практическое занятие 4 Планирование и наблюдение за объектами природы на занятиях и прогулках
план-конспект по экологии на тему

практическое занятие "Планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и прогулках" предназначено для студентов, обучающихся по специальности  44.02. 01 "Дошкольное образование", являяется частью практических занятий по МДК 03.03 "Теория и методика экологического образования дошкольников". На основе изучения предложенного теоретического материала студенту предлагается составит ь план и определить содержание возможных наблюдений в конкретной ситуации, а также проклассифицировать возможные наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие №4

Планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и на прогулках

Цель работы: изучить и проанализировать  планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и на прогулках в ДОУ.

Порядок выполнения задания: 

  1. Прочитать теоретическую часть
  2. Составить план и определить содержание возможных наблюдений в следующей ситуации: в летнее время воспитатель приходит с детьми на луг, на котором густо растут клевер и ромашки, летают бабочки и пчелы.
  3. Указать в плане группу, вид наблюдения по времени, по инициативе, по условиям наблюдения, по количеству детей, цель, задачи, время суток.

Теоретический материал

         В работе с детьми воспитатель использует разные виды наблюдения, которые взаимосвязаны между собой.

         В зависимости от длительности и времени наблюдения могут быть:

1) кратковременными или эпизодическими (птичка);

2) длительными (дерево)

 В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

Для накопления знаний о росте и  развитии растений и животных, о  сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при  этом сравнивают наблюдаемое состояние  объекта с тем, что было раньше.

Наблюдения  в группах раннего и младшего дошкольного возраста кратковременны, но часто повторяются. В средней группе, кроме кратковременных наблюдений, организуют и более длительные. В старшей и подготовительной к школе группах  длительные наблюдения занимают наибольшее место.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно.

В зависимости от того, по чьей инициативе возникло наблюдение, они могу быть:

1) плановыми, которые возникли по инициативе воспитателя;

2) самостоятельными, которые возникли по инициативе детей.

Очень важно продолжать и развивать  проведённые детьми наблюдения. Из опыта известно, что в тех старших  и подготовительных к школе группах, где хорошо поставлено руководство  наблюдениями, дети становятся очень  внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти  от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям.

В зависимости от условий наблюдения делятся на:

1) проводимые в естественных условиях (сама природа);

 2) и в специально организованных условиях (групповая комната, уголок природы).

В зависимости от дидактических задач выделяют следующие виды деятельности:

1) первичное наблюдение (проводиться во всех возрастных группах, преобладает в младшей группе и в средней)

2) повторное наблюдение

3) сравнительное наблюдение

4) итоговое наблюдение.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:

1) индивидуальным (с отдельными детьми);

2) групповым (по 3—6 человек);

3) фронтальным (со всей группой воспитанников).

         Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

Наблюдения можно проводить  на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы.

На занятиях с натуральными объектами  детей учат рассматривать и правильно  называть части растений и животных. На некоторых занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.

На экскурсиях дети могут под  руководством воспитателя наблюдать  особенности растений. Внешний вид  и повадки животных, сезонные изменения  в жизни природы и устанавливать  некоторые связи между ними. Всё  это  расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту любознательности, служит основой для научного миропонимания.

На прогулках можно наблюдать  погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения  в жизни растений и животных (появление  листьев и цветков, листопад, прилёт и отлёт птиц). Наблюдения эти  обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем  же объектом или явлением природы.

Во время труда на земельном  участке – при поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменением во внешнем виде растений до поливки, рыхления и после них, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов.

Наблюдения детей на экскурсиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами и другими  объектами очень ценны, так как  проводятся в естественных условиях существования этих животных. К сожалению, эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, начатые на прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы.

Для формирования у детей представлений  о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания  особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых  знаний о природе.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок  или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация  занятия довольно эффективна. Она  способствует формированию у детей  более полных, конкретных представлений  о природе, развитию дифференцированного  восприятия. Такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.

Взаимосвязь различных видов наблюдений можно проследить по следующим примерам.

Проводится плановое (по инициативе воспитателя) занятие по наблюдению за рыбками в младшей группе.

В зависимости от поставленных целей наблюдение первичное, работа организуется со всеми детьми (фронтально), проводится в группе, т.е. в специально организованных условиях, по времени – кратковременное.

Или такой пример.

Дети старшей группы во время  дежурства в уголке природы самостоятельно организовали наблюдение за морской свинкой. Т.е. наблюдение самостоятельное, групповое (организовано тремя детьми – дежурными уголка природы), а по длительности эпизодическое, но повторное. Проводилось наблюдение в специально организованных условиях – в уголке природы.

Длительные наблюдения состоят  из кратковременных повторяющихся. Каждое последующее наблюдение связано  с предыдущим.

Так, например, длительное наблюдение в старшей группе за ростом тюльпанов. Началось оно с того, что дети наблюдали, как воспитатель сажает луковицы тюльпанов в горшки. Наблюдение продолжилось, когда луковицы проросли, и из земли показались зелёные росточки. Затем почти каждый день, сначала вместе с воспитателем, а потом и самими детьми самостоятельно, проводились кратковременные наблюдения за  изменениями в горшках, насколько выросли тюльпаны, какой формы и цвета их листья и т.д.

4. Анализ плана

В течение дня работа по ознакомлению с природой планируется утром (до завтрака), на занятии, на прогулке и  во вторую половину дня.

         Утро — удобное время для  проведения индивидуальных и  с небольшими подгруппами наблюдений  в уголке природы. В вечерний отрезок времени наблюдения планируются лишь в том случае, если это связано с особенностями объекта наблюдения (поведение животного и т.п.).

Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе на дневной и вечерней прогулках.

В плане указывается объект наблюдения (например, таяние снега весной), его цель (установить взаимосвязь между потеплением и таянием), основные приемы (посмотреть, везде ли на участке тает снег, отчего не тает за домом), способы фиксации увиденного (зарисовки в дневнике наблюдений).

Основное содержание наблюдений на участке планируется во время  дневной прогулки. Для вечерней прогулки планируются наблюдения лишь за теми явлениями, которые характерны именно для этого времени (заход солнца, появление звёзд, изменения у  цветущих растений и т.п.).

После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются наблюдение в уголке природы и из окна.

Содержание занятий связанных  с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты  наблюдения, рассматриваются новые  стороны явлений, намечается переход  к познанию связи между ними.

Во второй младшей группе занятия  по ознакомлению с природой организуются один раз в две недели. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений  в природе. По программе требуется, чтобы дети учились замечать состояние погоды, понимали связь между некоторыми явлениями, отличали деревья от трав, умели показать на растениях цветки и листья, узнавали овощи и фрукты, которые употребляют в пищу. Дети должны знать, что листья на деревьях бывают зелёные и жёлтые, что жёлтые листья падают с дерева. Всё это продумано в программном содержании планируемых занятий по наблюдению.

         В средней группе план рассчитан на то, чтобы учить детей наблюдать характерные явления погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы, листья знакомых деревьев, овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости.

В старшей группе планируются занятия, расширяющие конкретные знания детей  об осенних изменениях в неживой  природе, жизни растений, насекомых, птиц, зверей; помогающие установить последовательность некоторых уже известных детям явлений и связей между состоянием погоды и изменениями в жизни растений и животных, подвести к обобщению представлений в понятие «осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Методическая разработка открытого занятия на тему: изготовление арт-объекта "Мемориал" в честь 70-ти летия Дня Победы.

Творческая акция отделения дополнительного образования " Город мастеров "Победе посвящается!"...

Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в сенсорной комнате "Волшебная прогулка"

Занятие подходит для детей с ОВЗ, группы риска по эмоционально-волевым нарушениям, поведения...