ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
материал по информатике и икт (8 класс) на тему
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: Кодирование информации
ЗАДАНИЕ:
1. В двоичной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 11101,1(k)(2)+1011,01(k)(2)
Б) 1101(k)(2)*110(k)(2)
2. С двоичной системы счисления переведите следующие числа в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 11101,101(k)(2)
Б) 101110,0101(k)(2)
3. В восьмеричной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 1453,12(k)(8)+3227,(k)(8)
Б) 453(k)(8)*352(k)(8)
4. С восьмеричной системы счисления следующие числа переведите в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 14534,152(k)(8)
Б) 4534,21(k)(8)
5. С шестнадцатеричной системы счисления переведите следующие числа в двоичную и десятичную системы счисления:
А) 53А,152(k)(8)
Б) 45В,1(k)(8),
где k – номер варианта, соответствующий порядковому номеру студента по журналу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В повседневной жизни мы пользуемся десятичной системой счисления(с.с.). В этой системе счисления имеется 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Вычислительные машины работают обычно в одном из трех качественно разных системах счисления: двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системе счисления.
Любое число можно разложить на конечное число слагаемых с основанием системы. Например, в десятичной системе счисления число 454,34 разлагается на сумму 4*102+5*101+4*100+3*10-1+4*10-2.
В системе счисления с основанием Р число Х разлагается на конечную сумму:
Xp=Kn pn+Kn-1pn-1+…+K1p1+K0p0+ K-1p-1+… +K-mp-m. (1)
В двоичной системе счисления для описания чисел используются только цифры 0 и 1. Например , число 75 в десятичной системе счисления в двоичной системе выглядит следующим образом:
75=1*26+0*25+0*24+1*23+0*22+1*21+1*20
Значит 75(10)=1001011(2)
Сложение в Вычитание в Умножение в
двоичной с.с. двоичной с.с. двоичной с.с.
0 + 0 = 0 0 - 0 = 0 0 x 0 = 0
0 + 1 = 1 1 - 0 = 1 1 x 0 = 0
1 + 0 = 1 1 - 1 = 0 0 x 1 = 0
1 + 1 = 10 10 -1 = 1 1 x 1 = 1
При делении чисел в двоичной системе счисления используются таблицы сложения и умножения. Например:
110101110 1010
1010 101011
1101
1010
1111
1010
1010
1010
0000
В восьмеричной системе счисления используются восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Таблица сложения в Таблица умножения в
восьмеричной с.с. восьмеричной с.с.
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 |
|
|
| 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 |
|
|
| 2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 10 | 12 | 14 | 16 |
3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 |
|
|
| 3 | 0 | 3 | 6 | 11 | 14 | 17 | 22 | 25 |
4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|
|
| 4 | 0 | 4 | 10 | 14 | 20 | 24 | 30 | 34 |
5 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
|
| 5 | 0 | 5 | 12 | 17 | 24 | 31 | 36 | 43 |
6 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
|
| 6 | 0 | 6 | 14 | 22 | 30 | 36 | 44 | 52 |
7 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
| 7 | 0 | 7 | 16 | 25 | 34 | 43 | 52 | 61 |
Рассмотрим способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
1. Требуется перевести число 11011101,1000011(2) из двоичной системы счисления в восьмеричную и десятичную.
а) Для перевода числа из двоичной системы счисления в восьмеричную, целые и дробные части данного числа нужно разделить на триады по отдельности . Каждая триада означает одну цифру в восьмеричной системе счисления. При этом недостающиеся позиции заполняются нулями: 011.011.101,100.001.100
3 3 5 4 1 4
Значит, 11011101,1000011(2) = 335,414(8)
б) для перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную пользуются выражением (1):
11011101,1000011(2)
1*27+1*26+0*25+1*24+1*23+1*22+0*21+1*20+1*2-1+0*2-2+0*2-3+0*2-4+0*2-5+ +1*2-6+1*2-7=128+64+16+8+4+1+0,5+0,015625=221,515625(10)
2. Для перевода числа 62,125(10) из десятичной системы в двоичную и восьмеричную, необходимо целую часть данного числа разделить на 2 и 8 соответственно. Результат опять делится на соответствующее число. Эта операция выполняется до получения частного, меньшего чем делитель. Конечное частное и остатки записываются в обратном порядке. Полученное число является результатом вычисления.
62:2=31+(0) 31:2=15+(1) 15:2=7+(1) 7:2=3+(1) 3:2=1+(1) | 62:8=7+(6) 62(10) = 76(8) |
62(10) = 111110(2) |
|
Дробная часть числа умножается на число 2 или 8 до получения необходимой точности, целые части записываются в прямом порядке:
0 | ,125 х 2 |
|
|
| 0 | ,125 х 8 |
0 | ,250 х 2 |
|
|
| 1 | ,000 |
0 | ,500 х 2 |
|
|
|
|
|
1 | ,000 |
|
|
|
|
|
0,125(10) = 0,001(2) 0,125(10) = 0,1(8)
62,125(10) = 111110,001(2)
62,125(10) = 76,1(8)
3. Перевести число 105,761(8) из восьмеричной системы в десятичную и двоичную. Для перевода в двоичную систему счисления каждая цифра записывается в виде триады:
105,761(8) = 1000101,111110001(2).
Для перевода из восьмеричной системы счисления в десятичную пользуемся выражением (1).
4. Шестнадцатеричная с.с. состоит из цифр от 0 до 9 и букв A,B,C,D,E,F . Буквам соответствуют следующие значения:
A | B | C | D | E | F |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Перевод числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную аналогичен переводу в двоичную и восьмеричную.
Пример: Перевести число 155,34(10) в шестнадцатеричную систему счисления.
_155 | 16 | 155(10)=9В(16) |
144 | 9 |
|
11 |
|
|
|
|
|
| 0,34 | 0,34(10)=0,57(16) |
| *16 |
|
5 | 0,44 |
|
| *16 |
|
7 | 0,04 |
|
155,34(10)=9В,57(16)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: Кодирование информации
ЗАДАНИЕ:
- В двоичной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 11101,1(k)(2)+1011,01(k)(2)
Б) 1101(k)(2)*110(k)(2)
- С двоичной системы счисления переведите следующие числа в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 11101,101(k)(2)
Б) 101110,0101(k)(2)
- В восьмеричной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 1453,12(k)(8)+3227,(k)(8)
Б) 453(k)(8)*352(k)(8)
- С восьмеричной системы счисления следующие числа переведите в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 14534,152(k)(8)
Б) 4534,21(k)(8)
- С шестнадцатеричной системы счисления переведите следующие числа в двоичную и десятичную системы счисления:
А) 53А,152(k)(8)
Б) 45В,1(k)(8),
где k – номер варианта, соответствующий порядковому номеру студента по журналу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В повседневной жизни мы пользуемся десятичной системой счисления(с.с.). В этой системе счисления имеется 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Вычислительные машины работают обычно в одном из трех качественно разных системах счисления: двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системе счисления.
Любое число можно разложить на конечное число слагаемых с основанием системы. Например, в десятичной системе счисления число 454,34 разлагается на сумму 4*102+5*101+4*100+3*10-1+4*10-2.
В системе счисления с основанием Р число Х разлагается на конечную сумму:
Xp=Kn pn+Kn-1pn-1+…+K1p1+K0p0+ K-1p-1+… +K-mp-m. (1)
В двоичной системе счисления для описания чисел используются только цифры 0 и 1. Например , число 75 в десятичной системе счисления в двоичной системе выглядит следующим образом:
75=1*26+0*25+0*24+1*23+0*22+1*21+1*20
Значит 75(10)=1001011(2)
Сложение в Вычитание в Умножение в
двоичной с.с. двоичной с.с. двоичной с.с.
0 + 0 = 0 0 - 0 = 0 0 x 0 = 0
0 + 1 = 1 1 - 0 = 1 1 x 0 = 0
1 + 0 = 1 1 - 1 = 0 0 x 1 = 0
1 + 1 = 10 10 -1 = 1 1 x 1 = 1
При делении чисел в двоичной системе счисления используются таблицы сложения и умножения. Например:
110101110 1010
1010 101011
1101
1010
1111
1010
1010
1010
0000
В восьмеричной системе счисления используются восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Таблица сложения в Таблица умножения в
восьмеричной с.с. восьмеричной с.с.
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 10 | 12 | 14 | 16 | |||
3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 3 | 0 | 3 | 6 | 11 | 14 | 17 | 22 | 25 | |||
4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 4 | 0 | 4 | 10 | 14 | 20 | 24 | 30 | 34 | |||
5 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 5 | 0 | 5 | 12 | 17 | 24 | 31 | 36 | 43 | |||
6 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 6 | 0 | 6 | 14 | 22 | 30 | 36 | 44 | 52 | |||
7 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 7 | 0 | 7 | 16 | 25 | 34 | 43 | 52 | 61 |
Рассмотрим способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
1. Требуется перевести число 11011101,1000011(2) из двоичной системы счисления в восьмеричную и десятичную.
а) Для перевода числа из двоичной системы счисления в восьмеричную, целые и дробные части данного числа нужно разделить на триады по отдельности . Каждая триада означает одну цифру в восьмеричной системе счисления. При этом недостающиеся позиции заполняются нулями: 011.011.101,100.001.100
3 3 5 4 1 4
Значит, 11011101,1000011(2) = 335,414(8)
б) для перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную пользуются выражением (1):
11011101,1000011(2)
1*27+1*26+0*25+1*24+1*23+1*22+0*21+1*20+1*2-1+0*2-2+0*2-3+0*2-4+0*2-5+ +1*2-6+1*2-7=128+64+16+8+4+1+0,5+0,015625=221,515625(10)
2. Для перевода числа 62,125(10) из десятичной системы в двоичную и восьмеричную, необходимо целую часть данного числа разделить на 2 и 8 соответственно. Результат опять делится на соответствующее число. Эта операция выполняется до получения частного, меньшего чем делитель. Конечное частное и остатки записываются в обратном порядке. Полученное число является результатом вычисления.
62:2=31+(0) 31:2=15+(1) 15:2=7+(1) 7:2=3+(1) 3:2=1+(1) | 62:8=7+(6) 62(10) = 76(8) |
62(10) = 111110(2) |
Дробная часть числа умножается на число 2 или 8 до получения необходимой точности, целые части записываются в прямом порядке:
0 | ,125 х 2 | 0 | ,125 х 8 | |||
0 | ,250 х 2 | 1 | ,000 | |||
0 | ,500 х 2 | |||||
1 | ,000 |
0,125(10) = 0,001(2) 0,125(10) = 0,1(8)
62,125(10) = 111110,001(2)
62,125(10) = 76,1(8)
3. Перевести число 105,761(8) из восьмеричной системы в десятичную и двоичную. Для перевода в двоичную систему счисления каждая цифра записывается в виде триады:
105,761(8) = 1000101,111110001(2).
Для перевода из восьмеричной системы счисления в десятичную пользуемся выражением (1).
4. Шестнадцатеричная с.с. состоит из цифр от 0 до 9 и букв A,B,C,D,E,F . Буквам соответствуют следующие значения:
A | B | C | D | E | F |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Перевод числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную аналогичен переводу в двоичную и восьмеричную.
Пример: Перевести число 155,34(10) в шестнадцатеричную систему счисления.
_155 | 16 | 155(10)=9В(16) |
144 | 9 | |
11 | ||
0,34 | 0,34(10)=0,57(16) | |
*16 | ||
5 | 0,44 | |
*16 | ||
7 | 0,04 |
155,34(10)=9В,57(16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)
Технологическая карта занития по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...
практическое занятие 4 Планирование и наблюдение за объектами природы на занятиях и прогулках
практическое занятие "Планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и прогулках" предназначено для студентов, обучающихся по специальности 44.02. 01 "Дошкольное образование", являяетс...

Занятие по ПДД. Программа "Дорожная азбука" Тема: Пешеходные переходы. Практическое занятие.
Конспект занятия по ПДД и раздаточный материал к занятию. Тема "Пешеходные переходы. Практическое занятие". Программа "Дорожная азбука", 1 год обучения....

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"
Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...