Информация, её виды и свойства
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Тростянчук Наталия Валериевна

Тема урока: «Информация, ее виды и свойства»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА 7 класс

Слайд 2

Информация – это… … сведения об объектах и явлениях окружающей среды , их параметрах , свойствах и состояниях , которые уменьшают имеющуюся о них неполноту знаний .

Слайд 3

Информация – это… …сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающей среды при помощи чувств.

Слайд 4

Информация содержится в показаниях часов и других приборов в звуках и видах природы в текстах книг в речи людей Информация – это… … содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Слайд 6

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов. Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами. Речь человека

Слайд 7

Распределите примеры сигналов по типу Непрерывный сигнал Дискретный сигнал р ечь человека светофор влажность воздуха азбука Морзе скорость автомобиля

Слайд 8

Виды информации Вкусовая п о способу восприятия Информация Обонятельная п о форме представления Смешанная Тактильная Слуховая Звуковая Зрительная Графическая Числовая Текстовая

Слайд 9

Заполните таблицу «Виды информации по способу восприятия» Вид информации Канал получения Орган чувств Визуальная Аудиальная Обонятельная Вкусовая Тактильная зрительный слуховой обонятельный вкусовой осязательный

Слайд 10

Виды информации Э Т О интересно!

Слайд 11

Выберите верный ответ Примером текстовой информации может служить: Музыкальная заставка Таблица умножения Иллюстрация в книге Фотография Реплика актера в спектакле Укажите «лишний» объект: Фотография Телеграмма Картина Чертеж Учебник по биологии Учебник по математике содержит информацию следующих видов: Графическую, текстовую, числовую Графическую, звуковую, числовую Графическую, текстовую, звуковую Только текстовую информацию Только числовую информацию Примером числовой информации может служить: Разговор по телефону Иллюстрация в книге Таблица квадратов чисел Симфония Поздравительная открытка

Слайд 12

Свойства информации Информация Объективность Достоверность Полнота Актуальность Полезность Понятность Информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения Информация, которая отражает истинное положение дел Информации достаточно для понимания ситуации и принятия решения Информации важна, существенна для настоящего времени Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью Информация выражена на языке, доступном для получателя

Слайд 13

Выберите верные ответы 29 января директору фирмы пришло сообщение по электронной почте от делового партнера, содержащее следующую информацию: « Встречайте представителя 30 января вагон 16 ». Какие свойства присущи информации? Ясность Полнота Актуальность Ценность

Слайд 14

Выберите верные ответы Вы опоздали в школу, безуспешно ожидая автобус, на котором всегда добираетесь. В школе от одноклассников вы узнали, что маршрут движения автобуса был изменен на неделю. Какие свойства отсутствовали у полученной информации? Ясность Достоверность Актуальность Полнота

Слайд 15

Установите соответствие Объективность Информация не зависит от чьего-либо мнения Достоверность Актуальность Информация отражает истинное положение дел Информация важна, существенна в настоящий момент времени

Слайд 16

Вставьте в определение пропущенные слова И нформация выражена на языке, доступном для получателя. Это свойство информации называется _______________ Свойство информации, позволяющее пользователю решать стоящие перед ним задачи, называется _______________ Если информации достаточно для понимания ситуации и принятия решения, то это свойство информации называется _______________ полезность понятность полнота

Слайд 17

Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями , выполнив задание ; Распределите картинки между дискретным и непрерывным сигналами , выполнив задание . Задания

Слайд 18

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников Сигналы Свойства информации Дискретные Непрерывные Визуальная Вкусовая Тактильная Аудиальная Обонятельная Объективность Полнота Понятность Актуальность Достоверность Полезность Опорный конспект Виды информации по способу восприятия Текстовая Виды информации по форме представления Графическая Числовая Звуковая Смешанная



Предварительный просмотр:

Дата:_______________

Предмет: информатика

Тема урока: «Информация, ее виды и свойства»

Класс: 7

Номер урока в теме: первый

Цель урока: формирование познавательной компетенции (системно-информационный анализ, сравнение, обобщение, синтез)

Планируемые результаты:

предметные

обучающиеся научатся

  • определять понятие «информация»;
  • различать виды информации по способу восприятия человеком и по форме представления;
  • различать свойства информации;
  • различать непрерывный и дискретный сигналы;

личностные

  • формирование смыслообразования на уроке (понимание обучающимся роли информатики и отдельных ее тем в жизни и выборе будущей профессии);

метапредметные

  • выдвигать версии решения проблемы;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • планирование своей учебной деятельности (знакомство с темой урока, задачами и целью, выполнение задания в интерактивном листе);
  • осуществлять контроль деятельности в процессе выполнения совместных заданий;
  • определять логические связи между предметами и явлениями;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Используемое оборудование: компьютеры для каждого обучающегося с выходом в Интернет, проектор, доска.

Организационные формы и методы: фронтальная работа с классом, образовательная модель “1 ученик:1 компьютер” (при работе с интерактивным листом).

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности.
  3. Объяснение нового материала в процессе фронтальной работы с классом.
  4. Выполнение заданий.
  5. Рефлексия.
  6. Работа с интерактивным листом.
  7. Постановка домашнего задания.

Этап урока (время)

Содержание этапа

Формируемые результаты

деятельность учителя

деятельность обучающихся

предметные

метапредметные УУД

1

Организационный момент, характеризующийся внешней и психологической готовностью обучающихся к уроку.

Приветствие учителя. Организация положительной мотивации на уроке. Определение целей и задач урока.

Организация обучающимися своего рабочего места

Коммуникативные:

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

2

Актуализация опорных знаний .

Провести проверочную работу по теме "Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе" (Тест).

3

Организация восприятия и осмысления новой темы.

Презентация к уроку  Приложение 1.

Слайд 1

Учитель объявляет тему урока: “Информация, ее виды и свойства”, просит учащихся зафиксировать в тетрадь.

Постановка цели и задач урока. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.

Внимательно слушают учителя и задают вопросы. Через цель и задачи урока воспринимают образы действий предположительной работы на уроке.

Личностные:

-смыслообразование (понимание учеником роли данной темы).

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы в соответствии с требованиями и задачами коммуникации.

4

Изучение нового материала посредством проблемной ситуации

Учитель ведет беседу по теме урока, демонстрируя презентацию.

Учитель предлагает ситуацию проблемы:

- Ребята. все из вас знакомы со словом “информация”, его вы слышали ни раз. А как вы понимаете его значение?

Обучающиеся приведут, скорее всего, много синонимов к этому слову или различных определений.

- Ребята, слово “информация” - многозначное. Давайте попытаемся с вами вместе дать несколько определений этому понятию.

Слайд 2

Учитель беседует с обучающимися, обращаясь к их личному опыту.

На экране перед вами представлена картинка, на которой изображена ситуация, когда человек заблудился в лесу.

- Давайте обсудим, каковы же будут ваши действия?

- Что бы предложили сделать, для того чтобы выбраться из леса?

- Вариант, когда у вас нет собой мобильных устройств?



- А теперь посмотрите на другую картинку, где человек потерялся в незнакомом городе. Как бы вы себя вели в этой ситуации? А если нет мобильного устройства?

-Давайте обобщим вышесказанное. Что же из себя представляют наши ответы? Что они в себе несут?

- Таким образом, как же мы будем определять понятие “информация”?

Учитель уточняет это определение, выводя его на экран.

Учитель предлагает перейти ко второму определению.

- Представьте, что все знания, что есть в мире - это один большой круг, а знания, которыми обладаете вы - прямоугольник. Как вы думаете, он будет меньше или больше круга? Верно, меньше. (Учитель рисует на доске).

-Когда вы читаете, узнаете что-то новое, что происходит с квадратом?

- Клод Шеннон дал следующее определение информации: “мера снятия неопределенности”

Слайд 3.

Учитель предлагает перейти к третьему определению.

-Посмотрите на картинку, что изображено перед вами?

-При помощи чего воспринимает человек знания об окружающем мире?

-Да, услышав звук, мы получаем информацию, что это барабан, прикоснувшись к воде. мы получаем информацию о том, что она холодная, например.

- Таким образом, как же мы будем определять понятие “информация”?

Учитель уточняет это определение, выводя его на экран.

Слайд 4.

Прежде чем перейти к следующему определению информации, учитель организует беседу:

-Ребята, как вы думаете в чем может содержаться информация в жизни?

Учитель демонстрирует варианты ответов на экране и выводит определение понятию “информация” с этой точки зрения.

Информация - содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нем процессах

Учитель просит записать это определение в тетрадь.

Слайд 5.

- Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации.  Эту информацию мы получаем в виде сигналов.

- Какие различают сигналы?

Учитель демонстрирует на экране.

Слайд 6.

Все сигналы можно разделить на два вида - непрерывные и дискретные. Зафиксируйте себе в тетрадь. Сейчас поясним с вами каждый из них.

Слайд 7.

Учитель поясняет непрерывный и дискретный сигнал. Приводит примеры.

Слайд 8.

Задание. Распределить примеры сигналов

Слайд 9

Перейдем к видам информации.

Информацию различают по способу восприятия.

Информацию различают по форме представления .

Слайд 10 . Заполнить таблицу «Виды информации по способу восприятия»

Слайд 12. Выбрать верный ответ

Слайд 13.

Знакомство со свойствами информации. Учитель просит учащихся зафиксировать в тетрадь свойства.

Далее поясняет каждое свойство и просит обучающихся привести примеры из на каждой свойство информации.

Внимательно слушают учителя и задают вопросы. Через цель и задачи урока воспринимают образы действий предположительной работы на уроке.

Обучающиеся высказывают свои мнения.







Обучающиеся предлагают варианты решения выхода из ситуации:

- ориентироваться по солнцу;

- двигаться по лесу, оставляя за собой следы;

- найти стороны света, ориентируясь по мху, муравейнику, годичным кольцам;

- прислушаться, возможно, недалеко проходит железнодорожное полотно либо автодорога;

- если блуждания привели к реке, обязательно идти вниз по течению;

- оглянуться по сторонам, посмотреть на траву, вдруг остались следы.

Предполагаемые ответы:

- обратиться за помощью к прохожим;

- с помощью карты или навигатора на телефоне;

- посмотреть по сторонам, для ориентирования.

Они несут информацию, знания, факты.

- Информация - сведения об окружающем мире.



Обучающиеся беседуют с учителем, отвечают на вопросы.


Увеличивается.







Органы чувств

При помощи органов чувств.




Информация - это сведения, знания о положении дел, которые человек воспринимает при помощи органов чувств.





Обучающиеся приводят примеры из личного опыта.










Записывают определение в тетрадь.






Приводят дополнительно примеры.


Фиксируют в тетрадь.












Обучающиеся распределяют

Фиксируют в тетрадь виды информации, приводят примеры.

Учащиеся заполняют

Фиксируют в тетрадь свойства информации, приводят примеры.

-определить понятие “информация”
















































































































-определить понятия “непрерывный и дискретный сигналы”




-различать виды информации по способу восприятия человеком

-различать виды информации по способу восприятия человеком

-различать свойства информации

Познавательные:

- умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и отвечать на вопросы учителя;

-формирование ИКТ-компетенции.

Регулятивные

- умение осуществлять контроль своей деятельности при сравнении с эталоном.

5

Введение практико-

ориентированных знаний. Организация восприятия и осмысления новых типов заданий по теме “Виды и свойства информации”

Слайды 14-15. Выбрать верные ответы.

Слайд 16. Установить соответствие.

Слайд 17. Вставить в определение пропущенные слова.

Слайд 18.

Учитель предлагает выполнить совместно с обучающимися устно задания, демонстрируя на экране.

Задание на LearningApps. Приложение 1.

Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями.

Задание на LearningApps. Приложение 2.

Распределите картинки между дискретными и непрерывными сигналами.

Обучающиеся выполняют задания, участвуя в коллективном обсуждении.

-повторить, с помощью каких органов чувств может быть получена информация

-различать свойства информации


-различать непрерывный и дискретный сигнал

Познавательные:

- умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; постановка вопросов, обсуждение.

Регулятивные:

- умение осуществлять контроль своей деятельности при сравнении с эталоном.

6

Рефлексия деятельности.

Слайд 19.

Учитель с обучающимися подводит итоги урока, используя опорный конспект. Оглашает оценки за работу на уроке в соответствии с критериями (см. ниже).

Презентация закрывается.

Подводят итоги и обобщают изученный материал.

Регулятивные:

- умение самостоятельно оценивать результаты собственной деятельности.

Коммутативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7

Домашнее задание

Учитель объявляет домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению

Д/з: см. записи в тетради,

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

- умение ставить перед собой цель и планировать пути достижения цели.

Презентация к уроку

Задание 1 в LearningApps

http://learningapps.org/1697533

Задание 2 в LearningApps

http://learningapps.org/display?v=pp5vzk38n16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация. Виды и свойства информации

Презентация разработана для первого урока на тему "Информация. Виды и свойства информации"...

Информация. Ее виды и свойства.

теоретический материал...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Разработка урока информатики на тему "Информация, ее виды и свойства".

План-конспект урока информатики в 7 классе. Первый урок темы "Информация. Информационные процессы". Цели:·...

Интерактивный тест по информатике и ИКТ (10 класс) по теме "Информация. Ее виды и свойства"

Интерактивный тест по информатике может быть использован для проверки знаний учащихся 10 классов по теме "Информация. Ее виды и свойства". Тест содержит 15 вопросов по теме. На каждый и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ИНФОРМАЦИЯ. ЕЁ ВИДЫ И СВОЙСТВА"

Цель: создание условий для создания  представления об информации.Задачи урока для учащихся:обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления...