Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов
рабочая программа по информатике и икт на тему

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_9_semakin_i.g._2_chasa_v_nedelyu.doc751 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
VII-VIII ВИДОВ» Г. КАТАВ-ИВАНОВСКА КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласованно»

Зам. директором по УВР

______________// И.И. Панасюк

«___» сентябрь 20___г

«Утверждено»

Методическим советом МС(К)ОУ «Коррекционной школы – интернат»

____________________//

«___» сентябрь 20___г

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 8-9 классов

Составитель: учитель информатики МС(К)ОУ «Коррекционная школа – интернат» г. Катав-Ивановска

Нусратуллина Оксана Энверовна

г. Катав-Ивановск

2014-2015 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        ПАСПОРТ        

2.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

3.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

4.        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» ДЛЯ VIII-IX КЛАССОВ        

5.        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        

6.        УМК ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ        

7.        УМК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ        

8.    ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»        

9.    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ        

10.  ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА        

11.        ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        

12.        СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ        


  1. ПАСПОРТ

рабочей учебной программы по информатики в 8-9 классах

Тип программы: программа  общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) и родителей (законных представителей) программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогического коллектива определяет приоритеты в содержании математического образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;
  • для администрации школы является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по математическому образованию.

Категория обучающихся: учащиеся 8-9 классов МС(К)ОУ «Коррекционная школа-интернат» г. Катав-Ивановска.

Сроки освоения программы: 2 года.

Объем учебного времени: 102 часа (34 ч. - 8 класс, 68 ч. - 9 класс).

Форма обучения: очная.

Режим учебных занятий: 8 кл. - 1 час в неделю, 9 кл. – 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточный контроль.

Итоговый документ: оценка за год в журнал.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса обучения средней общеобразовательной школы составлена примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005).

Программа рассчитана на 105 часов (VIII-1 час в неделю, 35 часов в год; IX – 2 часа в неделю, 70 часов в год). Так как учебный план образовательного учреждения рассчитан на 34 недели в год в 8 кл и 68 часов  в 9 кл., поэтому была произведена корректировка рабочей программы. Рабочая программа рассчитана на 102 часа (VIII класс – 1 час в неделю, 34 часов в год;  IX класс - 2 час в неделю, 68 часов в год).

Пояснительная записка к рабочей программепо информатики составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон об образовании; от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год  приказ  МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253.
  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25 августа 2014  № 01/2540 «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных  коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видовЧелябинской области на 2014-2015 учебный год
  • Методические письма  ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса  в2009-2010, 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебном году». (приложения к письмам МОиН Челябинской области от 03.08.09 №103\3431, от28.06.10 №103\3073, от18.07.11 №103\4275, от 10.07.2012г. № 24/5135, от 24.07.2013 № 03-02/5639, от 30.06.14 № 03-02 4959).
  • Письмо МОиН Челябинской области от 21.07.2009 № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области».
  • Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005Школьный учебный план на 2014 – 2015 год
  • Локальный документ (положение) о структуре и разработке рабочей программы от 15.09.10.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.


Цели и задачи курса «Информатики и ИКТ»

Изучение информатики и ИКТ в VIII-IX классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

8 класс

1

Введение в предмет

1

1

-

2

Человек и информация

5

3

2

3

Первое знакомство с компьютером

7

4

3

4

Текстовая информация и компьютер

10

4

6

5

Графическая информация и компьютер

5

3

2

6

Технология мультимедиа

6

2

4

ИТОГО:

34

17

17

9 класс

1

Компьютерные сети

11

4

6

2

Информационное моделирование

5

4

1

3

Хранение и обработка информации

10

5

5

4

Системы счисления

7

6

-

5

Табличные вычисления на компьютере

10

6

4

6

Управление и алгоритмы

8

8

6

7

Основы языка программирования Паскаль

12

6

5

8

Ин6формационные технологии в обществе

5

5

-

ИТОГО:

68

34

27

ВСЕГО:

102

51

44


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» ДЛЯ VIII-IX КЛАССОВ

(102 часов)

VIII класс

Общее число часов – 31. Резерв учебного времени – 3 часа.

  1. Человек и информация (5 часов)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»

Практическая работа №2 «Работа с единицами измерения информации»

Решение задач по измерению объема текста.

Кроссворд по разделу «Человек и информация»

Выполнение тестового задания

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

  1. Первое знакомство с компьютером (7 часов)

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен ПК  Основные характеристики ПК. Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. Пользовательский интерфейс. О файлах и файловых структурах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 3 «Компьютерная память»

Практическая работа №4 «Функциональные характеристики компьютера» (заполнение таблицы данными).

Практическая работа № 5 «Набор текста по образцу»

Практическая работа №6 «Работа с файлами и папками в ОС Windows»

Практическая работа № 7 «Знакомство с ОС Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними».

Кроссворд по разделу  «Первое знакомство компьютера»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

  1. Текстовая информация и компьютер (10 часов)

Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Системы перевода и распознания текстов. Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Тексты в памяти компьютера»

Практическая работа №9 «Создание текста в текстовом редакторе Word по заданному образцу»

Практическая работа №10 «Редактирование готового текста»

Практическая работа № 11 «Создание нумерованных и маркированных списков»

Практическая работа № 12 «Создание и форматирование таблиц».

Практическая работа № 13 «Создание графических объектов с использованием средств текстового редактора»

Практическая работа № 14 «Создание поздравительной открытки с использованием графических элементов и таблицы».

  1. Графическая информация и компьютер (5 часов)

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика. Работа с графическим редактором растрового типа.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения »

Практическая работа № 16 «Обработка отсканированного изображения»

Практическая работа № 17 «Работа с конструктором цветов»

Практическая работа № 18 «Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе»

Практическая работа №19 «Создание изображения в растровом графическом редакторе»

  1. Технология мультимедиа (6 часов)

Что такое мультимедиа. Компьютерные презентации. Технические устройства мультимедиа Аналоговый и цифровой звук

Компьютерный практикум

Практическая работа № 20 «Создание презентации с помощью матера автосодержания»

Практическая работа № 21 «Форматирование слайдов и презентаций»

Практическая работа № 22 «Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов».

Выполнение тестового задания


IX класс

Общее число часов – 68.

  1. Передача информации в компьютерных сетях (11 часов).

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Интернет - мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и Практическая работа Интернет. WWW – Всемирная паутина. Передача информации по техническим каналам связи. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами»

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске»

Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа№5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»

Практическая работа№6 «Создание архива файлов и раскрытие архива. Загрузка файла из архива.»

  1. Информационное моделирование (5 часов).

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №7 «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word»

  1. Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов).

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД. Создание и заполнение баз данных. Условия выбора и простые и сложные логические выражения. Сортировка, удаление и добавление записей.

 Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

 Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №8 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы»

Практическая работа №9 Создание и заполнение однотабличной базы данных

Практическая работа №10 Поиск записей в готовой базе данных (формирование простых запросов)

Практическая работа№11  Поиск записей в готовой базе данных (формирование сложных запросов)

Практическая работа №12 Сортировка записей в готовой базе данных.

  1. Системы счисления (7 часов).

Системы счисления. Двоичная и десятичная системы счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатерич-ная система счисления. Представление чисел в компьютере.

  1.  Табличные вычисления на компьютере (10 часов).

Двоичная система счисления. Числа в памяти компьютера. Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблиц. Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация. Логические функции. Деловая графика. Условная функция. Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Практическая работа №14 Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка таблиц

Практическая работа №15 Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа №16 Построение графиков и диаграмм.

  1. Управление и алгоритмы – (8 часов).

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Алгоритмические структуры: следование и ветвление. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №17 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

Практическая работа №18  Разработка линейного алгоритма и алгоритма, содержащего оператор ветвления

Практическая работа №19 Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла

Практическая работа №20 Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму

Практическая работа №21  Разработка алгоритма по обработке одномерного массива.

Практическая работа №22 Разработка алгоритма, требующего использования логических операций.

  1.  Основы языка программирования Паскаль  (12 часов).

Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов. Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером. Циклы на языке Паскаль. Одномерные массивы в Паскале. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №23 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.

Практическая работа №24 Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

Практическая работа №25  Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций.

Практическая работа №26 Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

Практическая работа №27 Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль.

  1.  Информационные технологии и общество (5 часов).

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССА

Номер урока

Тема урока

Часы

Дата

Практика

Научные термины, понятия (предметная терминология)

Содержание, методические приемы

Примечание

(информационные технологии, ЦОР)

Д/з

Всего

Теория

Практика

I четверть (9 часов)

Человек и информация

1

§1. Информация и знания. Техника безопасности на уроках информатики.

1

1

-

Информация, данные, информатика, компьютер

Урок – ознакомления с новым материалом 

Презентации «Техника безопасности и санитарные нормы»

§1, стр. 12 отв. на вопр.

2

§2. Восприятие информации

1

2/3

1/3

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Восприятие информации, информация, естественные и формальные языки

Урок – ознакомления с новым материалом 

Презентация «Восприятие информации», «Языки естественные и формальные»

§2, стр. 17 отв. на вопр.

3

§3. Информационные процессы.

1

2/3

1/3

Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»

Информационные процессы, передача, обработка, хранение, поиск информации

Урок – ознакомления с новым материалом

Презентация «Виды информационных процессов»

§3, стр. 21 отв. на вопр

4

§4. Измерение информации.

1

2/3

1/3

Практическая работа №2 «Работа с единицами измерения информации»

Измерение информации, алфавит, информационный вес символа, информационный объем текста

Комбинированный урок

Демонстрационный материал: «Алфавитный подход к измерению информации», «Информационный объем текста»

§4, стр. 26 (4, 6, 7)

5

§4. Измерение информации (решение задач)

1

1

Решение задач по измерению объема текста. Кроссворд по разделу «Человек и информация»

Измерение информации, алфавит, информационный вес символа, информационный объем текста

Урок-практика

-

6

Итоговый тест к главе I разделу «Человек и информация»

1

1/3

2/3

Выполнение тестового задания

Урок проверки знаний и умений

-

-

Первое знакомство с компьютером

7

§5. Назначение и устройство компьютера.

1

1

-

Компьютер, устройство ввода, запоминания, обработки, вывода, данные, программы

Урок – ознакомления с новым материалом

§5, стр. 35 отв. на вопр.

8

§6. Компьютерная память.

1

2/3

1/3

Практическая работа № 3 «Компьютерная память»

Внутренняя и  внешняя память, двоичная кодировка, дискретность, адресуемость.

Комбинированный урок

Демонстрационный материал: «Носители и устройства внешней памяти»

§6, стр. 40 отв. на вопр

9

§7. Как устроен ПК  

1

2/3

1/3

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Системный блок, монитор, принтер, модем, мышь, клавиатура, шина

Комбинированный урок

Презентация «Как устроен компьютер»

§7, стр. 43 отв. на вопр

II четверть (7 часов)

9

10

§8. Основные характеристики ПК.

1

2/3

1/3

Практическая работа №4 «Функциональные характеристики компьютера» (заполнение таблицы данными).

Генератор тактовой частоты, разрядность, объем внутренней памяти, флэш-память

Комбинированный урок

§8, читать

11

§9. Программное обеспечение компьютера

1

2/3

1/3

Практическая работа № 5 «Набор текста по образцу»

Программное обеспеченье (ПО0, системное ПО, прикладное ПО, системы программирования, прикладные программы

Комбинированный урок

Демонстрационный материал: «Прикладное, системное программное обеспеченье»

§9, стр. 50 отв. на вопр.

12-13

§10. О системном ПО и системах программирования

1

2/3

1/3

Практическая работа № 5 «Набор текста по образцу»

Операционная система (ОС), диалоговый и интерактивный режим, сервисные программы, система программирования

Комбинированный урок

Демонстрационный материал: «Операционные системы»

§10, стр. 52 отв. на вопр

14

§11. О файлах и файловых структурах.

2

2/3

1/3

Практическая работа №6 «Работа с файлами и папками в ОС Windows»

Файл, имя файла, расширение файла, логические дики, файловая структура, каталог, путь к файлу

Комбинированный урок

§11, стр. 58 отв. на вопр

15

§12. Пользовательский интерфейс. Повторение

1

2/3

1/3

Практическая работа № 7 «Знакомство с ОС Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними». Кроссворд по разделу  «Первое знакомство компьютера»

Интерфейс, объектно-ориентированный интерфейс, контекстное меню, меню

Комбинированный урок

Презентация «Рабочий стол Windows»

§12, стр. 62 отв. на вопр

16

Итоговый тест по главе II «Первое знакомство с компьютером»

1

1/3

2/3

Выполнение тестового задания

Урок проверки знаний и умений

-

III четверть (10 часов)

Текстовая информация и компьютер

17.

§13. Тексты в компьютерной памяти.

1

2/3

1/3

Практическая работа № 8 «Тексты в памяти компьютера»

Текст, двоичный код, таблица кодировки, гипертекст

Комбинированный урок

Демонстрационный материал: «Тексты в памяти компьютера», «Гипертекст», «Табличное кодирование»

§13, стр. 75 (7)

18.

§14. Текстовые редакторы.

1

1/3

2/3

Практическая работа №9 «Создание текста в текстовом редакторе Word по заданному образцу»

Текстовый редактор, меню команд, курсор, строка состояния, страница, символ.

Комбинированный урок

Презентация «Текстовые редакторы: назначения и классификация»

§14, выучить элементы окна текстового процессора

19-20

§15. Работа с текстовым редактором.

2

1/3

2/3

Практическая работа №10 «Редактирование готового текста»

Шрифты, начертание, переформатирование, перенос, копирование, каскад, файловые операции

Комбинированный урок

§15, стр. 84 отв. на вопросы

21-22

§16. Дополнительные возможности текстовых процессоров.

2

2/3

1/3

Практическая работа № 11 «Создание и форматирование таблиц».

Практическая работа № 12 «Создание графических объектов с использованием средств текстового редактора»

Списки, таблица, формула

Комбинированный урок

Презентация «Дополнительные возможности текстовых процессоров»

§16, стр. 90, отв. на вопросы

23.

§17. Системы перевода и распознания текстов. Повторение основных понятий.

1

2/3

1/3

Практическая работа № 13 «Создание поздравительной открытки с использованием графических элементов и таблицы».

Программы-переводчики, распознавание текста

Комбинированный урок

§17, стр. 93, читать

Графическая информация и компьютер

24.

§18. Компьютерная графика.

1

1/3

2/3

Практическая работа № 14 «Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения »

Компьютерная графика, графопостроители, плоттеры, научная графика, деловая графика, компьютерные анимации

Урок – ознакомления с новым материалом

Демонстрационный материал: «Научная графика», «Графика в компьютерных играх»

§18, стр. 104  отв. на вопросы

25.

§19. Технические средства компьютерной графики.

1

2/3

1/3

Практическая работа № 15 «Обработка отсканированного изображения»

Графическая сетка, растр, видеопиксель, видеопамять, видеоадаптер, дисплейный процессор

Комбинированный урок

Демонстрационный материал: «Видеоадаптер», «Принципы работы монитора»

§19, стр. 101 отв. на вопр.

26.

§20. Как кодируется изображение.

1

2/3

1/3

Практическая работа № 16 «Работа с конструктором цветов»

Код пикселя, объем видеопамяти

Урок – ознакомления с новым материалом

§20, стр. 114 (6)

IV четверть (8 часов)

27.

§21. Растровая и векторная графика.

1

1/3

2/3

Практическая работа № 17 «Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе»

Растровая и векторная графика, система графических координат

Урок закрепления изученного

§21, читать

28.

§22. Работа с графическим редактором растрового типа.

1

1/3

2/3

Практическая работа №18 «Создание изображения в растровом графическом редакторе»

Среда графического редактора, главное меню, меню инструментов, меню палитры

Урок – ознакомления с новым материалом

§22, стр. 124 (6)

Технология мультимедиа

29.

§23. Что такое мультимедиа.

1

1

-

Мультимедиа, компьютерное моделирование

Урок – ознакомления с новым материалом

§23, стр. 132 отв. на вопросы

30.

§24. Аналоговый и цифровой звук

1

2/3

1/3

Практическая работа № 19 «Создание презентации с помощью матера автосодержания»

Фонограф Эдисона, аналоговое представление звука, принцип дискретности

Комбинированный урок

Презентация «Аналоговое и цифровое представление звука»

§24, стр. 134 ответ. на вопр.

31.

§25. Технические устройства мультимедиа

1

2/3

1/3

Практическая работа № 20 «Форматирование слайдов и презентаций»

Микрофон, аудиоадаптер, звуковая карта, стереонаушники

Комбинированный урок

Демонстрационный материал: «Изменение оформления слайдов»

§25, читать

32-33

§26. Компьютерные презентации.

2

1/3

2/3

Практическая работа № 21 «Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов». Подготовка презентации к показу, демонстрация

Презентация, интерактивная презентация, презентация со сценарием.

Урок закрепления изученного

§26, стр. 142 ответ на вопр.

34

Итоговый тест по курсу 8 класса

1

2/3

2/3

Выполнение тестового задания

Урок проверки знаний и умений

-


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

№ урока

Наименова-ние раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Дата проведения урока

Приме-чание

план

факт

1

Компьютерные сети – 11 часов

Техника безопас-ности. Компьютер-ные сети.

1

Изучение нового материала

Компьютерные сети,  назна-чение, принципы работы компьютерных сетей

Знать виды компьютерных сетей; локальная сеть кабинета информатики и ИКТ

Беседа

2

ПР №1 «Работа в локальной сети».

1

Формиро-вание ЗУН

Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей

Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ

ПР

3

Электронная почта телеконференции

1

Комбинир. урок

Назначение и принципы работы электронной почты

Уметь пользоваться электрон-ной почтой

Фронталь-ный опрос

4

ПР №2 «Работа с электронной почтой».

1

Формиро-вание ЗУН

Назначение и принципы работы электронной почты;

Уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;

ПР

5

Интернет. Поиск информации в сети Интернет.

1

Комбини-рованный урок

Протоколы передачи дан-ных; программы-браузеры; поиск информации.

Сопоставление, отбор и про-верка информации, получен-ной из различных источников

Фронталь-ный опрос

6

ПР №3 «Работа с WWW».

1

Формиро-вание ЗУН

Назначение программы-браузера; отбор и проверка информации.

Знать приёмы работы с WWW

ПР

7

ПР №4 «Поиск информации в Интернет».

1

Формиро-вание ЗУН

Технология поиска информации в сети Интернет

Работа в браузере;

уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет

Доклад, реферат

 ПР

8

Создание Web-страницы в Word

1

Комбинир. урок

Создание простейших Web-страниц

Уметь создавать Web-страницы в приложении Word

Тест

ПР

9

Оформление Web-страницы.

1

Комбини-рованный

Оформление Web-страницы

знать способы оформления Web-страницы

Тест

ПР

10

ПР №5 «Создание Web-страницы».

1

Формиро-вание ЗУН

Этапы создания Web-страницы

Знать и уметь поэтапно создавать Web-страницы

ПР

11

Контрольная работа №1

1

Проверка ЗУН

Передача информации в компьютерных сетях

КР

12

Информационное моделирование – 5 часов

Понятие модели. Информационные модели.

1

Изучение нового материала

Классификация моделей; основные типы информационных моделей.

Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей.

Беседа

13

Табличные модели.

1

Изучение нового материала

Табличные модели, элементы  и типы данных в табличных моделях.

Знать табличные модели.

Фронталь-ный опрос

14

Информационное моделирование на компьютере.

1

Формиро-вание ЗУН

Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения

Разработка схемы моделиро-вания для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия

Тест

15

ПР №6 «Компьютерный эксперимент».

1

Формиро-вание ЗУН

Проведение эксперимента; использование разных видов моделирования.

Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере

ПР

16

Контрольная работа №2

1

Проверка ЗУН

Информационное моделирование

КР

17

Хранение и обработка информации– 10 часов

Базы данных и информационные системы.

1

Изучение нового материала

Формы представления дан-ных, понятие базы данных и ее основных элементов.

Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД

Беседа

18

Назначение СУБД.

1

Изучение нового материала

Системы управления базами данных, приложение Ms Access.

Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access.

Беседа

ПР

19

Создание, заполн-ение  и редактиро-вание баз данных

1

Формиро-вание ЗУН

Технология создание и редактирования баз данных.

Иметь представление о  реляционной базе данных.

ПР

20

ПР №7 «Создание базы данных».

1

Формиро-вание ЗУН

Поиск записей в базе дан-ных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Создавать структуру базы дан-ных, просматривать, редакти-ровать, сохранять записи в БД.

ПР

21

Условия выбора и простые логиче-ские выражения.

1

Изучение нового материала

Условия поиска; простые логические значения, операции, выражения

Уметь задавать условия поиска информации; записывать простые логические значения.

Индивиду-альная работа

22

Условия выбора и сложные логические выражения.

1

Изучение нового материала

Условия поиска информации; сложные логические значения, операции, выражения.

Уметь задавать условия поиска информации; записывать сложные логические значения.

Индивиду-альная работа

23

Хранение и обработка информации– 10 часов

ПР №8 «Формиро-вание простых и сложных запросов

1

Формиро-вание ЗУН

Технология поиска, замены, сортировки, группировки, фильтрации данных.

Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД.

ПР

24

Сортировка, добавление и удаление записей.

1

Формиро-вание ЗУН

Сортировка,  добавление и удаление записей в реляционных БД.

Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access.

Работа с карточками

25

Создание запросов на удаление и изменение.

1

Формиро-вание ЗУН

Создание запросов на удаление и изменение.

Уметь создавать запросы на добавление, удаление и изменение данных в БД.

ПР

26

Контрольная работа №3.

1

Хранение и обработка информации в БД.

КР

27

Системы счисления- -7 часов

Системы счисления

1

Изучение нового материала

Система счисления, пози-циионная система счисле-ния, алфавит, основание системы счисления.

Записывать числа в римской системе счисления, записывать последовательность чисел в заданной системе счисления

Фронталь-ная беседа

28

Двоичная и десятичная системы счисления

1

Формиро-вание ЗУН

Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот.

Переводить числа в двоичный код, из двоичной системы счисления в десятичную.

Объясне-ние учителя

29

Двоичная арифметика.

1

Формиро-вание ЗУН

Таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления

Производить арифметические действия над числами, записанными в двоичном коде.

Практикум

30

Восьмеричная система счисления

1

Формиро-вание ЗУН

Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в восьме-ричную систему из 8-й системы счисления в десятичную и двоичную.

Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в восьмеричную и наоборот.

Работа под руковод-ством учителя

31

Шестнадцатерич-ная система счисления.

1

Формиро-вание ЗУН

Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в 16-ю систему и обратно

Переводить числа из десятич-ной и двоичной систем счисле-ния в 16-ю и обратно.

Работа под руковод-ством учителя

32

Представление чисел в компьютере.

1

Изучение нового материала

Представление положительных целых чисел в памяти компьютера

Иметь понятие о представле-нии положительных целых чисел в памяти компьютера

Самостоя-тельная работа

33

Контрольная работа №4.

1

Проверка ЗУН

Системы счисления.

Уметь выполнять основные действия в системах счисления

КР

34

Табличные вычисления на компьютере – 10 часов

Правила ТБ. Повторение темы «Информация и компьютер».

1

Актуали-зация ЗУН

Понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК.

Выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.

Беседа

35

Электронные таблицы.

1

Изучение нового материала

Назначение табличного процессора, объекты Excel, типы данных Excel.

Уметь создавать электронную таблицу и работать в Excel.

Фронталь-ный опрос

36

ПР №9 «Правила заполнения Excel».

1

Формиро-вание ЗУН

Технология создания, редактирования и форма-тирования таблицы.

Уметь создавать заполнять, редактировать электронную таблицу, форматировать ЭТ.

ПР

37

Простейшие вы-числения в Excel

1

Комбини-рованный

Арифметические операции в Excel, формулы в Excel

Уметь выполнять простейшие вычисления в Excel.

Фронталь-ный опрос

38

Абсолютная и от-носительная адре-сация.

1

Изучение нового материала

Понятия относительной и абсолютной ссылки.

Уметь различать абсолютные и относительные ссылки, записывать формулы.

Тест

39

ПР №10 «Вычисления».

1

Формиро-вание ЗУН

Математические вычисления в электронных таблицах

Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах

ПР

40

Логические функции.

1

Комбини-рованный

Логические функции

И, ИЛИ, НЕ

Уметь применять логические функции И, ИЛИ, НЕ

Тест

41

Деловая графика.

1

Формиро-вание ЗУН

графическая обработка данных

знать области применения деловой графики

ПР

42

Построение диаграмм.

1

Формиро-вание ЗУН

Технология создания и редактирования диаграмм;

Уметь создавать и редактировать диаграммы;

ПР

43

Контрольная работа №5.

1

Проверка ЗУН

Табличные вычисления на компьютере

КР

44

Алгоритм. Способы записи алгоритмов.

1

Лекция

Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы.

Индивиду-альный
опрос

45

Управление и алгоритмы – 8 часов

Исполнители алгоритмов

1

Лекция

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей.

Массовый контроль

46

Линейный алгоритм. Структура следование.

1

Комбинированный урок

Разработка линейного алго-ритма с использованием математических функций.

Уметь осуществлять разработ-ку линейного алгоритма с использованием математичес-ких функций.

Письмен-ный опрос

47

Разветвляющийся алгоритм. Структура  ветвление.

1

Комбинированный урок

Разветвляющийся алгоритм. Структура  ветвление. Разработка алгоритма, содержащего ветвление.

Знать алгоритмическую кон-струкцию: ветвление. Уметь осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма с использованием логических функций.

Экспресс-опрос по карточкам

48

Циклический алгоритм. Структура цикл.

1

Комбинированный урок

Циклический алгоритм. Структура цикл. Разработка алгоритма, содержащего цикл.

Знать алгоритмическую кон-струкцию цикл. Уметь осу-ществлять разработку цикли-ческого алгоритма с исполь-зованием операций повтора.

Экспресс-опрос по карточкам

49

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

1

Комбинированный урок

Способы разбиения задачи на подзадачи, понятие и использование вспомогательного алгоритма.

Знать понятие вспомогатель-ного алгоритма. Уметь осу-ществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм.

Самостоя-тельная работа

50

Решение задач на алгоритмы.

1

Обобще-ние ЗУН

Линейный, разветвляю-щийся и циклический алгоритмы в задачах

Уметь решать задачи на алгоритмы

Индивиду-альая работа

51

Контрольная работа №6.

1

Проверка ЗУН

Управление и алгоритмы

52

Язык программи-рования Паскаль.

1

Изучение нового материала

Назначение языков програм-мирования; алфавит языка программирования Pascal;

Знать алфавит языка Pascal Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов.

Беседа

53

Основы языка программирования Паскаль – 12 часов

Типы данных языка Паскаль.

1

Изучение нового материала

Знакомство с языком  программирования Паскаль.

Типы данных языка Паскаль.

Знать типы данных, уметь описывать типы данных языка Паскаль.

Тест

54

Операции языка Паскаль.

1

ИНМ

Операции языка Паскаль.

Знать операции языка Паскаль.

Самост.

работа

55

Математические функции языка Паскаль.

1

Изучение нового материала

Запись математических выражений на языке Паскаль

Уметь записывать математические функции в языке Паскаль.

Мини-тест

56

Линейные операторы языка Паскаль.

1

Комбини-рованный урок

Общая структура программ-мы на языке Паскаль. Линейные операторы языка Паскаль.

Уметь составлять программы для решения задач на линейные и условные операторы.

Простей-шие программы

57

Условный оператор.

Решение задач.

1

Комбини-рованный урок

Структура условного оператора. Решение задач на условный оператор.

Знать основную структуру условного оператора. Уметь применять условный оператор для решения задач.

Практическая работа в среде Паскаль.

58

Составной оператор.

Решение задач.

1

Комбини-рованный урок

Структура составного оператора. Решение задач.

Знать основную структуру составного оператора. Уметь применять составной оператор для решения задач.

Практическая работа в среде Паскаль.

59

Оператор выбора.

Решение задач.

1

Комбини-рованный урок

Структура оператора выбора. Решение задач на оператор выбора.

Знать основную структуру оператора выбора. Уметь применять оператор выбора для решения задач.

Практическая работа в среде Паскаль.

60

Циклы в Паскале.

1

Комбини-рованный урок

Циклы в Паскале.

Цикл с предусловием, с постусловием, с  параметром.

Знать основные циклические схемы. Уметь составлять программы для решения задач на циклы.

Фронталь-ный опрос.

Тестирование.

61

Решение задач на циклы

1

Цикл с предусловием, с постусловием, с  параметром.

Знать основные циклические схемы. Уметь составлять про-граммы для задач на циклы.

ПР в среде Паскаль.

62

Решение задач  

1

Формиро-вание ЗУН

Программирование на Паскале.

Уметь составлять программы для решения задач.

ПР в среде Паскаль.

63

Контрольная работа №7.

1

Проверка ЗУН

Программирование на Паскале.

КР

64

Ин6формационные технологии в обществе – 5 часов

Понятие информационного общества

1

Комбини-рованный урок

Характерные черты инфор-мационного общества и информационной культуры человека

Умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности

Беседа, доклад, реферат

65

Предыстория информационных технологий.

1

Комбини-рованный урок

Предыстория информации-онных технологий, история ЭВМ и ИКТ

Умение различать лицензии-онные, условно бесплатные и бесплатные программы

Доклад, реферат

66

Основы социальной информатики.

1

Комбини-рованный урок

Проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных

Умение определять основные компоненты информационной культуры человека

Доклад, реферат

67

Итоговая работа

1

Проверка ЗУН

Информационные технологии в обществе

КР

68

Итоговый урок

1

Урок-игра

Компьютерный турнир


  1. УМК ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

4. Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

5. Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

6. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ВАКО, 2008. – 272 с.

7. http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_SemakinIG.html

8. http://school-collection.edu.ru/

9. http://www.videouroki.net/filecatalog.php

  1. УМК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.


8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

75-90%

хорошо

60-75%

удовлетворительно

менее 60% неудовлетворительно

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в

выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


10. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

VIII класс

Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»

Практическая работа №2 «Работа с единицами измерения информации»

Решение задач по измерению объема текста.

Кроссворд по разделу «Человек и информация»

Итоговый тест к главе I разделу «Человек и информация»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Практическая работа № 3 «Компьютерная память»

Практическая работа №4 «Функциональные характеристики компьютера» (заполнение таблицы данными).

Практическая работа № 5 «Набор текста по образцу»

Практическая работа №6 «Работа с файлами и папками в ОС Windows»

Практическая работа № 7 «Знакомство с ОС Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними».

Кроссворд по разделу «Первое знакомство компьютера»

Итоговый тест по главе II «Первое знакомство с компьютером»

Практическая работа № 8 «Тексты в памяти компьютера»

Практическая работа №9 «Создание текста в текстовом редакторе Word по заданному образцу»

Практическая работа №10 «Редактирование готового текста»

Практическая работа № 11 «Создание нумерованных и маркированных списков»

Практическая работа № 12 «Создание и форматирование таблиц».

Практическая работа № 13 «Создание графических объектов с использованием средств текстового редактора»

Практическая работа № 14 «Создание поздравительной открытки с использованием графических элементов и таблицы».

Практическая работа № 15 «Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения »

Практическая работа № 16 «Обработка отсканированного изображения»

Практическая работа № 17 «Работа с конструктором цветов»

Практическая работа № 18 «Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе»

Практическая работа №19 «Создание изображения в растровом графическом редакторе»

Практическая работа № 20 «Создание презентации с помощью матера автосодержания»

Практическая работа № 21 «Форматирование слайдов и презентаций»

Практическая работа № 22 «Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов».

Итоговый тест по курсу 8 класса

IX класс

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами»

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске»

Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа№5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»

Практическая работа№6 «Создание архива файлов и раскрытие архива. Загрузка файла из архива.»

Практическая работа №7 «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора»

Практическая работа №8 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы»

Практическая работа №9 Создание и заполнение однотабличной базы данных

Практическая работа №10 Поиск записей в готовой базе данных (формирование простых запросов)

Практическая работа№11  Поиск записей в готовой базе данных (формирование сложных запросов)

Практическая работа №12 Сортировка записей в готовой базе данных

Практическая работа №13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Практическая работа №14 Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка таблиц

Практическая работа №15 Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа №16 Построение графиков и диаграмм.

Практическая работа №17 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

Практическая работа №18  Разработка линейного алгоритма и алгоритма, содержащего оператор ветвления

Практическая работа №19 Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла

Практическая работа №20 Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму

Практическая работа №21  Разработка алгоритма по обработке одномерного массива.

Практическая работа №22 Разработка алгоритма, требующего использования логических операций.

Практическая работа №23 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.

Практическая работа №24 Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

Практическая работа №25  Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций.

Практическая работа №26 Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

Практическая работа №27 Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль.

Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса.


  1. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц


  1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Нусратуллина Оксана Энверовна

Дата рождения: 18.02.1986 г., (28лет)

Образование: высшее

Должность: учитель информатики

Категория: первая

Стаж работы: 8 лет

Контактные телефоны: моб. 8 (912) 408-13-34 

Электронная почта: oksn_86@inbox.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочие программы учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов 2012-2013 уч.год по учебникам Н.Д.Угриновича

Рабочие программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов по учебникам Н.Д.Угриновича...

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 8 А классе

Рабочая программа предназначена для углубленного изучения информатики...

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 9 А классе

Рабочая программа предназначена для углубленного изучения информатики...

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 5 А классе

Рабочая программа предназначена для изучения информатики и ИКТ на базовом уровне...

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 7 А классе

Рабочая программа предназначена для изучения информатики и ИКТ на базовом уровне...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 - 7 классов

Рабочая программа учебного курса«Информатика и ИКТ»для 6 - 7 классов...