Рабочая программа по информатике 8 класс с УУД 2015_2016 Босова
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 151
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ средней школы № 151 _______________Н.Н. Ульянова Приказ № 63-1 от 31. 08. 2015 г. | «РАССМОТРЕНА» на заседании МО учителей математики, физики и информатики Протокол № 1 от 27.08.2015г. Председатель МО ________________Л.В. Богданова «ПРИНЯТА» на заседании Педсовета Протокол № 1 от 29. 08.2015 г. |
Рабочая программа
учебного курса ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Класс 8
Учитель Удалова Арина Николаевна
высшая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
Оглавление
- Пояснительная записка 3
1.1. Общая характеристика программы курса 3
1.2. Требования к результатам обучения и освоения содержания 4
1.2.1. Личностные результаты освоения программы……………………………..4
1.2.2. Метапредметные результаты освоения программы………………………..4
1.2.3. Предметные результаты освоения программы……………………………..5
1.3. Условия реализации курса 6
1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов 8
- Календарно-тематическое планирование 9
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы курса
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 8 класса составлена на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от «5» марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Информатика. Программа для основной школы:5 6 классы, 7–9 классы. Авторы:. Босова Л.Л., Босова А. Ю.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования от 09.03.2004 г. №1312
- Примерная программа (основного) общего образования по информатике рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/16 учебный год.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (наличия ЭВМ, программного и методического обеспечения).
- Годовой календарный график ГБОУ СОШ № 151 на 2015 – 2016 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.
- Учебный план ГБОУ СОШ № 151 на 2015 – 2016 учебный год.
В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часов в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
- умений и способов деятельности в области информатики ;
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
1.2. Требования к результатам обучения и освоения содержания
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
1.3. Условия реализации курса
Учебно-методические пособия для учителя
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
- учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 8 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
- рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Дополнительная литература
- Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.
- Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
- Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru)
- Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
- Е.В.Полякова Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
- Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]
- Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
- Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
- Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
- Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
- Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. – Спб. «Питер», 2004 [158]
- Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178]
- Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2009 [179]
- Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009 [180]
- Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград: «Учитель», 2009 [181]
- Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
- Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40)
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru)
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Ресурсы Википедии
Электронные учебные пособия
- http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
- http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
- http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
- http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
- http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 8 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- ролевой метод.
Основные типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок контроля знаний;
- обобщающий урок;
- комбинированный урок.
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 3,
Самостоятельная работа — 3
Теоретический диктант - 1
Интерактивный тест - 3.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Применение ИКТ и ЭОР | Виды контроля | Дата проведения | ||||
план | Факт | ||||||||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||||
класс | класс | ||||||||||
Глава 1. «Математические основы информатики» (25 часов) | |||||||||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Фундаментальные вопросы информатики. Техника безопасности при работе за компьютером. | познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. | Личностные. Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно- этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | Плакат «Техника безопасности». Презентация Введение. | промежуточный | 02.09.15 | |||
2 | Общие сведения о системах счисления. Непозиционные системы счисления. | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; Непозиционные системы счисления Римская система счисления | Иметь общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления. Знать алфавит римской системы счисления. Уметь переходить из римской системы счисления в десятичную и обратно | Личностные: Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно- этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 05.09.15 | |||
3 | Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел. | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа | Уметь определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свѐрнутой формы записи числа к его развѐрнутой записи; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. | Личностные: Смыслообразование Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем. | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 09.09.15 | |||
4 | Двоичная система счисления. | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика | Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления. | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 12.09.15 | ||||
5 | Восьмеричная система счисления. | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; восьмеричная система счисления | Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную сс, и восьмеричных чисел в десятичную сс. | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 16.09.15 | ||||
6 | Шестнадцатеричные системы счисления. | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; шестнадцатеричная система счисления | Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в шестнадцатеричную системы счисления, и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления. Уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 19.09.15 | ||||
7 | Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная сс; восьмеричная сс; шестнадцатеричная СС | Иметь навыки перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления. | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 23.09.15 | ||||
8 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления | Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 26.09.15 | ||||
9 | Двоичная арифметика | 1 | Двоичная система счисления; двоичная арифметика | Уметь выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 30.09.15 | ||||
10 | Решение задач по теме «Системы счисления». | 1 | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления | Уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | Презентация «Системы счисления» | промежуточный | 03.10.15 | ||||
11 | Проверочная работа | 1 | Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком; | Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). Понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях | Личностные: Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем. | презентация «Представлен ие информации в компьютере» | итоговый | 07.10.15 | |||
12 | Представление целых и вещественных чисел в компьютере | 1 | Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых и вещественных чисел; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок | Иметь представление о научной форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой. | презентация «Представлен ие информации в компьютере» | промежуточный | 10.10.15 | ||||
13 | Представление текстов в компьютере | 1 | принцип кодирования текстовой информации; кодовые таблицы; количество информации | Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). | презентация «Представлен ие информации в компьютере» | промежуточный | 14.10.15 | ||||
14 | Представление графических изображений в компьютере | 1 | принцип кодирования графической информации; кодовые таблицы; количество информации | Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). | презентация «Представлен ие информации в компьютере» | промежуточный | 17.10.15 | ||||
15 | Проверочная работа по теме «Представление информации в компьютере» | 1 | Числовая, текстовая, графическая информация | Понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | интерактивн ый тест «Математиче ские основы информатики » | итоговый | 21.10.15 | |||
16 | Элементы алгебры логики. Высказывание. | 1 | Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение | Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями. | Личностные: понимание важности логического мышления для современного человека готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества регулятивные определять способы действий умение планировать свою учебную деятельность познавательные делать выводы на основе полученной информации умение структурировать знания владение первичными навыками анализа и критической оценки информации владение основными логическими операциями коммуникативные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | презентация «Элементы алгебры логики» | Промежуточный | 24.10.15 | |||
17 | Логические операции. | 1 | Высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание | Понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами. | презентация «Элементы алгебры логики» | Промежуточный | 28.10.15 | ||||
18 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности | Иметь представление о таблице истинности для логического выражения; о свойствах логических операций (законах алгебры логики); | презентация «Элементы алгебры логики» | промежуточный | 11.11.15 | ||||
19 | Свойства логических операций. | 1 | логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; свойства логических операций | Уметь преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами; навыки анализа и преобразования логических выражений | презентация «Элементы алгебры логики» | Промежуточный | 14.11.15 | ||||
20 | Решение логических задач с помощью таблиц истинности | 1 | Логическое высказывание; логическое выражение; логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики. | Иметь навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; | презентация «Элементы алгебры логики» | Промежуточный | 18.11.15 | ||||
21 | Решение логических задач путем преобразования логических выражений | 1 | Логическое высказывание; логическое выражение; логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики. | навыки выбора метода для решения конкретной задачи | презентация «Элементы алгебры логики» | промежуточный | 21.11.15 | ||||
22 | Логические элементы | 1 | Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема | Иметь представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем. Уметь представлять информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема). | презентация «Элементы алгебры логики» | Промежуточный | 25.11.15 | ||||
23 | Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики» | 1 | Логические операции, их свойства, законы, логические элементы | Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | SMART | итоговый | 28.11.15 | |||
24 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | 1 | Система счисления; двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная система счисления; представление целых и вещественных чисел; высказывание; логическое выражение; таблица истинности; законы логики; | Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | интерактивн ый тест «Математиче ские основы информатики » | итоговый | 02.12.15 | ||||
25 | Контрольная работа по теме «Математические основы информатики» | 1 | Система счисления; двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная система счисления; представление целых и вещественных чисел; высказывание; логическое выражение; таблица истинности; законы логики; | Понимать роль фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | SMART | итоговый | 05.12.15 | ||||
Глава 2. «Основы алгоритмизации»(25 часов) | |||||||||||
26 | Понятие алгоритма | 1 | Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека | Личностные: формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (тестирование, дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.). Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. | Презентация «Алгоритмы и исполнители» | промежуточный | 09.12.15 | |||
27 | Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир | 1 | Исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. | Среда Кумир | Промежуточный | 12.12.15 | ||||
28 | Разнообразие исполнителей алгоритмов | 1 | исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. | Презентация «Алгоритмы и исполнители» | Промежуточный | 16.12.15 | ||||
29 | Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. | 1 | характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека | Презентация «Алгоритмы и исполнители» | Промежуточный | 19.12.15 | ||||
30 | Способы записи алгоритмов | 1 | Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык | Иметь представление о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках. | Презентация «Способы записи алгоритмов» | промежуточный | 23.12.15 | ||||
31 | Объекты алгоритмов. Величины и выражения. Арифметические выражения. | 1 | Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица | Иметь представление об объектах алгоритмов (величина). | Презентация «Объекты алгоритмов» | промежуточный | 13.01.16 | ||||
32 | Логические выражения | 1 | присваивание, выражение, таблица | Уметь различать постоянные и переменные величины. | Презентация «Объекты алгоритмов» | промежуточный | 16.01.16 | ||||
33 | Команда присваивания. | 1 | тип, имя, присваивание | Уметь различать постоянные и переменные величины. | Презентация «Объекты алгоритмов» | промежуточный | 20.01.16 | ||||
34 | Табличные величины | 1 | присваивание, выражение, таблица | Уметь различать постоянные и переменные величины. | Презентация «Объекты алгоритмов» | промежуточный | 23.01.16 | ||||
35 | Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Следование» | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование» | промежуточный | 27.01.16 | ||||
36 | Определение значений переменных после исполнения линейных алгоритмов | 1 | линейные алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Следование» | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование» | промежуточный | 30.01.16 | ||||
37 | Составление линейных алгоритмов | 1 | линейные алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Следование» | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование» | промежуточный | 03.02.16 | ||||
38 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов. | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Ветвление» | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» | промежуточный | 06.02.16 | ||||
39 | Полная и неполная формы ветвления. | 1 | Разветвляющиеся алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Ветвление» | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» | промежуточный | 10.02.16 | ||||
40 | Простые и составные условия | 1 | Разветвляющиеся алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Ветвление» | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» | промежуточный | 13.02.16 | ||||
41 | Составление разветвляющихся алгоритмов. | 1 | Разветвляющиеся алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Ветвление» | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» | промежуточный | 17.02.16 | ||||
42 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием) | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | Промежуточный | 20.02.16 | ||||
43 | Циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием) | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | Промежуточный | 24.02.16 | ||||
44 | Составление циклических алгоритмов с заданным условием продолжения работы. | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием) | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | Промежуточный | 27.02.16 | ||||
45 | Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием) | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | промежуточный | 02.03.16 | ||||
46 | Составление циклических алгоритмов с заданным условием окончания работы. | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием) | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | Промежуточный | 05.03.16 | ||||
47 | Цикл Работа с исполнителями Робот и Черепаха | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным числом повторений (цикл – ДЛЯ, цикл с параметром) | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | Промежуточный | 09.03.16 | ||||
48 | Составление циклических алгоритмов с заданным числом повторений. | 1 | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным числом повторений (цикл – ДЛЯ, цикл с параметром) | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | промежуточный | 12.03.16 | ||||
49 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | 1 | Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, формальное исполнение алгоритма, словесное описание, блок-схема, величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека, о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках, об объектах алгоритмов (величина), алгоритмическом конструировании «Следование», «Ветвление», «Повторение». | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | 16.03.16 | |||||
50 | Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | 1 | Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, формальное исполнение алгоритма, словесное описание, блок-схема, величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека, о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках, об объектах алгоритмов (величина), алгоритмическом конструировании «Следование», «Ветвление», «Повторение». | интерактивный тест «Основы алгоритмизац ии» | итоговый | 19.03.16 | ||||
Глава 3. «Начала программирования» (25 часов) | |||||||||||
51 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания | Личностные: формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. | Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» | Промежуточный | 23.03.16 | |||
52 | Организация ввода и вывода данных. Первая программа | 1 | Служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания | Иметь представление о типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания | Презентация «Организация ввода и вывода данных» | Промежуточный | 06.04.16 | ||||
53 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | Служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания | Иметь представление о типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания | Презентация «Программирование линейных алгоритмов» | Промежуточный | 09.04.16 | ||||
54 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных | Иметь представление об условном операторе | Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов» | Промежуточный | 13.04.16 | ||||
55 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления | Иметь представление о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений | Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов» | Промежуточный | 16.04.16 | ||||
56 | Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием продолжения работы. | 1 | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием продолжения работы | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | Промежуточный | 20.04.16 | ||||
57 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | While (цикл –ПОКА) | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием продолжения работы | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | Промежуточный | 23.04.16 | ||||
58 | Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием окончания работы. | 1 | repeat (цикл – ДО) | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием окончания работы | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | промежуточный | 27.04.16 | ||||
59 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | repeat (цикл – ДО) | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием окончания работы | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | промежуточный | 30.04.16 | ||||
60 | Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным числом повторений. | 1 | for (цикл с параметром) | Иметь представление о программирование циклов с заданным числом повторений | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | промежуточный | 04.05.16 | ||||
61 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | for (цикл с параметром) | Иметь представление о программирование циклов с заданным числом повторений | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | промежуточный | 07.05.16 | ||||
62 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) | Знать различные варианты программирования циклического алгоритма | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | промежуточный | 11.05.16 | ||||
63 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) | Знать различные варианты программирования циклического алгоритма | Презентация «Программирование циклических алгоритмов» | Промежуточный | 14.05.16 | ||||
64 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | 1 | Язык программирования, программа, структура программы | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Промежуточный | 18.05.16 | ||||
65 | Контрольная работа по теме «Начала программирования» | 1 | Язык программирования, программа, структура программы | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль | интерактивный тест «Начала программирования» | итоговый | 21.05.16 | ||||
66 | Основные понятия курса. | 1 | Система счисления, логические выражения, алгоритм, программа | Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль | 25.05.16 | ||||||
67 | Итоговое тестирование. | 1 | Система счисления, логические выражения, алгоритм, программа | Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль | интерактивный тест «Итоговое тестирование | итоговый | 25.05.16 | ||||
68 | Резерв учебного времени. | 1 | 25.05.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова
Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова...
Рабочая программа по Истории древнего мира ФГОС 2015-2016
Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса на основании:Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ; Федерального государственного стандарта...
Рабочие программы по ИЗО, МХК, черчению на 2015-2016 уч.год
Представленные рабочие программы по изобразительному искусству в 5-7 классах (Б.Неменский), МХК в 8-11 классах (Г.Данилова), черчению в 8-9 классах (А.Ботвинников, В.Гервер) составлены в с...
Рабочая программа по литературе 5 кл. на 2015/ 2016 учебный год
Рабочая программапо литературедля 5 класса/надомное обучение/на 2015/ 2016 учебный год...
Рабочие программы по истории и обществознанию на 2015-2016 уч.гг.
Рабочие программы по истории и обществознанию на 2015-2016 уч.гг. составлены в соответсвии с требованиями. Программы для 5 класса соответствуют ФГОС...
Рабочая программа по информатике 5 -7 кл. ФГОС УМК Босова Л.Л.
Изучение информатики в школе способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой ...