«Модель деятельности учителя информатики в условиях малокомплектной школы»
статья по информатике и икт ( класс) на тему

Современный период развития общества характеризуется глобальным влиянием на него информационных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков, образуя единое информационное пространство. Государство предъявляет новые требования и ставит современные цели перед образованием: согласовать потребности личности, общества и государства; способствовать формированию активной гражданской позиции молодежи; ее социальному и духовному развитию.
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Одним из ключевых шагов Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является переход на предоставление государственных услуг в электронном виде во всех случаях, где это технологически возможно. Что так же требует использование информационных и телекоммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_pk2.docx82.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Модель деятельности учителя информатики в условиях

 малокомплектной школы»

Выполнил учитель информатики ГБОУ СОШ с. Сырейка м.р.Кинельский Тремасова Наталья Владимировна

Самара - 2015


Модель деятельности учителя информатики в условиях малокомплектной школы

Современный период развития общества характеризуется глобальным влиянием на него информационных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков, образуя единое информационное пространство. Государство предъявляет новые требования и ставит современные цели перед образованием: согласовать потребности личности, общества и государства; способствовать формированию активной гражданской позиции молодежи; ее социальному и духовному развитию.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [5]. 

Одним из ключевых шагов Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является переход на предоставление государственных услуг в электронном виде во всех случаях, где это технологически возможно [4]. Что так же требует использование информационных и телекоммуникационных технологий.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, — реальность настоящего времени [7]

Информация создает социокультурную и материальную среду жизнедеятельности человека, служит основным средством реализации межличностных отношений. В связи с активными процессами информатизации образования, усиления роли информации как стратегически важного ресурса,  возрастает значимость подготовки молодежи в области эффективного использования средств информатики и информационно-коммуникационных технологий. Средства информатизации для современного молодого человека должны стать инструментом, который учащиеся смогут использовать в учебной и повседневной деятельности.

  Опыт работы учителем показывает, что за последние годы резко снижается интерес к предмету информатики. С одной стороны для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу; с другой стороны информатика воспринимается как несерьёзный (развлекательный) предмет. Информатика — это не только и не столько нажимание кнопочек на компьютере и щелканье мышкой, по "пиктограммкам", и даже не "наука о компьютерах", как это часто у нас считают, это серьезная многогранная, многопрофильная область человеческих знаний, интегрировавшая в себе многие науки.

 Недостаточное количество часов, которое отводится на изучение информатики в школе, не позволяет в полной мере изучить сложные темы («Программирование», «Логика»), что вызывает большие трудности у обучающихся.  Все эти факторы способствуют снижению мотивации к изучению данного предмета.  Особенно это остро сказывается в сельских малокомплектных школах. Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских, ниже успеваемость, качество образования. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:

- отсутствие квалифицированного специалиста (учителя информатики);

  • отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе обучающихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
  • трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации вследствие бедности общения и взаимодействия детей с окружающим миром;
  • психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;
  •  ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
  • однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

В условиях интеграции образования, науки и производства возникает необходимость изменения привычных способов в деятельности учителя, поскольку часто он сталкивается с тем противоречием, что формы организации учебно-познавательной деятельности не приносят необходимого результата.

Таким образом,  выявляется значимое противоречие: с одной стороны общество и государство нуждается в полноценных гражданах «информационного общества» с другой стороны обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Несмотря на многочисленные существующие трудности в преподавании информатики в сельской школе и изменений в системе образования, внедрений новых информационных технологий в  учебный процесс, учитель должен подобрать оптимальный набор методов, приемов и средств обучения для достижения наибольшего результата своей профессиональной деятельности [1].

Таким образом, профессиональная проблема заключается в разработки и реализации модели деятельности учителя информатики в условиях малокомплектной школы.

Модель деятельности учителя информатики схематически я представила так:

Активные методы обучения решают проблему формирования у обучающегося таких качеств мышления, которые позволили бы  самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию. Развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечат человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы школьника, указать на ошибки.

Для определения уровня мотивации у обучающихся по информатике использовала методику ассоциации педагогов - психологов Комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области (приложение 1)[2].

По результатам проведенной мной методики получила следующие результаты:

Таблица 1

Динамика развития мотивации обучающихся при изучении информатики

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

уровень, %

уровень, %

уровень, %

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

44

38

18

32

39

29

21

40

39

Т.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют "учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями" за счет сознательного "воспитания способностей учащегося" и сознательного "формирования у них необходимых деятельностей".

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре до 90% [6].

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

  • практический эксперимент;
  • метод проектов;
  • групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах;
  • мозговой штурм — специализированный метод групповой  работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
  • деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
  • ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух "игроков", каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
  • баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
  • обучение с использованием, компьютерных, обучающих программ;
  • анализ практических ситуаций — метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий [3];

Рассмотрим некоторые приёмы, которые я применяю для повышения мотивации учащихся на уроках информатики.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей (практический эксперимент).

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.

Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Пример 1:

Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов (8 класс)

Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента.

Краткий рассказ учителя:

Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V=корень(2gh), то есть: скорость = корень(2 * ускорение *высоту)

Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/с

Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело?

Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

В качестве парадоксальной ситуации я также использую софизмы.

Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Парадокс…

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на наш взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику (мозговой штурм).

По-другому, такой вид работы я называю “Ломаем голову”

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Вот некоторые из таких задач:

Пример1. Шифр Цезаря

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы я предлагаю игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример1: Игра “Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

•        Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

•        Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

•        Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

•        В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

•        Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

•        “Этот процесс орнитологи называют миграцией”

•        “Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”

•        “Он всегда имел запас калькуляторов”

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.(метод проектов)

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Ученики выполняют следующие проектные работы: «Рецензия на высказывание» (текстовый редактор MS WORD), «У природы нет плохой походы» (табличный процессор MS Excel), «Моя база данных» (СУБД MS Access), «Встречают по одежке» (сравнительный анализ операционных систем)

Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны в моей работе являются:

  • работа учащихся на  интерактивной доске;

•          работа с электронными учебниками;

•          использование мультимедийных презентаций;

•         просмотр  учебных видеофильмов;

В своей работе часто пользуюсь методическими рекомендациями по преподаванию предмета «Информатика» в 5-9 классах Босовой Л.Л., в 10-11 классах Угриновича Н.Д. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.

Основой моей работы является нормативно-правовое обеспечение учебного процесса: Закон об образовании РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения от 17 декабря 2010 г. № 1897,  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189.

В связи с тем, что на информатику отводится малое количество часов,   целесообразно проводит занятия и во внеурочной деятельности (кружки, конкурсы, олимпиады).

Список источников и литературы

1.  Зобов Б.И. Об информатизации сельской школы [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.ict.edu.ru/ft/004662/r2.pdf. Дата доступа 19.04.2015.

2. Методика исследования направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов [Электронный ресурс]. Режим доступа http://gatchina-psi.narod.ru/05_arsenal/05-12_onum.htm. Дата доступа 19.04.2015.

3. Смирнова Т.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2011/12/15/ispolzovanie-aktivnykh-metodov-obucheniya-na-urokakh. Дата доступа 19.04.2015. 

4. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/?frame=1.  Дата доступа 16.04.2015

5.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212[Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.  Дата доступа 16.04.2015

6. Фалина И.Н., Мохова  М.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://inf.1september.ru/article.php?ID=200600901.  Дата доступа 19.04.2015.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fschool-40.tomsk.ru%2Ffiles%2Fimg%2Ffile%2Frvce%2FFYA_OO.doc&ei=oK0zVaX4IIqQsQT1wICQAw&usg=AFQjCNEC1LMlBtkG7o9Iu7BP8A2ZrFPQ3g&bvm=bv.91071109,d.cWc&cad=rjt.  Дата доступа 19.04.2015.

Приложение 1

Методика исследования направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов

Общая характеристика. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных («да») и отрицательных («нет») ответов: по каждой шкале им соответствует равное количество пунктов опросника. В содержании опросника отсутствуют суждения, касающиеся личности учителя, что отличает данную методику от таких, как «Преподаватель глазами учащихся» или «Отношение к учителю». Учащиеся высказывают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально.

В отличие от традиционных вариантов ответов («да», «нет»), которые вследствие своей категоричности часто вызывают, как показывает психодиагностическая практика, затруднения испытуемых при выборе ответа, в опроснике предлагается более широкий набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно».

Ответы в виде плюсов и минусов записываются испытуемым либо в специальном бланке, либо на чистом листе бумаги. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться со всеми категориями обучающихся, способных к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника

Инструкция: В целях повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в нашем исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания соответствующий Вам твет, используйте для этого указанные в скобках обозначения:

  • верно — (++);
  • пожалуй, верно — (+);
  • пожалуй, неверно — (—);
  • неверно — (— —).

Содержание суждений

  1. Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
  6. При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  13. По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.
  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
  20. Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Бланк ответов

школа______________________________

класс_______________ пол___________

№ вопроса

Название изучаемых предметов*

математика

физика

литература

история

1

2

...

19

20

*Названия предметов по усмотрению экспериментатора.

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

Нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

  • 0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
  • 6-14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
  • 15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Данная методика может использоваться в следующих целях:

  1. анализ причин неуспеваемости учащихся;
  2. выявление категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и средним уровнем);
  3. обеспечение психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;
  4. исследование эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов ее повышения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя информатики

Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя информатики...

Методические рекомендации по работе в системе электронного тестирования на базе программы «MY TEST Х» с практикумом для учителя информатики основной общеобразовательной школы

Цель данной работы – оказание методической и практической помощи учителям информатики и учителям-предметникам основной общеобразовательной школы при подготовки электронного тестирования.Достижение ука...

Самоанализ деятельности учителя информатики

Самоанализ деятельности учителя информатики за учебный год....

Инновационные модели деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...

Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка

Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка...

Методическое пособие для учителей немецкого языка «Модель деятельности учителя, оптимизирующая изучение немецкого языка»

Авторское методическое пособие, которое отражает сущность педагогического опыта учителя немецкого языка, содержащее методический алгоритм деятельности, оптимизирующей начало изучения немецкого языка,...