Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 8 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёвой Елены Анатольевны на 2015-2016 учебный год
 
 
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов на 2015-2016 учебный год -15с.
 
        Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, рассчитанной на 35 часов в год (по 1 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса».
        Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
 
Пояснительная записка
      Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
      Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М: БИОНОМ Лаборатория знаний, 2009.
     Интенсивное развитие процесса информатизации общества, опирающееся на широкое внедрение достижений информатики и информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед средней общеобразовательной школой задачу организации изучения основ информатики и ИКТ с целью подготовки учащихся к использованию полученных знаний в последующей деятельности.
Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения:
·  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
• создание условий для достижения личностных результатов;
• освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий, обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных  предметов на уровне среднего общего образования;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
       На основании требований  Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
• создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
• овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
• освоение ключевых компетенций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №  93 

 

Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 8 классов

учителя информатики и ИКТ

Воробьёвой Елены Анатольевны

на 2015-2016 учебный год

Воробьёва Елена Анатольевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов на        2015-2016 учебный год -15с.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, рассчитанной на 35 часов в год (по 1 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса».

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2006 г; программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М: БИОНОМ Лаборатория знаний, 2009.

Интенсивное развитие процесса информатизации общества, опирающееся на широкое внедрение достижений информатики и информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед средней общеобразовательной школой задачу организации изучения основ информатики и ИКТ с целью подготовки учащихся к использованию полученных знаний в последующей деятельности.

Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
  • создание условий для достижения личностных результатов;
  • освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий, обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных  предметов на уровне среднего общего образования;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
  • создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
  • освоение ключевых компетенций.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплексуниверсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

В содержании курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, реализации общеобразовательного потенциала предмета и имеет две ярко выраженные составляющие:

Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.

Вторая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Поэтому, курс информатики основного общего образования в 8 классе включает в себя следующие содержательные линии:

- Информация и информационные процессы;

- Представление информации;

- Компьютер: устройство и ПО;

- Технологии обработки текстовой, графической информации;

- Мультимедийные технологии.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической работы на уроках  информатики основной школы в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель - Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

∙        Традиционное обучение;

∙        Личностно-ориентированное обучение;

∙        Дифференцированное обучение;

∙        Проблемное обучение;

∙        Педагогики сотрудничества

∙        Блочно-модульная.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

∙        Комбинированный урок;

∙        Урок-лекция;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-практикум;

∙        Творческая лаборатория;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-игра;

∙        Урок-семинар;

∙        Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

∙        Тематические зачеты;

∙        Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

∙        Диктанты по информатике;

∙        Решение задач;

∙        Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

∙        Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

∙        Итоговые контрольные работы;

∙        Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним общим образованием проводится в форме:

1.        итогового тестирования;

2.        разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;

3.        защиты рефератов.

Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.

При составлении тестов- достижений, для диагностики уровня усвоения материала  можно воспользоваться следующими типами заданий:

1.        Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);

2.        Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);

3.        Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);

4.        Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);

5.        Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение информатики и ИКТ в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов (1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 11 часа, 4 четверть – 8 часов). Фактически будет проведено 34 часа в связи с выпадением 1 часа на праздничный день. Данная рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Объединяются в один урок две темы раздела 3 «Работа с фрагментами текста: абзацные отступы и интервалы, настройка параметров элементов текста. Нумерация страниц.», «Рисование в документе. Вставка готового рисунка, диаграмм, графиков. Объект WordArd.»; в разделе 4 -  «Кодировка графических изображений. Решение задач по теме «Кодирование графических изображений в ПК»;  в разделе 5 – «Кодирование звуковой информации. Решение задач по теме «Кодирование звуковой информации». Кроме того предусмотрен 1 час резервного времени.

Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:        

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

Знать, понимать:

  • Правила гигиены и безопасности при работе на ПК;
  • Правила поведения в компьютерном классе;
  • Сущность понятия «информация», ее основные виды и свойства;
  • Понимать значения информации для человеческой деятельности;
  • Примеры источников и приемников информации;
  • Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • Иметь представление о сигнале как носителе информации;
  • Единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • Понимать технологические принципы и режимы обработки информации различного вида;
  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц);
  • Полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера;
  • Типы компьютеров, применяемых во всех сферах жизнедеятельности человека;
  • Типы памяти ПЭВМ их сходство и различия, а также возможности;
  • Классификацию машинных средств хранения информации;
  • Современные ОС их сходство и различие;
  • Типы ПО и их назначение для решения различного рода задач;
  • Понятия «Файл» и «файловая система»

Уметь:

  • Выражать различные объемы информации в стандартных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах);
  • Определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
  • Определять количество информации, используя вероятностный подход к измерению информации;
  • Кодировать информацию;
  • Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • Следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • Создавать информационные объекты;
  • Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения, формулы, специальные знаки;
  • Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • Создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • Создавать презентации на основе шаблонов;
  • Отыскать необходимый файл в каталоге;
  • Копировать, удалять, перемещать, переименовывать файлы;
  • Размещать и просматривать файлы в корневом, родительском каталоге;
  • Различать типы файлов по их расширению и уметь определять программу - создатель;
  • Рассказать о характерных особенностях компьютер того или иного поколения и различать их по элементной базе;
  • Уметь сохранять информацию в текущем каталоге и на дискете;
  • Уметь различать типы памяти и находить более эффективные средства хранения того или иного рода информации;
  • Уметь соединять разнотипную информацию в одном электронном документе, понимая какими программными средствами необходимо воспользоваться.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц;
  • Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
  • Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.

Содержание учебного предмета, курса

  1. Человек и информация. (6 часов)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Кодирование информации.

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов) 

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с устройством ввода информации – клавиатура; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ

  1. Обработка текстовой информации (10 часов)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

  1. Обработка графической информации (4 часа) 

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

  1. Мультимедийные технологии (5 часов)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Кодирование звуковой информации. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

Освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.

 Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Человек и информация

6

4

1

1

2

Компьютер как универсальное средство обработки информации.

8

3

4

1

3

Обработка текстовой информации

10

2

7

1

4

Обработка графической информации.

4

2

2

5

Мультимедийные технологии

5

2

2

1

6

Резервное время

1

1

Итого:

34

13

17

2

2

Характеристика деятельности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • понимание значения информации для человеческой деятельности;
  • следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • овладение методами логического и алгоритмического мышления;
  • овладение адекватными способами решения практических и теоретических задач;
  • овладение и использование методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса БИОНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
  2. Угринович  Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8  класса /  Угринович Н.Д. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Учебно-методические пособия        

  1. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  2. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
  4. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
  5. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
  6. Примерная рабочая программа основного общего образования по  информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.  2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
  7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
  8. Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
  9. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

Материально-техническое обеспечение

Аппаратные средства:

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  3. Проектор.
  4. Лазерный принтер.
  5. Ксерокс.
  6. Телекоммуникационный блок.
  7. Устройства вывода звуковой информации.
  8. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
  9. Модем.
  10. Локальная вычислительная сеть.
  11. Интернет.

Программные средства:

  1. Операционная система Windows.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Файловый менеджер Tote Commander или Far.
  4. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  5. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  6. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  7. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  8. Программа-архиватор WinRar.
  9. Клавиатурный тренажер.
  10. Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office), включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  11. Программа-переводчик.
  12. Система оптического распознавания текста.

Основные электронные образовательные ресурсы

  1. http://www.uroki.net/docinf.htm
  2. http://videouroki.net/informatika.php
  3. http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
  4. http://www.metod-kopilka.ru/
  5. http://school.dentro.ru/teacher/
  6. http://infoschool.narod.ru/
  7. www.klyaksa.net
  8. kpolyakov.narod.ru/school/ppt.
  9. www.informatik.kz/otkruroki.htm
  10. informatka.ru
  11. informatika.na.by
  12. http://inf.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/

Приложение

Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

  1. Человек и информация (6 часов)

1

1.1

Введение. Техника безопасности Предмет информатики - информация и знания.

1

2

1.2

Формы представление информации. Информационные процессы

1

3

1.3

Измерение информации (алфавитный подход)

1

4

1.4

Измерение информации (вероятностный подход)

1

5

1.5

Кодирование информации. Решение задач по теме «Измерение информации»

1

6

1.6

Итоговое тестирование по разделу  «Человек и информация»

1

  2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов)

7

2.1

История развития вычислительной техники.

1

8

2.2

Назначение и устройство компьютера.Выполнение практической работы «Соединение блоков и устройств компьютера»

1

9

2.3

Устройства ввода и вывода информации. Выполнение практической работы «Знакомство с устройством ввода информации – клавиатура. Работа на клавиатурном тренажере»

1

10

2.4

Устройства хранения и обработки информации ПК.

1

11

2.5

Программное обеспечение компьютера. Системное ПО.

1

12

2.6

Пользовательский интерфейс. Выполнение практической работы «Настройка пользовательского интерфейса ОС»

1

13

2.7

Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практической работы «Работа с файловой системой ОС»

1

14

2.8

Итоговое тестирование по разделу  «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1

  4. Обработка текстовой информации (10 часов)

15

3.1

Представление текстовой информации в компьютере. Решение задач «Текстовая информация и компьютер»

1

16

3.2

Программы для работы с  текстовой информацией (текстовые редакторы, переводчики, распознавания текстов). Интерфейс текстового процессора.

1

17

3.3

Шрифт, начертание, размер. Выполнение практической работы «Набор и редактирование текста»

1

18

3.4

Работа с фрагментами текста: абзацные отступы и интервалы, настройка параметров элементов текста. Нумерация страниц. Выполнение практической работы «Форматирование текстовых документов »

1

19

3.5

Работа со списками, колонками. Выполнение практического задания «Включение в текст документа нумерованных и маркированных списков, колонок»

1

20

3.6

Работа с таблицами. Выполнение практического задания «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.»

1

21

3.7

Вставка в документы формул и символов. Выполнение практического задания «Включение в текст документа формул и специальных символов»

1

22

3.8

Рисование в документе. Вставка готового рисунка, диаграмм, графиков. Объект WordArd. Выполнение практического задания «Включение в текст графических объектов»

1

23

3.9

Гипертекст. Выполнение практического задания «Создание гипертекстного документа»

1

24

3.10

Итоговое тестирование по разделу «Обработка текстовой информации». Создание зачетного текстового документа.

1

  4. Обработка графической информации (4 часа)

25

4.1

Кодировка графических изображений.

Решение задач по теме «Кодирование графических изображений в ПК»

1

26

4.2

Компьютерная графика. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов

1

27

4.3

Выполнение практического задания «Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактор»

1

28

4.4

Выполнение практического задания «Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.»

1

  5. Мультимедийные технологии (5 часов)

29

5.1

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Демонстрация презентации.

1

30

5.2

Кодирование звуковой информации. Решение задач по теме «Кодирование звуковой информации».

1

31

5.3

Звуки и изображение. Требование к презентации. Выполнение практического задания «Создание презентации, содержащей графические изображения, звук, текст»

1

32

5.4

Создание презентации. Эффекты объектов презентации Выполнение практического задания «Настройка анимации»

1

33

5.5

Итоговое тестирование по разделам Обработка графической информации. Мультимедийные технологии». Создание зачетной мультимедийной презентации.

1

  6. Резервное время (1 час)

34

6.1

Повторение материала, изученного за год.

1

Итого:

             34


Список литературы

Методические пособия:

  1. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  2. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
  4. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова) сборник программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.» под ред. Бородина М. Н. Издание 6-е .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009;
  5. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
  6. Примерная рабочая программа основного общего образования по  информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.  2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
  7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
  8. Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
  9. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
  10. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса БИОНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
  11. Угринович  Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8  класса /  Угринович  Н.Д. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Интернет-сайты:

  1. http://www.uroki.net/docinf.htm
  2. http://videouroki.net/informatika.php
  3. http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
  4. http://www.metod-kopilka.ru/
  5. http://school.dentro.ru/teacher/
  6. http://infoschool.narod.ru/
  7. www.klyaksa.net
  8. kpolyakov.narod.ru/school/ppt.
  9. www.informatik.kz/otkruroki.htm
  10. informatka.ru
  11. informatika.na.by


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:·         федерального компонента государственного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы

Использование УМК под ред. Л. Босовой...

Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)

В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"

Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....