Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5 г Зеи
от 31.08. 2015 № 93
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 10 классов
учителя информатики и ИКТ
Воробьёвой Елены Анатольевны
на 2015-2016 учебный год
Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов на 2015-2016 учебный год -20с.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень); программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, а также авторской программой «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера,, рассчитанной на 35 часов в год (по 1 часу в неделю) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10-11 классов.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень); программой общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, разработанной авторами учебников И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем, С.А. Башенковым, Л.Л Босовой, Ю.А. Шафриным. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005, а также авторской программой «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
• создание условий для достижения личностных результатов;
• освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения.
В содержании курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе акцент сделан на изучении следующих разделов:
- Информация;
- Информационные процессы;
- Информационные модели;
- Информационные системы. СУБД;
- Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
Программой предусматривается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Содержание теоретической и практической работы на уроках информатики основной школы в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
∙ Традиционное обучение;
∙ Личностно-ориентированное обучение;
∙ Дифференцированное обучение;
∙ Проблемное обучение;
∙ Педагогики сотрудничества
∙ Блочно-модульная.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
∙ Комбинированный урок;
∙ Урок-лекция;
∙ Урок-демонстрация;
∙ Урок-практикум;
∙ Творческая лаборатория;
∙ Урок-демонстрация;
∙ Урок-игра;
∙ Урок-семинар;
∙ Урок-консультация.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
∙ Тематические зачеты;
∙ Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
∙ Диктанты по информатике;
∙ Решение задач;
∙ Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
∙ Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
∙ Итоговые контрольные работы;
∙ Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним общим образованием проводится в форме:
1. итогового тестирования;
2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
3. защиты рефератов.
Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.
При составлении тестов- достижений, для диагностики уровня усвоения материала можно воспользоваться следующими типами заданий:
1. Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);
2. Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);
3. Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);
4. Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);
5. Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 классов (базовый уровень) предусматривает обучение информатики и ИКТ в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов (1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 11 часа, 4 четверть – 8 часов). Фактически будет проведено 34 часа в связи с выпадением 1 часа на праздничный день. Данная рабочая программа предусматривает некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе произведено разделение раздела примерной программы «Информатика и информационные процессы» на два отдельных: раздел 1 «Информация» и раздел 2 «Информационные процессы», что способствует более наглядному отображению основного понятия науки информатики и способов работы с ним, что в свою очередь способствует лучшему усвоению материала обучающимися. Кроме того тема «Систематизация информации» 1 раздела примерной программы перенесена в раздел 3 «Информационные модели» данной рабочей программы с целью обеспечения систематизации и улучшения качества понимания обучающимися понятия - информационной модели. За счет резерва учебного времени предусмотренного примерной программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.
Результаты изучения курса «Информатики и ИКТ» в 10 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:
Знать, понимать:
- Правила гигиены и безопасности при работе на ПК;
- Правила поведения в компьютерном классе;
- Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
- Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- Что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- Понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- Понятия «шифрование», «дешифрование»;
- Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
- Определение бита с позиции содержания сообщения;
- Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- Основные свойства систем: целесообразность, целостность;
- Что такое «системный подход» в науке и практике;
- Чем отличаются естественные и искусственные системы;
- Какие типы связей действуют в системах;
- Роль информационных процессов в системах;
- Состав и структуру систем управления;
- Историю развития носителей информации;
- Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- Понятие «шум» и способы защиты от шума;
- Основные типы задач обработки информации;
- Понятие исполнителя обработки информации;
- Понятие алгоритма обработки информации;
- Что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»;
- Что такое «структура данных»; какие бывают структуры;
- Алгоритм последовательного поиска;
- Алгоритм поиска половинным делением;
- Что такое блочный поиск;
- Как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
- Какая информация требует защиты;
- Виды угроз для числовой информации;
- Физические способы защиты информации;
- Программные средства защиты информации;
- Что такое криптография;
- Что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;
- Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
- Понятие алгоритмической модели;
- Способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- Архитектуру персонального компьютера;
- Что такое контроллер внешнего устройства ПК;
- Назначение шины;
- В чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;
- Основные виды памяти ПК;
- Что такое системная плата, порты ввода-вывода;
- Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;
- Что такое программное обеспечение ПК;
- Структура ПО ПК;
- Прикладные программы и их назначение;
- Системное ПО; функции операционной системы;
- Что такое системы программирования;
- Что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
Уметь:
- Решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов);
- Решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
- Выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
- Приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- Анализировать состав и структуру систем;
- Различать связи материальные и информационные;
- Сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- Рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- Составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
- Осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
- Осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
- Применять меры защиты личной информации на ПК;
- Применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);
- Ориентироваться в граф-моделях;
- Строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
- Строить табличные модели по вербальному описанию системы;
- Строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
- Подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
- Соединять устройства ПК;
- Производить основные настройки БИОС;
- Работать в среде операционной системы на пользовательском уровне;
- Работать с одной из программ-архиваторов.
- Приводить примеры натурных и информационных моделей;
- Ориентироваться в таблично организованной информации;
- Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- Организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
- Сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
- Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
- Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Содержание учебного предмета, курса
- Информация (5 часов)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Практические работы:
- Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
- Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
- Информационные процессы (6 часов)
Классификация информационных процессов.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды.
Практические работы:
1. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
2. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
3. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
- Информационные модели ( 9 часов)
Введение в теорию систем. Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Практические работы:
1. Формализация задач из различных предметных областей.
2. Моделирование. Представление информации в форме графа.
3. Моделирование. Представление информации в форме дерева.
4. Моделирование. Представление данных в табличной форме.
5. Представление зависимостей в виде формул.
6. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7.Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
- Информационные системы. СУБД. (7 часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы:
1.Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.
2. Осуществление ввода и редактирования данных.
3. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных.
4. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.
5. Печать данных с помощью отчетов. Создание шаблонов отчетов.
5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (7 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы:
1. Тестирование компьютера. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями.
2. Работа с файловыми менеджерами
3. Работа с архиваторами
4. Работа с антивирусными программами.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | |||
1 | Информация | 5 | 3 | 2 | 0 |
2 | Информационные процессы | 6 | 2 | 3 | 1 |
3 | Информационные модели | 9 | 2 | 6 | 1 |
4 | Информационные системы. СУБД | 7 | 2 | 5 | |
5 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 7 | 2 | 4 | 1 |
Итого: | 34 | 11 | 20 | 3 |
Характеристика деятельности учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ являются:
Познавательная деятельность:
- понимание значения информации для человеческой деятельности;
- следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- овладение методами логического и алгоритмического мышления;
- овладение адекватными способами решения практических и теоретических задач;
- овладение и использование методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Учебно-методические пособия
- Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007;
- Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие — Москва: 2008;
- Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008;
- Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
- Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008;
- Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008;
- Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008;
- Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков – М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009;
- Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008;
- Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. – Москва: 2008;
- Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. Москва: 2008;
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
- Примерная рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
- Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
- Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008;
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
- Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Проектор.
- Лазерный принтер.
- Ксерокс.
- Телекоммуникационный блок.
- Устройства вывода звуковой информации.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
- Модем.
- Локальная вычислительная сеть.
- Интернет.
Программные средства:
- Операционная система Windows.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Файловый менеджер Tote Commander или Far.
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа Антивирус Касперского
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение (Microsoft Office), включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
Основные электронные образовательные ресурсы
- http://www.uroki.net/docinf.htm
- http://videouroki.net/informatika.php
- http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
- http://www.metod-kopilka.ru/
- http://school.dentro.ru/teacher/
- http://infoschool.narod.ru/
- www.klyaksa.net
- kpolyakov.narod.ru/school/ppt.
- www.informatik.kz/otkruroki.htm
- informatka.ru
- informatika.na.by
- http://reshuege.ru/
Приложение
Календарно-тематический план
№ п/п | № урока | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1. Информация (5 часов) | |||||
1 | 1.1 | Введение. Техника безопасности Структура информатики | 1 | 02.09.2014 | |
2 | 1.2 | Информация. Виды и свойства информации. | 1 | 09.09.2014 | |
3 | 1.3 | Количество информации. Измерение информации (смысловой подход). Решение задач | 1 | 16.09.2014 | |
4 | 1.4 | Кодирование информации. Языки кодирования. Практическая работа «Кодирование информации». | 1 | 23.09.2014 | |
5 | 1.5 | Объем информации. Измерение информации (алфавитный подход). Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Информация». | 1 | 30.09.2014 | |
2. Информационные процессы (6 часов) | |||||
6 | 2.1 | Информационные процессы. Классификация информационных процессов. Практическая работа «Информационные процессы» | 1 | 07.10.2014 | |
7 | 2.2 | Процессы хранения и передачи информации. Выбор способа хранения информации. Канал связи и его характеристики. | 1 | 14.10.2014 | |
8 | 2.3 | Обработка информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Машина Поста. | 1 | 21.10.2014 | |
9 | 2.4 | Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Практическая работа «Поиск информации» | 1 | 28.10.2014 | |
10 | 2.5 | Защита информации. Методы защиты. Практическая работа «Защита информации». | 1 | 11.11.2014 | |
11 | 2.6 | Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы» | 1 | 18.11.2014 | |
3. Информационные модели ( 9 часов) | |||||
12 | 3.1 | Введение в теорию систем. Системный эффект. | 1 | 25.11.2014 | |
13 | 3.2 | Информационные модели. Модель черного ящика. Решение задач. | 1 | 02.12.2014 | |
14 | 3.3 | Информационные модели на графах. Практическая работа «Представление информации в форме графа» | 1 | 09.12.2014 | |
15 | 3.4 | Иерархические структуры. Деревья. Практическая работа «Представление информации в форме дерева» | 1 | 16.12.2014 | |
16 | 3.5 | Табличные информационные модели. Практическая работа «Представление информации в форме таблицы» | 1 | 23.12.2014 | |
17 | 3.6 | Практическая работа « Представление зависимостей в виде формул. Вычислительные таблицы» | 1 | 13.01.2015 | |
18 | 3.7 | Алгоритм как модель деятельности. Способы описания алгоритмов, Трассировка. | 1 | 20.01.2015 | |
19 | 3.8 | Практическая работа «Представление последовательности действий используя различные способы описания алгоритмов (блок-схемы и учебный алгоритмический язык)» | 1 | 27.01.2015 | |
20 | 3.9 | Контрольная работа по теме: «Информационные модели». Защита проекта. | 1 | 03.02.2015 | |
4. Информационные системы. СУБД. (7 часов) | |||||
21 | 4.1 | Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД) | 1 | 10.02.2015 | |
22 | 4.2 | Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных | 1 | 17.02.2015 | |
23 | 4.3 | Практическая работа «Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.» | 1 | 24.02.2015 | |
24 | 4.4 | Практическая работа «Формы, просмотр и редактирование записей» | 1 | 03.03.2015 | |
25 | 4.5 | Сортировка записей в БД. Практическая работа «Упорядочение данных в СУБД.» | 1 | 10.03.2015 | |
26 | 4.6 | Поиск записей в БД с помощью фильтров и запросов. Логические условия выбора данных. Практическая работа «Работа с готовой базой данных. Поиск записей в БД». | 1 | 17.03.2015 | |
27 | 4.7 | Практическая работа «Печать данных с помощью отчетов. Создание шаблонов отчетов». | 1 | 31.03.2015 | |
5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (7 час) | |||||
28 | 5.1 | Поколения ЭВМ. Архитектура современных компьютеров. | 1 | 07.04.2015 | |
29 | 5.2 | Системное программное обеспечение. Операционные системы. BIOS Загрузка операционной системы. | 1 | 14.04.2015 | |
30 | 5.3 | Практическая работа «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями. Тестирование компьютера» | 1 | 21.04.2015 | |
31 | 5.4 | Прикладное программное обеспечение. Практическая работа «Работа с антивирусными программами». | 1 | 28.04.2015 | |
32 | 5.5 | Файлы и файловые структуры Файловые менеджеры. Практическая работа «Работа с файловой системой компьютера по средствам файловых менеджеров» | 1 | 05.05.2015 | |
33 | 5.6 | Архиваторы. Практическая работа «Архивирование данных» | 1 | 12.05.2015 | |
34 | 5.7 | Контрольная работа «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | 1 | 19.05.2015 | |
Итого: | 34 |
Список литературы
Методические пособия:
- Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007;
- Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие — Москва: 2008;
- Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008;
- Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008;
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Знаний, 2005;
- Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008;
- Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008;
- Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008;
- Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков – М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009;
- Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008;
- Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. – Москва: 2008;
- Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. Москва: 2008;
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 класс, И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович, С.А. Башенков, Л.Л Босова, Ю.А. Шафрин. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005;
- Примерная рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006;
- Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006;
- Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008;
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. ЭД. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:· федерального компонента государственного стандар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы
Использование УМК под ред. Л. Босовой...
Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)
В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"
Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....