Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 10 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёвой Елены Анатольевны на 2015-2016 учебный год

 

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов на  2015-2016 учебный год -20с.
 
     Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень); программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, а также авторской программой «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера,, рассчитанной на 35 часов в год (по 1 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10-11 классов.
     Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
 
Пояснительная записка
      Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень); программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, а также авторской программой «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
      Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
     Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
     Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
     Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
       Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
       Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные техно­логии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
• создание условий для достижения личностных результатов;
• освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий, обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных  предметов на уровне среднего общего образования;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
       Основные задачи программы:
·                   систематизировать подходы к изучению предмета;
·                   сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
·                   научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
·                   показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
·                   создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
·                   понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
·                   сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №  93 

 

Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 10 классов

учителя информатики и ИКТ

Воробьёвой Елены Анатольевны

на 2015-2016 учебный год

Воробьёва Елена Анатольевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов на        2015-2016 учебный год -20с.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень); программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, а также авторской программой «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера,, рассчитанной на 35 часов в год (по 1 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10-11 классов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень); программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, а также авторской программой «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

• умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;

• создание условий для достижения личностных результатов;

• освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий, обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных  предметов на уровне среднего общего образования;

• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения.

В содержании курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе акцент сделан на изучении следующих разделов:

  • Информация;
  • Информационные процессы;
  • Информационные модели;
  • Информационные системы. СУБД;
  • Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Программой предусматривается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Содержание теоретической и практической работы на уроках  информатики основной школы в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

∙        Традиционное обучение;

∙        Личностно-ориентированное обучение;

∙        Дифференцированное обучение;

∙        Проблемное обучение;

∙        Педагогики сотрудничества

∙        Блочно-модульная.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

∙        Комбинированный урок;

∙        Урок-лекция;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-практикум;

∙        Творческая лаборатория;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-игра;

∙        Урок-семинар;

∙        Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

∙        Тематические зачеты;

∙        Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

∙        Диктанты по информатике;

∙        Решение задач;

∙        Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

∙        Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

∙        Итоговые контрольные работы;

∙        Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним общим образованием проводится в форме:

1.        итогового тестирования;

2.        разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;

3.        защиты рефератов.

Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.

При составлении тестов- достижений, для диагностики уровня усвоения материала  можно воспользоваться следующими типами заданий:

1.        Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);

2.        Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);

3.        Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);

4.        Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);

5.        Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 классов (базовый уровень) предусматривает обучение информатики и ИКТ в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов (1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 11 часа, 4 четверть – 8 часов). Фактически будет проведено 34 часа в связи с выпадением 1 часа на праздничный день. Данная рабочая программа предусматривает некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе произведено разделение раздела примерной программы «Информатика и информационные процессы» на два отдельных: раздел 1 «Информация» и раздел 2 «Информационные процессы», что способствует более наглядному отображению основного понятия науки информатики и способов работы с ним, что  в свою очередь способствует лучшему усвоению материала обучающимися. Кроме того тема «Систематизация информации» 1 раздела примерной программы перенесена в раздел 3 «Информационные модели» данной рабочей программы с целью обеспечения систематизации и улучшения качества понимания обучающимися понятия - информационной модели. За счет резерва учебного времени предусмотренного примерной программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 10 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:        

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

Знать, понимать:

  • Правила гигиены и безопасности при работе на ПК;
  • Правила поведения в компьютерном классе;
  • Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • Что такое язык представления информации; какие бывают языки;
  • Понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
  • Понятия «шифрование», «дешифрование»;
  • Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
  • Определение бита с позиции содержания сообщения;
  • Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
  • Основные свойства систем: целесообразность, целостность;
  • Что такое «системный подход» в науке и практике;
  • Чем отличаются естественные и искусственные системы;
  • Какие типы связей действуют в системах;
  • Роль информационных процессов в системах;
  • Состав и структуру систем управления;
  • Историю развития носителей информации;
  • Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
  • Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
  • Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
  • Понятие «шум» и способы защиты от шума;
  • Основные типы задач обработки информации;
  • Понятие исполнителя обработки информации;
  • Понятие алгоритма обработки информации;
  • Что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»;
  • Что такое «структура данных»; какие бывают структуры;
  • Алгоритм последовательного поиска;
  • Алгоритм поиска половинным делением;
  • Что такое блочный поиск;
  • Как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
  • Какая информация требует защиты;
  • Виды угроз для числовой информации;
  • Физические способы защиты информации;
  • Программные средства защиты информации;
  • Что такое криптография;
  • Что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;
  • Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • Понятие алгоритмической модели;
  • Способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • Архитектуру персонального компьютера;
  • Что такое контроллер внешнего устройства ПК;
  • Назначение шины;
  • В чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;
  • Основные виды памяти ПК;
  • Что такое системная плата, порты ввода-вывода;
  • Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;
  • Что такое программное обеспечение ПК;
  • Структура ПО ПК;
  • Прикладные программы и их назначение;
  • Системное ПО; функции операционной системы;
  • Что такое системы программирования;
  • Что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

Уметь:

  • Решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов);
  • Решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
  • Выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
  • Приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
  • Анализировать состав и структуру систем;
  • Различать связи материальные и информационные;
  • Сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
  • Рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи;
  • Составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
  • Осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
  • Осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
  • Применять меры защиты личной информации на ПК;
  • Применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);
  • Ориентироваться в граф-моделях;
  • Строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
  • Строить табличные модели по вербальному описанию системы;
  • Строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
  • Подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
  • Соединять устройства ПК;
  • Производить основные настройки БИОС;
  • Работать в среде операционной системы на пользовательском уровне;
  • Работать с одной из программ-архиваторов.
  • Приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • Ориентироваться в таблично организованной информации;
  • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • Организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
  • Сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • Автоматизации коммуникационной деятельности;
  • Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Содержание учебного предмета, курса

  1. Информация (5 часов)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Практические работы:

  1. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

  1. Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

  1. Информационные процессы (6 часов)

Классификация информационных процессов.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. 

Практические работы:

1. Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

2. Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

3. Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

  1. Информационные модели ( 9 часов)

Введение в теорию систем. Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.

Практические работы:

1. Формализация задач из различных предметных областей.

2. Моделирование. Представление информации в форме графа.

3. Моделирование. Представление информации в форме дерева.

4. Моделирование. Представление данных в табличной форме.

5. Представление зависимостей в виде формул.

6. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

7.Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

  1. Информационные системы. СУБД. (7 часов)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Практические работы: 

1.Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.

2. Осуществление ввода и редактирования данных.

3. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных.

4. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.

5. Печать данных с помощью отчетов. Создание шаблонов отчетов.

5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (7 часов)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Практические работы:

1. Тестирование компьютера. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями.

2. Работа с файловыми менеджерами

3. Работа с архиваторами

4. Работа с антивирусными программами.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

1

Информация

5

3

2

0

2

Информационные процессы

6

2

3

1

3

Информационные модели

9

2

6

1

4

Информационные системы. СУБД

7

2

5

5

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

7

2

4

1

Итого:

34

11

20

3

Характеристика деятельности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ являются:

Познавательная деятельность:

  • понимание значения информации для человеческой деятельности;
  • следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • овладение методами логического и алгоритмического мышления;
  • овладение адекватными способами решения практических и теоретических задач;
  • овладение и использование методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  3. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Учебно-методические пособия

  1. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007;
  1. Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие — Москва: 2008;
  2. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008;
  3. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008;
  4. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  5. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  6. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
  7. Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008;
  8. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008;
  9. Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008;
  10. Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков – М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009;
  11. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008;
  12. Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. – Москва: 2008;
  13. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. Москва: 2008;
  14. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
  15. Примерная рабочая программа основного общего образования по  информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.  2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
  16. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
  17. Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
  18. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008;
  19. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
  20. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Материально-техническое обеспечение

Аппаратные средства:

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  3. Проектор.
  4. Лазерный принтер.
  5. Ксерокс.
  6. Телекоммуникационный блок.
  7. Устройства вывода звуковой информации.
  8. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
  9. Модем.
  10. Локальная вычислительная сеть.
  11. Интернет.

Программные средства:

  1. Операционная система Windows.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Файловый менеджер Tote Commander или Far.
  4. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  5. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  6. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  7. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  8. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
  9. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  10. Антивирусная программа Антивирус Касперского
  11. Программа-архиватор WinRar.
  12. Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office), включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  13. Программа-переводчик.
  14. Система оптического распознавания текста.

Основные электронные образовательные ресурсы

  1. http://www.uroki.net/docinf.htm
  2. http://videouroki.net/informatika.php
  3. http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
  4. http://www.metod-kopilka.ru/
  5. http://school.dentro.ru/teacher/
  6. http://infoschool.narod.ru/
  7. www.klyaksa.net
  8. kpolyakov.narod.ru/school/ppt.
  9. www.informatik.kz/otkruroki.htm
  10. informatka.ru
  11. informatika.na.by
  12. http://reshuege.ru/

Приложение

Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

  1. Информация (5 часов)

1

1.1

Введение. Техника безопасности Структура информатики

1

02.09.2014

2

1.2

Информация. Виды и свойства информации.

1

09.09.2014

3

1.3

Количество информации. Измерение информации (смысловой подход). Решение задач

1

16.09.2014

4

1.4

Кодирование информации. Языки кодирования. Практическая работа  «Кодирование информации».

1

23.09.2014

5

1.5

Объем информации. Измерение информации (алфавитный подход). Решение задач. Самостоятельная работа  по теме «Информация».

1

30.09.2014

  2. Информационные процессы (6 часов)

6

2.1

Информационные процессы. Классификация информационных процессов.

Практическая работа «Информационные процессы»

1

07.10.2014

7

2.2

Процессы хранения и передачи информации. Выбор способа хранения информации. Канал связи и его характеристики.

1

14.10.2014

8

2.3

Обработка информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Машина Поста.

1

21.10.2014

9

2.4

Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Практическая работа «Поиск информации»

1

28.10.2014

10

2.5

Защита информации. Методы защиты. Практическая работа «Защита информации».

1

11.11.2014

11

2.6

Контрольная  работа по теме: «Информация и информационные процессы»

1

18.11.2014

  3. Информационные модели ( 9 часов)

12

3.1

Введение в теорию систем. Системный эффект.

1

25.11.2014

13

3.2

Информационные модели. Модель черного ящика. Решение задач.

1

02.12.2014

14

3.3

Информационные модели на графах.

Практическая работа «Представление информации в форме графа»

1

09.12.2014

15

3.4

Иерархические структуры. Деревья. Практическая работа «Представление информации в форме дерева»

1

16.12.2014

16

3.5

Табличные информационные модели. Практическая работа «Представление информации в форме таблицы»

1

23.12.2014

17

3.6

Практическая работа « Представление зависимостей в виде формул. Вычислительные таблицы»

1

13.01.2015

18

3.7

Алгоритм как модель деятельности. Способы описания алгоритмов, Трассировка.

1

20.01.2015

19

3.8

Практическая работа «Представление последовательности действий используя различные способы описания алгоритмов (блок-схемы и учебный алгоритмический язык)»

1

27.01.2015

20

3.9

Контрольная работа по теме: «Информационные модели». Защита проекта.

1

03.02.2015

  4. Информационные системы. СУБД. (7 часов)

21

4.1

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД)

1

10.02.2015

22

4.2

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

1

17.02.2015

23

4.3

Практическая работа «Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.»

1

24.02.2015

24

4.4

Практическая работа «Формы, просмотр и редактирование записей»

1

03.03.2015

25

4.5

Сортировка записей в БД. Практическая работа «Упорядочение данных в СУБД.»

1

10.03.2015

26

4.6

Поиск записей в БД с помощью фильтров и запросов. Логические условия выбора данных. Практическая работа «Работа с готовой базой данных. Поиск записей в БД».

1

17.03.2015

27

4.7

Практическая работа «Печать данных с помощью отчетов. Создание шаблонов отчетов».

1

31.03.2015

  5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (7 час)

28

5.1

Поколения ЭВМ. Архитектура современных компьютеров.

1

07.04.2015

29

5.2

Системное программное обеспечение. Операционные системы. BIOS Загрузка операционной системы.

1

14.04.2015

30

5.3

Практическая работа «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями. Тестирование компьютера»

1

21.04.2015

31

5.4

Прикладное программное обеспечение. Практическая работа «Работа с антивирусными программами».

1

28.04.2015

32

5.5

Файлы и файловые структуры Файловые менеджеры. Практическая работа «Работа с файловой системой компьютера по средствам файловых менеджеров»

1

05.05.2015

33

5.6

Архиваторы. Практическая работа «Архивирование данных»

1

12.05.2015

34

5.7

Контрольная работа «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1

19.05.2015

Итого:

            34


Список литературы

Методические пособия:

  1. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007;
  2. Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие — Москва: 2008;
  3. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008;
  4. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008;
  5. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  6. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
  7. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
  8. Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008;
  9. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008;
  10. Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008;
  11. Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков – М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009;
  12. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008;
  13. Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. – Москва: 2008;
  14. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. Москва: 2008;
  15. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
  16. Примерная рабочая программа основного общего образования по  информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.  2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
  17. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
  18. Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
  19. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008;
  20. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
  21. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  22. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  23. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  24. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:·         федерального компонента государственного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы

Использование УМК под ред. Л. Босовой...

Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)

В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"

Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....