Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"
методическая разработка
Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118 КБ |
![]() | 120.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
ФИО педагога | Надпорожская Марина Алексеевна |
Название программы | Практическая экология |
Тема занятия | рН почв почвенной водной вытяжки |
Цель занятия: Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора
Задачи
Обучающие
- Закрепление навыка приготовления водной вытяжки из почв
- Формирование навыков лабораторных работ
Развивающие
- работа со справочным материалом
Воспитательные: Умение работать в группе, помогать, дополнять работу товарища.
Форма проведения. Практическое занятие
Ожидаемые результаты
- умение определять реакцию среды водных вытяжек
- знакомство с нормированием почв по реакции среды
- представление об оптимальных рН почв для роста и развития растений
- рабочие таблицы по рН исследованных образцов почв
Методы оценки результата
- Опрос учащихся в ходе урока
- Обсуждение результатов вместе с преподавателем – уровень активности каждого
Материалы и оборудование:
- Технические весы, калька для взвешивания образцов почвы, шпатель или стальная чайная ложка.
- Стеклянная химическая посуда: мерные цилиндры 50 и 10 мл, стеклянные стаканчики 100 мм, конические плоскодонные колбы 100 мл, стеклянные воронки Д 5-7 см, стеклянные палочки.
- Набор для проведения оценки реакции среды водной вытяжки из почвы: раствор универсального индикатора, цветовая шкала рН, пипетка, пробирка.
- Бумажные круглые фильтры «красная лента» Д 11 см
- Образцы почв (в нашем случае из проведенного ранее опыта по биотестированию: минеральные горизонты подзола соснового леса, гумусовые горизонты газона и клумбы Петергофа)
- Дистиллированная вода
Примечание. Рабочая комната оборудована как лаборатория. На столах расставлено необходимое оборудование: весы, стеклянная посуда для приготовления водной вытяжки и фильтрования, стол для определения рН. Работа индивидуальная, каждый получает отдельный почвенный образец.
Организационный блок
Зачин (5 минут). Встаем в кружок. Преподаватель кидает мячик по очереди всем учащимся, задает вопросы по проведенной работе: какой опыт мы провели, какие почвы использовали, какие растения-биотесты мы выращивали, какие результаты получили.
Лекция-дискуссия с показом презентации (10 минут). Рассаживаемся на стулья за столы. Преподаватель освещает следующие темы. Понятие реакции среды почвы. Почвы кислые, нейтральные и щелочные. Значение реакции среды почвы для роста растений. Растения кислых почв (мох, хвощ, подорожник, ель, сосна), нейтральных (осот, мать-и-мачеха, пырей) и щелочных (фиалка, гвоздика, сирень, ясень, липа). Условная шкала реакции среды почв (рН): нейтральные почвы от 6,5 до 7,0, кислые – рН меньше 6,5, щелочные – рН больше 7,0. По ходу рассказа преподаватель задает вопросы.
Как выглядят растения-индикаторы кислотности почв? (При затруднении дети пользуются определителями растений). Если ели и сосны растут на кислых почвах, то какие растения им сопутствуют (зеленые мхи, сфагнум, лишайники, черника, брусника и т.д.).
Если вырубить еловый лес, то первыми на вырубке вырастут березы и рябины. Какую реакцию почвенной среды они любят? Если в городе высажены липы, ясени, сирень, какая реакции среды почвы скорее всего будет в городских почвах?
Основной блок (30 минут)
Практическая часть работы.
Групповая работа. Составляем рабочую таблицу для записи результатов анализов (Табл. 1 в Приложении). Записываем названия образцов почв, номера стаканчиков и колб.
Индивидуальная работа. Каждому выданы: пакет с образцом почвы, пронумерованная стеклянная посуда. Ребята переходят от стола к столу, проводят определения. Образец почвы надо рассмотреть и описать (цвет и состав – песок или суглинок).
На каждом столе лежит инструкция по проведению этапа аналитической работы:
- На столе с весами: Взвесить 20 г почвы, поместить навеску в стакан.
- На столе с колбами и бумажным универсальным индикатором (для каждого ученика индивидуальный стол). А) В стакан с навеской влить 50 мл дистиллированной воды. Содержимое перемешать стеклянной палочкой и дать отстояться 2-3 минуты. Описать цвет и прозрачность фильтрата, занести данные в таблицу. Б) Сложить бумажный фильтр, поместить фильтр в воронку, вставленную в пустую колбу. Провести фильтрование, осторожно перенося почвенную суспензию с водой из колбы на бумажный фильтр. В) Налить 5 мл фильтрата в пробирку. Добавить 3-5 капель универсального индикатора. Взболтать. Оценить рН водной вытяжки по цветовой шкале. Записать результат в таблицу.
Перерыв 10 минут. На свободном месте в классе подальше от столов выполняем «производственную гимнастику»: упражнения, позволяющие освободить от напряжения мышцы, поправить осанку. Заканчиваем речевой разминкой: гласные (а, о у, э, ы, и), согласные (б-п, ш-щ, ц-ч, с-ш), чистоговорки (вытаскиваем наугад из большой картонной коробки одну из распечатанных 100-150 фраз).
Заключительный блок
Индивидуальные отчеты в группе (20 минут). Каждый делает краткое сообщение о морфологических свойствах полученного почвенного образца (цвет, песок или суглинок), описывает органолептические свойства водной вытяжки, величину кислотности. Оценивает реакцию среды водной вытяжки: кислая (<6,5); нейтральная (6,5-7,0); щелочная (>7,0).
Групповая работа (10 минут). Обобщение полученных результатов. Составление сводной таблицы. Обсуждение полученных результатов. Могут ли расти культурные растения на почвах с такой реакцией среды (определяем по таблице ниже). Обсуждаем, какие культурные растения выращивают в таежной зоне. Какие растения из перечисленных в таблице знают (Приложение). Есть ли у вас огород, какие растения там выращиваете. Какая почва в огороде? (Возможно, ребята не обращали раньше внимание на почву на огороде, если он в их семье есть, но такие вопросы помогают им задуматься и проявить любопытство).
Завершение практики (10 минут). Важный момент для лабораторных работ – умение организовать свое рабочее место. Ребята аккуратно собирают фильтры в пакет для мусора, сливают суспензии почв из стаканов в большой стакан, моют свой набор химической посуды, ставят сушиться.
Рефлексия (5 минут): встаем в круг, педагог перебрасывает мячик каждому с вопросами: что нового узнали, где это пригодится, было ли интересно, что хотел бы сделать по этой теме.
Приложение
Таблица 1. Водная вытяжка почв: цвет, прозрачность, рН Н2О
№ п/п | Образец | № колбы | Цвет, прозрачность водной вытяжки | рН Н2О |
1 | 1 | |||
2 | 2 |
Таблица 2.Нормирование кислотности почв, по: Муравьев и др., 2003. С 169
Источники информации
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. Учебное пособие. СПб: Крисмас. 2003. 176 с.
Сорокина И. А., Бубырева В. А. Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. Москва. Товарищество научных изданий КМК. 2010. 664 с.
http://www.plantarium.ru/ - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран.
Википедия.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий. для специальности 260502 Технология про
Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий
Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-228696-1504876712.jpg)
Инструкция по выполнению практической работы по определению структуры почвы
Инструктивная карта для учеников к практической работе "Определение структуры почвы"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-1263934-1598449022.jpg)
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-1353091-1634181226.jpg)
Практическое занятие № 3 Определение влияния русской философской мысли на исторические судьбы России
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...
Практическая работа «Определение засоленности почвы по солевому остатку»
Цель работы: изучение засоленности почвы простейшим методом.Информация. Засоленность почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказываетс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1087845-1543980641.jpg)
Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие
Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...