Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5 г Зеи
от 31.08. 2015 № 93
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 8 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёвой Елены Анатольевны
на 2015-2016 учебный год
Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов на 2015-2016 учебный год -15с.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, рассчитанной на 35 часов в год (по 1 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса».
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М: БИОНОМ Лаборатория знаний, 2009.
Интенсивное развитие процесса информатизации общества, опирающееся на широкое внедрение достижений информатики и информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед средней общеобразовательной школой задачу организации изучения основ информатики и ИКТ с целью подготовки учащихся к использованию полученных знаний в последующей деятельности.
Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
- создание условий для достижения личностных результатов;
- освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- освоение ключевых компетенций.
- Общая характеристика учебного предмета, курса
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплексуниверсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
В содержании курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, реализации общеобразовательного потенциала предмета и имеет две ярко выраженные составляющие:
Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
Вторая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Поэтому, курс информатики основного общего образования в 8 классе включает в себя следующие содержательные линии:
- Информация и информационные процессы;
- Представление информации;
- Компьютер: устройство и ПО;
- Технологии обработки текстовой, графической информации;
- Мультимедийные технологии.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической работы на уроках информатики основной школы в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель - Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
∙ Традиционное обучение;
∙ Личностно-ориентированное обучение;
∙ Дифференцированное обучение;
∙ Проблемное обучение;
∙ Педагогики сотрудничества
∙ Блочно-модульная.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
∙ Комбинированный урок;
∙ Урок-лекция;
∙ Урок-демонстрация;
∙ Урок-практикум;
∙ Творческая лаборатория;
∙ Урок-демонстрация;
∙ Урок-игра;
∙ Урок-семинар;
∙ Урок-консультация.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
∙ Тематические зачеты;
∙ Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
∙ Диктанты по информатике;
∙ Решение задач;
∙ Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
∙ Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
∙ Итоговые контрольные работы;
∙ Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним общим образованием проводится в форме:
1. итогового тестирования;
2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
3. защиты рефератов.
Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.
При составлении тестов- достижений, для диагностики уровня усвоения материала можно воспользоваться следующими типами заданий:
1. Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);
2. Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);
3. Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);
4. Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);
5. Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение информатики и ИКТ в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов (1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 11 часа, 4 четверть – 8 часов). Фактически будет проведено 34 часа в связи с выпадением 1 часа на праздничный день. Данная рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Объединяются в один урок две темы раздела 3 «Работа с фрагментами текста: абзацные отступы и интервалы, настройка параметров элементов текста. Нумерация страниц.», «Рисование в документе. Вставка готового рисунка, диаграмм, графиков. Объект WordArd.»; в разделе 4 - «Кодировка графических изображений. Решение задач по теме «Кодирование графических изображений в ПК»; в разделе 5 – «Кодирование звуковой информации. Решение задач по теме «Кодирование звуковой информации». Кроме того предусмотрен 1 час резервного времени.
Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:
Знать, понимать:
- Правила гигиены и безопасности при работе на ПК;
- Правила поведения в компьютерном классе;
- Сущность понятия «информация», ее основные виды и свойства;
- Понимать значения информации для человеческой деятельности;
- Примеры источников и приемников информации;
- Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- Иметь представление о сигнале как носителе информации;
- Единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- Понимать технологические принципы и режимы обработки информации различного вида;
- Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц);
- Полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера;
- Типы компьютеров, применяемых во всех сферах жизнедеятельности человека;
- Типы памяти ПЭВМ их сходство и различия, а также возможности;
- Классификацию машинных средств хранения информации;
- Современные ОС их сходство и различие;
- Типы ПО и их назначение для решения различного рода задач;
- Понятия «Файл» и «файловая система»
Уметь:
- Выражать различные объемы информации в стандартных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах);
- Определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
- Определять количество информации, используя вероятностный подход к измерению информации;
- Кодировать информацию;
- Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- Следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- Создавать информационные объекты;
- Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения, формулы, специальные знаки;
- Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- Создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- Создавать презентации на основе шаблонов;
- Отыскать необходимый файл в каталоге;
- Копировать, удалять, перемещать, переименовывать файлы;
- Размещать и просматривать файлы в корневом, родительском каталоге;
- Различать типы файлов по их расширению и уметь определять программу - создатель;
- Рассказать о характерных особенностях компьютер того или иного поколения и различать их по элементной базе;
- Уметь сохранять информацию в текущем каталоге и на дискете;
- Уметь различать типы памяти и находить более эффективные средства хранения того или иного рода информации;
- Уметь соединять разнотипную информацию в одном электронном документе, понимая какими программными средствами необходимо воспользоваться.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц;
- Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
- Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
Содержание учебного предмета, курса
- Человек и информация. (6 часов)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Кодирование информации.
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с устройством ввода информации – клавиатура; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ
- Обработка текстовой информации (10 часов)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
- Обработка графической информации (4 часа)
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
- Мультимедийные технологии (5 часов)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Кодирование звуковой информации. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
Освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, ч. | |||
1 | Человек и информация | 6 | 4 | 1 | 1 | |
2 | Компьютер как универсальное средство обработки информации. | 8 | 3 | 4 | 1 | |
3 | Обработка текстовой информации | 10 | 2 | 7 | 1 | |
4 | Обработка графической информации. | 4 | 2 | 2 | ||
5 | Мультимедийные технологии | 5 | 2 | 2 | 1 | |
6 | Резервное время | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 | 13 | 17 | 2 | 2 |
Характеристика деятельности учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- понимание значения информации для человеческой деятельности;
- следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- овладение методами логического и алгоритмического мышления;
- овладение адекватными способами решения практических и теоретических задач;
- овладение и использование методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса БИОНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса / Угринович Н.Д. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Учебно-методические пособия
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
- Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
- Примерная рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
- Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Проектор.
- Лазерный принтер.
- Ксерокс.
- Телекоммуникационный блок.
- Устройства вывода звуковой информации.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
- Модем.
- Локальная вычислительная сеть.
- Интернет.
Программные средства:
- Операционная система Windows.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Файловый менеджер Tote Commander или Far.
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office), включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
Основные электронные образовательные ресурсы
- http://www.uroki.net/docinf.htm
- http://videouroki.net/informatika.php
- http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
- http://www.metod-kopilka.ru/
- http://school.dentro.ru/teacher/
- http://infoschool.narod.ru/
- www.klyaksa.net
- kpolyakov.narod.ru/school/ppt.
- www.informatik.kz/otkruroki.htm
- informatka.ru
- informatika.na.by
- http://inf.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/
Приложение
Календарно-тематический план
№ п/п | № урока | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1. Человек и информация (6 часов) | |||||
1 | 1.1 | Введение. Техника безопасности Предмет информатики - информация и знания. | 1 | ||
2 | 1.2 | Формы представление информации. Информационные процессы | 1 | ||
3 | 1.3 | Измерение информации (алфавитный подход) | 1 | ||
4 | 1.4 | Измерение информации (вероятностный подход) | 1 | ||
5 | 1.5 | Кодирование информации. Решение задач по теме «Измерение информации» | 1 | ||
6 | 1.6 | Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация» | 1 | ||
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов) | |||||
7 | 2.1 | История развития вычислительной техники. | 1 | ||
8 | 2.2 | Назначение и устройство компьютера.Выполнение практической работы «Соединение блоков и устройств компьютера» | 1 | ||
9 | 2.3 | Устройства ввода и вывода информации. Выполнение практической работы «Знакомство с устройством ввода информации – клавиатура. Работа на клавиатурном тренажере» | 1 | ||
10 | 2.4 | Устройства хранения и обработки информации ПК. | 1 | ||
11 | 2.5 | Программное обеспечение компьютера. Системное ПО. | 1 | ||
12 | 2.6 | Пользовательский интерфейс. Выполнение практической работы «Настройка пользовательского интерфейса ОС» | 1 | ||
13 | 2.7 | Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практической работы «Работа с файловой системой ОС» | 1 | ||
14 | 2.8 | Итоговое тестирование по разделу «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | 1 | ||
4. Обработка текстовой информации (10 часов) | |||||
15 | 3.1 | Представление текстовой информации в компьютере. Решение задач «Текстовая информация и компьютер» | 1 | ||
16 | 3.2 | Программы для работы с текстовой информацией (текстовые редакторы, переводчики, распознавания текстов). Интерфейс текстового процессора. | 1 | ||
17 | 3.3 | Шрифт, начертание, размер. Выполнение практической работы «Набор и редактирование текста» | 1 | ||
18 | 3.4 | Работа с фрагментами текста: абзацные отступы и интервалы, настройка параметров элементов текста. Нумерация страниц. Выполнение практической работы «Форматирование текстовых документов » | 1 | ||
19 | 3.5 | Работа со списками, колонками. Выполнение практического задания «Включение в текст документа нумерованных и маркированных списков, колонок» | 1 | ||
20 | 3.6 | Работа с таблицами. Выполнение практического задания «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.» | 1 | ||
21 | 3.7 | Вставка в документы формул и символов. Выполнение практического задания «Включение в текст документа формул и специальных символов» | 1 | ||
22 | 3.8 | Рисование в документе. Вставка готового рисунка, диаграмм, графиков. Объект WordArd. Выполнение практического задания «Включение в текст графических объектов» | 1 | ||
23 | 3.9 | Гипертекст. Выполнение практического задания «Создание гипертекстного документа» | 1 | ||
24 | 3.10 | Итоговое тестирование по разделу «Обработка текстовой информации». Создание зачетного текстового документа. | 1 | ||
4. Обработка графической информации (4 часа) | |||||
25 | 4.1 | Кодировка графических изображений. Решение задач по теме «Кодирование графических изображений в ПК» | 1 | ||
26 | 4.2 | Компьютерная графика. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов | 1 | ||
27 | 4.3 | Выполнение практического задания «Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактор» | 1 | ||
28 | 4.4 | Выполнение практического задания «Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.» | 1 | ||
5. Мультимедийные технологии (5 часов) | |||||
29 | 5.1 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Демонстрация презентации. | 1 | ||
30 | 5.2 | Кодирование звуковой информации. Решение задач по теме «Кодирование звуковой информации». | 1 | ||
31 | 5.3 | Звуки и изображение. Требование к презентации. Выполнение практического задания «Создание презентации, содержащей графические изображения, звук, текст» | 1 | ||
32 | 5.4 | Создание презентации. Эффекты объектов презентации Выполнение практического задания «Настройка анимации» | 1 | ||
33 | 5.5 | Итоговое тестирование по разделам Обработка графической информации. Мультимедийные технологии». Создание зачетной мультимедийной презентации. | 1 | ||
6. Резервное время (1 час) | |||||
34 | 6.1 | Повторение материала, изученного за год. | 1 | ||
Итого: | 34 |
Список литературы
Методические пособия:
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
- Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
- Примерная рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
- Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса БИОНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса / Угринович Н.Д. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Интернет-сайты:
- http://www.uroki.net/docinf.htm
- http://videouroki.net/informatika.php
- http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
- http://www.metod-kopilka.ru/
- http://school.dentro.ru/teacher/
- http://infoschool.narod.ru/
- www.klyaksa.net
- kpolyakov.narod.ru/school/ppt.
- www.informatik.kz/otkruroki.htm
- informatka.ru
- informatika.na.by
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:· федерального компонента государственного стандар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы
Использование УМК под ред. Л. Босовой...
Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)
В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"
Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....