Системы счисления
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) по теме
Достаточно большое количество заданий для подготовки к Единому государственному экзамену по теме "Системы счисления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sisitemy_schisleniya.rar | 159.73 КБ |
Предварительный просмотр:
© К. Поляков, 2009-2013
B7 (повышенный уровень, время – 2 мин)
Тема: Кодирование чисел. Системы счисления.
Что нужно знать:
- принципы кодирования чисел в позиционных системах счисления
- чтобы перевести число, скажем, 12345N, из системы счисления с основанием в десятичную систему, нужно умножить значение каждой цифры на в степени, равной ее разряду:
4 3 2 1 0 ← разряды
1 2 3 4 5N = 1·N4 + 2·N3 + 3·N2 + 4·N1 + 5·N0
- последняя цифра записи числа в системе счисления с основанием – это остаток от деления этого числа на
- две последние цифры – это остаток от деления на , и т.д.
Пример задания:
Решите уравнение .
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
- удобнее всего перевести все числа в десятичную систему, решить уравнение и результат перевести в шестеричную систему
- получаем
- уравнение приобретает вид , откуда получаем
- переводим 15 в шестеричную систему счисления:
- ответ: 23.
Ещё пример задания:
Запись десятичного числа в системах счисления с основаниями 3 и 5 в обоих случаях имеет последней цифрой 0. Какое минимальное натуральное десятичное число удовлетворяет этому требованию?
Решение:
- если запись числа в системе счисления с основанием N заканчивается на 0, то это число делится на N нацело
- поэтому в данной задаче требуется найти наименьшее натуральное число, которое делится одновременно на 3 и на 5, то есть, делится на 15
- очевидно, что это число 15.
Ещё пример задания:
Запись числа 6710 в системе счисления с основанием N оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Укажите основание этой системы счисления N.
Решение:
- поскольку запись в системе счисления с основанием N заканчивается на 1, то остаток от деления числа 67 на N равен 1, то есть при некотором целом имеем
- следовательно, основание N – это делитель числа 66
- с другой стороны, запись числа содержит 4 цифры, то есть
- выпишем кубы и четвертые степени первых натуральных чисел, которые являются делителями числа 66:
- видим, что из этого списка только для числа N = 3 выполняется условие
- таким образом, верный ответ – 3.
- можно сделать проверку, переведя число 67 в троичную систему 6710 = 21113
Еще пример задания:
Запись числа 38110 в системе счисления с основанием N оканчивается на 3 и содержит 3 цифры. Укажите наибольшее возможное основание этой системы счисления N.
Решение:
- поскольку запись в системе счисления с основанием N заканчивается на 3, то остаток от деления числа 381 на N равен 3, то есть при некотором целом имеем
- следовательно, основание N – это делитель числа
- с другой стороны, запись числа содержит 3 цифры, то есть
- неравенство дает (так как )
- неравенство дает (так как )
- таким образом, ; в этом диапазоне делителями числа 378 являются числа
- 9, при получаем запись числа
- 14, при получаем запись числа
- 18, при получаем запись числа
- наибольшим из приведенных чисел – это 18 (можно было сразу искать подбором наибольший делитель числа 378, начиная с 19 «вниз», на уменьшение)
- таким образом, верный ответ – 18.
Еще пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11?
Общий подход:
- вспомним алгоритм перевода числа из десятичной системы в систему с основанием (см. презентацию), из него следует, что младшая цифра результата – это остаток от деления исходного числа на , а две младших цифры – это остаток от деления на и т.д.
- в данном случае , остаток от деления числа на должен быть равен 114 = 5
- потому задача сводится к тому, чтобы определить все числа, которые меньше или равны 25 и дают остаток 5 при делении на 16
Решение (вариант 1, через десятичную систему):
- общий вид чисел, которые дают остаток 5 при делении на 16:
где – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …)
- среди всех таких чисел нужно выбрать те, что меньше или равны 25 («не превосходят 25»); их всего два: 5 (при ) и 21 (при )
- таким образом, верный ответ – 5, 21 .
Возможные ловушки и проблемы:
|
Решение (вариант 2, через четверичную систему, предложен О.А. Тузовой):
- переведем 25 в четверичную систему счисления: 25 = 1214, все интересующие нас числа не больше этого значения
- из этих чисел выделим только те, которые заканчиваются на 11, таких чисел всего два:
это 114 = 5 и 1114 = 21 - таким образом, верный ответ – 5, 21 .
Возможные ловушки и проблемы:
|
Еще пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.
Общий подход:
- здесь обратная задача – неизвестно основание системы счисления, мы обозначим его через
- поскольку последняя цифра числа – 2, основание должно быть больше 2, то есть
- вспомним алгоритм перевода числа из десятичной системы в систему с основанием (см. презентацию), из него следует, что младшая цифра результата – это остаток от деления исходного числа на
Решение:
- итак, нужно найти все целые числа , такие что остаток от деления 23 на равен 2, или (что то же самое)
(*)
где – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …);
- сложность в том, что и , и неизвестны, однако здесь нужно «играть» на том, что это натуральные числа
- из формулы (*) получаем , так что задача сводится к тому, чтобы найти все делители числа 21, которые больше 2
- в этой задаче есть только три таких делителя: и
- таким образом, верный ответ – 3, 7, 21 .
Возможные ловушки и проблемы:
|
Еще пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 31 оканчивается на 11.
Общий подход:
- неизвестно основание системы счисления, мы обозначим его через
- пока будем считать, что запись числа 31 в системе с основанием состоит из трех цифр, причем две младшие (11) нам даны, а одну (обозначим ее через ) нужно найти:
2 1 0 ← разряды
31 = k 1 1N = k·N2 + N1 + N0 = k·N2 + N + 1
- можно показать, что при большем количестве разрядов эта формула также верна, то есть, число 31 можно представить как при некотором целом ; например, для числа с пятью разрядами получаем:
4 3 2 1 0 ← разряды
31 = k4 k3 k2 1 1N = k4·N4 + k3·N3 + k2·N2 + N1 + N0
= k·N2 + N + 1
для (из первых трех слагаемых вынесли общий множитель )
Решение:
- итак, нужно найти все целые числа , такие что
(**)
где – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …);
- сложность в том, что и , и неизвестны, однако здесь нужно «играть» на том, что это натуральные числа
- из формулы (**) получаем , так что задача сводится к тому, чтобы найти все делители числа 30 и отобрать только те из них, для которых уравнение (**) разрешимо при целом , то есть, – целое число
- выпишем все делители числа 30, большие или равные 2: 2, 3, 5, 6, 10, 15, 30
- из всех этих делителей только для 2, 3, 5 и 30 значение – целое число (оно равно соответственно 7, 3, 1 и 0)
- таким образом, верный ответ – 2, 3, 5, 30.
Еще пример задания:
Укажите, сколько всего раз встречается цифра 2 в записи чисел 10, 11, 12, …, 17 в системе счисления с основанием 5.
Решение (вариант 1):
- запишем первое и последнее число в заданном диапазоне в системе счисления с основанием 5:
10 = 205, 17 = 325 .
- заметим, что оба они содержат цифру 2, так что, 2 цифры мы уже нашли
- между 205 и 325 есть еще числа
215, 225, 235, 245, 305, 315.
- в них 5 цифр 2 (в числе 225 – сразу две двойки), поэтому всего цифра 2 встречается 7 раз
- таким образом, верный ответ – 7.
Возможные ловушки и проблемы:
|
Решение (вариант 2):
- переведем все указанные числа в систему счисления с основанием 5:
10 = 205, 11 = 215, 12 = 225, 13 = 235, 14 = 245, 15 = 305, 16 = 315, 17 = 325 .
- считаем цифры 2 – получается 7 штук
- таким образом, верный ответ – 7 .
Еще пример задания:
Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 30 трехзначна.
Решение:
- обозначим через неизвестное основание системы счисления, тогда запись числа 30 в этой системе имеет вид
- вспомним алгоритм перевода числа из системы счисления с основанием в десятичную систему: расставляем сверху номера разрядов и умножаем каждую цифру на основание в степени, равной разряду:
- поскольку запись трехзначная, , поэтому
- с другой стороны, четвертой цифры нет, то есть, в третьем разряде – ноль, поэтому
- объединяя последние два условия, получаем, что искомое основание удовлетворяет двойному неравенству
- учитывая, что – целое число, методом подбора находим целые решения этого неравенства; их два – 4 и 5:
- минимальное из этих значений – 4
- таким образом, верный ответ – 4 .
Решение (без подбора):
- выполним п.1-4 так же, как и в предыдущем варианте решения
- найдем первое целое число, куб которого больше 30; это 4, так как
- проверяем второе неравенство: , поэтому в системе счисления с основанием 4 запись числа 30 трехзначна
- таким образом, верный ответ – 4 .
Еще пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в системе счисления с основанием 5 начинается на 3?
Решение (вариант 1):
- нас интересуют числа от 1 до 30
- сначала определим, сколько цифр может быть в этих числах, записанных в системе счисления с основанием 5
- поскольку , в интересующих нас числах может быть от 1 до 3 цифр
- рассмотрим трехзначные числа, начинающиеся на 3 в системе с основанием 5:
все они заведомо не меньше , поэтому в наш диапазон не попадают;
- таким образом, остается рассмотреть только однозначные и двухзначные числа
- есть всего одно однозначное число, начинающееся на 3, это 3
- общий вид всех двузначных чисел, начинающихся на 3 в системе с основанием 5:
где – целое число из множества {0, 1, 2,3,4} (поскольку система счисления имеет основание 5 и цифр, больших 4, в записи числа быть не может)
- используя эту формулу, находим интересующие нас двузначные числа – 15, 16, 17, 18 и 19
- таким образом, верный ответ – 3, 15, 16, 17, 18, 19 .
Решение (вариант 2, предложен Сенькиной Т.С., г. Комсомольск-на-Амуре ):
- нас интересуют числа от 1 до 30; сначала определим, сколько цифр может быть в пятеричной записи эти чисел
- поскольку , в интересующих нас числах может быть не более 2 цифр (все трехзначные пятеричные числа, начинающиеся с 3, больше 30)
- есть всего одно однозначное число, начинающееся на 3, это 3
- выпишем все пятеричные двузначные числа, которые начинаются с 3, и переведем их в десятичную систему: 305 = 15, 315 = 16, 325 = 17, 335 = 18 и 345 = 19
- таким образом, верный ответ – 3, 15, 16, 17, 18, 19 .
Еще пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 71 оканчивается на 13.
Решение (1 способ):
- Если число в системе с основанием оканчивается на 13, то
- , потому что в системах с меньшим основанием нет цифры 3
- это число можно представить в виде , где – целое неотрицательное число
- определим наибольшее возможное с учетом условия . Из уравнения следует .
- очевидно, что чем меньше , тем больше , поэтому значение не превышает
здесь мы подставили – наименьшее допустимое значение
- остается перебрать все допустимые значения (от 0 до ), решая для каждого из них уравнение
или равносильное
относительно , причем нас интересуют только натуральные числа
- получаем
- при :
- при : решения – не целые числа
- при : и , второе решение не подходит
- таким образом, верный ответ: 4, 68.
Решение (2 способ, М.В. Кузнецова и её ученики):
- запись числа71 в системе с основанием оканчивается на 13, т.е. в разряде единиц – 3, это значит, что остаток от деления 71 на равен 3, то есть для некоторого целогоимеем
- таким образом, искомые основания – делители числа 68; остается выбрать из них те, которые соответствуют другим условиям задачи
- среди чисел, оканчивающихся на 13 в системе счисления с основанием ,минимальное – это само число ; отсюда найдем максимальное основание:
так что первый ответ: 68.
- остальные числа, окачивающиеся в этой системе на 13, имеют не менее 3-х знаков (,…), т.е. все они больше
- поэтому , следовательно,
- по условию в записи числа есть цифра 3, поэтому (в системах с основанием ≤ 3 цифры 3 нет)
- итак: , и при этом – делитель 68; единственное возможное значение (на 5,6,7 и 8 число 68 не делится)
- таким образом, верный ответ: 4, 68.
Возможные ловушки и проблемы:
|
Еще пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 86 оканчивается на 22.
Решение (1 способ):
- Если число в системе с основанием оканчивается на 22, то
- , потому что в системах с меньшим основанием нет цифры 2
- это число можно представить в виде , где – целое неотрицательное число
- определим наибольшее возможное с учетом условия . Из уравнения следует .
- очевидно, что чем меньше , тем больше , поэтому значение не превышает
здесь мы подставили – наименьшее допустимое значение
- остается перебрать все допустимые значения (от 0 до ), решая для каждого из них уравнение
или равносильное
относительно , причем нас интересуют только натуральные числа
- получаем
- при :
- при : решения – не целые числа
- при : и , второе решение не подходит
- при : решения – не целые числа
- таким образом, верный ответ: 6, 42.
Решение (2 способ, М.В. Кузнецова и её ученики):
- запись числа 86 в системе с основанием оканчивается на 22, т.е. в разряде единиц – 2, это значит, что остаток от деления 86 на равен 2, то есть для некоторого целогоимеем
- таким образом, искомые основания – делители числа 84; остается выбрать из них те, которые соответствуют другим условиям задачи
- среди чисел, оканчивающихся на 22 в системе счисления с основанием ,минимальное – это само число ; отсюда найдем максимальное основание:
так что первый ответ: 42.
- остальные числа, окачивающиеся в этой системе на 22, имеют не менее 3-х знаков (,…), т.е. все они больше
- поэтому , следовательно,
- по условию в записи числа есть цифра 2, поэтому
- итак: , и при этом – делитель 84; возможные значения (на 5,8 и 9 число 84 не делится)
- переводя число 86 в системы счисления с основаниями , находим, что только для основания 6 запись числа оканчивается на 22 (при делении на 3, 4 и 7 «вторые» остатки не равны 2):
8 | 6 | 3 | Дальше делить | 8 | 6 | 4 | 8 | 6 | 6 | 8 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||||
8 | 4 | 2 | 8 | 3 | 8 | 4 | 2 | 1 | 4 | 8 | 4 | 1 | 4 | 6 | 8 | 4 | 1 | 2 | 7 | ||||||||||||||
2 | 2 | 7 | 9… | 2 | 2 | 0 |
| 5… | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | 1 | ||||||||||||||||||
1 | 1 | 2 | 5 |
- таким образом, верный ответ: 6, 42.
Еще пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 94 начинается на 23.
Решение:
- Из условия сразу видно, что искомое основание не меньше 4 (в записи есть цифра 3).
- Если запись числа 94 в некоторой системе счисления с основанием двузначна (94 = 23x), то справедливо равенство ; нас интересуют натуральные решения этого уравнения, такие что , таких решений нет.
- Предположим, что число четырехзначное. Минимальное допустимое четырехзначное число – 2300x, где . При минимальном основании () оно равно, поэтому запись нужного нам числа имеет не больше трех знаков.
- На основании (2) и (3) делаем вывод, что число трехзначное, то есть , где – целое неотрицательное число, такое что .
- Максимальное можно определить как решение уравнения (при ); получаем одно из решений – 6,15; поэтому
- Если мы знаем , то определится как ; пробуем подставлять в эту формулу , пытаясь получить
- Минимальное будет при : , а при получается
- Таким образом, верный ответ: 6.
Еще пример задания:
Найти сумму восьмеричных чисел 178 +1708 +17008 +...+17000008, перевести в 16-ую систему счисления. Найдите в записи числа, равного этой сумме, третью цифру слева.
Решение:
- Несложно выполнить прямое сложение восьмеричных чисел, там быстро обнаруживается закономерность:
178 + 1708 = 2078
178 + 1708 + 17008 = 21078
178 + 1708 + 17008 + 170008 = 211078
178 + 1708 + 17008 + 170008 + 1700008 = 2111078
178 + 1708 + 17008 + 170008 + 1700008 + 17000008 = 21111078
- Переведем последнюю сумму через триады в двоичный код (заменяем каждую восьмеричную цифру на 3 двоичных):
100010010010010001112
- Теперь разбиваем цепочку на тетрады (группы из 4-х двоичных цифр), начиная справа, и каждую тетраду представляем в виде шестнадцатеричной цифры
100010010010010001112
8 9 2 4 7
- Таким образом, верный ответ (третья цифра слева): 2.
Еще пример задания:
Чему равно наименьшее основание позиционной системы счисления , при котором 225x = 405y? Ответ записать в виде целого числа.
Решение:
- Поскольку в левой и в правой частях есть цифра 5, оба основания больше 5, то есть перебор имеет смысл начинать с .
- Очевидно, что , однако это не очень нам поможет.
- Для каждого «подозреваемого» вычисляем значение и решаем уравнение , причем нас интересуют только натуральные .
- Для и нужных решений нет, а для получаем
так что.
- Таким образом, верный ответ (минимальное значение ): 8.
Еще пример задания:
Запись числа 3010 в системе счисления с основанием N оканчивается на 0 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N?
Решение (1 способ, подбор):
- запись числа 30 в системе с основанием N длиннее, чем в десятичной (4 цифры против двух), поэтому основание N меньше 10
- это дает шанс решить задачу методом подбора, переводя в разные системы, начиная с N = 2 до N = 9
- переводим:
30 = 111102 = 10103 = …
- дальше можно не переводить, поскольку запись 10103 удовлетворяет условию: заканчивается на 0 и содержит 4 цифры
- можно проверить, что при N ≥ 4 запись числа 30 содержит меньше 4 цифр, то есть не удовлетворяет условию
- Ответ: 3.
Решение (2 способ, неравенства):
- запись числа 30 в системе с основанием N содержит ровно 4 цифры тогда и только тогда, когда старший разряд – третий, то есть
- первая часть двойного неравенства дает (в целых числах)
- вторая часть неравенства дает (в целых числах)
- объединяя результаты пп. 2 и 3 получаем, что N = 3
- заметим, что условие «оканчивается на 0» – лишнее, ответ однозначно определяется по количеству цифр
- Ответ: 3.
Задачи для тренировки[1]:
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 22 оканчивается на 4.
- В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 39 оканчивается на 3.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.
- В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается как 1004. Укажите это основание.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 40 оканчивается на 4.
- В системе счисления с некоторым основанием число десятичное 25 записывается как 100. Найдите это основание.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 27 оканчивается на 3.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 26, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на 22?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в четверичной системе счисления оканчивается на 31?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные натуральные числа, не превосходящие 17, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на две одинаковые цифры?
- Укажите, сколько всего раз встречается цифра 3 в записи чисел 19, 20, 21, …, 33 в системе счисления с основанием 6.
- Укажите, сколько всего раз встречается цифра 1 в записи чисел 12, 13, 14, …, 31 в системе счисления с основанием 5.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 1.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 63 оканчивается на 23.
- Десятичное число, переведенное в восьмеричную и в девятеричную систему, в обоих случаях заканчивается на цифру 0. Какое минимальное натуральное число удовлетворяет этому условию?
- В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается в виде 100. Укажите это основание.
- Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 70 трехзначна.
- Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 двузначна.
- Сколько значащих цифр в записи десятичного числа 357 в системе счисления с основанием 7?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием 6 начинается на 4?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 20, запись которых в системе счисления с основанием 3 начинается на 2?
- Какое десятичное число при записи в системе счисления с основанием 5 представляется как 12345?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 101?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 30 оканчивается на 8.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 31 оканчивается на 4.
- В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 83 записывается в виде 123. Укажите это основание.
- В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 144 записывается в виде 264. Укажите это основание.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 32 оканчивается на 4.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 27, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 110?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на 21?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 45, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 1010?
- Десятичное число кратно 16. Какое минимальное количество нулей будет в конце этого числа после перевода его в двоичную систему счисления?
- В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 18 записывается в виде 30. Укажите это основание.
- Укажите, сколько всего раз встречается цифра 3 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 4.
- Укажите, сколько всего раз встречается цифра 2 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 3.
- В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь и 42 груши. Найдите основание системы счисления, в которой указаны эти числа.
- Найдите основание системы счисления, в которой выполнено сложение: 144 + 24 = 201.
- Найдите основание системы счисления, в которой выполнено умножение: 3·213 = 1043.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 20, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 3?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 100, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 11?
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 75 оканчивается на 13.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 84 оканчивается на 14.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 61 оканчивается на 15.
- Найдите десятичное число x, такое что 20 < x < 30, запись которого в системе счисления с основанием 3 заканчивается на 11.
- Запись числа 658 в некоторой системе счисления выглядит так: 311N. Найдите основание системы счисления N.
- Запись числа 30 в некоторой системе счисления выглядит так: 110N. Найдите основание системы счисления N.
- Запись числа 2B16 в некоторой системе счисления выглядит так: 111N. Найдите основание системы счисления N.
- Запись числа 23 в некоторой системе счисления выглядит так: 212N. Найдите основание системы счисления N.
- Запись числа 2105 в некоторой системе счисления выглядит так: 313N. Найдите основание системы счисления N.
- Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 трехзначна.
- Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 348 оканчивается на 20.
- Запись числа 344 в некоторой системе счисления выглядит так: 1A8N. Найдите основание системы счисления N.
- К записи натурального числа в восьмеричной системе счисления справа приписали два нуля. Во сколько раз увеличилось число? Ответ запишите в десятичной системе счисления.
- Запись числа 281 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 1. Чему равно максимально возможное основание системы счисления?
- Запись числа 234 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 6. Чему равно основание системы счисления?
- Запись числа 338 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 2. Чему равно максимально возможное основание системы счисления?
- Запись числа 256 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 4. Чему равно минимально возможное основание системы счисления?
- Запись числа 325 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 1. Чему равно минимально возможное основание системы счисления?
- Запись числа 180 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 0. Перечислите в порядке возрастания все возможные основания системы счисления.
- Запись числа 280 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 0. Перечислите в порядке возрастания все возможные основания системы счисления.
- Запись натурального числа в системах счисления с основанием 4 и 6 заканчивается на 0. Найдите минимальное натуральное число, удовлетворяющее этим условиям.
- Десятичное число 71 в некоторой системе счисления записывается как «78». Определите основание системы счисления.
- Десятичное число 70 в некоторой системе счисления записывается как «64». Определите основание системы счисления.
- Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как «212». Определите основание системы счисления.
- Десятичное число 109 в некоторой системе счисления записывается как «214». Определите основание системы счисления.
- Решите уравнение .
Ответ запишите в четверичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно. - Решите уравнение .
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно. - Решите уравнение .
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно. - Решите уравнение .
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно. - (http://ege.yandex.ru) Десятичное число 63 в некоторой системе счисления записывается как 120. Определите основание системы счисления.
- (http://ege.yandex.ru) Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как 212. Определите основание системы счисления.
- (http://ege.yandex.ru) В системе счисления с основанием N запись числа 77 оканчивается на 0, а запись числа 29 – на 1. Чему равно число N?
- В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 56 и 45 заканчиваются на 1. Определите основание системы счисления.
- В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 68 и 94 заканчиваются на 3. Определите основание системы счисления.
- В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 41 и 63 заканчиваются на 8. Определите основание системы счисления.
- В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 56 и 124 заканчиваются на 5. Определите основание системы счисления.
- Запись числа 6810 в системе счисления с основанием N оканчивается на 2 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N?
- Решите уравнение .
Ответ запишите в троичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно. - Запись числа N в системе счисления c основанием 6 содержит две цифры, запись этого числа в системе счисления c основанием 5 содержит три цифры, а запись в системе счисления c основанием 11 заканчивается на 1. Чему равно N? Запишите ответ в десятичной системе счисления.
- Запись числа N в системе счисления c основанием 7 содержит две цифры, запись этого числа в системе счисления c основанием 6 содержит три цифры, а запись в системе счисления c основанием 13 заканчивается на 3. Чему равно N? Запишите ответ в десятичной системе счисления.
- Решите уравнение .
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно. - Решите уравнение .
Ответ запишите в семеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
[1] Источники заданий:
- Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2013 гг.
- Тренировочные работы МИОО.
- Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.
- Самылкина Н.Н., Островская Е.М. Информатика: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.
- Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ 2010. Информатика. Типовые тестовые задания. — М: Экзамен, 2010.
- Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. — М.: Интеллект-центр, 2010.
- Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. — М.: Астрель, 2009.
- М.Э. Абрамян, С.С. Михалкович, Я.М. Русанова, М.И. Чердынцева. Информатика. ЕГЭ шаг за шагом. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.
- Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.
- Информатика и ИКТ: ЕГЭ-2012. – СПб.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Перевод чисел из 2 системы счисления в системы счисления с основаниям 2
Разработка урока...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...