Разработка урока по информатике "Условный оператор .Ветвление"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_uslovnyy_operator._vetvlenie.rar | 618.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Учитель информатики МОУ СОШ №3 г. Кызыла Пиндюрина А.В.
Тема урока: «Условный оператор. Ветвление»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Обучающая: Повторение ранее изученного материала, дать основные сведения об условном операторе в языке программирования Turbo Pascal; закрепить пройденный материал.
- Развивающая: Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная: Воспитание самостоятельности и ответственности, умения находить решение на поставленные задачи.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Презентация;
- Карточки с заданиями.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Формулировка темы урока.
- Объяснение нового материала.
- Отработка навыков при самостоятельной работе с компьютером.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности оборудования.
2. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется с помощью карточек. Задания в карточках подобраны таким образом, чтобы можно было проверить уровень усвоения материала прошлых уроков. Нескольким учащимся раздаются карточки с индивидуальным заданием.
Самостоятельная работа.
1) Какие из приведенных ниже слов не могут быть идентификаторами переменных, зачеркните эти слова:
а) Fio; б) SC 3; в) 11_klass; г) №_55; д) Сумма; е) Pr5 ж) End.
2) Вычислить:
а) trunc (2.1) = б) trunс (2.5) = в) trunс (2.8) =
г) round (2.1) = д) round (2.5) = е) round (2.8) =
3) Вычислить:
а) 5 div 3 = _ ; б) 5 mod 3= _ ; в) 9 div 3= _ ; г) 9 mod 3= _ .
4) Определите тип выражения (integer или real):
а) trunc (Pi) б) sqr (2.2) в) sqr (3)
г) 25/5 д) sqrt (16) е) round (2.7)
5) Запишите по правилам языка Паскаль следующие выражения:
а) 1+siny ; б) ; в) .
Карточки с индивидуальным заданием:
Исправь ошибки в программе
Program lab№1;
Uses crt;
Var y- real;
Begin;
Clr scr;
Writeln ( Введите число x )
Read ln(x);
y=5x:2;
Writeln (‘y=’,y:5:2);
Readkey;
End.
Ответы к самостоятельной работе.
1) Какие из приведенных ниже слов не могут быть идентификаторами переменных, зачеркните эти слова:
а) Fio; б) SC 3; в) 11_klass; г) №_55; д) Сумма; е) Pr5 ж) End.
2) Вычислить:
а) trunc (2.1) = 2 б) trunс (2.5) = 2 в) trunс (2.8) = 2
г) round (2.1) = 2 д) round (2.5) = 3 е) round (2.8) = 3
3) Вычислить:
а) 5 div 3 = 1 ; б) 5 mod 3= 2 ; в) 9 div 3= 3 ; г) 9 mod 3= _ 0 .
4) Определите тип выражения (integer или real):
а) trunc (Pi) integer б) sqr (2.2) real в) sqr (3) integer
г) 25/5 real д) sqrt (16) real е) round (2.7) integer
5) Запишите по правилам языка Паскаль следующие выражения:
а) 1+siny 1+sin(y) ; б) sqrt(9*y) ;
в) 2*sqr(y)+4*y+6 .
После выполнения заданий из карточки каждый ученик меняется карточкой с соседом по парте. На экран выводятся правильные ответы. Выставляются оценки.
Ответы к карточке с индивидуальным заданием:
Исправь ошибки в программе
Program lab№1; {в имени не может содержаться знак №}
Uses crt;
Var y- real; {неправильно записан раздел описания переменных, надо ставить : после переменных, переменная х пропущена}
Begin; {после слова begin ; ставить не надо}
Clr scr; {Clrscr пишется слитно}
Writeln ( Введите число x ) {После оператора не поставлен ;}
Read ln(x); {Readln пишется слитно}
y=5x:2; {оператор присваивания :=,
неправильно записано выражение 5*x/2}
Writeln (‘y=’,y:5:2);
Readkey;
End.
На экран выводится текст карточки с индивидуальным заданием.
Вызываются к доске учащиеся, выполнявшие это задание, остальные с мест помогают.
3. Формулировка темы урока.
Для того чтобы учащиеся сами смогли сформулировать тему урока, с ними проводится следующая беседа.
На экран выводится написанная программа:
Program my1;
Uses crt;
Var a, b, c, D, x1, x2: real;
Begin
Clrscr;
Writeln (‘Введите числа a, b и с’);
Readln (a,b,c);
D:=sqr(b)-4*a*c;
x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);
Writeln ( ‘x1=’,x1:5;1, ‘x2=’,x2:5:1);
Readkey;
End.
Учитель: Какую математическую задачу решает данная программа?
Учащиеся: Данная программа находит корни квадратного уравнения.
Учитель: Правильно. А во всех ли случаях программа будет работать?
Учащиеся: Когда дискриминант <0, то нет решений, программа выдаст ошибку.
Учитель: Как вы думаете, что нужно изменить в программе, чтобы она работала при любых числах a, b, c?
Учащиеся: Нужно, чтобы программа выбирала решение в зависимости от дискриминанта, т.е от условия.
Учитель: Молодцы, вы сами того не зная, уже сказали тему нашего сегодняшнего урока.
Итак, запишите в тетрадях тему: «Условный оператор. Ветвление».
4. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала сопровождается показом презентации. Учащиеся в это время делают конспект в тетрадях.
Полная форма: IF <условие> THEN <оператор1>
ELSE <оператор2>;
УСЛОВИЕ - это логическое выражение, принимающее значение истина или ложь.
Если условие истинно, то выполняется оператор1, иначе выполняется оператор2.
ВНИМАНИЕ! Перед словом ELSE точка с запятой не ставится!
Учитель: Запишите в тетради полную форму условного оператора.
Program my2;
Uses crt;
Var x,y: integer;
begin
writeln (‘Введите два числа’);
readln(х, у);
if x>y then writeln(x)
else writeln(y);
readkey;
end.
Задание №1:
1. В конспекте в задании №1 найдите текст этой программы, подчеркните условный оператор.
2. Запустите среду программирования Turbo Pascal с помощью значка на рабочем столе.
3. Запустите программу my2 (File→Open→..→Works→my2.pas).
4. Проверьте ее работу для ‘+’ и ‘-’ чисел.
Неполная форма: IF <условие> THEN <оператор1>;
Выполняется инструкция так: если условие истинно, то выполняется оператор1,
затем выполняется следующая за IF..THEN инструкция.
Учитель: Запишите в рабочие тетради неполную форму условного оператора.
Program my3;
Uses crt;
Var x, y: real;
Begin
Writeln (‘Введите числа х и у’);
Readln (x,y);
If abs(x) >abs(y) then x:=x/5;
Write(‘x=‘, x, ‘y=‘, y);
Readkey;
End.
Задание №2:
1. В конспекте в задании №2 найдите текст этой программы, подчеркните условный оператор.
2. Запустите программу my3 (File→Open→..→Works→my3.pas).
3. Проверьте ее работу для произвольных чисел.
4. В программе применить округление для вещественных чисел.
5. Заполните таблицу в конспекте.
№ | Вводимые числа | Выводимый результат | ||
x | y | x | y | |
1 | 3 | 5 | 3 | 5 |
2 | 10 | 7 | 2 | 7 |
3 | -9 | -20 | -9 | -20 |
4 | -15 | 5 | -3 | 5 |
5 | 16 | -4 | 3.2 | -4 |
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: Давайте вернемся к программе с квадратным уравнением и изменим ее для любых чисел.
На экране вновь появляется программа my1.
Program my1;
Uses crt;
Var a, b, c, D, x1, x2: real;
Begin
Clrscr;
Writeln (‘Введите числа a, b и с’);
Readln (a,b,c);
D:=sqr(b)-4*a*c;
x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);
Writeln ( ‘x1=’,x1:5;1, ‘x2=’,x2:5:1);
Readkey;
End.
C помощью подсказок учащихся дополняется.
Program my4;
Uses crt;
Var a, b, c, D, x1, x2: real;
Begin
Clrscr;
Writeln (‘Введите числа a, b и с’);
Readln (a,b,c);
D:=sqr(b)-4*a*c;
If D<0 then writeln(‘Нет решений’)
else
begin
x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);
Writeln ( ‘x1=’,x1:5;1, ‘x2=’,x2:5:1);
end;
Readkey;
End.
Задание №3.
1) В конспекте найдите текст этой программы и в пустые строчки впишите произведенные изменения.
Работа с презентацией. На экран по одному выводятся фрагменты программ.
Учащиеся отвечают, какое значение будет принимать переменная x, в каждом из фрагментов.
1) a:=7; b:=5; c:=2;
If a>b then x:=b+c
else x:=a+b;
write(x);
2) a:=9; b:=2; c:=7;
If (a>b) and (b>c) then x:=2*a
else x:=a-3*b;
write(x);
3) a:=1; b:=4; c:=8;
If (a<=b) or (a>c) then x:=5*a-b
else x:=4*a*b;
write(x);
4) a:=7; b:=3; c:=6;
If (a>b) and (a>c) then x:=a-b
else x:=4*a-b;
write(x);
7. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с условным оператором. Увидели, как он используется в программах. Выполнение домашнего задания потребует от вас использование этого оператора. Надеюсь, все ребята справятся с домашним заданием, т.к. вы очень хорошо поработали на этом уроке. Выставляются оценки за урок.
8. Домашнее задание:
1. Напишите программу нахождения наибольшего из трех чисел.
2. Составьте программу вычисления для любого х функции Y =1/x, при х=0 выдать сообщение 'функция не существует'.
Литература.
- Окулов. С.М., Основы программирования. – 3-е изд. – M: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Задачник – практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Том 1. Под. Ред. И. Семакина, Е. Хенера. – Лаборатория Базовых Знаний., 2005
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика. Базовый курс: учебник для 9 кл. – М. Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- PASCAL. Практикум. Чернов Н.А., Мамелина С.В., Новосельцев С.В. Кастрома, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Turbo Pascal. Разработка программ, содержащих оператор ветвления
Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои п...
Разработка урока по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"
В разработке представлены конспект урока информатики в 9 классе по теме "Организация ветвления на языке Паскаль" и презентация к уроку....
Практическое задание №24 Тема: Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций
Практическое задание №24Тема: Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций...
Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".
Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....
Конспект урока на тему: "Оператор ветвления"
Урок в 9-м классе по теме "Оператор ветвления" Цели: образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования Turbo Pascal...
Разработка урока "Операторы ветвления на языке Паскаль"
Разработка проведенного открытого урока в 9 классе...
Урок информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»
Урок информатики по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»...