Разработка урока информатики на тему "Информация, ее виды и свойства".
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
План-конспект урока информатики в 7 классе. Первый урок темы "Информация. Информационные процессы".
Цели:
· Формирование понятия об информации и ее свойствах.
· Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.
Опорные понятия:
· Сведения
· Знания
· Органы чувств
Новые понятия:
· Информация
· Органолептическая информация
· Свойства информации
Задачи:
· Введение понятия «информация»
· Обсудить роль органов чувств человека в восприятии информации
· Определение основных свойств информации и их значения.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная система опроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 69.5 КБ |
презентация к уроку | 646.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Информация, ее виды и свойства»
Класс: 7
Цели:
- Формирование понятия об информации и ее свойствах.
- Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.
Опорные понятия:
- Сведения
- Знания
- Органы чувств
Новые понятия:
- Информация
- Органолептическая информация
- Свойства информации
Задачи:
- Введение понятия «информация»
- Обсудить роль органов чувств человека в восприятии информации
- Определение основных свойств информации и их значения.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная система опроса.
Ход урока:
Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Проверка домашнего задания.
Теоретическая часть.
Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшего форме работы.
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью.
И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)
Попробуйте ответить на простой, казалось бы, вопрос: что такое информация? Вы пользуетесь этим термином постоянно: работаете с информацией, ищете информацию, воспринимаете информацию, действуете под управлением информации. Задумайтесь на минуту и попытайтесь ответить: Информация – это…
(Ученики предлагают свои варианты ответов)
Самые популярные ответы: “Это что-то новое”, “Это сообщения, сведения”, “Это знания”, …
Слово “information” действительно переводится с латинского языка, как “изложение”, “разъяснение”, “набор сведений”, и такое определение устраивало человечество до сороковых годов двадцатого века.
Этим термином пользовались для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений о конкретном предмете, явлении, событии. Такая информация носит вполне конкретный характер и во многих случаях не несёт в себе количественной оценки.
Тысячелетиями слово “информация” было рядовым, ничем не выделяющимся среди десятков тысяч других слов. Все это долгое время человек считал себя единственным созданием, способным к передаче, приему и творению информации.
Положение стало меняться с появлением кибернетики – науки об управлении. "Кибернетика" Норберта Винера увидела свет в 1948 году. Она открыла людям глаза на то, что сейчас известно каждому – информационные процессы происходят в любом живом организме, начиная с амебы и вируса. Созданные человеком машины также работаю под управлением информации. Любое сообщество живых существ – муравьев, пчел, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нем.
Датой рождения “Теории информации” также считается 1948 год. Именно тогда в реферативном журнале американской телефонной компании "Белл систем" появилась статья 32-летнего инженера-связиста Клода Шеннона "Математическая теория связи”, в которой он предложил способ измерения количества информации. С этого момента понятие "информация" начинает расширять сферу своего применения.
Вскрытие единства процессов в живом и неживом, широкое внедрение ЭВМ, стремительное нарастание информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляций придало совершенно другое, новое значение слову “информация”. На современном этапе развития науки признано, что понятие "информация" значительно более ёмкое и, что очень важно, существует и вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру.
“Информация” превратилась в необычайно широкое понятие и встала в один ряд с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остается одним их самых дискуссионных в современной науке. Все мы имеем представление о том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, мы можем описать их свойства, мы можем их измерять, но мы так и не можем пока дать их четкого научного определения.
Давайте познакомимся с определениями информации, данными выдающимися учеными:
- Информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер).
- Информация – отрицательная энтропия (негэнтропия) (Л. Бриллюэн).
- Информация – вероятность выбора (А. М. Яглом, И. М. Яглом).
- Информация – снятая неопределенность (К. Шеннон).
- Информация – мера сложности структур, мера упорядоченности материальных систем (А. Моль).
- Информация - снятая неразличимость, передача разнообразия (У.Р. Эшби).
- Информация – отраженное разнообразие (А. Д. Урсул).
- Информация – мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени (В. М. Глушков).
Таким образом, понятие «информация» имеет огромное количество определений. Возможно, вместе с вами мы дадим свое определение этому термину.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Сведения».
Класс делится на 2 команды. На экране перечислены предмета школьной программы. Каждая команда обсуждает и предлагает для выбранного учебного предмета примеры получаемых на уроках сведений, т.е. о чем идет речь на уроках. Побеждает команда, которая наиболее четко отобразила суть учебного предмета.
Работа с учебником: стр. 8-9, раздел 1.1 (читать).
Ребята, назовите источники, из которых человек получает информацию. (Ученики предлагают свои варианты ответов)
Самые популярные ответы: “от друзей, родных”, “из телевиденья, радио”, “Это в школе”, …
Вы совершенно правы, источников огромное количество. Тогда предложите, в зависимости от источников, на какие виды можно разделить информацию.
Верно, информация, например, может быть научная, эстетическая, культурологическая и т.д.
Перечислите органы чувств человека и укажите, какого рода информацию человек воспринимает с их помощью.
- Органы зрения – визуальная информация.
- Органы слуха – аудиальная информация.
- Органы обоняния – запахи.
- Органы вкуса – вкусовая информация.
- Органы осязания – тактильная информация.
Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств. Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию».
Ученики делятся на 2 команды. Команды должны назвать вид исходной информации и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее убедительна:
- Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны
- Рядом с вами раздается громкий хлопок
- Прямо перед вами с крыши падает сосулька
- Вы приходите со школы домой, а там пахнет пирогами
- Вам объявили, что уроков не будет
- Вашим рукам очень горячо
Работа с учебником: стр. 9-11.
Мы рассмотрели, какую информацию и о чем получает человек, давайте попробуем выяснить, всякая ли информация полезна человеку?
(Ученики предлагают свои варианты ответов)
На самом деле, информация, получаемая человеком должна обладать следующими свойствами:
- Полезная
- Понятная
- Актуальная
- Полная
- Достоверная
Работа с учебником: стр. 12-14.
По ходу урока учащиеся делают записи в тетради:
Информация – «изложение», «разъяснение», «набор сведений».
Виды информации:
- Научная
- Эстетическая
- Общественно-политическая
- Научно-популярная
- Культурологическая
- и т.д.
Восприятие информации:
- Органы зрения – визуальная информация.
- Органы слуха – аудиальная информация.
- Органы обоняния – запахи.
- Органы вкуса – вкусовая информация.
- Органы осязания – тактильная информация.
Органолептическая информация - это виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств.
Физкультминутка.
Работа с учебником. Стр. 12-13
Свойства информации:
- Полезная
- Понятная
- Актуальная
- Полная
- Достоверная
Закрепление.
Продолжи предложения:
- Информация – это … .
- Основными видами информации являются: … .
- К основным свойствам информации относятся: … .
- Человек воспринимает информацию с помощью … .
- Информация, получаемая человеком с помощью органов чувств, называется … .
Заполнение таблицы "ЗИУК" - "Знаю-Интересуюсь-Узнал-Как узнал".
Рефлексия.
Домашнее задание.
Стр. 8-14 – читать
Стр. 15 – отвечать на вопросы (устно)
Дополнительно
Нарисовать рисунок, содержащий информацию, которая обладает определенными свойствами.
Вопросы учеников.
Итог урока. Выставление оценок самым активным ученикам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анаксимен ( ок . 585-525 гг. до н.э.) Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Информация - «разъяснение» «изложение» «набор сведений»
Игра «Сведения» Математика Информатика История Иностранный язык Литература Биология География Русский язык Музыка Физика Задание командам: для каждого предмета приведите примеры получаемых на уроках сведений.
Из каких источников человек получает информацию?
Виды информации:
Как человек воспринимает информацию?
Игра «Угадай реакцию» Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны Рядом с вами раздается громкий хлопок Прямо перед вами с крыши падает сосулька Вы приходите из школы домой, а там пахнет пирогами Вам объявили, что уроков не будет Вашим рукам очень горячо
Органолептическая информация - это виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств.
Физкультминутка
Свойства информации Учебник: стр. 12-13
Информация - это сведения, знания, сообщения, которые человек получает из окружающего мира
Продолжи предложения: Информация – это Основными видами информации являются: К основным свойствам информации относятся: Человек воспринимает информацию с помощью Информация, получаемая человеком с помощью органов чувств, называется
Заполни таблицу Изучаемый объект Знаю Интересуюсь Узнал информация виды информации свойства информации органолептическая информация органы чувств источники информации
Твое настроение после занятия
Домашнее задание Стр. 8-14 – читать Стр. 15 – отвечать на вопросы (устно) Дополнительно Нарисовать рисунок, содержащий информацию, которая обладает определенными свойствами.
Источники информации: Информатики и ИКТ. Учебник. 7 – 9 класс/ Под ред. проф.Н. В. Макаровой. - ПИТЕР, 2010. Информатики и ИКТ. Информационная картина мира. Методическое пособие для учителей/ Под ред. проф.Н. В. Макаровой. - ПИТЕР, 2010. Интернет ресурс [http:// ru.wikipedia.org /] и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока то теме "Равнобедренный треугольник и его свойства"
Основные понятия, связанные с равнобедренным треугольником, доказательство свойств равнобедренного треугольника....
Информация. Ее виды и свойства.
теоретический материал...
Интерактивный тест по информатике и ИКТ (10 класс) по теме "Информация. Ее виды и свойства"
Интерактивный тест по информатике может быть использован для проверки знаний учащихся 10 классов по теме "Информация. Ее виды и свойства". Тест содержит 15 вопросов по теме. На каждый и...
Разработка урока технологии по теме: «Сталь, её виды и свойства».
Цели и задачи урока:1. Ознакомить учащихся с видами и свойствами сталей.2. Научить распознавать маркировку сталей.3. Воспитывать у учащихся ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ИНФОРМАЦИЯ. ЕЁ ВИДЫ И СВОЙСТВА"
Цель: создание условий для создания представления об информации.Задачи урока для учащихся:обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления...
Информация, её виды и свойства
Тема урока: «Информация, ее виды и свойства»...
Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».
Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:Познакомить обучающихся с понятием сталь.Научить выделять свойства стали.Научить разбираться...