ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
материал по информатике и икт (8 класс) на тему
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: Кодирование информации
ЗАДАНИЕ:
1. В двоичной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 11101,1(k)(2)+1011,01(k)(2)
Б) 1101(k)(2)*110(k)(2)
2. С двоичной системы счисления переведите следующие числа в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 11101,101(k)(2)
Б) 101110,0101(k)(2)
3. В восьмеричной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 1453,12(k)(8)+3227,(k)(8)
Б) 453(k)(8)*352(k)(8)
4. С восьмеричной системы счисления следующие числа переведите в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 14534,152(k)(8)
Б) 4534,21(k)(8)
5. С шестнадцатеричной системы счисления переведите следующие числа в двоичную и десятичную системы счисления:
А) 53А,152(k)(8)
Б) 45В,1(k)(8),
где k – номер варианта, соответствующий порядковому номеру студента по журналу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В повседневной жизни мы пользуемся десятичной системой счисления(с.с.). В этой системе счисления имеется 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Вычислительные машины работают обычно в одном из трех качественно разных системах счисления: двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системе счисления.
Любое число можно разложить на конечное число слагаемых с основанием системы. Например, в десятичной системе счисления число 454,34 разлагается на сумму 4*102+5*101+4*100+3*10-1+4*10-2.
В системе счисления с основанием Р число Х разлагается на конечную сумму:
Xp=Kn pn+Kn-1pn-1+…+K1p1+K0p0+ K-1p-1+… +K-mp-m. (1)
В двоичной системе счисления для описания чисел используются только цифры 0 и 1. Например , число 75 в десятичной системе счисления в двоичной системе выглядит следующим образом:
75=1*26+0*25+0*24+1*23+0*22+1*21+1*20
Значит 75(10)=1001011(2)
Сложение в Вычитание в Умножение в
двоичной с.с. двоичной с.с. двоичной с.с.
0 + 0 = 0 0 - 0 = 0 0 x 0 = 0
0 + 1 = 1 1 - 0 = 1 1 x 0 = 0
1 + 0 = 1 1 - 1 = 0 0 x 1 = 0
1 + 1 = 10 10 -1 = 1 1 x 1 = 1
При делении чисел в двоичной системе счисления используются таблицы сложения и умножения. Например:
110101110 1010
1010 101011
1101
1010
1111
1010
1010
1010
0000
В восьмеричной системе счисления используются восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Таблица сложения в Таблица умножения в
восьмеричной с.с. восьмеричной с.с.
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 |
|
|
| 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 |
|
|
| 2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 10 | 12 | 14 | 16 |
3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 |
|
|
| 3 | 0 | 3 | 6 | 11 | 14 | 17 | 22 | 25 |
4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|
|
| 4 | 0 | 4 | 10 | 14 | 20 | 24 | 30 | 34 |
5 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
|
| 5 | 0 | 5 | 12 | 17 | 24 | 31 | 36 | 43 |
6 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
|
| 6 | 0 | 6 | 14 | 22 | 30 | 36 | 44 | 52 |
7 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
| 7 | 0 | 7 | 16 | 25 | 34 | 43 | 52 | 61 |
Рассмотрим способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
1. Требуется перевести число 11011101,1000011(2) из двоичной системы счисления в восьмеричную и десятичную.
а) Для перевода числа из двоичной системы счисления в восьмеричную, целые и дробные части данного числа нужно разделить на триады по отдельности . Каждая триада означает одну цифру в восьмеричной системе счисления. При этом недостающиеся позиции заполняются нулями: 011.011.101,100.001.100
3 3 5 4 1 4
Значит, 11011101,1000011(2) = 335,414(8)
б) для перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную пользуются выражением (1):
11011101,1000011(2)
1*27+1*26+0*25+1*24+1*23+1*22+0*21+1*20+1*2-1+0*2-2+0*2-3+0*2-4+0*2-5+ +1*2-6+1*2-7=128+64+16+8+4+1+0,5+0,015625=221,515625(10)
2. Для перевода числа 62,125(10) из десятичной системы в двоичную и восьмеричную, необходимо целую часть данного числа разделить на 2 и 8 соответственно. Результат опять делится на соответствующее число. Эта операция выполняется до получения частного, меньшего чем делитель. Конечное частное и остатки записываются в обратном порядке. Полученное число является результатом вычисления.
62:2=31+(0) 31:2=15+(1) 15:2=7+(1) 7:2=3+(1) 3:2=1+(1) | 62:8=7+(6) 62(10) = 76(8) |
62(10) = 111110(2) |
|
Дробная часть числа умножается на число 2 или 8 до получения необходимой точности, целые части записываются в прямом порядке:
0 | ,125 х 2 |
|
|
| 0 | ,125 х 8 |
0 | ,250 х 2 |
|
|
| 1 | ,000 |
0 | ,500 х 2 |
|
|
|
|
|
1 | ,000 |
|
|
|
|
|
0,125(10) = 0,001(2) 0,125(10) = 0,1(8)
62,125(10) = 111110,001(2)
62,125(10) = 76,1(8)
3. Перевести число 105,761(8) из восьмеричной системы в десятичную и двоичную. Для перевода в двоичную систему счисления каждая цифра записывается в виде триады:
105,761(8) = 1000101,111110001(2).
Для перевода из восьмеричной системы счисления в десятичную пользуемся выражением (1).
4. Шестнадцатеричная с.с. состоит из цифр от 0 до 9 и букв A,B,C,D,E,F . Буквам соответствуют следующие значения:
A | B | C | D | E | F |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Перевод числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную аналогичен переводу в двоичную и восьмеричную.
Пример: Перевести число 155,34(10) в шестнадцатеричную систему счисления.
_155 | 16 | 155(10)=9В(16) |
144 | 9 |
|
11 |
|
|
|
|
|
| 0,34 | 0,34(10)=0,57(16) |
| *16 |
|
5 | 0,44 |
|
| *16 |
|
7 | 0,04 |
|
155,34(10)=9В,57(16)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: Кодирование информации
ЗАДАНИЕ:
- В двоичной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 11101,1(k)(2)+1011,01(k)(2)
Б) 1101(k)(2)*110(k)(2)
- С двоичной системы счисления переведите следующие числа в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 11101,101(k)(2)
Б) 101110,0101(k)(2)
- В восьмеричной системе счисления выполните следующие действия, результат проверьте обратным действием:
А) 1453,12(k)(8)+3227,(k)(8)
Б) 453(k)(8)*352(k)(8)
- С восьмеричной системы счисления следующие числа переведите в восьмеричную, десятичную и шестнадцатеричную системы счисления:
А) 14534,152(k)(8)
Б) 4534,21(k)(8)
- С шестнадцатеричной системы счисления переведите следующие числа в двоичную и десятичную системы счисления:
А) 53А,152(k)(8)
Б) 45В,1(k)(8),
где k – номер варианта, соответствующий порядковому номеру студента по журналу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В повседневной жизни мы пользуемся десятичной системой счисления(с.с.). В этой системе счисления имеется 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Вычислительные машины работают обычно в одном из трех качественно разных системах счисления: двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системе счисления.
Любое число можно разложить на конечное число слагаемых с основанием системы. Например, в десятичной системе счисления число 454,34 разлагается на сумму 4*102+5*101+4*100+3*10-1+4*10-2.
В системе счисления с основанием Р число Х разлагается на конечную сумму:
Xp=Kn pn+Kn-1pn-1+…+K1p1+K0p0+ K-1p-1+… +K-mp-m. (1)
В двоичной системе счисления для описания чисел используются только цифры 0 и 1. Например , число 75 в десятичной системе счисления в двоичной системе выглядит следующим образом:
75=1*26+0*25+0*24+1*23+0*22+1*21+1*20
Значит 75(10)=1001011(2)
Сложение в Вычитание в Умножение в
двоичной с.с. двоичной с.с. двоичной с.с.
0 + 0 = 0 0 - 0 = 0 0 x 0 = 0
0 + 1 = 1 1 - 0 = 1 1 x 0 = 0
1 + 0 = 1 1 - 1 = 0 0 x 1 = 0
1 + 1 = 10 10 -1 = 1 1 x 1 = 1
При делении чисел в двоичной системе счисления используются таблицы сложения и умножения. Например:
110101110 1010
1010 101011
1101
1010
1111
1010
1010
1010
0000
В восьмеричной системе счисления используются восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Таблица сложения в Таблица умножения в
восьмеричной с.с. восьмеричной с.с.
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 10 | 12 | 14 | 16 | |||
3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 3 | 0 | 3 | 6 | 11 | 14 | 17 | 22 | 25 | |||
4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 4 | 0 | 4 | 10 | 14 | 20 | 24 | 30 | 34 | |||
5 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 5 | 0 | 5 | 12 | 17 | 24 | 31 | 36 | 43 | |||
6 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 6 | 0 | 6 | 14 | 22 | 30 | 36 | 44 | 52 | |||
7 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 7 | 0 | 7 | 16 | 25 | 34 | 43 | 52 | 61 |
Рассмотрим способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
1. Требуется перевести число 11011101,1000011(2) из двоичной системы счисления в восьмеричную и десятичную.
а) Для перевода числа из двоичной системы счисления в восьмеричную, целые и дробные части данного числа нужно разделить на триады по отдельности . Каждая триада означает одну цифру в восьмеричной системе счисления. При этом недостающиеся позиции заполняются нулями: 011.011.101,100.001.100
3 3 5 4 1 4
Значит, 11011101,1000011(2) = 335,414(8)
б) для перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную пользуются выражением (1):
11011101,1000011(2)
1*27+1*26+0*25+1*24+1*23+1*22+0*21+1*20+1*2-1+0*2-2+0*2-3+0*2-4+0*2-5+ +1*2-6+1*2-7=128+64+16+8+4+1+0,5+0,015625=221,515625(10)
2. Для перевода числа 62,125(10) из десятичной системы в двоичную и восьмеричную, необходимо целую часть данного числа разделить на 2 и 8 соответственно. Результат опять делится на соответствующее число. Эта операция выполняется до получения частного, меньшего чем делитель. Конечное частное и остатки записываются в обратном порядке. Полученное число является результатом вычисления.
62:2=31+(0) 31:2=15+(1) 15:2=7+(1) 7:2=3+(1) 3:2=1+(1) | 62:8=7+(6) 62(10) = 76(8) |
62(10) = 111110(2) |
Дробная часть числа умножается на число 2 или 8 до получения необходимой точности, целые части записываются в прямом порядке:
0 | ,125 х 2 | 0 | ,125 х 8 | |||
0 | ,250 х 2 | 1 | ,000 | |||
0 | ,500 х 2 | |||||
1 | ,000 |
0,125(10) = 0,001(2) 0,125(10) = 0,1(8)
62,125(10) = 111110,001(2)
62,125(10) = 76,1(8)
3. Перевести число 105,761(8) из восьмеричной системы в десятичную и двоичную. Для перевода в двоичную систему счисления каждая цифра записывается в виде триады:
105,761(8) = 1000101,111110001(2).
Для перевода из восьмеричной системы счисления в десятичную пользуемся выражением (1).
4. Шестнадцатеричная с.с. состоит из цифр от 0 до 9 и букв A,B,C,D,E,F . Буквам соответствуют следующие значения:
A | B | C | D | E | F |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Перевод числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную аналогичен переводу в двоичную и восьмеричную.
Пример: Перевести число 155,34(10) в шестнадцатеричную систему счисления.
_155 | 16 | 155(10)=9В(16) |
144 | 9 | |
11 | ||
0,34 | 0,34(10)=0,57(16) | |
*16 | ||
5 | 0,44 | |
*16 | ||
7 | 0,04 |
155,34(10)=9В,57(16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)
Технологическая карта занития по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...
Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...
практическое занятие 4 Планирование и наблюдение за объектами природы на занятиях и прогулках
практическое занятие "Планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и прогулках" предназначено для студентов, обучающихся по специальности 44.02. 01 "Дошкольное образование", являяетс...
Занятие по ПДД. Программа "Дорожная азбука" Тема: Пешеходные переходы. Практическое занятие.
Конспект занятия по ПДД и раздаточный материал к занятию. Тема "Пешеходные переходы. Практическое занятие". Программа "Дорожная азбука", 1 год обучения....
Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"
Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...
Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"
Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...