Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9.doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5 г Зеи
от 31.08. 2015 № 93
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 9 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёвой Елены Анатольевны
на 2015-2016 учебный год
Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов на 2015-2016 учебный год -18с.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса».
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Интенсивное развитие процесса информатизации общества, опирающееся на широкое внедрение достижений информатики и информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед средней общеобразовательной школой задачу организации изучения основ информатики и ИКТ с целью подготовки учащихся к использованию полученных знаний в последующей деятельности.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- освоение ключевых компетенций;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплексуниверсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
В содержании курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, алгоритмического и логического способов мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета и имеет две ярко выраженные составляющие:
Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
Вторая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Поэтому, курс информатики основного общего образования в 9 классе включает в себя следующие содержательные линии:
- Управление и алгоритмы;
- Программирование;
- Технология обработки числовой информации ;
- Информационное моделирование;
- Хранение и обработка информации в базах данных;
- Основы компьютерных сетей;
- Информационные технологии и общество.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической работы на уроках информатики основной школы в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
∙ Традиционное обучение;
∙ Личностно-ориентированное обучение;
∙ Дифференцированное обучение;
∙ Проблемное обучение;
∙ Педагогики сотрудничества
∙ Блочно-модульная.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
∙ Комбинированный урок;
∙ Урок-лекция;
∙ Урок-демонстрация;
∙ Урок-практикум;
∙ Творческая лаборатория;
∙ Урок-демонстрация;
∙ Урок-игра;
∙ Урок-семинар;
∙ Урок-консультация.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
∙ Тематические зачеты;
∙ Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
∙ Диктанты по информатике;
∙ Решение задач;
∙ Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
∙ Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
∙ Итоговые контрольные работы;
∙ Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним общим образованием проводится в форме:
1. итогового тестирования;
2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
3. защиты рефератов.
Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.
При составлении тестов- достижений, для диагностики уровня усвоения материала можно воспользоваться следующими типами заданий:
1. Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);
2. Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);
3. Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);
4. Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);
5. Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).
Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение информатики и ИКТ в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов (1 четверть – 17 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 22 часа, 4 четверть – 17 часов). В связи с тем, что два урока в 9 классе выпадают на праздничный день, то фактически будет проведено 68 часов. За счет наличия резервного времени структура курса информатики и ИКТ не изменена. Кроме того данная рабочая программа предусматривает некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебнике, что способствует лучшему его освоению учениками.
Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:
Знать, понимать:
- Правила гигиены и безопасности при работе на ПК;
- Правила поведения в компьютерном классе;
- Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
- Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
- Что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- Что такое логическая величина, логическое выражение;
- Что такое логические операции, как они выполняются.
- Что такое электронная таблица и табличный процессор;
- Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- Графические возможности табличного процессора.
- Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- В чем состоят основные свойства алгоритма;
- Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
- Основные виды и типы величин;
- Назначение языков программирования и систем программирования;
- Что такое трансляция;
- Правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
- Последовательность выполнения программы в системе программирования.
- Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- Историю способов записи чисел (систем счисления);
- Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- В чем состоит проблема информационной безопасности.
Уметь:
- Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- Осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- Работать с одной из программ-архиваторов.
- Приводить примеры натурных и информационных моделей;
- Ориентироваться в таблично организованной информации;
- Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- Организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
- Сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
- Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- Создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
- При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
- Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Содержание учебного предмета, курса
- Управление и алгоритмы (9 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Формы записи алгоритмов. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Виды алгоритмов. Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Алгоритмические конструкции. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практические работы:
Работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
- Программирование (18 часов)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практические работы:
Знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
- Технология обработки числовой информации (12 часов)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Представление информации в цифровом и аналоговом виде. Двоичное кодирование. Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления. История систем счисления. Количество информации. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Практические работы:
Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
- Информационное моделирование (4 часа)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практические работы:
Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
- Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Базы данных. Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой базе. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Логические значения, операции, выражения. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
Работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Построение таблиц истинности, логические схемы
- Основы компьютерных сетей. (9 часов)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Практические работы:
- Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
- Информационные технологии и общество (2 часа)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
- Резервное время (2 час)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, ч. | |||
1 | Управление и алгоритмы | 9 | 5 | 4 | ||
2 | Программирование | 18 | 4 | 13 | 1 | |
3 | Технология обработки числовой информации | 12 | 2 | 8 | 1 | 1 |
4 | Информационное моделирование. | 4 | 2 | 1 | 1 | |
5 | Хранение и обработка информации в базах данных. | 12 | 3 | 8 | 1 | |
6 | Основы компьютерных сетей | 9 | 3 | 5 | 1 | |
7 | Информационные технологии и общество | 2 | 2 | |||
8 | Резервное время | 2 | 2 | |||
Итого: | 68 | 25 | 41 | 4 | 2 |
Характеристика деятельности учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- понимание значения информации для человеческой деятельности;
- следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- овладение методами логического и алгоритмического мышления;
- овладение адекватными способами решения практических и теоретических задач;
- овладение и использование методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
- Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса / Угринович Н.Д. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Учебно-методические пособия
- Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
- Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
- Примерная рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
- Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс»;
- Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту;
- Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009;
- Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009;
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Проектор.
- Лазерный принтер.
- Ксерокс.
- Телекоммуникационный блок.
- Устройства вывода звуковой информации.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
- Модем.
- Локальная вычислительная сеть.
- Интернет.
Программные средства:
- Операционная система Windows.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Файловый менеджер Tote Commander или Far.
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа Антивирус Касперского
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office), включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Программа-переводчик.
- Система программирования TurboPascal.
- Система оптического распознавания текста.
Основные электронные образовательные ресурсы
- URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
- URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc;
- URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar;
- URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar;
- http://inf.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/
Приложение
Календарно-тематический план
№ п/п | № урока | Тема | Количество часов | Дата | Примечание | ||||
1. Управление и алгоритмы (8 часов) | |||||||||
1 | 1.1 | Управление и кибернетика. Понятие алгоритма и его свойства. | 1 | ||||||
2 | 1.2 | Исполнитель алгоритмов | 1 | ||||||
3 | 1.3 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | 1 | ||||||
4 | 1.4 | Решение задач на составление линейных алгоритмов | 1 | ||||||
5 | 1.5 | Вспомогательные алгоритмы | 1 | ||||||
6 | 1.6 | Разветвляющиеся алгоритмы | 1 | ||||||
7 | 1.7 | Решение задач на составление разветвляющихся алгоритмов | 1 | ||||||
9 | 1.8 | Циклические алгоритмы | 1 | ||||||
10 | 1.9 | Решение задач на составление циклических алгоритмов | 1 | ||||||
2. Программирование (18 часов) | |||||||||
11 | 2.1 | Системы программирования | 1 | ||||||
12 | 2.2 | Величины. Команда присваивания | 1 | ||||||
13 | 2.3 | Знакомство с языком Паскаль | 1 | ||||||
14 15 | 2.4 2.5 | Составление программ по линейным алгоритмам. | 2 | ||||||
16 17 | 2.6 2.7 | Составление по разветвляющимся алгоритмам | 2 | ||||||
18 | 2.8 | Программирование диалога с ПК | 1 | ||||||
19 20 | 2.9 2.10 | Составление по циклическим алгоритмам | 2 | ||||||
21 | 2.11 | Массивы. Создание и заполнение массивов | 1 | ||||||
22 23 | 2.12 2.13 | Поиск информации в массиве | 2 | ||||||
24 25 | 2.14 2.15 | Решение задач на формулы суммы и произведения | 2 | ||||||
26 27 | 2.16 2.17 | Сортировка массивов | 2 | ||||||
28 | 2.18 | Контрольная работа по теме «Программирование» | 1 | ||||||
3. Технология обработки числовой информации (12 часов) | |||||||||
29 | 3.1 | Системы счисления. История чисел. Числа в памяти компьютера | 1 | ||||||
30 31 | 3.2 3.3 | Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую. | 2 | ||||||
32 33 | 3.4 3.5 | Арифметические действия с числами различных систем счисления | 2 | ||||||
34 | 3.6 | Самостоятельная работа по теме «Системы счисления» | 1 | ||||||
35 | 3.7 | Электронные таблицы. Диапазон ячеек и адресация ячеек. Правила заполнения таблиц. | 1 | ||||||
36 | 3.8 | Создание и заполнение электронной таблицы. | 1 | ||||||
37 | 3.9 | Построение диаграмм в электронной таблице. | 1 | ||||||
38 | 3.10 | Использование встроенных математических и статистических функций | 1 | ||||||
39 | 3.11 | Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели | 1 | ||||||
40 | 3.12 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | 1 | ||||||
4. Информационное моделирование. (4 часа) | |||||||||
41 | 4.1 | Понятие модели. | 1 | ||||||
42 | 4.2 | Графические информационные модели. Системы и графы. | 1 | ||||||
43 | 4.3 | Табличные модели. | 1 | ||||||
44 | 4.4 | Информационное моделирование на компьютере. Самостоятельная работа по теме «Информационное моделирование» | 1 | ||||||
5. Хранение и обработка информации в базах данных. (12 часов) | 30.01.2014 | ||||||||
45 | 5.1 | Базы данных. Назначение СУБД | 1 | ||||||
46 | 5.2 | Работа с готовой базой данных | 1 | ||||||
47 | 5.3 | Создание и заполнение базы данных | 1 | ||||||
48 | 5.4 | Сортировка, удаление, добавление записей. Запросы и отчеты. | 1 | ||||||
49 | 5.5 | Решение задач по теме «Базы данных» | 1 | ||||||
50 | 5.6 | Логические основы построения компьютера. Логические операции. | 1 | ||||||
51 | 5.7 | Сложные высказывания. Построение таблиц истинности. | 1 | ||||||
52 | 5.8 | Упрощение логических выражений. Законы логики. | 1 | ||||||
53 | 5.9 | Решение логических задач. | 1 | ||||||
54 | 5.10 | Типовые логические устройства ЭВМ. Логические схемы | 1 | ||||||
55 | 5.11 | Обобщение по теме «Логика» | 1 | ||||||
56 | 5.12 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 | ||||||
6. Основы компьютерных сетей. (9 часов) | |||||||||
57 | 6.1 | Компьютерные сети. | 1 | ||||||
58 | 6.2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | 1 | ||||||
59 | 6.3 | Аппаратное и программное обеспечение сети. | 1 | ||||||
60 | 6.4 | Электронная почта и другие услуги сетей. | 1 | ||||||
61 | 6.5 | Работа с электронной почтой | 1 | ||||||
62 | 6.6 | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем, сохранение информации на локальном диске | 1 | ||||||
63 | 6.7 6.8 | Создание простейшей Web-страницы | 2 | ||||||
64 | 6.9 | Итоговое тестирование по разделу «Основы компьютерных сетей» | 1 | ||||||
7. Информационные технологии и общество (2 часа) | |||||||||
65 | 7.1 | Предыстория информатики. История развития ЭВМ и программного обеспечения. | 1 | ||||||
66 | 7.2 | Современное информационное общество | 1 | ||||||
8. Резервное время | |||||||||
67 | 8.1 | Урок повторения и закрепления изученного курса «Программирование». Решение задач. | 1 | ||||||
68 | 8.2 | Урок повторения и закрепления изученного курса «Программирование». Решение задач. | 1 | ||||||
Итого: | 68 |
Список литературы
Методические пособия:
- Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
- Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
- Примерная рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
- Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
- Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс»
- Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту;
- Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009;
- Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009;
- URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
- URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc;
- URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar;
- URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:· федерального компонента государственного стандар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы
Использование УМК под ред. Л. Босовой...
Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)
В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"
Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....