ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт на тему

Ванюшкина Светлана Геннадьевна

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно представить. Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Они родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение...........

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ.

Ванюшкина Светлана Геннадьевна,

МОУ "ООШ с. Никольское Духовницкого района  Саратовской области».

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.
(Г. Гейне).

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А.Сухомлинский.

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно представить. Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Они родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.  Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Всем хорошо известно о пагубном воздействии на психику подростков компьютерных игр. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывает играющий на компьютере, не находит разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни. Нарастает и потенциал агрессивности (т.к. к этому располагает тематика игр).

Печальная статистика, которая никого не сможет оставить равнодушными. Только десять процентов российских школьников можно назвать полностью здоровыми. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения.

«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).

Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

            Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.

   Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей. Задача каждого учителя- воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру. Реализация её возможна при сохранении и укреплении здоровья ребёнка- ученика. 

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
  • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

              Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. 

         Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. Что же должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

В первую очередь это условия работы. Урок информатики начинается с перемены. В нашей школе из года в год действуют простые правила: кабинет информатики после каждого урока проветривается, для повышения влажности в помещении применяется влажная уборка. Такое внимание к воздушно – тепловому режиму в классе не случайно –  работающие компьютеры увеличивают температуру в классе на 3-4 0С, а в последнее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, для которых характеристики воздуха определяют ощущения комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления  и т.д. Кабинет грамотно оформлен, подобрана удобная мебель, оборудованы жалюзи. Все это соблюдается у нас в школе. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока.

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.

С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю активные и интерактивные формы работы с учащимися: фронтальные, индивидуальные и групповые, что разнообразит ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Очень интересными являются проблемный метод и метод проектов. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает школьнику утомить свой организм. Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. 

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся, а так же сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления школьников на уроке я провожу динамические паузы, физкультминутки, чередую виды деятельности, слежу за осанкой учеников, за выполнением ими санитарно-гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и обучаемость в целом.

Физкультминутка - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Использую физические упражнения, которые в разное время находила в литературе.

Например:

На вдохе - ноги везде вместе, руки вверх и сильно прижимаем их к ушам, а затем на выдохе - резко опускаем руки вниз и др.

Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и, особенно, на здоровье детей. Поэтому в целях сбережения здоровья детей в школе жёстко регламентируется режим использования компьютеров. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • статичность позы в течение длительного времени;
  • усталость кистей рук при отсутствии специального стула с подлокотниками;
  • повышенная нагрузка на зрение.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером учащимся рекомендую в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, переносить взгляд вдаль потом направо вверх по диагонали, затем налево вниз и налево вверх, а затем направо вниз. Также для снятия напряжения с глаз предлагаю, закрыв глаза, сильно напрягать глазные мышцы, а затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз. После нескольких уроков у учащихся формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

Cтруктуру урока составляю в зависимости от вида и темы урока, варьируются методы проведения урока, но приоритетным остается выполнение таких условий, как разнообразие видов деятельности, работа за компьютером не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение школьников с компьютером более безопасным для здоровья.

С момента подключения Internet в школе контролирую и учитываю посещения учащимися сети Internet. С учащимися провожу работу по развитию критического мышления. Все учащиеся на первом занятии в компьютерном классе подробнейшим образом знакомятся с правилами по технике безопасности, им демонстрируются и разучиваются комплексы упражнений, даются рекомендации по снижению негативного воздействия ПК (о проведенной работе с учащимися свидетельствуют записи в журналах). О продуктивности данной работы свидетельствует тот факт, что во время учебных занятий и индивидуальной работы с учащимися не произошло ни одного несчастного случая. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. В настоящее время проводится модернизация российского образования, в ходе которой ставится перед учителями задача внедрения новых образовательных технологий, в том числе здоровьесберегательных технологий, повышение качества образования. Приоритетный национальный проект "Образование" в Саратовской области имеет одно из направлений - охрану здоровья обучающихся и воспитанников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые используются  на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии

В статье представлен опыт работы учителя биологии...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...