Мастер - класс на тему " Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»
«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»
Выступление
учителя информатики
МБОУ « Подойницынской СОШ»
Черенцова Надежда Александровна
2016
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
- Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
- Покажите свое настроение соответствующей карточкой.
(Я тоже показываю).
-Тема моего Мастер-класса «Учить учится».
Цель мастер- класса: познакомить коллег с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс» и возможностью её применения при обучении информатики.
Задачи мастер:
- Обобщение опыта работы учителя информатики,
- Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
-Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.
Почему я назвала свой мастер класс «Учить учиться» поскольку развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Как это сделать? Современные учителя находятся в поиске различных методов и средств, чтобы стимулировать учеников на изучение предметов. Ну и очередной раз, блуждая по просторам Интернета в поисках чего-то интересного и оригинального. Я обратила внимание на такую форму обучения как «перевернутый урок» или «перевернутый класс» как форма смешанного обучения. Что здесь «смешивается»? Под «смешанным обучение» понимают традиционную классно-урочную систему и обучение с использованием дистанционных форм. Т.е. ученикам на дом даётся доступ к электронным ресурсам (видеоурокам, презентациям и не только видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал и т.д.) по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.
Т. е. знакомство с новой темой дети должны сделать дома, а в классе совместно с учителем и одноклассниками её изучить и исследовать, выяснить вопросы, на которые не смогли ответить самостоятельно. Таким образом, при построении обучения по модели «перевёрнутый класс» учитель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.
Познакомлю вас с фрагментом урока, проведенного по данной модели.
Фрагмент учебного занятия в 5 классе по теме «Информация вокруг нас» (УМК Л. Л. Босовой)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Перед началом урока детям раздаются листы оценки.
Активность на уроке, правильность ответов. | Самооценка + оценка учителя с комментарием. |
Творческое задание | Взаимооценка |
Тест | Компьютерная программа |
Итоговая отметка | Среднее арифметическое |
Подготовка учащихся к уроку
На предыдущем уроке учащимся было дано задание.
1. Перейдите по ссылкам и ознакомьтесь с материалом.
https://www.youtube.com/watch?v=zWqqsX8k8E8
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/30/informatsiya_vokrug_nas.ppt
2. Продолжите фразу:
1. Информация – это ………………………………………………………………………………………………………………. (это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников).
2. Действия с информацией – это действия, связанные с…………………………………………………..
Поэтому урок начинаем с обсуждения выполненного задания, которое ученики отправили на проверку, и оно было проверено учителем. Задача текущего этапа урока – проверить степень осмысления учащимися материала.
- Назовите виды информации по форме восприятия? Приведите примеры.
( органы чувств человека)
- Назовите виды информации по форме представления? Приведите примеры.
(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)
Выполнить задания в РТ: № 2, №3
Предлагаю выполнить творческие задания №4
Задания ученики могут выполнять самостоятельно или в паре (на выбор).
(формирование коммуникативных УУД, причем предлагаем право выбора)
Проверяем задания, и предлагаю детям оценить творчество друг друга (по 5-ти бальной шкале).
Итак, с помощью наших органов чувств, мы получаем сигналы из внешнего мира и познаем его.
Затем предлагаю в течение 3 минут ответить на вопросы:
http://metodist.lbz.ru
Рефлексия:
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие задания вам было выполнять легко и интересно? Почему?
- Какие задания вам не понятны, вы затруднялись в их выполнении в начале урока?
Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?
Личностные:
- Условия для получения знаний и навыков, условия для творчества и самореализации, освоение новых видов самостоятельной деятельности.
Регулятивные:
- Умение ставить личные цели и определять учебные цели
- Умение принимать решение
- Осуществление индивидуальной образовательной деятельности
Познавательные:
- Поиск информации, фиксация (запись), структурирование, представление информации
- Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.
Коммуникативные:
- Умение выражать свои мысли
- Общение в цифровой среде
- Умение работать в паре.
Можно и нужно ли переворачивать все и сразу? Конечно, нет. Учиться по данной модели должны быть готовы и ученики. Поэтому переход должен быть постепенный. И, на мой взгляд, начинать с 5-6 класса не более 10% уроков по тем темам, которые будут доступны ученикам для самостоятельного изучения, где у них есть какие-то знания или имеют жизненный опыт. Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы учителя, выполнить задание и т. д. Т. е. учебная работа дома должно подразумевать анализ и синтез учебного материала.
Какие ресурсы может использовать учитель при подготовке урока?
1. Свои собственные записи видеоуроков, презентаций.
2. Использовать готовые (например на сайтах http://videouroki.net, http://infourok.ru/, http://interneturok.ru), видеосюжеты, документальные фильмы и т. д. Все это при желании можно найти в Интернете.
Проблемы и сложности, которые возникают или могут возникнуть.
1. На первых этапах порядка 10% учащихся добросовестно отнесутся к вдумчивому выполнению задания (и это хорошо). Поэтому учителю необходимо придумать какой-то мощный стимул, чтобы ребёнок добравшись до компьютера не увлекся игрой или общением в сети, а просмотром учебного материала.
2. Могут возникнуть технические сложности (отсутствие доступа в интернет дома) особенно в сельской местности. В этом случае учитель должен организовать просмотр в школе или сбросить информацию на накопители.
3. Учителю потребуется в 2 раза больше времени для подготовки урока.
Используемые источники:
1. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов.//Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», №6-2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. -104 с.
2. Босова Л. Л. Современный урок информатики в основной школе с учетом требований ФГОС. http://www.myshared.ru/slide/814733/
5. Богданова Диана. Перевернутый урок. [Электронный ресурс] URL:http://detionline.com/assets/files/journal/11/prakt11.pdf
6. Харитонова Мария Владимировна. [Электронный ресурс] URL:http://nauka-it.ru/attachments/article/1920/kharitonova_mv_khabarovsk_fest14.pdf
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.zip | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»
«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»
Выступление
учителя информатики
МБОУ « Подойницынской СОШ»
Черенцова Надежда Александровна
2016
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
- Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
- Покажите свое настроение соответствующей карточкой.
(Я тоже показываю).
-Тема моего Мастер-класса «Учить учится».
Цель мастер- класса: познакомить коллег с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс» и возможностью её применения при обучении информатики.
Задачи мастер:
- Обобщение опыта работы учителя информатики,
- Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
-Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.
Почему я назвала свой мастер класс «Учить учиться» поскольку развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Как это сделать? Современные учителя находятся в поиске различных методов и средств, чтобы стимулировать учеников на изучение предметов. Ну и очередной раз, блуждая по просторам Интернета в поисках чего-то интересного и оригинального. Я обратила внимание на такую форму обучения как «перевернутый урок» или «перевернутый класс» как форма смешанного обучения. Что здесь «смешивается»? Под «смешанным обучение» понимают традиционную классно-урочную систему и обучение с использованием дистанционных форм. Т.е. ученикам на дом даётся доступ к электронным ресурсам (видеоурокам, презентациям и не только видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал и т.д.) по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.
Т. е. знакомство с новой темой дети должны сделать дома, а в классе совместно с учителем и одноклассниками её изучить и исследовать, выяснить вопросы, на которые не смогли ответить самостоятельно. Таким образом, при построении обучения по модели «перевёрнутый класс» учитель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.
Познакомлю вас с фрагментом урока, проведенного по данной модели.
Фрагмент учебного занятия в 5 классе по теме «Информация вокруг нас» (УМК Л. Л. Босовой)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Перед началом урока детям раздаются листы оценки.
Активность на уроке, правильность ответов. | Самооценка + оценка учителя с комментарием. |
Творческое задание | Взаимооценка |
Тест | Компьютерная программа |
Итоговая отметка | Среднее арифметическое |
Подготовка учащихся к уроку
На предыдущем уроке учащимся было дано задание.
- Перейдите по ссылкам и ознакомьтесь с материалом.
https://www.youtube.com/watch?v=zWqqsX8k8E8
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/30/informatsiya_vokrug_nas.ppt
- Продолжите фразу:
- Информация – это ………………………………………………………………………………………………………………. (это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников).
- Действия с информацией – это действия, связанные с…………………………………………………..
Поэтому урок начинаем с обсуждения выполненного задания, которое ученики отправили на проверку, и оно было проверено учителем. Задача текущего этапа урока – проверить степень осмысления учащимися материала.
- Назовите виды информации по форме восприятия? Приведите примеры.
( органы чувств человека)
- Назовите виды информации по форме представления? Приведите примеры.
(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)
Выполнить задания в РТ: № 2, №3
Предлагаю выполнить творческие задания №4
Задания ученики могут выполнять самостоятельно или в паре (на выбор).
(формирование коммуникативных УУД, причем предлагаем право выбора)
Проверяем задания, и предлагаю детям оценить творчество друг друга (по 5-ти бальной шкале).
Итак, с помощью наших органов чувств, мы получаем сигналы из внешнего мира и познаем его.
Затем предлагаю в течение 3 минут ответить на вопросы:
http://metodist.lbz.ru
Рефлексия:
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие задания вам было выполнять легко и интересно? Почему?
- Какие задания вам не понятны, вы затруднялись в их выполнении в начале урока?
Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?
Личностные:
- Условия для получения знаний и навыков, условия для творчества и самореализации, освоение новых видов самостоятельной деятельности.
Регулятивные:
- Умение ставить личные цели и определять учебные цели
- Умение принимать решение
- Осуществление индивидуальной образовательной деятельности
Познавательные:
- Поиск информации, фиксация (запись), структурирование, представление информации
- Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.
Коммуникативные:
- Умение выражать свои мысли
- Общение в цифровой среде
- Умение работать в паре.
Можно и нужно ли переворачивать все и сразу? Конечно, нет. Учиться по данной модели должны быть готовы и ученики. Поэтому переход должен быть постепенный. И, на мой взгляд, начинать с 5-6 класса не более 10% уроков по тем темам, которые будут доступны ученикам для самостоятельного изучения, где у них есть какие-то знания или имеют жизненный опыт. Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы учителя, выполнить задание и т. д. Т. е. учебная работа дома должно подразумевать анализ и синтез учебного материала.
Какие ресурсы может использовать учитель при подготовке урока?
- Свои собственные записи видеоуроков, презентаций.
- Использовать готовые (например на сайтах http://videouroki.net, http://infourok.ru/, http://interneturok.ru), видеосюжеты, документальные фильмы и т. д. Все это при желании можно найти в Интернете.
Проблемы и сложности, которые возникают или могут возникнуть.
- На первых этапах порядка 10% учащихся добросовестно отнесутся к вдумчивому выполнению задания (и это хорошо). Поэтому учителю необходимо придумать какой-то мощный стимул, чтобы ребёнок добравшись до компьютера не увлекся игрой или общением в сети, а просмотром учебного материала.
- Могут возникнуть технические сложности (отсутствие доступа в интернет дома) особенно в сельской местности. В этом случае учитель должен организовать просмотр в школе или сбросить информацию на накопители.
- Учителю потребуется в 2 раза больше времени для подготовки урока.
Используемые источники:
- Босова Л.Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов.//Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», №6-2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. -104 с.
- Босова Л. Л. Современный урок информатики в основной школе с учетом требований ФГОС. http://www.myshared.ru/slide/814733/
- http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/11/20/vystuplenie-na-pedsovete-formirovanie-uud-na-urokakh
- http://easyen.ru/load/informatika/mp/formirovanie_uud_na_urokakh_informatiki_v_uslovijakh_vnedrenija_fgos/257-1-0-7826
- Богданова Диана. Перевернутый урок. [Электронный ресурс] URL:http://detionline.com/assets/files/journal/11/prakt11.pdf
- Харитонова Мария Владимировна. [Электронный ресурс] URL:http://nauka-it.ru/attachments/article/1920/kharitonova_mv_khabarovsk_fest14.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)
Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Презентация "Опытно-экспериментальная разработка. Методические приёмы формирования понятий на уроках истории"
Презентация может быть использована в методической работе метод. объединения учителей истории...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие нестандартного логического мышления на уроках информатики и ИКТ"
Полное название темы - «Реализация компетентностного подхода, как условие развития латерального мышления учащихся на уроках ИКТ».С обобщением своего педагогического опыта я выступал на МО учителей ест...
Мастер-класс по теме: " Игровые приёмы и методы на уроках иностранного(английского) языка.
Презентация педагогического опыта. В своей педагогической деятельности я поставил перед собой такие вопросы: Как сделать так, ...
Педагогические приёмы формирования УУД с использованием ИКТ на уроках английского языка
В Федеральном Государственном образовательном стандарте приоритетом названо использование в учебном процессе приёмов и методов, которые формируют у обучающихся умение самостоятельно добывать знания,ра...
Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики
Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики1. Приём «Отсроченная отгадка»...