2), dN2/dt = aN2 (N1-N2-qN1);
4) dN1 / dt = rN1 - aN2, , dN2/dt=bN1 – qN2.
24. В имитационной модели «Жизнь» (Д. Конвей) количество
стационарных конфигураций:
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) более 10.
Моделирование случайных процессов
25.Компьютерная модель «очередь» не может быть применена для оптимизации в следующих задачах:
- обслуживание в магазине;
- телефонная станция;
3) компьютерная сеть с выделением серверов;
4) спортивные соревнования.
26. В модели «очередь» случайный процесс формирования очереди является:
1) марковским;
2) немарковским;
3) линейным;
4) квазистационарным.
27. Для моделирования очереди менее всего подходит распределение длительности ожидания:
1) равновероятностное;
2) пуассоновское;
3) нормальное;
4) экспоненциальное.
28. Пусть автобусы двигаются интервалом в 10 минут. Каково среднее время ожидания транспорта на остановке при наличии одного маршрута:
1) 10 мин;
2) 0 мин;
3) 5 мин;
4) не определено?
29. Пусть автобусы двигаются интервалом в 10 минут. Каково среднее время ожидания транспорта на остановке при наличии двух маршрутов:
1) 5 мин;
2) менее 5 мин;
3) более 5 мин;
4) 10 мин?
30. Методом случайных испытаний (метод Монте-Карло) невозможно вычислить:
1) число π;
2) площадь;
3) числа Фибоначчи;
4) корень уравнения.
31. С помощью имитационной системы случайного блуждания точек невозможно изучать:
1) законы идеального газа;
2) броуновское движение;
3) законы кинематики;
4) тепловые процессы.
Правильные ответы
Модели и технология компьютерного моделирования
№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Х | |||
2 | Х | |||
3 | Х | |||
4 | Х | |||
5 | Х | |||
6 | Х | |||
7 | Х | |||
8 | Х | |||
9 | Х | |||
10 | Х | |||
11 | Х |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Х | |||
13 | Х | |||
14 | Х | |||
15 | Х | |||
16 | Х | |||
17 | Х |
Моделирование физических процессов
Компьютерное моделирование в экологии
№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Х | |||
19 | Х | |||
20 | Х | |||
21 | Х | |||
22 | Х | |||
23 | Х | |||
24 | Х |
Моделирование случайных процессов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Х | |||
26 | Х | |||
27 | Х | |||
28 | Х | |||
29 | Х | |||
30 | Х | |||
31 | Х |
Время на подготовку и выполнение работы: 45 минут
Критерии оценок:
Правильный ответ за каждый вопрос - 1 балл
Оценка «5» - 27-31 баллов
Оценка «4» - 23-26 баллов
Оценка «3» - 20-22 балла
Оценка «2» - менее 20 баллов
3.2.2 Текущий контроль
3.2.2.1 Самостоятельная работа
Основы вычислительной техники.
Перевод из десятичных систем счисления в другие
Текст задания:
Вариант 1
- Перевести число 400 в двоичную, троичную, восьмеричную систему счисления.
- Перевести число 234,67 в двоичную, троичную, восьмеричную систему счисления.
- Перевести число 0,367 в двоичную, троичную, восьмеричную систему счисления.
- Перевести числа 110001110012; 3468; 1ВС7 16 в десятичную систему счисления.
- Перевести числа 11010111,01101; 56,0148; 0,FFD 16 в десятичную систему счисления.
Вариант 2
- Перевести число 378 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.
- Перевести число 167,54 в двоичную, троичную, восьмеричную систему счисления.
- Перевести число 0,988 в двоичную, троичную, восьмеричную систему счисления.
- Перевести числа 10101110012; 5988; 16АЕ 16 в десятичную систему счисления.
- Перевести числа 1100101,01001; 74,0258; 0,FАD 16 в десятичную систему счисления.
Оценка уровня подготовки 5 баллов:
- За верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.
- За неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Время на выполнение 60 минут.
3.2.2.2 Самостоятельная работа
Перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и, обратно, выполнение арифметических операций.
Текст задания:
Вариант 1
- 11110000,001112 перевести в А8 и А16
- 11111000001111001100112 перевести в А8 и А16
- Перевести А8= 501,207 в А16
- Перевести А16 = BC,DDF в А8
- Выполнить действия: 10011011,12 + 111011,112; 215,48 - 76,3 8
Вариант 2
- 111100000,0011102 перевести в А8 и А16
- 111110000111100112 перевести в А8 и А16
- Перевести А8= 123,76 в А16
- Перевести А16 = АBC,1А в А8
- Выполнить действия: 11100011,00112 + 1010101,10012; 512,438 - 126,46 8
Оценка уровня подготовки 5 баллов:
- За верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.
- За неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Время на выполнение 60 минут.
3.2.2.3 Самостоятельная работа
Работа с объектами Windows.
Текст задания:
Выполните следующий алгоритм:
- Откройте папку Мои документы;
- Разверните окно на полный экран;
- В строке меню дайте команду Файл→Создать→Папку. Убедитесь, что в рабочей области окна появился значок папки с надписью Новая папка;
- Щелкните правой кнопкой мыши на значке Новая папка, в контекстном меню выберите команду Переименовать. Введите имя папки. Например, Автосервис;
- Создайте еще одну папку и назовите ее Мои автомашины;
- Восстановите окно папки Мои документы до нормального размера;
- Откройте окно Мой компьютер. В нем откроется окно с содержанием диска С. Найдите папку с именем Temp;
- Скопируйте папку Автосервис в папку Temp;
- Переместите папку Мои автомашины в папку Temp;
- Выделите папку Мои автомашины, а затем при нажатой клавише Ctrl щелкните на папке Автосервис. Убедитесь, что в рабочей области выделено одновременно два объекта;
- Заберите оба объекта в буфер обмена Ctrl+Х;
- Откройте окно Мои документы. Вставьте в него оба объекта нажатием Ctrl+V;
- Выделите папку Мои автомашины, удалить ее;
- Откройте окно Корзина, восстановите папку Мои автомашины;
- Выделите обе папки Автосервис и Мои автомашины. Удалите их с помощью Delete при нажатой Shift;
- Убедитесь, что объекты в Корзину не поступили;
- Сделайте вывод.
Оценка уровня подготовки 1 балл:
- За правильное и точное выполнение задания выставляется положительная оценка – 1 балл.
- За неправильное выполнение задания выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Время на выполнение 60 минут.
3.2.2.4 Самостоятельная работа
Настройка внешнего вида Windows.
Текст задания:
- Упорядочивание пиктограмм на рабочем столе:
- Щелкните на рабочем столе и выберите к контекстном меню пункт Упорядочить значки;
- В каскадном меню проверить работу каждой из команд: по имени, по размеру, по дате, по типу, автоматически.
- Изменение фона и фонового узора рабочего стола:
- Щелкните на рабочем столе и выберите пункт Свойства. На экране появится диалоговое окно Свойства: экран;
- В списке рисунков выберите подходящий рисунок рабочего стола;
- В списке Расположить выберите один из вариантов: по центру, замостить, растянуть;
- Для проверки своего выбора щелкните на кнопке ОК.
- Фоновый узор рабочего стола выбирается аналогично рисунку рабочего стола: для этого в списке Рисунок выберите «нет», затем щелкните на кнопке Узор.
- Добавление экранной заставки:
- В окне Свойства: экран щелкните на вкладке Заставка;
- В списке заставок выберите подходящую;
- В поле Интервал введите число минут бездействия ПК;
- Щелкнув на кнопке Настройка, можете внести изменения в заставку;
- Завершив выбор заставки, щелкните ОК.
- Изменение цветовой схемы Windows:
- В окне Свойства: экран выберите вкладку Оформление;
- В списке Схема выберите предлагаемую цветовую схему;
- Если нужно поменять цвет и стиль отдельных элементов Windows, то в списке Элемент необходимо выбрать тот элемент, который хотите изменить, затем выберите для него подходящий цвет и стиль;
- Завершив выбор параметров, нажмите «ОК».
- Изменение способа отображения пиктограмм:
- Выберите вкладку Эффекты;
- В поле Значки рабочего стола выберите значок и щелкните по кнопке Сменить значок;
- В открывшемся окне стандартных пиктограмм выберите подходящий вариант;
- Можете изменить параметры отображения пиктограмм;
- Нажмите «ОК».
Оценка уровня подготовки 5 балл:
- За правильное и точное выполнение каждого пункта задания выставляется положительная оценка – 1 балл.
- За неправильное выполнение какого-либо пункта задания выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Время на выполнение 40 минут.
3.2.2.5 Самостоятельная работа
Текстовый процессор Microsoft Word.
Создание и форматирование текстовых документов
Текст задания:
Задание 1.
- Набрать текст:
Плотность распределения вероятностей.
Функция распределения вероятностей непрерывной случайной величины дает полную вероятностную характеристику ее поведения. Однако задание непрерывной случайной величины с помощью функции распределения не является единственным. Ее можно задать с помощью другой функции, которая называется дифференциальной функцией распределения или плотностью распределения вероятностей. В некотором смысле эта функция «более удобная», чем интегральная функция F(x), трудно судить о характере распределения случайной величины в небольшой окрестности той или иной точки числовой оси. Решить эту задачу позволяет плотность распределения вероятностей.
Иногда дифференциальную функцию распределения f(x) называют плотностью или функцией плотности распределения вероятности. График дифференциальной функции распределения f(x) называется кривой распределения.
- Выполнить настройки:
- Тип шрифта – «Times New Roman»;
- Размерность – 14 пунктов;
- Полуторный интервал, выравнивание по левому краю;
- Использовать табуляцию для вывода «№ страниц»;
- «Содержание» - выравнивание по центру;
- После заголовка пропустить две строки.
Оценка уровня подготовки 2 балла:
- За правильное и точное выполнение каждого пункта задания выставляется положительная оценка – 1 балл.
- За неправильное выполнение какого-либо пункта задания выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Время на выполнение 60 минут.
Текст задания:
Задание 2.
- Создать нумерованный список:
Что такое интерфейс?
Назовите типы интерфейсов, которые используются в прикладной информатике.
Назовите основные элементы интерфейса пользователя.
Какие типы меню используются в приложениях Windows?
Что такое флажок?
Что такое радиокнопка?
Что такое переключатели с зависимыми значениями?
- Создать маркированный список:
Сводка основных операций с клавиатурой
- Ctrl + Esc – вызов главного меню;
- Alt + F4 – закрытие окна приложения;
- Ctrl +F4 – закрытие окна документа;
- Alt + Tab – переключение между работающими приложениями;
- Ctrl + F6 и Ctrl + Shift +F6 – переключение между окнами документов;
- PrintScreen –копия графического экрана помещается в буфер обмена;
- Alt + PrintScreen – в буфер обмена копируется активное окно;
- Ctrl + X – вырезать;
- Shift + Del - вырезать;
- Ctrl +Ins – копировать;
- Ctrl + C - копировать
- Shift + Ins –Вставить;
- Ctrl + V – Вставить.
- Многоуровневый список:
Содержание
Введение 8
- Введение в информационные технологии 21
- Предмет курса «Информационные технологии» 21
- Важнейшие понятия информатики 24
- Что такое информация 24
- Объект 27
- Система 31
- Формализация и моделирование 37
- Алгоритм 43
- О программировании 53
- Краткая история вычислительной техники 61
- Что такое информационная технология 65
1.4.1. Общие принципы работы ЭВМ 65
1.4.2. Как компьютер обрабатывает информацию 66
1.4.3. Эволюция персонального компьютера 69
1.4.4. Соглашения и умолчания 75
- Персональный компьютер и его системы 83
1.5.1. Что такое компьютер 83
1.5.2. Общие сведения 83
1.5.3. Конфигурация ПК 85
1.5.4. Операционные системы 91
1.5.5. Организация и представление данных в ПК 93
1.5.6. Представление символьной информации в ПК 104
1.5.7. Основные принципы MS- DOS 113
1.6. Азбука работы на ПК 116
Расстояние от края страницы до номера =4см,
перейти к меньшему уровню кнопкой «Уменьшить отступ»
перейти к верхнему уровню с помощью кнопки «Увеличить отступ»
Оценка уровня подготовки 3 балла:
- За правильное и точное выполнение каждого пункта задания выставляется положительная оценка – 1 балл.
- За неправильное выполнение какого-либо пункта задания выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Время на выполнение 60 минут.
- Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (количество баллов) | Оценка уровня подготовки | |
Оценка | Вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
“РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА РУЛОНОВ ОБОЕВ ДЛЯ ОКЛЕЙКИ ПОМЕЩЕНИЯ”
I этап. Постановка задачи
Описание задачи
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Произвести исследование, которое позволит автоматически определить необходимое количество рулонов для оклейки любой комнаты. Размеры комнаты задаются высотой (h), длиной (а) и шириной (b). При этом учесть, что 15% площади стен комнаты занимают окна и двери, а при раскрое 10% площади рулона уходит на обрезки.
Цель моделирования
Установить связь между геометрическими размерами конкретной комнаты и выбранного образца обоев.
Анализ объекта
Объект моделирования – система, состоящая из двух более простых объектов: комнаты и обоев. Каждый из них имеет свои параметры. Связь между объектами системы определяется при установлении количества рулонов для оклейки комнаты.
II этап. Разработка модели
Информационная модель
Объект “обои” имеет управляемые параметры:
имеет неуправляемые параметры:
Действия над объектом:
| Объект “комната” имеет управляемые параметры:
имеет неуправляемые параметры:
Действия над объектом:
|
Математическая модель
При расчете фактической площади рулона, которая пойдет на оклейку помещения, надо отбросить 10% реальной площади на обрезки:
Sp = 0,9*l*d, где l – длина рулона, d – ширина рулона.
При расчете фактической площади стен учитывается неоклеиваемая площадь окон и дверей (15%):
Sком = 0,85*2(a+b)*h.
Количество рулонов для оклейки комнаты:
Т = Sком/Sp+1, где добавлен один запасной рулон.
Компьютерная модель
Для моделирования используем среду электронной таблицы, в которой информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая имеет три области:
- исходные данные - управляемые параметры (не управляемые параметры учтены в формулах расчета);
- промежуточные расчеты;
- результаты.
Расчет количества рулонов | ||||
Исходные данные | Промежуточные расчеты | Результаты | ||
Управляемые параметры | ||||
Обои | ||||
Наименования | Длина | Ширина | Площадь рулона | Количество рулонов |
Образец 1 | 10,5 | 0,5 | 4,725 | 5 |
Образец 2 | 10,5 | 0,6 | 5,67 | 4 |
Образец 3 | 10,5 | 0,7 | 6,615 | 4 |
Образец 4 | 13 | 0,5 | 5,85 | 4 |
Образец 5 | 13 | 0,6 | 7,02 | 4 |
Образец 6 | 13 | 0,7 | 8,19 | 3 |
Комната | ||||
Высота | 2,6 | Площадь стен | ||
Ширина | 3 | 17,68 | ||
Длина | 5 |
III этап. Компьютерный эксперимент
План моделирования
- Провести тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице.
- Провести расчет количества рулонов для помещений вашей квартиры.
- Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.
- Добавить строки с образцами и дополнить модель расчетом по новым образцам.
Технология моделирования
- Ввести в таблицу тестовые данные и сравнить результаты тестового расчета с результатами, приведенными в таблице.
- Поочередно ввести размеры комнат вашей квартиры и результаты расчетов скопировать в текстовый редактор.
- Составьте отчет.
- Провести другие виды расчетов согласно плану.
IV этап.
Анализ результатов моделирования
По данным таблицы можно определить количество рулонов каждого образца обоев для любой комнаты.
3.2.2.7 Самостоятельная работа на ПК
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В СИСТЕМАХ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
В системах массового обслуживания (СМО) имеются каналы обслуживания, через которые в процессе обработки проходят заявки. Заявки обслуживаются каналами.
Каналы могут быть разными по назначению, характеристикам, они могут сочетаться в разных комбинациях
Заявки могут находиться в очередях и ожидать обслуживания. Часть заявок может быть обслужена каналами, а часть – получит отказ.
Заявки могут приходить неравномерно, каналы могут обслуживать разные заявки за разное время и так далее, количество заявок всегда весьма велико. Все это делает такие системы сложными для изучения и управления, и проследить все причинно-следственные связи в них не представляется возможным. Поэтому принято представление о том, что обслуживание в сложных системах носит случайный характер.
Примерами СМО могут служить: автобусный маршрут и перевозка пассажиров; производственный конвейер по обработке деталей; влетающая на чужую территорию эскадрилья самолетов, которая «обслуживается» зенитками ПВО; ствол и рожок автомата, которые «обслуживают» патроны; электрические заряды, перемещающиеся в некотором устройстве и т. д.
Перечислим некоторые основные понятия СМО.
Каналы – то, что обслуживает; бывают горячие (начинают обслуживать заявку в момент ее поступления в канал) и холодные (каналу для начала обслуживания требуется время на подготовку).
Заявки – входят в систему, обслуживаются или получают отказ, покидают систему обслуженными или неудовлетворенными. Бывают нетерпеливые заявки – такие, которым надоело ожидать или находиться в системе и которые покидают СМО по собственной воле. Заявки образуют потоки – поток заявок на входе системы, поток обслуженных заявок, поток отказанных заявок.
Очереди характеризуются правилами стояния в очереди (дисциплиной обслуживания), количеством мест в очереди (сколько заявок максимум может находиться в очереди), структурой очереди (связь между местами в очереди). Бывают ограниченные и неограниченные очереди.
Существуют следующие дисциплины обслуживания очереди:
1) FIFO (First In, First Out – первым пришел, первым ушел): если заявка первой пришла в очередь, то она первой уйдет на обслуживание.
2) LIFO (Last In, First Out – последним пришел, первым ушел): если заявка последней пришла в очередь, то она первой уйдет на обслуживание (пример – патроны в рожке автомата).
3) SF (Short Forward – короткие вперед): в первую очередь обслуживаются те заявки из очереди, которые имеют меньшее время обслуживания.
ПРИМЕР 1. Имеется два магазина. В магазине № 1 обслуживание осуществляется по принципу FIFO:
Время обслуживания tобслуж. показывает, сколько времени продавец затратит на обслуживание одного покупателя. Понятно, что при покупке штучного товара продавец затратит меньше времени на обслуживание, чем при покупке, скажем, сыпучих продуктов, требующих дополнительных манипуляций (набрать, взвесить, высчитать цену и т. п.). Время ожидания tожид. показывает, через какое время очередной покупатель будет обслужен продавцом.
В магазине № 2 обслуживание происходит по принципу SF: штучный товар можно купить вне очереди, так как время обслуживания tобслуж. такой покупки невелико.
Как видно из обоих рисунков, последний (пятый) покупатель собирается приобрести штучный товар, поэтому время его обслуживания невелико – 0,5 минут. Если этот покупатель придет в магазин № 1, он будет вынужден выстоять в очереди целых 8 минут, в то время как в магазине № 2 его обслужат сразу же, вне очереди. Таким образом, среднее время обслуживания каждого из покупателей в магазине с дисциплиной обслуживания FIFO составит 4 минуты, а в магазине с дисциплиной обслуживания SF – лишь 2,8 минуты. А общественная польза, экономия времени составит: (1 – 2,8/4)·100% = 30%! Итак, 30% сэкономленного для общества времени – и это лишь за счет правильного выбора дисциплины обслуживания.
Специалист по информационным системам должен хорошо понимать ресурсы производительности и эффективности проектируемых им систем, скрытые в оптимизации параметров, структур и дисциплинах обслуживания. Моделирование помогает выявить эти скрытые резервы.
При анализе результатов моделирования важно также указать интересы и степень их выполнения. Различают интересы клиента и интересы владельца системы. Заметим, что эти интересы совпадают не всегда.
Судить о результатах работы СМО можно по показателям.
Показатели СМО:
- вероятность обслуживания клиента системой;
- пропускная способность системы;
- вероятность отказа клиенту в обслуживании;
- вероятность занятости каждого из канала и всех вместе;
- среднее время занятости каждого канала;
- вероятность занятости всех каналов;
- среднее количество занятых каналов;
- вероятность простоя каждого канала;
- вероятность простоя всей системы;
- среднее количество заявок, стоящих в очереди;
- среднее время ожидания заявки в очереди;
- среднее время обслуживания заявки;
- среднее время нахождения заявки в системе.
Формулы для расчета показателей некоторых СМО приведены в таблице.
№ п.п. | Наименование показателя | Обозна- чение | Виды СМО | ||
Одноканальная СМО с отказами | n-канальная СМО с отказами | Одноканальная СМО с неограниченной очередью | |||
1 | Интенсивность потока заявок, заявок в час | λ | - | - | - |
2 | Среднее время обслуживания заявки, час | t | - | - | - |
3 | Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок, заявок в час | μ | |||
4 | Приведенная интенсивность потока заявок | ρ | |||
5 | Вероятность того, что все каналы свободны | p0 | - | ||
6 | Относительная пропускная способность СМО | q | |||
7 | Абсолютная пропускная способность СМО, заявок в час | А | |||
8 | Вероятность обслуживания заявки | Робсл | |||
9 | Вероятность отказа | Ротк | |||
10 | Среднее число заявок, стоящих в очереди | - | - | ||
11 | Среднее число заявок в СМО (обслуживаемых и стоящих в очереди) | - | - | ||
12 | Среднее время ожидания заявки в очереди, часов | - | - | ||
13 | Среднее время пребывания заявки в СМО, часов | - | - | ||
14 | Вероятность того, что СМО занята, а в очереди k-1 заявок | pk | - | - |
ЗАДАНИЯ
Задача №1. Рассчитать показатели СМО для одноканальной телефонной связи. Заявки на телефонные переговоры поступают с интенсивностью λ заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону t минут.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
λ | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 |
t | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Задача №2. Определить оптимальное число телефонных номеров так, чтобы в среднем из каждых 100 заявок N заявок было удовлетворено. Остальные исходные данные взять из задачи №1.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
N | 70 | 72 | 74 | 76 | 78 | 80 | 82 | 84 | 86 | 88 |
Задача №3. В порту имеется один причал для разгрузки судов. Интенсивность потока судов – λ судов в сутки. Среднее время разгрузки одного судна – t суток. Найти показатели эффективности работы причала, а также вероятность того, что в очереди на разгрузку находится не более двух судов.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
λ | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
t | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,7 | 1,3 |
4. Контрольно-оценочные средства для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов:
- устный опрос, тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа (текущий контроль);
- контрольная работа (рубежный контроль)
- дифференцированный зачёт (промежуточная аттестация)
Оценка освоения дисциплины предусматривает:
- проведение дифференцированного зачёта в письменной форме – тестирование.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ЕН.02 Компьютерное моделирование по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности
(базовый уровень).
Умения
У1 - работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на ЭВМ.
У2 - проектировать и создавать модели производственных процессов;
У3- анализировать и прогнозировать результаты производства по созданной (заданной) модели.
Знания
З1- численные методы решения прикладных задач;
З2 - особенности применения системных программных продуктов.
З3 - принципы, способы и алгоритм моделирования производственных процессов.
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ.
Вариант 1
Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 60 мин.
Критерии оценки
Правильному ответу в Блоке А соответствует 1 балл
Правильному ответу в Блоке Б соответствует 2 балла
Максимальное количество баллов – 40
Отметка по 5-ти балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0-23 | 24-31 | 32-35 | 36-40 |
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
60-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | неудовлетворительно |
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины
Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В комплект КОС внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ПЦК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель ПЦК ________________ /___________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств дисциплина «Информатика и ИКТ» СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка)
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических проц...
Инновационные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании: на примере преподавания спец дисциплины «Электротехника и электроника» студентам, обучающимся по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств
Система образования в России переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Основой федеральных государственных образова...
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине ЕН.03 Информационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обр...
УМК по дисциплине ЕН.02 Компьютерное моделирование для специальности 220703
Перечень документов, практических. самостоятельных работ и используемой литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по дисциплине Экологические основы природопользования. Специальность 220703 "Автоматизация технологических процессов и производств"
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ...
[Контрольно-измерительные материалы] Зачетный материал для 4 курса, специальность 220703 Автоматизация технологических процессов и производств
[Контрольно-измерительные материалы] Зачетный материал для 4 курса, специальность 220703 Автоматизация технологических процессов и производств...