Рабочая программа Внеурочной деятельности
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32
Согласовано на заседании ШМО учителей математики, физики, информатики Руководитель ШМО ___________________/Е.В.Нестеренко/ | |||
Согласовано Замдиректора по УВР школы « » 2015г. /Л.М. Бобкова/ | Утверждаю директор школы /А.В.Кныш/ приказ № от . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная информатика»
5 класс
количество часов 34
Учитель: Сорокина Е.В
Категория 1КК
стаж работы 21 года
2015 - 2016 учебный год
г. Комсомольск-на-Амуре
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.Новизна программы «Занимательная информатика» основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к современным социально-экономическим условиям. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014 / 2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 / 2015 учебный год»
- В соответствии с инновационной идеей Социально активной школы «Фо» 2014-2018.
Цель:
Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив их к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
- Овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- Сформировать первоначальные представления о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- Обеспечить практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Воспитательные:
- Сформировать потребность в саморазвитии;
- Способствовать формированию активной жизненной позиции;
- Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Поддержать развитие культуры общения;
- Расширить воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.
Развивающие:
- Развивать пространственное воображение, логическое и визуальное мышление;
- Развитие чувства прекрасного;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций.
Отличительные особенности программы:
- Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Занятия проводятся в соответствии с возрастными особенностями учащихся– это занятия в форме презентации, размышления, соревнования, творческой мастерской, творческого отчета, практических занятий, микроисследований. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Особенности возрастной группы детей:
- Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план.
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса программы
- у обучающихся сформируется представление:
- о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
- о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
- о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);
- будут сформированы:
- основы алгоритмической культуры;
- навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
- обучающиеся научатся:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- выполнять кодирование и декодирование простейших сообщений;
- работать с различными устройствами компьютера;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- работатьс операционной системой Windows;
- работать cприкладными программами текстовым редактором MS OfficeWord, редактором презентаций MS OfficePowerPoint.
Метапредметные образовательные результаты:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Дата | Класс | Тема | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
п/п | 5Г | 34ч. | 6,1 | 27,9 | ||
Раздел 1. Учимся работать на компьютере. | ||||||
№1 | 05.09 | 5Г | Понятие об информации. | 1ч. | 0,4 Психологическая информация | 0,6 Дидактическая игра |
№2 | 12.09 | 5Г | Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер. | 1ч. | 0,2 Викторина | 0,8 Работа со сказкой |
№3 | 19.09 | 5Г | Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. | 1ч. | 0,1 Реферат | 0,9 Самостоятельные задания |
№4 | 26.09 | 5Г | Компьютерная помощница - мышь. | 1ч. | 0,2 Устный опрос | 0,8 Лабораторная работа |
№5 | 03.10 | 5Г | Представление о графическом интерфейсе системной среды. | 1ч. | 0,1 Кроссворд | 0,9 Зачеты |
№6 | 10.10 | 5Г | Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста» | 1ч. | 0,3 Викторина | 0,7 Вербальные игры |
№7 | 17.10 | 5Г | Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш | 1ч. | 0,2 Интеллектуальное задание | 0,8 Тест |
№8 | 24.10 | 5Г | Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста» | 1ч. | 0,2 Кроссворд | 0,8 Практическая работа |
№9 | 31.10 | 5Г | Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор». | 1ч. | 0,1 Блиц-опрос | 0,9 Контрольная работа |
Раздел 2. Простейшая технология работы с текстом. | ||||||
№10 | 14.11 | 5Г | Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота). | 1ч. | 0,3 Психологическая информация | 0,7 Дидактическая игра |
№11 | 21.11 | 5Г | Технология ввода текста. | 1ч. | 0,1 Викторина | 0,9 Тест |
№12 | 28.11 | 5Г | Редактирование текста. | 1ч. | 0,1 Психологическая информация | 0,9 Практическая работа |
№13 | 05.12 | 5Г | Редактирование текста. | 1ч. | 0,2 Круглые столы | 0,8 Работа со сказкой |
№14 | 12.12 | 5Г | Редактирование текста. | 1ч. | 0,1 Интеллектуальное задание | 0,9 Контрольная работа |
Раздел 3. Компьютерная графика. | ||||||
№15 | 19.12 | 5Г | Что такое компьютерная графика. | 1ч. | 0,1 Реферат | 0,9 Дидактическая игра |
№16 | 26.12 | 5Г | Создание компьютерного рисунка | 1ч. | 0,1 Кроссворд | 0,9 Лабораторная работа |
№17 | 16.01 | 5Г | Настройка инструментов | 1ч. | 0,2 Устный опрос | 0,8 Практическая работа |
№18 | 23.01 | 5Г | Редактирование компьютерного рисунка | 1ч. | 0,1 Интеллектуальное задание | 0,9 Самостоятельные задания |
№19 | 30.01 | 5Г | Фрагмент рисунка | 1ч. | 0,2 Блиц-опрос | 0,8 Тест |
№20 | 06.02 | 5Г | Сборка рисунка из деталей | 1ч. | 0,2 Устный опрос | 0,8 Зачеты |
№21 | 13.02 | 5Г | Как сохранить созданный рисунок | 1ч. | 0,1 Блиц-опрос | 0,9 Создание макетов |
№22 | 20.02 | 5Г | Построение с помощью клавиши Shift эллипс и окружность | 1ч. | 0,1 Интеллектуальное задание | 0,9 Индивидуальные работы |
№23 | 27.02 | 5Г | Что такое пискель. Что такое пиктограмма | 1ч. | 0,3 Кроссворд | 0,7 Контрольная работа |
Раздел 4. Компьютерные презентации. | ||||||
№24 | 05.03 | 5Г | Интерфейс программы Power Point. | 1ч. | 0,2 Психологическая информация | 0,8 Самостоятельные задания |
№25 | 12.03 | 5Г | Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций. | 1ч. | 0,2 Интеллектуальное задание | 0,8 Дидактическая игра |
№26 | 19.03 | 5Г | Форматирование фона, текста. | 1ч. | 0,1 Доклады | 0,9 Индивидуальные работы |
№27 | 26.03 | 5Г | Форматирование фона, текста. | 1ч. | 0,1 Интеллектуальное задание | 0,9 Практическая работа |
№28 | 09.04 | 5Г | Вставка изображений и звука. | 1ч. | 0,1 Диктант | 0,9 Зачеты |
№29 | 16.04 | 5Г | Вставка изображений и звука. | 1ч. | 0,1 Индивидуальный опрос | 0,9 Индивидуальные работы |
№30 | 23.04 | 5Г | Анимация. | 1ч. | 0,2 Психологическая информация | 0,8 Лабораторная работа |
№31 | 30.04 | 5Г | Анимация. Переход слайдов | 1ч. | 0,1 Интеллектуальное задание | 0,9 Тесты |
№32 | 07.05 | 5Г | Работа над проектами. | 1ч. | 0,3 Интеллектуальное задание | 0,7 Индивидуальные работы |
№33 | 14.05 | 5Г | Работа над проектами. | 1ч. | 0,1 Диктант | 0,9 Лабораторная работа |
№34 | 21.05 | 5Г | Защита проектов. | 1ч. | 0,6 Устная защита проектов | 0,4 Презентация |
ИТОГО | 34ч. |
4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА
1. Учимся работать на компьютере.
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление об информации и информатике.
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами икт. Знать требования к организации компьютерного рабочего места.
Иметь представление об архитектуре компьютера.
Знать основные элементы компьютера и их назначение.
Иметь представление о способах обработки числовой информации.
Знать основные операции с числами.
Открывать программу калькулятор и использовать ее.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия.
Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов.
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и икт в условиях развития информационного общества.
Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.
2. Простейшая технология работы с текстом
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Знать основные операции с текстом.
Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы.
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Компьютерная графика .
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке.
Знать виды инструментов рисования.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
Иметь представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики.
Знать виды инструментов рисования.
Выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (изменение рисунка).
Иметь преставление о компьютерной графике.
Инструменты графического редактора.
Строить и раскрашивать простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности.
Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.
Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
5. Компьютерные презентации
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи
Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений.
Понятия: анимация, настройка анимации.
Уметь в презентации задать анимацию объектов.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
- умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
- умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Курс «Занимательная информатика» введен в часть базисного образовательного плана для учащихся 5г класса, реализуемого МОУ СОШ №32, в рамках внеурочной деятельности.
5.СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1.Урочные - традиционные
2.Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные
3.Практические работы и лабораторные работы
4.Тесты
5.Самостоятельные задания
6.Зачеты
7.Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие)
8.Рефераты, доклады
9.Викторина
10. Кроссворд
11.Диктант
12.Устный опрос
13.Блиц-опрос
14.Практическая работа
15.Лабораторная работа
16.Круглые столы
17.Дидактические многофункциональные игры
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
|
2. Печатные пособия |
Демонстрационные таблицы, карточки-задания. |
3. Цифровые образовательные ресурсы |
|
4. Технические средства обучения |
|
5. Экранно-звуковые пособия |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...