Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 9 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёвой Елены Анатольевны на 2015-2016 учебный год
 
 
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов на  2015-2016 учебный год -18с.
 
    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса».
   Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
 
Пояснительная записка
     Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
    Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
  Интенсивное развитие процесса информатизации общества, опирающееся на широкое внедрение достижений информатики и информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед средней общеобразовательной школой задачу организации изучения основ информатики и ИКТ с целью подготовки учащихся к использованию полученных знаний в последующей деятельности.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
      Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
    Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
     Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:
•   освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
•   овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
•   овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
•   воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
•   выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
•   систематизировать подходы к изучению предмета;
•   приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
•   создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
•   сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
•   научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
•   показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
•   освоение ключевых компетенций;
•   сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №  93 

 

Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 9 классов

учителя информатики и ИКТ

Воробьёвой Елены Анатольевны

на 2015-2016 учебный год

Воробьёва Елена Анатольевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов на        2015-2016 учебный год -18с.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса».

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.

Интенсивное развитие процесса информатизации общества, опирающееся на широкое внедрение достижений информатики и информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед средней общеобразовательной школой задачу организации изучения основ информатики и ИКТ с целью подготовки учащихся к использованию полученных знаний в последующей деятельности.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
  • создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • освоение ключевых компетенций;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплексуниверсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

В содержании курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, алгоритмического и логического способов мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета и имеет две ярко выраженные составляющие:

Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.

Вторая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Поэтому, курс информатики основного общего образования в 9 классе включает в себя следующие содержательные линии:

- Управление и алгоритмы;

- Программирование;

- Технология обработки числовой информации ;

- Информационное моделирование;

- Хранение и обработка информации в базах данных;

- Основы компьютерных сетей;

- Информационные технологии и общество.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической работы на уроках  информатики основной школы в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

∙        Традиционное обучение;

∙        Личностно-ориентированное обучение;

∙        Дифференцированное обучение;

∙        Проблемное обучение;

∙        Педагогики сотрудничества

∙        Блочно-модульная.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

∙        Комбинированный урок;

∙        Урок-лекция;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-практикум;

∙        Творческая лаборатория;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-игра;

∙        Урок-семинар;

∙        Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

∙        Тематические зачеты;

∙        Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

∙        Диктанты по информатике;

∙        Решение задач;

∙        Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

∙        Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

∙        Итоговые контрольные работы;

∙        Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним общим образованием проводится в форме:

1.        итогового тестирования;

2.        разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;

3.        защиты рефератов.

Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.

При составлении тестов- достижений, для диагностики уровня усвоения материала  можно воспользоваться следующими типами заданий:

1.        Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);

2.        Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);

3.        Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);

4.        Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);

5.        Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).

Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение информатики и ИКТ в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов (1 четверть – 17 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 22 часа, 4 четверть – 17 часов). В связи с тем, что два урока в 9 классе выпадают на праздничный день, то фактически будет проведено 68 часов. За счет наличия резервного времени структура курса информатики и ИКТ не изменена. Кроме того данная рабочая программа предусматривает некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебнике, что способствует лучшему его освоению учениками.

Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:        

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

Знать, понимать:

  • Правила гигиены и безопасности при работе на ПК;
  • Правила поведения в компьютерном классе;
  • Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
  • Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • Что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • Что такое логическая величина, логическое выражение;
  • Что такое логические операции, как они выполняются.
  • Что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  • Графические возможности табличного процессора.
  • Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • В чем состоят основные свойства алгоритма;
  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • Основные виды и типы величин;
  • Назначение языков программирования и систем программирования;
  • Что такое трансляция;
  • Правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • Историю способов записи чисел (систем счисления);
  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • В чем состоит проблема информационной безопасности.

Уметь:

  • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • Осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • Работать с одной из программ-архиваторов.
  • Приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • Ориентироваться в таблично организованной информации;
  • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • Организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
  • Сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  • Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
  • Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Содержание учебного предмета, курса

  1. Управление и алгоритмы (9 часов)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Формы записи алгоритмов. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Виды алгоритмов. Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Алгоритмические конструкции. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практические работы:

Работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

  1. Программирование (18 часов)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практические работы:

Знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

  1. Технология обработки числовой информации (12 часов)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Представление информации в цифровом и аналоговом виде. Двоичное кодирование. Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления. История систем счисления. Количество информации. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Практические работы:

Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

  1. Информационное моделирование (4 часа)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практические работы:

Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

  1. Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Базы данных. Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой базе. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Логические значения, операции, выражения. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

Работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Построение таблиц истинности, логические схемы

  1. Основы компьютерных сетей. (9 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Практические работы:

  1. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы).  Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
  2. Информационные технологии и общество (2 часа)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

  1. Резервное время (2 час)

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Управление и алгоритмы

9

5

4

2

Программирование

18

4

13

1

3

Технология обработки числовой информации

12

2

8

1

1

4

Информационное моделирование.

4

2

1

1

5

Хранение и обработка информации в базах данных.

12

3

8

1

6

Основы компьютерных сетей

9

3

5

1

7

Информационные технологии и общество

2

2

8

Резервное время

2

2

Итого:

68

25

41

4

2

Характеристика деятельности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • понимание значения информации для человеческой деятельности;
  • следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • овладение методами логического и алгоритмического мышления;
  • овладение адекватными способами решения практических и теоретических задач;
  • овладение и использование методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  2. Угринович  Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8  класса /  Угринович Н.Д. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Учебно-методические пособия

  1. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001;
  2. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  3. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
  5. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
  6. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
  7. Примерная рабочая программа основного общего образования по  информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.  2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
  8. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
  9. Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
  10. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
  11. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
  12. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс»;
  13. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту;
  14. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009;
  15. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009;

Материально-техническое обеспечение

Аппаратные средства:

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  3. Проектор.
  4. Лазерный принтер.
  5. Ксерокс.
  6. Телекоммуникационный блок.
  7. Устройства вывода звуковой информации.
  8. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
  9. Модем.
  10. Локальная вычислительная сеть.
  11. Интернет.

Программные средства:

  1. Операционная система Windows.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Файловый менеджер Tote Commander или Far.
  4. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  5. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  6. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  7. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  8. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
  9. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  10. Антивирусная программа Антивирус Касперского
  11. Программа-архиватор WinRar.
  12. Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office), включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  13. Программа-переводчик.
  14. Система программирования TurboPascal.
  15. Система оптического распознавания текста.

Основные электронные образовательные ресурсы

  1. URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
  2. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc;
  3. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar;
  4. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar;
  5. http://inf.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/

Приложение

Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

  1. Управление и алгоритмы (8 часов)

1

1.1

Управление и кибернетика. Понятие алгоритма и его свойства.

1

2

1.2

Исполнитель алгоритмов

1

3

1.3

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

1

4

1.4

Решение задач на составление линейных алгоритмов

1

5

1.5

Вспомогательные алгоритмы

1

6

1.6

Разветвляющиеся алгоритмы

1

7

1.7

Решение задач на составление разветвляющихся алгоритмов

1

9

1.8

Циклические алгоритмы

1

10

1.9

Решение задач на составление циклических алгоритмов

1

  2. Программирование (18 часов)

11

2.1

Системы программирования

1

12

2.2

Величины. Команда присваивания

1

13

2.3

Знакомство с языком Паскаль

1

14

15

2.4

2.5

Составление программ по линейным алгоритмам.

2

16

17

2.6

2.7

Составление по разветвляющимся алгоритмам

2

18

2.8

Программирование диалога с ПК

1

19

20

2.9

2.10

Составление по циклическим алгоритмам

2

21

2.11

Массивы. Создание и заполнение массивов

1

22

23

2.12

2.13

Поиск информации в массиве

2

24

25

2.14

2.15

Решение задач на формулы суммы и произведения

2

26

27

2.16

2.17

Сортировка массивов

2

28

2.18

Контрольная работа по теме «Программирование»

1

  3. Технология обработки числовой информации (12 часов)

29

3.1

Системы счисления. История чисел. Числа в памяти компьютера

1

30

31

3.2

3.3

Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую.

2

32

33

3.4

3.5

Арифметические действия с числами различных систем счисления

2

34

3.6

Самостоятельная работа по теме «Системы счисления»

1

35

3.7

Электронные таблицы. Диапазон ячеек и адресация ячеек. Правила заполнения таблиц.

1

36

3.8

Создание и заполнение электронной таблицы.

1

37

3.9

Построение диаграмм в электронной таблице.

1

38

3.10

Использование встроенных математических и статистических функций

1

39

3.11

Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели

1

40

3.12

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1

  4. Информационное моделирование. (4 часа)

41

4.1

Понятие модели.

1

42

4.2

Графические информационные модели. Системы и графы.

1

43

4.3

Табличные модели.

1

44

4.4

Информационное моделирование на компьютере. Самостоятельная работа по теме «Информационное моделирование»

1

  5. Хранение и обработка информации в базах данных. (12 часов)

30.01.2014

45

5.1

Базы данных. Назначение СУБД

1

46

5.2

Работа с готовой базой данных

1

47

5.3

Создание и заполнение базы данных

1

48

5.4

Сортировка, удаление, добавление записей. Запросы и отчеты.

1

49

5.5

Решение задач по теме «Базы данных»

1

50

5.6

Логические основы построения компьютера. Логические операции.

1

51

5.7

Сложные высказывания. Построение таблиц истинности.

1

52

5.8

Упрощение логических выражений. Законы логики.

1

53

5.9

Решение логических задач.

1

54

5.10

Типовые логические устройства ЭВМ. Логические схемы

1

55

5.11

Обобщение по теме «Логика»

1

56

5.12

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

  6. Основы компьютерных сетей. (9 часов)

57

6.1

Компьютерные сети.

1

58

6.2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

1

59

6.3

Аппаратное и программное обеспечение сети.

1

60

6.4

Электронная почта и другие услуги сетей.

1

61

6.5

Работа с электронной почтой

1

62

6.6

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем, сохранение информации на локальном диске

1

63

6.7

6.8

Создание простейшей Web-страницы

2

64

6.9

Итоговое тестирование по разделу  «Основы компьютерных сетей»

1

  7. Информационные технологии и общество (2 часа)

65

7.1

Предыстория информатики. История развития ЭВМ и программного обеспечения. 

1

66

7.2

Современное информационное общество

1

  8. Резервное время

67

8.1

Урок повторения и закрепления изученного курса «Программирование». Решение задач.

1

68

8.2

Урок повторения и закрепления изученного курса «Программирование». Решение задач.

1

Итого:

              68


Список литературы

Методические пособия:

  • Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001;
  • Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  • Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
  • Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
  • Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
  • Примерная рабочая программа основного общего образования по  информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.  2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
  • Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
  • Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
  • Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
  • Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс»
  • Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту;
  • Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009;
  • Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009;
  • URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
  • URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc;
  • URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar;
  • URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:·         федерального компонента государственного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы

Использование УМК под ред. Л. Босовой...

Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)

В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"

Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....