Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя информатики
статья на тему

Степанова Мария Михайловна

Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя информатики.  Цели, содержание и структура ФГОС по информатике. Государственная политика в области информатизации образования и науки.

Основополагающим документом, регламентирующим деятельность учителя, является государственный образовательный стандарт.  В настоящее время таким документом является Федеральный компонент государственного образовательного стандарта[1] 2004 года, реализация требований которого осуществляется с использованием как авторских программ, начиная с 2004 года и по настоящее время, так и примерных..  Примерная программа рекомендуется к использованию в том случае, если отсутствует авторская программа к учебникам, рекомендованным/допущенным Федеральным перечнем[2]. Использование примерной программы предполагает разработку учителем информатики рабочей учебной программы.

Обеспечение же процесса реализации школьного образования в условиях перехода на стандарты нового поколения предполагает изучение требований к планируемым результатам, а также условий, необходимых по их реализации.

ФГОС[3] представляет собой совокупность требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы (ООП);
  • к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объёму, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации ООП, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Развивающий потенциал новых образовательных стандартов обеспечивается системно-деятельностным (компетентностным) подходом, основные положения которого позволяют определить цели образования, выделить требования к его результатам.

 Целями изучения информатики в начальной школе являются:

1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и ..., то...»;
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов,    а не действий,    умение объединять отдельные предметы в группу с   общим   названием,   выделять   общие   признаки   предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что де лает (можно с ним делать)».

2)  Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам,   по отношению к каждому  из  них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.

3)  Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Целями изучения информатики в основной школе являются:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Одним из значимых нормативным документом  в деятельности учителя информатики является примерная основная образовательная программа, которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС и с целью их реализации. Содержание этого документа позволяет определить планируемые результаты освоения учебных (в том числе по информатике) и междисциплинарных программ (формирования универсальных учебных действий, формирования ИКТ-компетентности обучающихся, основы учебно-исследовательской деятельности), а также программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы.

Среди нормативных документов, обеспечивающих  процесс реализации школьного образования в контексте выполнения требований ФГОС по предмету, следует назвать примерную программу по информатике.

Предназначение  примерной программы, реализующей ФГОС, отличается от предназначения примерной программы стандартов 2004 г. Отличие заключается в том, что она является ориентиром для составления учителем-предметником рабочей программы, определяя при этом инвариантную часть курса информатики и предоставляя вариативность в логике и содержании учебного материала.

Вышеназванные документы указывают на необходимость изменения ныне существующих форм календарно-тематического плана[4], основные компоненты которого в контексте ФГОС определяются  требованиями стандарта к результатам. В помощь учителю при разработке КТП в примерной программе, реализующей требования стандартов второго поколения,  предлагается проект примерной программы по информатики[5].


[1] ФК ГОС - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

[4] КТП – календарно-тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учитывая запросы учителей-логопедов по нормативно-правовому обеспечению, предлагается перечень действующих нормативных документов, регулирующих деятельность учителя-логопеда.Документы разделены три гр...

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога

предложен ряд нормативно-правовых актов по защите прав ребенка....

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ТПМПК

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ТПМПК...

«Модель деятельности учителя информатики в условиях малокомплектной школы»

Современный период развития общества характеризуется глобальным влиянием на него информационных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков, образуя единое информационное п...

Самоанализ деятельности учителя информатики

Самоанализ деятельности учителя информатики за учебный год....

«Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда».

laquo;Нормативно-правовая база,  регламентирующая деятельность учителя-логопеда».Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые при...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .

В данном материале представленны  концептуальные и стратегические документы, которыми нужно руководствоваться педагогу при организации образовательной деятельности; основные направления и принцип...