Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 9 А классе
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для углубленного изучения информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_9_kl.rar | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании научно-методического объединения Руководитель НМО _____________ /Т.П.Савина/ | Утверждена Директор МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка |
«___»__________20__г. «___»___________20__г.
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ» в 9 А классе
Составитель: учитель информатики Аникина О.В.
п. Чамзинка
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Данная рабочая программа ориентирована на углубленное изучение курса информатики, рассчитана на 102 учебных часа (из расчета 3 часа в неделю). Для углубления базового курса информатики введен 1 час из вариативной части учебного плана. Изучение курса направлено на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Углубление направлено на изучение следующих тем:
- Передача информации в компьютерных сетях – 2 ч.,
- Информационное моделирование – 3 ч.,
- Хранение и обработка информации в базах данных – 4 ч.,
- Табличные вычисления на компьютере – 5 ч.,
- Управление и алгоритмы – 4 ч.,
- Программное управление работой компьютера – 10 ч.,
Предусмотрены уроки повторения – 6 ч.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 А класса, изучающих информатику и ИКТ на углубленном уровне, и реализуется на основе:
- федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 – ФЗ. Вестник образования. – 2013. - №3 – 4
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
- стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить углубленные знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Содержание дисциплины
9 класс (102 ч.)
- Передача информации в компьютерных сетях – 12 час.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Основные термины по разделу:
Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.
- Информационное моделирование – 8 час.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Основные термины по разделу:
Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.
- Хранение и обработка информации в базах данных – 16 час.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД,
- сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Основные термины по разделу:
База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.
- Табличные вычисления на компьютере – 15 час.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Основные термины по разделу:
Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.
- Управление и алгоритмы – 15 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
Учащиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Основные термины по разделу:
Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.
- Программное управление работой компьютера – 24 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
- правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Основные термины по разделу:
Алгоритм Евклида. Ввод данных. Величина. Вывод данных. Датчик случайных чисел. Команда присваивания. Константа. Массив. Оператор. Паскаль. Переменная. Прикладные программисты. Программирование. Система программирования. Системные программисты. Свойства присваивания. Случайные числа. Сценарий работы, программы. Счетчик. Тест. Тестирование. Тип величины. Этапы решения задачи путем программирования. Язык программирования.
- Информационные технологии и общество - 6 час.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Основные термины по разделу:
Автоматизированные системы управления (АСУ). Ада Лавлейс. Азбука Морзе. Аналитическая машина Бэббиджа. Арабские числа. Библиотеки стандартных программ. Второе поколение ЭВМ. Геоинформационные системы (ГИС). Защита от информационных преступлений. Защищенная система. ИКТ в образовании. Информационная безопасность. Информационная технология. Информационное общество. Информационные преступления. Информационные ресурсы. Кластерные системы. Машина Паскаля. Национальные информационные ресурсы. Непозиционная система счисления. Основание позиционной системы счисления. Первая в мире ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Персональный компьютер (ПК). Печатный станок. Позиционная система счисления. Прикладное программное обеспечение. Система счисления. Системное программное обеспечение. Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы программирования. Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации. Телефон. Транслятор. Третье поколение ЭВМ. Фонограф. Четвертое поколение ЭВМ. Электрический телеграф. Электронный офис.
- Уроки повторения. Итоговое тестирование по курсу 9 класса – 6 час.
Повторение, обобщение учебного материала за курс 9 класса.
Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Практичес-кие работы, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, ч. | |||
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 12 | 7 | 4 | 1 | |
2 | Информационное моделирование | 8 | 6 | 1 | 1 | |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 16 | 6 | 8 | 1 | 1 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 15 | 6 | 6 | 1 | 2 |
5 | Управление и алгоритмы | 15 | 8 | 6 | 1 | |
6 | Программное управление работой компьютера | 24 | 12 | 8 | 1 | 3 |
7 | Информационные технологии и общество | 6 | 6 | |||
8 | Повторение | 6 | 6 | |||
Итого | 102 | 57 | 33 | 6 | 6 |
9 класс
Календарно-тематический план
9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
План | Факт | |||||
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 12 | 5 | |||
1.1 | Техника безопасности. Как устроена компьютерная сеть | Теоретическое обучение | 1 | |||
1.2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | 1 | Практическая работа | |||
1.3 | Электронная почта и другие услуги сетей | Теоретическое обучение | 1 | |||
1.4 | Аппаратное и программное обеспечение сети | Теоретическое обучение | 1 | |||
1.5 | Работа с электронной почтой | 1 | Практическая работа | |||
1.6 | Интернет и Всемирная паутина. | Теоретическое обучение | 1 | |||
1.7 | Способы поиска в Интернете. | Теоретическое обучение | 1 | |||
1.8 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске | 1 | Практическая работа | |||
1.9 | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | 1 | Практическая работа | |||
1.10 | Передача информации по техническим каналам связи | Теоретическое обучение | 1 | |||
1.11 | Архивирование и разархивирование файлов | Теоретическое обучение | 1 | |||
1.12 | Тестирование №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | Тестирование | |||
2 | Информационное моделирование | 8 | 2 | |||
2.1 | Что такое моделирование | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.2 | Графические информационные модели | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.3 | Табличные модели. | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.4 | Табличные модели | 1 | Практическая работа | |||
2.5 | Информационное моделирование на компьютере | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.6 | Системы, модели, графы | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.7 | Объектно-информационные модели | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.8 | Тестирование №2 по теме «Информационное моделирование». | 1 | Тестирование | |||
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 16 | 10 | |||
3.1 | Основные понятия | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.2 | Что такое система управления базами данных | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.3 | Работа с готовой базой данных | 1 | Практическая работа | |||
3.4 | Создание и заполнение баз данных | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.5 | Создание БД на компьютере | 1 | Практическая работа | |||
3.6 | Создание БД на компьютере | 1 | Практическая работа | |||
3.7 | Условия выбора и простые логические выражения | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.8 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | 1 | Практическая работа | |||
3.9 | Условия выбора и сложные логические выражения | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.10 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | Практическая работа | |||
3.11 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | Практическая работа | |||
3.12 | Сортировка, удаление и добавление записей | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.13 | Использование сортировки, удаления и добавления записей | 1 | Практическая работа | |||
3.14 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 | Практическая работа | |||
3.15 | Итоговая работа по базам данных | 1 | Самостоятельная работа | |||
3.16 | Тестирование №3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 | Тестирование | |||
4 | Табличные вычисления на компьютере | 15 | 9 | |||
4.1 | Двоичная система счисления | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.2 | Перевод чисел. Двоичная арифметика | 1 | Самостоятельная работа | |||
4.3 | Числа в памяти компьютера | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.4 | Числа в памяти компьютера | 1 | Самостоятельная работа | |||
4.5 | Что такое электронная таблица. | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.6 | Работа с готовой электронной таблицей | 1 | Практическая работа | |||
4.7 | Правила заполнения таблицы | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.8 | Создание таблицы | 1 | Практическая работа | |||
4.9 | Работа с диапазонами. Относительная адресация | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.10 | Работа с диапазонами. Относительная адресация | 1 | Практическая работа | |||
4.11 | Использование встроенных математических и статистических функций | 1 | Практическая работа | |||
4.12 | Деловая графика. Условная функция. | 1 | Практическая работа | |||
4.13 | Логические функции и абсолютные адреса | 1 | Практическая работа | |||
4.14 | Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели в электронных таблицах | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.15 | Тестирование №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере». | 1 | Тестирование | |||
5 | Управление и алгоритмы | 15 | ||||
5.1 | Управление и кибернетика | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.2 | Управление с обратной связью | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.3 | Автоматизированные и автоматические системы управления | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.4 | Определение и свойства алгоритма | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.5 | Графический учебный исполнитель | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.6 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | 1 | Практическая работа | |||
5.7 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.8 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | 1 | Практическая работа | |||
5.9 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | 1 | Практическая работа | |||
5.10 | Циклические алгоритмы | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.11 | Работа с циклами | 1 | Практическая работа | |||
5.12 | Работа с циклами | 1 | Практическая работа | |||
5.13 | Ветвления и последовательная детализация алгоритма | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.14 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма | 1 | Практическая работа | |||
5.15 | Тестирование №5 по теме «Управление и алгоритмы» | 1 | Тестирование | |||
6 | Программное управление работой компьютера | 24 | 12 | |||
6.1 | Что такое программирование | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.2 | Алгоритмы работы с величинами | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.3 | Линейные вычислительные алгоритмы | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.4 | Знакомство с языком Паскаль | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.5 | Разработка линейных алгоритмов | 1 | Решение задач | |||
6.6 | Разработка линейных алгоритмов | 1 | Самостоятельная работа | |||
6.7 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.8 | Программирование ветвлений на Паскале | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.9 | Программирование ветвлений на Паскале | 1 | Решение задач | |||
6.10 | Программирование ветвлений на Паскале | 1 | Самостоятельная работа | |||
6.11 | Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером | 1 | Решение задач | |||
6.12 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций | 1 | Решение задач | |||
6.13 | Программирование циклов | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.14 | Программирование циклов | 1 | Решение задач | |||
6.15 | Программирование циклов | 1 | Решение задач | |||
6.16 | Программирование циклов | 1 | Самостоятельная работа | |||
6.17 | Алгоритм Евклида | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.18 | Таблицы и массивы | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.19 | Массивы в Паскале | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.20 | Одна задача обработки массива | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.21 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | 1 | Решение задач | |||
6.22 | Сортировка массива | 1 | Решение задач | |||
6.23 | О языках программирования и трансляторах | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.24 | Тестирование №6 по теме «Программное управление работой компьютера». | 1 | Тестирование | |||
7 | Информационные технологии и общество | 6 | ||||
7.1 | Предыстория информатики | Теоретическое обучение | 1 | |||
7.2 | История чисел и систем счисления | Теоретическое обучение | 1 | |||
7.3 | История ЭВМ | Теоретическое обучение | 1 | |||
7.4 | История программного обеспечения и ИКТ | Теоретическое обучение | 1 | |||
7.5 | История языков программирования | Теоретическое обучение | 1 | |||
7.6 | Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества | Теоретическое обучение | 1 | |||
8 | Повторение | 6 | ||||
8.1 | Повторение темы «Передача информации в компьютерных сетях» | Теоретическое обучение | 1 | |||
8.2 | Повторение темы «Информационное моделирование» | Теоретическое обучение | 1 | |||
8.3 | Повторение темы «Хранение и обработка информации в базах данных» | Теоретическое обучение | 1 | |||
8.4 | Повторение темы «Табличные вычисления на компьютере» | Теоретическое обучение | 1 | |||
8.5 | Повторение темы «Программное управление работой компьютера» | Теоретическое обучение | 1 | |||
8.6 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса (№7) | Теоретическое обучение | 1 | Итоговое тестирование | ||
Итого | 102 |
Результаты изучения углубленного курса информатики 9 класса
В результате углубленного изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
- что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования и систем программирования;
- что такое трансляция;
- правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности;
уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов.
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект
9 класс
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar
6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
III. Материально-техническое обеспечение
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Лазерный принтер цветной.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Цифровая видеокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
- Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
- Система программирования TurboPascal.
- Программа интерактивного общения ICQ.
Список литературы
1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 8г класса
В соответствии со стандартами образования для глухих и слабослышащих детей общеобразовательная программа основного общего образования изучается 11 лет. Обучение информатике в 8 специальном коррекционн...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 9 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....